воспитательная система класса "Школа роста"
рабочая программа (5 класс) на тему

Данная воспитательная система призвана стать своеобразным посредником между подростком и миром, помощником в организации жизнедеятельности, в осмыслении своего Я, создателем благоприятной развивающей среды в классе, координатором усилий педагогов, семьи, социума — всех воспитывающих сил, влияющих на  становление и развитие личности воспитанника.

Воспитательная система является перспективной и рассчитана на 5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_sistema_klassa.docx49.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сухобезводненская  средняя школа»

Рассмотрено                                  Согласовано                                      Утверждаю

На заседании ШМО                     Зам.директора по УВР                      Директор школы

протокол №___                              _______________                             ________________

«____»________ ____г.                «____»________ ____г.                   «___»_______ ____г.

                   

Воспитательная система класса

«Школа роста»

классного  руководителя  5  класса  Носовой И.А.

2016-2017 уч. год

г.Семенов, р.п.Сухобезводное

Нижегородская область

2016 год

  II. ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.

  1. Индивидуально-групповой блок.

           Общие направления в работе класса

       Сегодня государство активно взялось за модернизацию образования, результатом которой стали Новые стандарты образования 2010. В них воспитание выделено как важнейшая стратегическая задача. Общеобразовательным учреждениям определена роль центрального звена этой системы. В числе первоочередных выдвинута задача формирования воспитательной системы, которая включает в себя учебный и воспитательный процессы, обеспечивающие всестороннее развитие личности каждого ребенка.

      Классный коллектив – важнейший компонент школьной воспитательной системы. Класс – именно здесь организуются познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классе ученик наиболее свободно проявляет свою инициативу, и задача классного руководителя и школы – эту инициативу поддержать.

Диагностика показывает, что у детей уже сформированы понятия истины, добра и красоты, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформированном образе жизни. Таким образом,  появляется  потребность в систематизации воспитательных аспектов, направленных именно на продолжение той работы, которая началась еще в начальных классах. Отчетливое осознание проблем и перспектив развития помогает более обоснованно избрать пути и способы дальнейшего развития классного коллектива.

Сохраняя преемственность между начальной школой и средним звеном, я решила продолжить начатую воспитательную работу бывшего классного руководителя      Крицкой Н.А.

  Создавая воспитательную систему, я взяла за основу  путь духовно-нравственного, патриотического и физического  воспитания. Кроме того,  в планировании мероприятий в классе большое внимание уделяется занятиям этической и эстетической направленности. Планирование намечено через приобщение ребят к посещению школьного Военно-Патриотического Клуба «Русич»,  участию в издании классной и школьной газет, посещению театров, через уроки общения, ролевые игры, уроки этического диалога и пр., а также спортивной направленности, т.к. класс состоит в основном из мальчиков, большинство из которых посещает спортивные секции.

   Планируя свою работу, я обязательно учитываю интересы каждого ребенка, создавая условия для реализации ученика как личности. В классе стараюсь создать такое пространство, в котором каждый школьник может проявить себя с лучшей стороны в обществе равных.  

  1.  Главная цель – воспитание нравственно и физически здоровой, интеллектуальной личности, разносторонне подготовленной к успешной социализации через формирование духовно-нравственных ценностей.

  1.  Задачи программы:
  • Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских  навыков, творческих способностей и личностного роста каждого ребенка.
  • Внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы  современной   цивилизации.
  • Расширять возможности для участия школьников  в российских, международных , творческих  конкурсах, выставках, олимпиадах, конференциях.
  • Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития личности.
  • Способствовать формированию гражданско-патриотических качеств личности.
  • Создать условия для воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
  • Способствовать формированию культуры здоровья.  

 

        1.3.   Основные задачи деятельности:

  • Формирование у детей гражданско-патриотического сознания и духовно-нравственных ценностей.
  • Формирование учебной мотивации и развитие учебных навыков.
  • Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учеников.
  • Организация разнообразной, творческой, личностно   и общественно- значимой деятельности детей в классе.
  • Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обеспечение условий защищённости каждого.
  • Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения, обретение каждым необходимого для него уважения, социального статуса в среде сверстников.
  • Создание условий и оказание помощи в поисках и обретении ценностей и смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после её окончания.
  • Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор.
  • Воспитание чувств. Привитие оптимистического мировосприятия.

1.4.Субъекты воспитательной системы.

 Классный руководитель в своей практике имеет дело со следующими субъектами:

  • учащимися;
  • родителями;
  • учителями-предметниками.

  1.     Основные направления работы с классом:
  •    Патриотическое и правовое.
  •    Нравственное и эстетическое.
  •    Учебно-познавательное и информационное.
  •    Творческое
  •    Экологическое.
  •    Спортивное направление, здоровье сбережение.
  •    Трудовое.
  •    Организация самоуправления.

  1.  ОПИСАНИЕ ИДЕИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

   

Данная воспитательная система призвана стать своеобразным посредником между подростком и миром, помощником в организации жизнедеятельности, в осмыслении своего я, создателем благоприятной развивающей среды в классе, координатором усилий педагогов, семьи, социума — всех воспитывающих сил, влияющих на  становление и развитие личности воспитанника.

Воспитательная система является перспективной и рассчитана на 5 лет.

Принцип построения программы - поэтапное решение задач на  каждом  возрастном уровне:

1 возрастная ступень – 5-6  класс (2016-2018 у.г.) – этап проектирования системы:  «Я, ты, он, она, вместе классная, дружная семья. Один за всех и все за одного!»

Цель: развитие классного коллектива через правовую культуру, изучение личностных качеств учащихся, особенностей характера, уровня социальных компетентностей и самопознание интересов и возможностей.

II возрастная ступень 7-8 класс (2018-2020 уч. г)- этап стабильного функционирования системы: «Жить - значит творить. Творить – значит жить.  Я – патриот своей Родины!».

Цель: формирование социальной активности личности через разнообразную внеклассную деятельность по развитию чувства патриотизма и  познавательных интересов учащихся.

III возрастная ступень 9 класс (2020-2021 уч.г) -  «Мир многогранен…»

Цель:    практическое применение своих способностей, полученных навыков и умений.

Критериями эффективности функционирования формируемой мной воспитательной системы являются:

  • воспитанность учащихся
  • защищённость и комфортность ребёнка в классе
  • удовлетворённость учащихся и их родителей  результатами деятельности
  • сформированность классного коллектива
  • репутация класса
  • проявление лидерских качеств каждого обучающегося
  • усвоение учащимися патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм   поведения
  • умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, творить прекрасное в досуговой деятельности, поведении, общении с окружающими

  • желание продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении выбранной профессии, в самостоятельном добывании новых знаний
  • адекватная оценка учащимися своих возможностей.
  • стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни
  • формирование личности, не склонной к употреблению алкоголя,наркотиков

     Определив цели и задачи воспитательной работы, следующим этапом моей деятельности было составление плана-программы воспитательной работы с детским коллективом. Основная задача планирования – так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса и школы, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя

       Системный и деятельностный подходы к воспитанию диктуют необходимость выйти за рамки школы. Поэтому я включила в свою воспитательную систему работу по Дополнительному образованию. После получения результатов диагностик, учащимся будет оказана помощь в выборе студий, кружков и секций дополнительного образования. Планируется осуществлять тесное взаимодействие с педагогами дополнительного образования, проводить индивидуальные личные беседы с педагогами.

       Созданию положительной воспитательной среды в классном коллективе способствует взаимодействие семьи и школы. Цель – привлечение родителей к сопровождению ребенка в процессе обучения и воспитания. Будет составлен социально-демографический паспорт семей, изучены внутрисемейные отношения, воспитательная позиция, уровень педагогической культуры родителей, что позволит устанавливать оптимальные взаимоотношения с ними и шире привлекать их к жизни школы и класса.

        Именно общение со взрослыми, самыми близкими людьми – своими родителями – помогает преодолеть тот барьер, который так часто становится разобщающим поколения, не находящие общего языка. Появиться общий язык может лишь из общих интересов, поэтому работе с родителями отвожу значимое место в воспитательной системе. В каждом отдельном случае стараюсь использовать наиболее эффективную форму, будь то общее собрание родителей или индивидуальная встреча, семейный праздник или соревнование детей и взрослых, помощь в организации праздника или изготовление костюмов и многое другое. Главное, чтобы родители участвовали, интересовались жизнью в классе, нашими победами и проблемами, жили жизнью своих детей, не оставались равнодушными, не ставили барьеров между семьей и школой.

     

  1. Работа с родителями является сегодня ведущим направлением в системе моей воспитательной деятельности. Здесь я выделяю три следующие задачи:

  • Привлекать родителей к организации воспитательной работы в классе.
  • Помогать родителям в решении наиболее актуальных проблем воспитания.
  • Способствовать повышению роли и значения семьи в гуманистически-ориентированном воспитании детей.

                 Направления деятельности работы с родителями:  

  • Повышение психолого-педагогических знаний классного руководителя.  
  • Исследование психологического климата семьи каждого ученика класса.
  • Поддержание регулярного общения.  
  • Вовлечение родителей в воспитательный процесс  

 

                 Формы работы с родителями:

  • Выбор родительского комитета класса и определение его функций в воспитательной работе.
  • Регулярное проведение родительских собраний (1 раз в четв.)
  • Проведение совместных творческих дел (походы, экскурсии, дни здоровья и открытых дверей).
  • Совместные консультации и воспитательные беседы с учащимися класса.

       Как правило, итогом воспитательной работы классного руководителя и родителей становится дружный, сплочённый коллектив, способный самостоятельно решать важные жизненные вопросы. В настоящее время я являюсь классным руководителем 5А класса. Это сплочённый, организованный, трудолюбивый, инициативный и ответственный коллектив, строящий свою работу на принципах самоуправления. Ребята и родители принимают активное участие в жизни класса и школы (конкурсы, спортивные соревнования, интеллектуальные игры, акции поддержки нуждающимся, помощь ветеранам Великой Отечественной войны и труда, субботники, учебно-исследовательская работа).

      Неотъемлемой частью работы классного руководителя является систематическое общение с педагогами, работающими в классе, с целью выяснения успеваемости и дисциплинированности учащихся. Большую помощь классному руководителю оказывает психологическая служба школы. По просьбе классного руководителя психолог работает с учащимися и предоставляет ему аналитический отчет о психологическом климате в классе.

     Чтобы лучше узнать детей, их наклонности, задатки и мотивации, необходимо проводить различные диагностики, мониторинги, исследования. Это поможет правильно строить воспитательную работу в классе.

  1.  Помощь учителей – предметников и администрации:

Анализ мнения учителей - предметников о классе.

Контроль успеваемости и посещаемости уроков учащимися.

Анализ  успеваемости учащихся класса.

Консультации с учителями предметниками и администрацией школы.

Консультации школьного психолога и социального работника.

  1. Структура и функции органов самоуправления

       На становление жизненных позиций школьника особое влияние оказывает детское самоуправление. Под этим выражением мы с детьми понимаем совместную деятельность учащихся, их равноправные отношения и управление своим поведением и собственной деятельностью. Главной задачей самоуправления мы считаем привлечение каждого учащегося к жизнедеятельности класса.

        Основа  организации классного самоуправления  -  разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими индивидуальными особенностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность.

Постоянно групповые поручения, помогают ребятам сдружиться, учат продуктивному взаимодействию и общению. Состав Совета  класса, возглавляемого старостой, наглядно демонстрирует один из ведущих принципов  организации самоуправления – сотрудничество детей и взрослых. Учащиеся, педагог и родители создают условия для развития самоуправленческих начал в классном коллективе.

Практическая деятельность в составе одного из 8 секторов способствует становлению самостоятельной и творческой личности.

  1. Актив класса:

Староста– координирует деятельность всех учащихся класса (заместитель классного руководителя)

Учебный сектор: фиксируют пропуски уроков учащихся по болезни и без причины,  вместе с  учителем следит за успеваемостью класса, оформлением дневников, проводят рейды по проверке сохранности учебников.

Художественный сектор: организация, освещение всех мероприятий, их художественно-эстетическое оформление, ведет документацию самоуправления.

Спортивный сектор: отвечают за участие в общешкольных спортивных мероприятий, организует и контролирует спортивную жизнь класса, ведут учет спортивных достижений.

Культмассовый сектор: составляют развлекательные программы, конкурсы. Отвечают за подготовку и проведения традиционных праздников и вечеров в классе и участие в школьных мероприятиях.

Трудовой сектор: ведут контроль за сохранностью мебели и её ремонтом в кабинете, генеральными уборками кабинета, подводят итоги по результатам дежурства.

Ответственный дежурный по классу: руководит процессом дежурства в столовой, классе.

Сектор временных поручений: расширение сферы деятельности коллектива привело к созданию этого сектора, где каждый ученик получает возможность для свободного выбора поручения, не требует длительной подготовки (покупка сувениров, продуктов к мероприятию и т.п.).

1.11. Заповеди класса:

Нужно не забывать об интересах коллектива, быть добрее друг другу, не бояться неудач в новом деле.

Можно веселиться и играть, если дело сделано хорошо, и учиться у других, если они сделали лучше.

Нельзя проходить мимо, когда рядом обижают других, лгать.

Нужно учиться добросовестно.

Быть чутким, терпеливым, доброжелательным и трудолюбивым.

                           ПРАВА ШКОЛЬНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.   Избирать и быть избранным в органы УС (ученический совет).

2.   Участвовать в работе УС.

3.   Вносить предложения по улучшению работы класса.

4.   Свободно высказывать и отстаивать своё мнение.

5.   Выступать с критикой и самокритикой.

6.   Оценивать работу коллектива класса.

  1.  Основные педагогические принципы, используемые в воспитательной     работе:

                           

                                 Ребёнок - субъект собственной жизни.

        Педагогу-воспитателю следует направлять ребенка, а не принуждать, так как любое потенциальное принуждение ведёт (в большинстве случаев) к моральной деградации растущей личности. Ребёнок сам, в меру своих сил, должен определиться, что ему интересно, что для него важно, а что не вызывает интереса, что является второстепенным.

    Каждый ребёнок талантлив.

         Исходя из этого чрезвычайно важного для меня принципа, я считаю необходимым помочь каждому ребёнку найти себя, проявить, развить свои способности.

          Ситуация успеха" - не самоцель, а лишь дополнительный стимул к самосовершенствованию.

      Успех порождает дальнейший успех, а неудача (очень часто) не является для ребенка стимулом для развития. Необходимо предоставить каждому ребёнку максимальную возможность испытать радость успеха, яркое ощущение своей нужности, востребованности и полезности.

                                         Принцип толерантности.

        Толерантность есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках законов, принятых человеческим сообществом, государством, а также образовательным учреждением. Распространяемая в наши дни культура и философия толерантности базируется на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свободное отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру.

                                 Принцип создания воспитывающей среды.

         Создание воспитывающей среды - очень сложная проблема. Этот принцип предполагает создание атмосферы взаимной ответственности участников педагогического процесса, создание ситуации сопереживания (эмпатии), взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности. Условия реализации этого принципа: развитие детского самоуправления, а также инициативы и самостоятельности детей и взрослых, формирование позитивного отношения к творчеству, создание в коллективе отношений "ответственной зависимости". Развитие самоуправления является актуальной социально-педагогической задачей. Только ученическое самоуправление может дать ученику самостоятельное правильное поведение.

                               

                      Принцип индивидуализации воспитания.

         Данный принцип предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального (познавательно-творческого и др.) развития каждого ученика, интерес всех детей к самым различным видам деятельности, то есть раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.

        Чтобы максимально реализовать все представленные выше стратегические устремления, мне, как классному руководителю, необходимо обеспечить оптимистический (по А.С. Макаренко - "мажорный") тон жизнедеятельности детского ученического коллектива. В моем классе сложились традиции, которые, как я убедилась на практике, позволяют создать атмосферу действительно открытого, доверительного общения.      

         Содержание воспитательной работы в классе разрабатывается на основе

комплексного анализа воспитательной работы в предыдущем году (начальное звено); данных мониторинга достигнутого уровня сформированности классного коллектива и творческого развития личности; учета возрастных особенностей учащихся; изучения индивидуальных интересов и потребностей учащихся; коллективного планирования основных дел и мероприятий в системе жизнедеятельности классного коллектива.

           Для классного руководителя очень важно объективно оценить результаты своей работы, сделать это профессионально грамотно, сформулировав цель и подобрав нужную исследовательскую методику. При оценке качества своей профессиональной воспитательной деятельности как классного руководителя я ориентируюсь на следующий ряд критериев:

  • Возрастающая упорядоченность жизнедеятельности классного коллектива.
  • Взросление классного коллектива, возрастание его сплоченности и удовлетворенности учащихся своим коллективом.
  • Общий устойчивый эмоционально-положительный психологический климат в классе.
  • Социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность.
  • Повышение уровня воспитанности и общей культуры учащихся.
  • Активное участие класса в школьных воспитательных мероприятиях.
  • Степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива.
  • Осознанный выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.

         

       Получая и осмысливая диагностическую информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, я уточняю свои задачи и корректирую способы реализации целостного воспитательного процесса, более точно проектирую динамику становления личности каждого ребенка, формирование его духовно-нравственных качеств. Собрав все фактические данные, комплексно анализирую эффективность оказываемых на ребенка воспитательных воздействий и, как следствие, координирую учебную деятельность каждого воспитанника, всего классного коллектива, оцениваю сплоченность класса, достигнутый уровень развития творческих способностей воспитанников, сложившиеся взаимоотношения с другими участниками целостного (общешкольного) воспитательного процесса.

     Я считаю, что данная система работы с классным коллективом способствует решению поставленных задач, поскольку зерна, посеянные в такой комплексной системе, дают свои всходы: формируется личность, готовая к самоутверждению, ответственности, принятию окружающего мира и себя в этом мире. Для того чтобы объективно оценить свои результаты работы, необходимо проводить диагностику качества воспитательной работы в классе. Считаю, что в целом воспитательная система способствует максимальному сближению интересов родителей, детей и педагогов в развитии гармоничной личности. Тогда выполняется одно из самых главных моих правил: “Чтобы ни случилось сегодня между учеником и учителем, между учащимися класса, ребенок должен уйти домой из школы с хорошим настроением!”

  1.  Нормативно-правовая база программы:
  • основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;
  • основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН  20 ноября 1989г.;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2004 г.;
  • Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;
  • Устав МБОУ «Сухобезводненская средняя школа»

1.14. Список литературы:

  • Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования. Методист. Научно-методический журнал. М.,2006. №2
  • Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. - М., 2009 г.
  • Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. / Под ред. Н.Е. Щурковой - М., 2011 г.
  • 4.Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2000 г.
  • 5.Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы".
  • 6.Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. - М., 2007 г.
  • 7.Закон РФ "Об образовании". - М., 1996 г.
  • 8.Конвенция ООН о правах ребенка.
  • 9. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы.
  • 10.Киммел Т., Клайн Ф., Бенуа С. Воспитание с любовью и логикой. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2002 г.
  • 11.Национальный проект "Образование". Нормативно-правовые документы.
  • 12.Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе: Практическое пособие. - М., 2007 г.
  • 13.Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 2001.
  • 14.Журналы: "Классный руководитель", "Воспитание школьников", "Справочник классного руководителя", "Воспитательная работа в школе", "Классный руководитель".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Воспитательная система: школа роста и становления"

Ключевые слова: ценности воспитательной системы, ученическое самоуправление, детское движениеРассматривая школу, образовательный процесс и педагогическую деятельность в ней как институт поддержк...

Диагностика личностного роста в воспитательной системе

Презентация по теме "Диагностика личностного роста"...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...

Мой доклад "Создание системы учительского роста на основе независимой оценки профессиональных компетенций"

Создание системы учительского роста на основе независимой оценки  профессиональных компетенций....

 мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"

В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...

Воспитательная система класса, как составляющая воспитательной системы школы

Сегодня при характеристике современного образования уже невозможно обойти понятия социализация, которое означает вхождение ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру и предполагает выр...

Программа воспитательной системы класса «Ступени роста»

Разработка и апробация воспитательной программы «Ступени роста»: создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств обучающихся, их социализация и а...