Инновационная направленность воспитательных систем
статья по теме

Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в  стране детерминирует необходимость изменения приоритетов в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план не только традиционную задачу повышения качества образования, но и требуя в первую очередь особых педагогических усилий от школы в решении проблемы адаптации ребенка в окружающем социуме. Это меняет цели, подходы, понимание воспитательных и образовательных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nefedova-statya.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная направленность воспитательных систем

В.И. Нефедова, Л.А. Авилова

Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в  стране детерминирует необходимость изменения приоритетов в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план не только традиционную задачу повышения качества образования, но и требуя в первую очередь особых педагогических усилий от школы в решении проблемы адаптации ребенка в окружающем социуме. Это меняет цели, подходы, понимание воспитательных и образовательных задач.        

Главное в инновационном преобразовании школы – создание такой социокультурной, предметно-образовательной среды, где бы в комплексе решались задачи учебно-воспитательного процесса на принципах взаимообогащения, взаимоуважения, сотрудничества педагогов, учащихся и родителей.        Это нашло своё отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», а также в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Ешё Закон РФ «Об образовании» (1996 г.) закрепил за современным образовательным учреждением возможность работать по-новому, полноценнее осуществлять процесс развития личности.                 Современное образовательное учреждение выполняет, наравне с другими, следующие функции:

  1. Обеспечение самоопределения личности путём создания условий для саморазвития творческой индивидуальности, осуществления самореализации;
  2. Развитие духовных сил, способностей и умений, формирование характера и моральной ответственности;
  3. Целенаправленная социализация личности, введение её в мир природных и человеческих связей и отношений, погружение в материальную и духовную культуру посредством освоения лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Эти функции реализуются через организацию условий удовлетворения образовательных потребностей индивида, формирование общей культуры личности, её социальной ориентированности, мобильности, способности адаптироваться и самореализоваться в обществе.

Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность.

Инновация – нововведение, новшество, изменение; актуально значимое новообразование, возникающее на основе разнообразных инициатив и новшеств.

ЮНЕСКО определяет инновации как попытку изменить систему образования, осуществить сознательно и намеренно улучшение нынешней системы. Новшество не обязательно является чем-то новым, но обязательно чем-то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе.

Воспитание – процесс непрерывный, он осуществляется всеми компонентами воспитательной системы школы, к которым относятся: уроки, внеклассные и внешкольные воспитательные мероприятия, деятельность в классных коллективах, дополнительное образование. Огромен воспитательный потенциал учебного процесса. Содержание современных учебных программ заключает в себе значительные воспитательные возможности, реализация которых зависит от продуманной организации урока, как основной единицы учебного процесса. Чтобы урок был не просто источником информации, а развивал, воспитывал, способствовал становлению личности, необходимо соблюдение следующих требований:

  1. Отражение принципа единства обучения, воспитания и развития в цели и задачах урока;
  2. Целенаправленный отбор учебного материала, который включал бы образцы высокой нравственности, духовности, гражданственности и гуманизма;
  3. Реализация принципов гуманизации и гуманитаризации, способствующих правильной ориентации школьников в системе общечеловеческих ценностей, принципа экологизации, развивающего у ребёнка чувство ответственности за окружающий мир, принципов внутренней и внешней дифференциации, предполагающих выявление и развитие у детей склонностей и творческих способностей в различных направлениях деятельности;
  4. Использование воспитательного потенциала педагогических технологий;
  5. Осуществление преемственности между различными ступенями образования и содержанием учебных программ;
  6. Организация самостоятельной творческой, исследовательской деятельности учащихся;
  7. Активное включение в канву урока проигрывания социальных ролей, обеспечивающих расширение позитивного социокультурного опыта школьников.

Выполнение указанных требований способствует активной реализации воспитательного потенциала учебных предметов. При планировании и проведении урока важно помнить, что воспитательной значимостью обладают не только содержание материала урока и воспитательные возможности используемых форм, методов, технологий. Воспитывают личностные качества педагога (его внешность, культура поведения, речь, убеждённость, эмоциональность), стиль взаимоотношений учителя и учащихся (доброжелательность, справедливость, педагогический такт, умение создать деловую атмосферу урока, поддержка индивидуальных достижений ученика, эмоциональное приятие учащимися содержания урока), внешние и внутренние условия (эмоциональный фон урока, подготовленность классного помещения). Поэтому, каждый из этапов урока обладает определёнными воспитательными возможностями.

В современном российском образовании инновационное направление достаточно широко представлено как зарубежными, так и отечественными системами обучения, авторскими школами, проектами и технологиями. Например, можно рассматривать как инновационную Вальдорфскую систему обучения (немецкого философа и педагога Р.Штейнера), цель которой – привести ребёнка в контакт с миром, раскрыть его скрытые способности и свойства, опираясь на совокупность трёх компонентов личности – мышления, чувств и воли, развивать в равной мере мыслительную, эмоциональную и волевую стороны личности, сформировать целостную личность. Большое распространение получила также организационная деятельность по технологии саморазвития М.Монтессори, итальянского педагога, которая реализовала идею свободного воспитания и раннего развития в детском саду и начальной школе, как альтернативная догматическому обучению. Опираясь на способность ребёнка к самостоятельному развитию, М.Монтессори главной задачей педагога видела «поставление пищи» для естественного процесса саморазвития в созданных условиях окружающей среды.

Большой интерес представляет организация инновационной, а затем и экспериментальной деятельности, система развивающего обучения и авторских школ, построенных в российском образовании по индивидуальным проектам и технологиям: Школа человечности (в основе опыт Ш.А.Амонашвили), Адаптивная школа ( Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде), Русская школа (И.Ф.Гончаров, Л.Н.Погодина), Школа самоопределения (А.Н.Тубельский) и др.

В организации воспитательного процесса возрождаются и находят своё дальнейшее развитие педагогические теории прошлого российского образования. К.Д.Ушинский советовал педагогам «…изучать сколь возможно тщательно физическую и душевную природу человека вообще, изучать своих воспитанников и окружающие обстоятельства», вести «истории воспитания» каждого ученика. Л.Н.Толстой требовал бережного отношения к ребёнку, постоянного его изучения. То же подчёркивали П.П.Блонский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др. В современной инновационной практике просматриваются основные идеи воспитательной работы, реализуемые в 20-ых годах XX века: создание детского коллектива, организация взаимодействия школы со средой, развитие самостоятельности, инициативы, творчества и др.

 Историко-педагогический анализ образовательной теории и практики России XIX—начала XX века позволяет определить воспитательную систему инновационной школы как единство философских, религиозных, естественнонаучных и общественно-педагогических исканий, сконцентрированных вокруг гуманистической идеи и реализующихся в двух основных направлениях:
- теоретическом (разрабатывающем концепцию воспитания нового человека);
- практико-ориентированном (реализующем данные концепции в учебных заведениях нового типа).
Воспитательная система инновационной школы данного периода могла появиться только в рамках гуманистической парадигмы образования, так как ее сущностные характеристики опирались на основополагающие принципы гуманистически ориентированной педагогики:
- опора на общечеловеческие ценности (любовь и уважение к ребенку, вера в ребенка и добрые силы его души, признание ценности личности ребенка);
- демократизация (создание условий для свободной деятельности и жизненного самоопределения ребенка, принцип культуросообразности);
- народность (опора образования на воспитательный идеал народа; включенность школы в народную среду, учет национальных и народных традиций);
- природосообразность (учет возрастных и индивидуальных особенностей, создание условий для саморазвития, самовоспитания и самообразования).

Наиболее известными современными технологиями отечественного воспитания являются:

  1. Технология, основанная на идее О.Газмана, - технология педагогической поддержки ребёнка как помощи ему в решении индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, успешностью, коммуникативной деятельностью, самоопределением.
  2. Технология И.П.Иванова – технология коммунарского воспитания, получившая широкое распространение как методика коллективных творческих дел.
  3. Технология Н.Е.Щурковой, основанная на социокультурологическом подходе, по которому формирование личности осуществляется с учётом факторов общественного развития и содержания воспитания, определяемого культурой общества. Процесс воспитания рассматривается как поэтапное вхождение ребёнка в культуру.

Кроме глобальных авторских проектов и технологий, современная методическая литература предлагает широкий перечень инновационных форм, методов, приёмов для ознакомления и внедрения в практику.

       Воспитательный компонент ФГОС ориентирован на реализацию гуманистических приоритетов современной социальной политики, создание условий для полноценной реализации потенциала воспитательного процесса в решении задач консолидации нации, обеспечения конкурентоспособности и безопасности личности, общества и государства, воспитания в общественном сознании установок социальной ответственности, толерантности, патриотизма; содействует развитию и обеспечению полноценной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений и других социальных институтов в формировании у детей актуального социокультурного опыта, духовно-нравственных идеалов, расширение пространства реализации подростками активной гражданской позиции в социальном творчестве.

Хочется вспомнить  слова Песталоцци: «Воспитание и только воспитание – цель школы», подчёркивающие, что воспитательная работа  имела первостепенное значение во все времена. А овладение новыми, современными технологиями, формами, методами работы – непременное условие педагогического мастерства учителя.

Список литературы:

  1. Красношлыкова О.Г., Буянова Т.А.: «Организация инновационной деятельности образовательного учреждения». – Завуч, №7, 2002.
  2. «Критерии и уровни инновационной деятельности». – Завуч, №4, 2004.
  3. Шмакова Л.Ф.: «Реализация воспитательного аспекта учебного занятия». – Научно-методический журнал ЗДВ, №1, 2003.
  4. Назаров В.Н., Сидоров Г.П.: «Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах». – Москва, Издательство политической литературы, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению через воспитательную систему класса

Я работаю в школе более семнадцати лет учителем немецкого языка и почти всё время являюсь классным руководителем. Каждый год с волнением переступаю порог класса и вместе с детьми погружаюс...

презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"

Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....

Современная организация внедрения инновационной образовательной и воспитательной систем в условиях СПО

статья Современная организация внедрения инновационной образовательной и воспитательной систем в условиях СПО...

«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса»

Пути совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов....

Инновационный проект: «Инновационное образовательно – воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ».

Паспорт проекта .Инновационное образовательно- воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья....