Классный час "Моя речь - моё зеркало"
методическая разработка по теме

Сизонова Елена Михайловна

 

Форма проведения - устный журнал, посвященный проблеме сквернословия.В ходе мероприятия учащиеся рассматривают  проблемы сквернословия и избавления от них; воспитывают в себе  нравственные качества личности, любовь и бережное отношение к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rech.doc34.5 КБ
Office presentation icon moya_rech.ppt184.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Моя речь – мое зеркало»

(устный журнал, посвященный проблеме сквернословия)

Цели:

  1. рассмотреть проблему сквернословия и избавления от неё;
  2. прививать бережное отношение к русскому слову;
  3. воспитывать нравственные качества личности и любовь к русскому языку.

         

           Организационный момент.

 Сквернословие охватило почти все возрасты.

 Русская речь обильно сдобрена матом. Подростки не стесняются употреблять крепкое слово. В наше время «ненормативная лексика» фактически стала нормой. Её можно услышать не только от пьяного, но и при задушевной беседе. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искаженного сознания.

 Сегодня мы поговорим, как избавиться от сквернословия, как беречь чистоту русского языка.  

   

  Основная часть:

Ведущий(1): Стыд – одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек  должен много стыдиться, если он человек. Сегодня мы поговорим о стыде перед словом.

Ведущий(2): В языке есть слова, которых нужно стыдиться. О таких словах и пойдет речь.

Чтец:    - Что самое плохое ? – объясни.

               - Дурные мысли, губящие душу …

               - Ты на замок тяжелый их замкни

               -  И ни за что не выпуская наружу.

               - А хуже что ? Скорее говори!

               - Слова дурные: заглуши их песней!

               - Мелодии с зари и до зари

               - Пускай звучат – что может быть прелестней!..

                                                 Р. Гамзатов «Что самое плохое ? – объясни…»

Ведущий(1): Что такое сквернословие – порок или болезнь? Вопрос этот поставлен не совсем правильно. Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда еще можно остановиться, не сказать, не произнести (аналогично - не выпить, не закурить), безусловно, порок. Потом постепенно сквернословие становиться болезнью. Человек уже не может построить самое простое предложение, не употребив плохих слов.

Ведущий(2): Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искаженного сознания. Часто такой человек попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубое слово. В медицине известен синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить. Нам всем следует понимать опасность тотального распространения сквернословия, которое в последнее время принимает угрожающий характер.      Ведущий(1): Сквернословие охватило почти все возрасты. Его можно услышать не только от пьяного, но и при самой задушевной беседе.

Чтец: - Слова – дрова. Нас греет речь,

               - Нас мыслей обжигает пламя.

               - Душа пытливая, как печь,

               - Все время топиться словами.

               - И сырость слов, и сырость дров

               - Один и тот же грех имеют:

                - Трещат, дымят, но мало греют

                - И душу в непогодь, и кров.

                - Слова бывают и скверны,

                - И дым от них такого рода,

                - Как будто у живой душу

                - Забиты сажей дымоходы

Ведущий(2): Ругательства стали выполнять роль заменителей пауз. Когда то не очень грамотные люди насыщали свою речь бесконечными «вот», «значит», «так сказать». Теперь их место занимают грязные, постыдные слова или их эквиваленты.

Ведущий(1): Если не куря сами, мы просто вдыхаем запах чужой сигареты, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, не заметные глубоко проникают в нас. Известны случаи, когда, будучи под наркозом, ругаются люди, от которых никто никогда не слышал не одного скверного слова.

Ведущий(2): Иностранцы, приезжая на учебу или работу в Россию, попадая в студенческие общежития, на первых же занятиях спрашивают у преподавателя, что означает тот или иной «артикль». Они не верят, что такие слова могут так спокойно, бесстыдно и буднично звучат в речи будущих учителей, студентом высшей школы.

Ведущий(1): Не следует заменять ругательства их начальными буквами. Нет принципиальной разницы, произнесли ли вы слово целиком или ограничились его знаком – начальной буквой. Все равно это сквернословие.

Ведущий(2): Как избавиться от сквернословия? Как беречь чистоту русского языка? Надежных рецептов тут нет, но есть несколько правил, с которыми, если их принять, легче преодолеть их беду.

Чтец: Правило первое. Не говорить плохих слов самому. Вспоминаются слова А. И Солженицына. Они сказаны им по другому поводу, но очень подходят и к нашему случаю: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, - но не через меня».

Ведущий(1): Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Не нужно бояться быть белой вороной. « Все – пусть говорят, а я не буду». Конечно, для этого требуется мужество. Трудна – потому что над тобой будут смеяться, подтрунивать, шутить. Возможна и такая реакция. Ах, ты не пьёшь? Ты до сих пор не куришь? Не ругаешься? Так я заставлю тебя выпить, куплю сигарет. Я не позволю тебе быть чище, чем я.

Ведущий(2): Попробуйте устоять в такой позиции. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения, даже одиночества. Молодой человек должен знать, что в жизни бывают периоды – в год, и в два, и в пять лет, - когда рядом нет друзей, но есть семья, учеба, работа.

Ведущий(1):  Позиция  «Я - исключение!» притягательна, потому что позволяет личности проявить свою индивидуальность. Древнейшее требование «Познай самого себя» означает «задай себе высоту, попробуй, сотвори свой образ!».

Ведущий(2): Мы не властны над речью других , но над собственной речью мы властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Есть такое понятие – «целомудрие». Нравственная ценность целомудрия огромна. Точно так же можно беречь целомудрие собственной речи. Если кто – нибудь один услышит от нас нехорошее, постыдное слово, незримую планку нашего авторитета на прежнюю высоту мы уже не поднимем.

Ведущий(1): Итак, давайте коротко сформулируем первое правило: «Не говорить плохих слов самому». Попробуйте устоять на этой позиции.

 Ведущий(2): Желание достойной среды несовместимо с недостойным словом. Нужно и осознавать мену своего авторитета. Восьмиклассник стал плохо учиться, пропускает уроки. Отец привел его на стройку. Мальчик стал электриком. Прошло время. Юноша ушел со стройки. «Володя, почему ты ушел со стройки?» - «Я был знаком, встречался на танцах с очень милыми и симпатичными девушками, а утром от них слышал такие слова… И мне захотелось вырваться из этой среды. Я поступил на подготовительное отделение в институт». Сейчас этот человек – профессор, специалист в области экологии. Сквернословие стало причиной неприятия среды, желания изменить жизнь.

Ведущий(1): Когда родители противятся желанию детей идти в рабочие, то отцов и матерей пугает не профессия даже, а среда, в которую попадает их ребенок. Очень непросто бывает не играть в поддавки, не подражать, не ронять себя.

Ведущий (2): Не думайте, что никто никогда вас не обидит, не выругает. Но это можно снести и порой дать достойный ответ. «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека» - сказано в древней книге – Библии. Если же копировать других, говорить «как все», то нечего потом удивляться, что у вас не все в жизни ладится: не вас послали в загранкомандировку, не вас повысили в должности, не вас поощрили. Человек ведь виден даже тогда, когда он говорит.

Чтец: Второе правило, мы сформулируем так: « Желание достойной среды не совместимо с недостойным словом».

Ведущий (1): Очень часто сквернословие объясняют так: «Я расслабился», говорит человек. Мы действительно не умеем расслабляться, не владеем всем спектром прекрасных возможностей расслабляться. Умение сильно и ярко мечтать, спортивное напряжение, занятие музыкой, рисованием, коллекционирование, качественное исполнение домашних дел – это далеко не полный перечень возможности расслабиться.

Ведущий (2): Расслабляться - совсем не значит пить вино и сквернословить. Можно услышать такое заявление: «А что, собственно, плохого, если ко мне пришел друг, выплеснул наболевшее, выругался?» Но ведь никто не захочет, чтобы его дети так расслаблялись. Поэтому третий тезис такой

Чтец: «Сквернословие не значит расслабление, а расслабление не значит вседозволенности»       

Ведущий (1): Как же быть с теми, кто сквернословит? Не реально стоять на улице и хватать за рукав все бранящихся людей.

Ведущий (2): Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь как бы не пристает, есть на кого опираться, с кем вместе противостоять злу.

Чтец: Отсюда следует четвертое правило: «Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы можно».

Чтец: В речевом поведении следует установить приоритет настоящего времени. Я провозглашаю следующие правило: «Сегодняшний день – мой главный день. Сегодняшнее мое слово – мое лучшее слово».

Ведущий (1): Элементы несогласия, спора, ссоры, гнева, обиды в жизни неизбежны. Ни разу своего огорчения, не поругать даже очень любимого человека, выплеснуть обиду – возможно ли это? Безусловно, нет!

Чтец: Так давайте научимся просить прощения, если с языка что – то сорвалось! Пусть это станет еще одним нашим правилом.

Ведущий (2): Подводя итог, повторим: «Я – исключение. Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль это контроль изнутри»

Ведущий (1): Любить русский язык, бережно относиться к нему учат нас многие известные деятели. Так давайте прислушаемся к советам мудрых, к тому, о чем они говорили и говорят.

Высказывания о языке

  1. «Язык – это орудия мышления… Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно» (Л.Н. Толстой)
  2. «Язык многих людей выдает развязность их хозяев» (У. Шекспир).
  3. « Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей» (М. Горький)
  4. «Когда язык ничем не стесняется, все бывают стеснены» (Ж. Ру)

         

          Литература:

 1.Асадов, Э. Когда стихи улыбаются: Стихотворения. – М.: Эксмо, 2006;

 2.Газматов, Р. Стихи и поэмы. – М.: Известия, 1974;

 3.Рыленков, Н. Собрание сочинений: в 3т. Том 1. – М.: Современник,    1985;

     4.Этика: Словарь афаризмов и изречений В.Н Назаров, Е.Д. Мелешко.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час . Чистота речи.

«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе…»                ...

классный час на тему: "Моя речь- моё зеркало"

В последнее десятилетие культура речи находится на очень низком уровне: люди оказались неспособны ясно и чётко излагать свои мысли. создаётся впечатление, что сквернословит чуть ли не каждый второй ро...

Классный час. Культура речи.

Этот классный час интересен будет малышам 3-5 классов....

Разработка классного часа на тему: «Милосердие – зеркало души человека»

Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.  Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие»,...

"Моя речь- моё зеркало"

Жунал, посвещённый проблеме сквернословя....

Классный час по теме «Милосердие-зеркало души человека»

Классный час был проведен в 5 "В" классе...

Классный час ""Культура речи""

Классный час предназначен для учащихся 6 класса...