Главные вкладки

    Программа спецкурса по математике 3-4 класс
    элективный курс (5 класс) по теме

    Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon 3-4_klass.zip17.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    « Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. » (Э. Кант).

            Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и  трудовой деятельности каждому члену современного общества.

    Актуальность данной программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  

       Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

       Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

       Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

       Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка  содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

       Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка  основаны на любознательности детей, которую  следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

       

            Основания для разработки программы:
    Закон «Об образовании РФ».
    Концепция модернизации российского образования до 2010 года, утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерации от 23.07.2002 № 2866.
    Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16)

    Программа гимназии №75 «Одаренные и талантливые дети: поиск, поддержка и развитие»

    Цель программы:

    формирование интереса учащихся к предмету математики, развитие творческих математических способностей, смекалки и логического мышления четвероклассников.

    Задачи:

    - расширение математического кругозора учащихся, развитие умениий анализировать, делать логические выводы;
    - развитие пространственное воображение на основе используемого  геометрического материала.
    - развитие навыков решения задачи повышенного уровня сложности;
    - овладение математической терминологией, математической речью;
    - формирование психологической готовности учащихся к математическим олимпиадам;
    - установление связи между учебной и внеучебной работой;
    - создание  условиий для индивидуальной творческой деятельности, а также групповой, коллективной работы.

    Принципы программы:

    - занимательность (включение в программу конкурсных игровых заданий);
    - добровольность (приобщение к деятельности в кружке с учётом возможностей, склонностей и интересов учащихся);
    - научность (раскрытие существенных связей и зависимостей в рассматриваемом материале, установление закономерностей, умение делать выводы, включение в исследовательско-поисковую работу);
    - доступность (подбор заданий с учётом возрастных особенностей учащихся);
    - практичность (использование учащимися полученных знаний и умений, усвоенной математической терминологии в дальнейшей работе на уроках, математических конкурсах и олимпиадах);
    - дифференцированность (предоставление разноуровневых заданий).

    Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 3 -4 классов . Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (64 часов в год).

    Содержание программы курса «Занимательная математика»

    Тема

    Количество занятий

    Математические ребусы  

    8

    Задачи на переливания      

    6

    Геометрические задачи

    6

    Задачи на разрезание  

    4

    Графы на плоскости

    4

    Текстовые задачи

    8

    Логические задачи

    4

    Принцип Дирихле  

    2

    Задачи на взвешивания  

    4

    Комбинаторные задачи

    6

    Проектная деятельность «Газета любознательных»

    6

    Математические соревнования  

    6

    Предполагаемые результаты:

    Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

    1. усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
    2. помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
    3. сформировать творческое мышление;
    4. способствовать улучшению качества решения задач различного уровня

        сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх,

        конкурсах.

    Основные виды деятельности учащихся:

    1. Решение занимательных задач;
    2. Оформление математических газет;
    3. Участие в Марафоне занковцев, международной игре «Кенгуру», дистанционной олимпиаде;
    4. Знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
    5. Проектная деятельность
    6. Самостоятельная работа;
    7. Работа в парах, в группах;
    8. Творческая работа.

    Методы и приемы обучения.

    1. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике.
    2. Знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.
    3. Иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.
    4. Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися.
    5. Дидактические игры.

    Основные формы проверки знаний:

    1. тестирование;
    2. личная олимпиада;
    3. математические соревнования

    Материально-техническое обеспечение  программы:

    1. Компьютер.
    2. Интерактивная  доска. Мультимедийный проектор.
    3. Комплект презентаций по математике, истории математики.
    4. Медиатека  учителя.

    Учебно-тематический   план :

    п/п

    Тема

    Количеств часов

    Дата

    По плану

    Фактическая

    Математические ребусы (8ч)

    1

    Ребус. Правила разгадывания ребусов.

    1

    2

    Ребусы на математическую тему. Творческая работа.

    1

    3

    Криптография. Исторический экскурс.

    1

    4

    Поиск закономерностей.

    1

    5

    Шифры и я

    1

    6

    Правила, регламентирующие работу по отгадыванию ребусов

    1

    7

    Числовые и буквенные ребусы

    1

    8

    Числовые и буквенные ребусы

    1

    Задачи на переливание(6ч)

    9

    Первое знакомство.

    1

    10

    Работа со схемами и таблицами.

    1

    11-13

    Решение задач.

    3

    14

    Личная олимпиада

    1

    Геометрические задачи  (6ч)

    15-17

    Задачи со спичками

    3

    18-19

    Двенадцать стульев

    2

    20

    Личная олимпиада

    1

    Проектная деятельность «Газета любознательные» (2ч)

    21-22

    Выпуск первого номера стенгазеты

    2

    Задачи на разрезание(4ч)

    23-24

    Задачи по готовым рисункам

    2

    25-26

    Текстовые задачи

    2

    Графы на плоскости (4ч)

    27

    Исторический экскурс

    1

    28

    Основные правила работы с простейшими графами

    1

    29-30

    Решение задач

    2

    Текстовые задачи (8ч)

    31-32

    Обратный ход

    2

    33

    Возрасты

    1

    34-36

    Гонки

    3

    37-38

    Знакомство с уравнением

    2

    Логические задачи (4ч)

    39

    Книга стоит рубль

    1

    40

    Обходы

    1

    41

    Лингвистические задачи

    1

    42

    Конструкции и примеры

    1

    Проектная деятельность «Газета любознательные» (2ч)

    43-44

    Выпуск второго  номера стенгазеты

    2

    Принцип Дирихле (2ч)

    45

    Исторический экскурс

    1

    46

    Решение простейших задач

    1

    Задачи на взвешивания (4ч)

    47

    Исторический экскурс

    1

    48-50

    Решение задач

    3

    Комбинаторные задачи (6ч)

    51-52

    Комбинаторика

    2

    53

    Перестановки

    1

    54

    Размещения

    1

    55

    Сочетания

    1

    56

    Личная олимпиада

    1

    Проектная деятельность «Газета любознательные» (2ч)

    57-58

    Выпуск третьего номера стенгазеты

    2

    Математические соревнования (6ч)

    59

    Сказки и подсказки

    1

    60

    По мотивам русских сказок

    1

    61

    КВН

    1

    62

    Математический лабиринт

    1

    63

    Эстафета

    1

    64

    Математическая рулетка

    1

                                                    Литература для учителя:

    1. Вопросы внеклассной работы по математике в школе в 5-11классах/ А.П. Подашев.-М.: Просвещение, 1979г.
    1. Математические кружки в школе.5-8 классы/А.В. Фарков.-М.:Айрис-пресс,2007.
    1. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. Книга для учителя./В.Д.Степанов.-М.: Просвещение,1991г.
    1. Задачи по математике для 4-5классов./Баранов И.В.-М.:Просвещение,1998г.
    2. Спасибо за урок ,дети./Окунев А.А.-М.:Просвещение,1988.
    3. Математический кружок. Спивак А.В. «Посев»,2003

    Литература для учащихся:

    1. Математический тренинг. Развитие комбинационной способности: книга для учащихся5-7кл./ М.И .Зайкин. М.:Гуманит из-во Центр ВЛАДОС,1996г.
    1. В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы    1979г.
    1. Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002г.
    1. Математические олимпиады в школе, 5-11кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-пресс,2004г.
    1. Задачи на резанье./М.А.Евдокимов.М.:МЦНМО,2002Г.
    2. Как научиться решать задачи./Фридман Л.М.-М.:Просвещение,1989г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа спецкурса по математике для 7 класса "Логические задачи"

      Спецкурс «Логические задачи» по математике для учащихся 7-го класса предназначен для развития логического мышления  и  познавательной активности учащихся. Материал данного курс...

    Рабочая программа спецкурса по математике в 11 классе "Подготовительный курс к ЕГЭ"

    Курс составлен на основе кодификатора элементов содержания КИМов ЕГЭ по математике и предназначен для систематической подготовки части В....

    Рабочая программа спецкурса по математике в 6 классе "Математика вокруг нас"

    Представляю вам свою версию программы спецкурса "Математика вокруг нас"....

    Программа спецкурса по математике, 10-11 классы

    Этот курс поможет учащимся 10-11 классов систематизировать свои математические знания,  поможет с разных точек зрения взглянуть на другие,  уже известные темы,  расширить круг математич...

    Рабочая программа спецкурса по математике для 8 класса

    Рабочая программа спецкурса по математике  для 8 класса...

    Рабочая программа спецкурса по математике для 5 класса основного общего образования «Нестандартные задачи по математике»

    Рабочая программа спецкурса по математике для 5 класса основного общего образования "Нестандартные задачи по математике" включает пояснительную записку, литературу, требования к учащимся, со...

    Рабочая программа спецкурса по математике в 10 классе «Уравнения и неравенства с модулем» 2часа в неделю

    Рабочая программа спецкурса по математике для 10 класса составлена на основе ФГОС основного общего образования 2 часа в неделю...