Разработка программы дополнительного образования " История Отечества - в истории костюма ".
рабочая программа по теме

Данная программа может быть использована в качестве дополнительного образования учителями истории, МХК,а так же педагогами школьных музеев и всеми преподавателями, интересующимися этнографией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа дополнительного образования по истории Отечества.

Пояснительная записка:

 Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы, объединяющей не только учителей, учащихся, но и их родителей. Богатейший материал по истории родного края, родной земли позволяет эффективно использовать его в образовательной и воспитательной работе.

 Школьный музей – это важнейшее средство дополнительного образования школьников, позволяющее пробудить познавательный интерес к истории своей страны.

 Музейная педагогика является одной из форм поликультурного образования, позволяющая воспитать подрастающего человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою Родину.

 Музейная педагогика способствует решению задач социальной адаптации учащихся школ, формированию у них готовности жить и трудиться в родной стране, в родном городе, участвовать в его развитии, социально-культурном обновлении.

 Данная программа воспитывает гражданско-патриотические чувства, способствует развитию творческих способностей, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы. Именно школьный музей призван помочь детям открыть многообразие способов освоения культуры, сформировать устойчивую потребность общения с ее ценностями. В ходе реализации программы у учащихся формируется богатое представление о культуре народов нашей страны и её ближайших соседей, а это позволяет сформировать ещё больший интерес к истории Отечества.

Цель программы:

1.Повышение уровня гражданского и патриотического воспитания , этнического и культурного образования учащихся средствами музейной педагогики.

2.Формирование социальной активности учащихся.

3.Интеллектуальное развитие школьников путем вовлечения их в поисково-исследовательскую и творческую работу.

Задачи программы:

1.Обучающие 

а) реализовать познавательные и других интересы и потребности ребенка через изучение истории своего родного края и своей страны средствами краеведения;

б) разработать  формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учебе, делах, общении;

в) восстановить прерванную связь времени;

г) создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского   становления,   удовлетворения   их   запросов,   формирование профессиональных интересов в процессе музейной работы.

2. Развивающие:

а) развивать мыслительные способности у обучающихся;

б) развивать творческую, познавательную активность учащихся;

3.  Воспитательные:

а) воспитывать  любовь  к родной земле, к родному краю;

б) формировать интерес к отечественной культуре и уважительное отношение к духовным ценностям прошлых поколений.

Программа позволяет:

  1. Научить учащихся собирать, обрабатывать и систематизировать исторический материал.
  2. Научить учащихся создавать выставочную экспозицию и проводить по ней экскурсии.
  3. Помочь учащимся лучше разбираться в многообразии культур.
  4. Развивать у учащихся творческие и организаторские способности, предоставить возможность для самореализации в соответствии со своими склонностями и интересами.

 Основные направления  работы:

1. Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, географии, создание информационного киоска на страничке сайта школы и сайта музея.


2. Обучение, Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, практических занятий , проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии.
3. Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса создания музейных экспонатов своими руками.
4. Общение. Встречи с целью знакомства и общения с интересными людьми, представителями разных наций и народностей.
5. Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей (1 раз в триместр), презентации, чаепития для «кружковцев» и гостей школы.

Формы организации музейной работы:

• лекции
• экскурсии
• консультации
• литературные и исторические гостиные
• киносеансы
• встречи с интересными людьми
• исторические игры, викторины
• проектная и исследовательская деятельность
• использование интернет – технологий
• создание видеороликов, презентаций
• посещение школьных музеев и музеев города и области
• оформление выставок, обновление экспозиций

Прогнозируемые результаты: 

1. ОБУЧАЮЩИЕ. Приобретение учащимися глубоких знаний по истории народов нашей страны, умение свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей Отечества.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ. Воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими  свободу и независимость нашей Родины.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ. Достижение  высокого уровня умений и навыков самостоятельной работы учащихся по основным направлениям музея, выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учета, описания, классификации предметов музейного значения, организации и проведения экскурсий по экспозициям музея, проведение мероприятий по профилю музея (выставки, конкурсы, тематические часы, семинары, конкурсы), развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий.

Реализация программы:

Музейно-образовательная программа представляет цикл тематических занятий по истории народов нашей страны и ряд практических занятий по изготовлению музейных экспонатов своими руками. Основная аудитория-это учащиеся средней и старшей школы. Занятия проводятся еженедельно по 2 часа. Курс рассчитан на 1 года обучения, но сохраняя примерную тематику занятий, возможно продолжение в течение нескольких лет.

            Примерный тематический план занятий

№п/п

Тема

Содержание занятия. Форма проведения

Кол-во

часов

1.

Вводное занятие.

Знакомство с программой. Беседа об истории возникновения народного костюма.

2

2.

«История места»                                                                  

Беседа  о Карачае-крае священных гор. Лоскуток истории карачаевцев.

2

3.

«Преданья старины красивой»

Основные занятия жителей края.

2

4.

«Что здесь носили?»

Одежда жителей Карачая.

2

5.

«Разбор костюма»

Головные уборы, обувь, аксессуары, орнамент, праздничный костюм и повседневная одежда.

2

6.

«Во что здесь играли»

Различные игры и состязания карачаевцев.

2

7.

«Культура места»

Обряды, праздники, торжества.

2

8.

«Народная кухня»

Национальные блюда карачаевцев.

2

9.

«Карачаевский праздничный костюм»

Практическое занятие. Изготовление куклы и костюма.

4

10.

«История места»                                                                  

История Киева – летопись Руси.

2

11.

«Преданья старины красивой»

Основные занятия жителей.

2

12.

«Что здесь носили?»

Наряды жителей Киевской губернии.

2

13.

«Разбор костюма»

Летний костюм и украшения к нему.

2

14.

«Во что здесь играли»

Украинские игрушки.

2

    15.

«Культура места»

Обряды, праздники, торжества.

2

16.

«Народная кухня»

 Национальные блюда украинцев.

2

17.

«Народный костюм Киевской губернии»

Практическое занятие. Изготовление куклы и костюма.

4

18.

«История места»                                                                  

Край туманов и озёр.

2

19.

«Преданья старины красивой»

Изделия народных промыслов.

2

20.

«Что здесь носили?»

Костюм как отражение истории народа.

2

21.

«Разбор костюма»

Поясная одежда. Понева.

2

22.

«Во что здесь играли»

Белорусские игры.

2

23.

«Культура места»

Приметы и суеверия. Обычаи предков.

2

24.

«Народная кухня»

Цыбрики – шарики из картофеля.

2

25.

«Народный костюм Минской губернии»

Практическое занятие. Изготовление куклы в народном костюме.

4

26.

«История места»                                                                  

Свободные дети степи.

2

27.

«Преданья старины красивой»

Основные занятия и верования калмыков.

2

28.

«Что здесь носили?»

Бедняк и одним порткам рад, а зайсану и десяти бешметов мало.

2

29.

«Разбор костюма»

Без серьги в ухе – со змеёй на сердце.

2

30.

«Во что здесь играли»

Игры и развлечения калмыков.

2

31.

«Культура места»

Культура, традиции и обычаи древнего кочевого народа.

2

32.

«Народная кухня»

Джомба – калмыцкий чай.

2

33.

«Народный костюм Республики Калмыкия»

Практическое занятие. Изготовление куклы в калмыцком праздничном костюме.

4

Итого:

74

Список используемой литературы:

1.        Ванслова Е. Г. Музей и школа, – М.: Просвещение, 1985.

2.        Гнедовский Б.В. Современные тенденции развития музейной коммуникации М., 1989.

3.        Заболотная И.В., Музееведение. М., 1994.

4.        Культурно-образовательная деятельность музеев /Под научной редакцией Е. К. Дмитриевой, И. М. Косовой, М., 1997.

5.        Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. Культурно-образовательная деятельность музеев, М., 1997. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.

6.        Работа со школьниками в краеведческом музее: Учебно-методическое пособие /Под редакцией Н. М. Ланковой. – М.: Владос,  2001.

7.        Ревякин. Музеи мира. М., 1993.

8.        Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учебное пособие/ Б. А. Столяров. – М.: Высшая школа, 2004.

9.Журналы «Де Агостин» РАН и Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая «Куклы в народных костюмах». – М., 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования «Страницы истории еврейского народа. Холокост»

Образовательная программа дополнительного образования «Страницы истории еврейского народа. Холокост» направлена на углубление знаний учащихся по истории Второй Мировой и Великой Отечественной войны. Ц...

Методическая разработка программы дополнительного образования "Довузовская подготовка. Математика 11 кл.".

Дополнительная программа "Довузовская подготовка. Математика. 11 кл." была разработана для работы в Центре Дополнительного Образования детей....

ПРОГРАММА дополнительного образования детей по краеведению «История нашего города»

«Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия» Ф. Гансберг...

Разработка программы дополнительного образования по физике для одаренных детей

Программа дополнительного образования -  инструмент целенаправленного развития одаренных детей. Написание программы - один из важных моментов в деятельности педагога....

Программа дополнительного образования туристско-краеведческого направления "История родного края"

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.  Изучение краеведения в школе является одним из основных источников ...

Разработка программы дополнительного образования по английскому языку "Удивительный английский" для 1 класса

Разработка программы дополнительного образования по английскому языку "Удивительный английский" для 1 класса...

Материалы по истории Русской православной церкви - дополнительный материал к урокам по истории Отечества

Презентации по истории Русской Православной церкви в синодальный и советский периоды являются источником дополнительного материала по малоизвестным аспектам отечественногй истории. Презентации содержа...