Брейн-ринг "Этот удивительный этикет"
классный час (5 класс) по теме

Овчинникова Валентина Владимировна
Мероприятие носит характер познавательной игры в форме брейн-ринга, и является итоговым в цикле мероприятий по этикету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etot_udivitelnyy_etiket.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

НОУ школа-интернат №22 ОАО «РЖД»

«Этот удивительный этикет!»

Воспитатель: Овчинникова В.В.

Улан-Удэ 2011


Игра - брейн-ринг «Этот удивительный этикет»

Цель: усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.

Форма: брейн-ринг.

На доске: «Вежливость проявляется в отношениях с людьми»;

«Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой»;

«Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость!»( М. Сервантес);

«Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований»( Р. Эмерсен)

Ход мероприятия:

Ι. Организационный момент. Сообщение темы и цели часа общения.

ΙΙ. Воспитатель:  У нас есть три команды, задача каждой показать хорошую подготовку и набрать большее количество баллов. А для начала давайте познакомимся, ведь знакомству в этикете отводится очень важная роль. (Команды называют свое название и девиз, жюри оценивает визитную карточку)

Ι БЛОК- ПРИВЕТСТВИЕ

Небольшая информационная справка о приветствии в разных культурах:

Общение начинается с приветствия. Приветствие является знаком признания ценности и достоинства человека. Многообразие форм и многоцветная палитра приветствий в различных этикетах и культурах трудно поддаются всестороннему описанию и классификации. Формы приветствия чрезвычайно разнообразны. О племени масаи рассказывают, что перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки. Жители Тибета, снимая шляпу, высовывают язык, а левую руку держат за ухом, как бы прислушиваясь. Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами. Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки; китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку себе самому; современные греки приветствуют друг друга словами: «Будь здоровым!», древние греки говорили друг другу «Радуйся!»; арабы приветствуют друг друга фразой : «Мир с тобой!», индейцы навахо – фразой «Все хорошо!». А как приветствуете друг друга вы ? ( Ребята отвечают на вопрос).

Вопросы командам :

  1. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да)
  2. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (Да, можно просто кивнуть)
  3. Кто первым подает руку, старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (Руку первым протягивает старший младшему и первой подает руку женщина мужчине)

Воспитатель: Французы говорят «Первым здоровается тот, кто вежливее». Будите следовать этому простому правилу – никогда не ошибетесь.

(Жюри оценивает первый конкурс)

ΙΙ БЛОК – ЧАЙНЫЙ КОНКУРС (= столовый этикет)

С чего начинается чаепитие, застолье? Конечно с сервировки. Сейчас мы проведем первое общее задание. Вам даются приборы, которые вы должны за 1 минуту правильно расположить на столе – тарелку, вилку, ложку, нож, бокал, салфетку.

( Посуду ставят по прямой линии, отступив от края стола 4-5 см, справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку; слева – вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой справа ставят бокал. Салфетки ставят, красочно оформив, или кладут на тарелку или слева от нее)

Вопросы командам:

  1. Как нужно брать хлеб с общей тарелки? (Хлеб берут всегда рукой, стараясь не дотрагиваться до других ломтиков, и, положив на свою тарелку или салфетку, отламывают кусочками)
  2. Как следует есть пирожные, торты? ( Торты, пирожные едят специальной вилкой или чайной ложечкой. Твердые, слоеные пирожные, которые легко крошатся, можно есть, держа в руках).
  3. Как правильно выходить из-за стола? ( Только с разрешения хозяев, поблагодарив их, задвинуть за собой стул).

Дополнительные вопросы (3 балла):

1. Что такое шведский стол?

2. Как без слов сказать о том, что вы закончили трапезу? Продемонстрируйте это. (Нож и вилка крест-накрест – пауза в еде, параллельно – окончание трапезы).

ΙΙΙ БЛОК «В ТЕАТРЕ»

Мы часто с вами ходим в театр, сейчас проверим, знаете ли вы, как нужно себя вести в театре.

Вопросы командам:

  1. Спектакль задерживается, надо ли аплодировать? (Нет)
  2. Как продвигаться вдоль ряда? (Лицом к сидящим)
  3. Можно ли занимать оба подлокотника? (Нет)
  4. Если вам не нравится спектакль, когда можно покинуть зал? (Только в антракте)
  5. Если вы опоздали в театр/кино куда садиться? Надо ли искать свое место? ( Необходимо сесть на ближайшие свободные места)
  6. Надо ли аплодировать после подъема занавеса? (Да)

ΙV БЛОК СОВРЕМЕННЫЙ ЭТИКЕТ

Вопросы командам:

  1. На улице кто должен здороваться первым :  стоящий или проходящий? (Проходящий)
  2. При входе  и выходе из общественного транспорта кому отдается первенство? ( Первой заходит дама, затем мужчина, выходят – наоборот)
  3. При разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший)

Вопросы капитанам:

  1. Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ?
  2. Вы едите в переполненном автобусе, вам нужно выходить, обратитесь к стоящим рядом?
  3. Продолжи фразу: «Не перебивай говорящего товарища или взрослого. Во-первых, в этом проявляется неуважение к нему, а, во-вторых…».

V. Подведение итогов  членами жюри.

- Ну а пока жюри подводит итоги, предлагаю вам «Веселую пятиминутку»:

  1. Попрощайтесь. У арабов помахивание рукой означает «иди сюда».
  2. Покажите согласие и несогласие. В Болгарии это выглядит наоборот.
  3. Укажите на чью-то глупость. Если в Голландии покрутят пальцем у веска, то это будет означать, что кто-то сказал остроумную фразу.

Объявление результатов, награждение команд.

Воспитатель: Знание правил поведения пригодятся в жизни всегда. Надеюсь, что некоторые уроки запомнились вам надолго, и вы будите использовать их в своей жизни. А теперь я попрошу каждую команду подумать над словами благодарности. Соперников поблагодарите за игру, жюри и гостей за внимание.

Заключение:

Правила поведения, ребята, сослужат вам в жизни огромную службу, т.к. научат жить в ладу с окружающими. Сейчас вы повзрослели – изменилось и отношение к вам окружающих, повысились требования. Теперь уже никого не умиляет размазанная по вашим щекам каша и никого не радует ваш чересчур веселый, а точнее, чересчур громкий смех в транспорте. Что прощалось малышу – уже не прощается таким, как вы. Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком громко смеется, обиженно сказала: «Мое поведение – мое личное дело!» Что ж, это правильно, но только в одном случае: когда человек, как Робинзон  живет на необитаемом острове. Мы же живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки небезразличны окружающим.

Послушайте небольшой рассказ, который называется  «Бумеранг»:

Гражданин Н. пришел за покупкой в магазин. «Яблок килограмм, пожалуйста. Если можно, покрупнее…» - «Много вас тут ходит – всем покрупнее подавай! Не нравится – не покупай, ящик переворачивать не буду!» - «любезно» ответила продавщица.

Озлобленный на весь свет Н. ушел из магазина и устроил скандал в троллейбусе гражданке У., которая нечаянно задела его сумкой с картошкой. Та, вернувшись домой вечером, заявила мужу, что не будет больше «ишачить» и впредь картошку пусть покупает сам. В  результате семейного конфликта муж гражданки У. долго не мо заснуть и наутро встал с головной болью. На работе У. «смешал с грязью» подчиненного И., допустившего незначительную ошибку. Расстроенный И. после работы залил свою беду бутылкой спиртного и устроил дома дебош, обвиняя жену в том, что она его не уважает. Женой, как вы догадались, была та самая невежливая продавщица. Круг замкнулся.

Вывод: весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по – доброму. Ведь недаром существует такое правило: «Если я хочу, чтобы мне было хорошо, я должен относиться к  окружающим так, как мне хотелось бы, чтобы они относились ко мне»

Литература:

http://www.etiket.ru/

Служебный телефон.  Этикет телефонного общения.

Автор: Э.Б. Басманова, консультант по этикету


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ мероприятия "Этот удивительный этикет"

Мой первый опыт написания самоанализа по прошедшему мероприятию)))...

Классный час "Этот удивительный этикет!"

Классный час "Этот удивительный этикет!"...

конкурс знатоков этикета "Знаете ли вы этикет?"

Конкурс знатоков этикета. Сценарий классного часа для учащихся 11 класса. Разработала Нечаева Т.А....

Рабочая программа по курсу "Этикет и речевой этикет"

Программа предназначена для учащихся 5-8 классов....

«Понятие этикета, речевого этикета»

laquo;Понятие этикета, речевого этикета»...

Конспект занятия "Путешествие в удивительную страну "Этикет"

Цель: Формировать знания об основных правилах этикета...

Удивительный этикет

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ЭТИКЕТ» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- закреплять знание правил общегражданского этикета: по культуре речи, элементарной вежливости, умению вести себя в общественных местах и в раз...