Программа кружка "Ниточный дизайн"
рабочая программа по теме

     Программа кружка « Ниточный дизайн» для учащихся начальных классов рассчитана на изучение в течение учебного года по одному часу в неделю. Построение занятий предполагает  повышение сложности материала по мере приобретения учащимися  навыков работы. Сначала ребята выполняют простые работы, рассматривают образцы готовых изделий, приемы их выполнения. Затем упражнения усложняются. Ребятам предлагается моделировать простые предметы, подбирать основу, нитки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

             Данная образовательная программа направлена на развитие художественного творчества в области декоративно- прикладного искусства.

    Основа художественного ручного труда дает богатый развивающий потенциал для детей. Это не только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие творческих способностей, неповторимой индивидуальности, расширение кругозора, воспитание с учетом современных условий жизни, семьи, быта, дизайна.

   Программа  способствует развитию индивидуальных творческих способностей, позволяет развивать полученные знания и приобретенные исполнительные навыки, воспитанник получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных технологий. Также воспитанники получают дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам(истории, экологии, черчению, развитию речи и др.)

   Предметом изучения в программе является технология ниточного дизайна.

     Ниточный дизайн, нитяная графика, изонить(изображение нитью),- это графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твердом основании. Этот вид творчества развивает воображение, абстрактное мышление и умение концентрировать внимание, глазомер, мелкую моторику пальцев, координацию движения рук, художественные способности и эстетический вкус.

    Цель данной программы - ознакомление обучающихся объединения с историей развития  вышивки ниточный дизайн, ее современным использованием в различных областях декоративно-прикладного творчества, побуждение учащихся к творчеству.

    Задачи, которые предстоит решить в ходе изучения ниточного дизайна:

  1.   Формирование эстетического вкуса у учащихся, умения достаточно самостоятельно решать познавательные задачи в процессе изготовления работ
  2.   Создание условий для развития личности каждого воспитанника, раскрытию его способностей к творчеству
  3.   Совершенствование навыков работы с ручными швейными инструментами и приспособлениями
  4.   Обучение приемам выполнения различных элементов ниточного дизайна на разных основах, материалах и

изготовления изделий декоративно-прикладного характера; использования изонити как художественного оформления элементов быта.

Формы подведения итогов реализации программы

    Формами подведения итогов являются участие воспитанников в выставках и конкурсах разного уровня, открытые занятия, мастер-классы. Эффективность реализации программы оценивается количеством полученных призовых мест, грамот, дипломов.

   Хорошими показателями эффективной реализации программы также являются достойный уровень общего развития ребенка, положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности, доведение ручных операций от простейших до выполнения сложных технологий украшений.

  Формы подведения итогов по каждой теме программы:

  1. Правильно и хорошо оформленные работы в дальнейшем применяются в качестве наглядных пособий.
  2.    В начале учебного года на каждого воспитанника заводится индивидуальная карточка, в которой в течение учебного года отмечается вся проделанная им самостоятельная работа(участие в конкурсах, мероприятиях, выставках)
  3.   Составление летописи объединения, ведение фотоальбома.

     Программа кружка « Ниточный дизайн» для учащихся начальных классов рассчитана на изучение в течение учебного года по одному часу в неделю. Построение занятий предполагает  повышение сложности материала по мере приобретения учащимися  навыков работы. Сначала ребята выполняют простые работы, рассматривают образцы готовых изделий, приемы их выполнения. Затем упражнения усложняются. Ребятам предлагается моделировать простые предметы, подбирать основу, нитки.

Организация учебного процесса

  На обучение принимаются дети младшего школьного возраста.

Данная программа  предусматривает 2-ух годичный курс обучения.

1-й год обучения-33 часа, 1 раз в неделю по 40 минут

2- й год обучения -34 часа, 1раз в неделю

    Основная цель образовательного процесса – развитие творческого потенциала ребенка. На этом пути выделяются 2 уровня:

   1 уровень---( ознакомительный), срок реализации 1 год_ воспитанники получают первоначальные технологические знания и навыки, знакомятся с материалами и инструментами, используемыми при работе, изготавливают простые изделия. Значительное внимание на этом этапе уделяется развитию наглядно-образного, пространственного, цветового мышления, композиционного, а также творческих способностей, творческого воображения, самостоятельности, мелкой моторики рук.

   1 уровень---(развивающий), срок реализации 1 год- углубляются полученные знания, и происходит переход к изготовлению более трудоемких работ. Воспитанники фантазируют, более свободно владеют технологией и различными материалами при изготовлении работ, совершенствуют ранее полученные знания, что позволяет им самовыражаться.

    Образовательный процесс осуществляется при помощи различных методов обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала)
  2. Проблемный( ставится проблема и дети под руководством педагога ищут пути ее решения)
  3. Эвристический( проблема формулируется детьми, ими же и предлагаются пути ее решения)

      Досуговые и воспитательные мероприятия, изготовление сувениров проводятся к следующим праздникам: День открытых дверей, « Город мастеров», Новый год, 23 февраля, День Святого Валентина, 8 Марта и др.

   Обучение проводится в двух направлениях:

  1. Усвоение теоретических знаний;
  2. Формирование практических навыков.

Теоретическая часть предусматривает определение цели и задач, раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций, рассказов с привлечением иллюстративного материала.

   Разнообразные формы проведения занятий- вводное, практическое, занятие- ознакомление с новым материалом, повторение, обобщение и контроль полученных знаний, комбинированные- соединяют в себе различные методы и виды деятельности, например: познавательная, игровая, конструктивно-практическая.

     Форма деятельности -творческая мастерская.

    Стимулирует интерес к обучению проведение нетрадиционных форм учебных занятий:

   - занятия- соревнования: конкурсы, турниры, викторины;

     Занятия- фантазии: сказка, сюрприз, приключения;

    С целью проверки усвоения понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры. Предлагаются специально составленные кроссворды, мини-викторины, используются словесные игры. Очень важно положительно оценивать работы ребенка, что является хорошим стимулом для него. Необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать работу.

Структура и содержание программы.

    Вся программа представляет собой единую систему тем, материал расположен в порядке его прохождения от выполнения простых и симметричных форм до сложных композиций.

     

 

Примерный тематический план

(1-год обучения)

Наименование темы

Общее кол-во часов

Теорет. занятия

Практич. занятия

1.

Введение

1

1

-

2.

Азбука ниточного дизайна

8

1

7

3.

Грамматика ниточного дизайна

6

1

5

4.

Творческая мастерская ниточного дизайна

16

16

5.

Итоговое занятие

2

2

                               Итого:      33             3                     30

    Содержание занятий « Ниточный дизайн»    

Введение( 1 час)

Цель и задачи курса. Рабочее место и его организация. Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда.

Азбука ниточного дизайна (8 часов)

   

Грамматика ниточного дизайна (6 часов). Подготовка к работе. Последовательность работы. Понятие о цвете. Цвет и его значение в произведении.

Основные элементы заполнения фигур. Заполнение ( прошивание) угла. Варианты заполнения угла. Лицевая и изнаночная стороны вышивки. Заполнение окружности, варианты заполнения окружности.

    Практические занятия: работа над эскизом рисунка из геометрических фигур, отработка навыков заполнения различных геометрических фигур на учебных карточках.

    Основы композиции. Понятие о композиции. Пропорциональность ,виды симметрии в композиции.

     Изготовление изделий по готовым шаблонам. Открытки, закладки. Изображение цветов, деревьев, бабочек.

     Окончательная отделка и оформление готового изделия. Правила оформления вышитой работы в открытку. Оформление закладок. Оформление панно и картин.

                        Творческая мастерская ниточного дизайна (16 часов)

   Разработка собственных рисунков и шаблонов, декоративные картинки в технике ниткографии и технология их изготовления.

  Практические занятия: перевод эскизов на основу, выполнение сколов. Изготовление картинки в технике ниткографии.

Итоговое занятие( 2 часа)

    Завершение работы по изготовлению картинки. Оформление работы в рамку. Анализ работ. Подведение итогов . Подготовка работ к выставке.

    По завершении 1-года  обучения учащиеся

 должны знать:

  1. Понятие «изонить»
  2. Правила составления рисунка-сколка
  3. Технику безопасности труда и личной гигиены
  4. Инструменты и приспособления для изонити
  5. Основные и дополнительные материалы
  6. Основные приемы техники изонити
  7. Технологию изготовления сувениров с использованием изонити

должны уметь:

  1. Пояснять значение термина «изонить»
  2. Изготавливать рисунок-сколок
  3. Пользоваться инструментами и приспособлениями для изготовления сувениров в технике изонити
  4. Подбирать волокнистые материалы по цвету и фактуре
  5. Работать с клеем ПВА
  6. Владеть приемами техники изонити
  7. Изготавливать сувениры в технике изонити

Учебно- тематический план

(2-й год обучения)

Наименование темы

Общее кол-во часов

Теорет. занятия

Практич. занятия

1.

Введение

1

1

-

2.

Заполнение сложных фигур

8

1

7

3.

Узоры и композиции

3

1

2

4.

Творческая мастерская ниточного дизайна

20

20

5.

Итоговое занятие

2

2

                             Итого:       34               3                31

Содержание занятий

Введение(1 час)

Правила ТБ. Материалы и инструменты, используемые в работе. Применение в изделиях дополнительных материалов( бисер, пуговицы для оформления; одноразовые тарелки , диски для основы)

Заполнение сложных фигур ( 8 часов)

     Теоретические занятия: знакомство с транспортиром, шестиугольником.

    Практические занятия:  Комбинации из углов и простых фигур. Составление сложных фигур по частям. Заполнение формы сердечка разными способами.

Узоры и композиции (3 часа)

    Теоретические занятия: Выбор цветов , их  сочетание. Контрастные цвета при изображении бабочек. Обдумывание, на какой части должен быть сделан акцент

    Практические занятия: составление изображения по контуру бабочек и птиц.

Творческая мастерская ниточного дизайна (20 часов)

    Построение узора на морскую тематику( рыбы, парусные суда, выбор понравившегося варианта заполнения парусов). Заполнение бабочек по контуру. Цветы, звезды, снежинки. Изображения людей.

По завершении 2-года обучения :

  1. Должны знать:
  2. Дополнительные материалы(бисер, пуговицы для оформления), приспособления, инструменты
  3. Теплые и холодные цвета, контрастные цвета, сочетание цветов
  4. Технологию заполнения сложных фигур( шестиугольник, сердечко)
  5. Должны уметь:
  6. Пользоваться материалами и инструментами, приспособлениями
  7. Выполнять заполнение фигур и на других основах(одноразовые тарелки, диски)
  8. Выполнять узоры и композиции
  9. Составлять сложные фигуры
  10. Использовать в работе нетрадиционные материалы(бисер, пуговицы и др.)
  11. Выполнять работы для украшения интерьера
  12. Изготавливать сувенирные открытки, закладки для книг

Обеспечение деятельности

   Материалы: однотонный картон, одноразовые тарелки, диски  под основу, цветные нитки катушечные №40, мулине, ирис, клей , ПВА, калька.

   Инструменты: набор иголок, ножницы, карандаш, линейка, трафареты и шаблоны, циркуль, шило, транспортир, скотч.

Литература

  1. Бурундукова  Л. И. Волшебная изонить – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
  2. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. – М., 1993
  3. Цирулик Н. А. Твори, выдумывай, пробуй! ОАО Корпорация « Федоров» , 2001

                             МОУ « Красногорская СОШ №1

Программа дополнительного образования

« Ниточный дизайн»

                                                                                                           

                                                                                                             Учитель технологии

Дмитриева Елена Григорьевна

МОУ « Красногорская СОШ  №1»

              П. Красногорский, 2011 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Ландшафтный дизайн"

Рабочая программа эллективный курс по ландшафтному дизайну...

рабочая программа кружка"Дизайн"

Сегодняшний школьник так не похож на школьника даже десятилетней давности. Он в семь лет уже владеет компьютером и с удовольствием учит этому своих бабушек, дедушек, а иногда и родителей. Пожалуй, как...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Технический дизайн древесины»

Пояснительная записка На Руси обработка древесины всегда была спутницей деревянной архитектуры. Дерево было самым доступным материалом, а по – особому обработанная древесина придавала дерев...

Рабочая программа "Графический дизайн"

Тематическое планирование. Занятия...

Рабочая программа "Оформительский дизайн"

Данная программа знакомит учащихся с основами оформительского дизайна. Она  рассчитана на 4 года обучения детей в возрасте 11-16 лет. Программа «оформительских дизайн» знакомит учащихся с особенн...

Авторская рабочая программа Студии дизайна и прикладного искусства

Программа «Студия дизайна и прикладного искусства» предназначена для развития творческих навыков и умений в системе профессионального образования.Программа предназначена для изучения на факульта...