"Путешествие Знайки и Незнайки по Мордовии"
план-конспект по теме

Внеклассное мероприятие по краеведению для начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_znayki_i_neznayki_po_mordovii.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

 для учащихся начальных классов

Путешествие Знайки и Незнайки по Мордовии

  Составил: Марина Людмила Петровна, учитель географии Первой квалификационной категории МБОУ  «Примокшанская средняя общеобразовательная школа» Республика Мордовия.

п.Примокшанский 2011г.

Аннотация. Данное мероприятие можно провести в рамках недели географии или как внеклассное мероприятие по краеведению. Кроме этого учителя начальных классов могут использовать фрагменты презентации на уроках природоведения. Оно было подготовлено и проведено членами кружка «Краеведение» специально для учащихся 7-9 лет. Все ребята знакомы с компьютерными играми и это способствует их активности во время мероприятия. А атрибуты и звуковое сопровождение создают впечатление участия в игре. Подбор материала проводился с учётом возрастных особенностей,  и способствует знакомству детей с природой, своей республики. Это мероприятие является первым и вводным в серии занятий «Путешествие Знайки и Незнайки по Мордовии»

Цель: познакомит учащихся с основными особенностями природы Республики Мордовия.

Задачи:

- сформировать образное представление о своём крае;

- развить познавательную активность в изучении своего края;

- продолжить воспитание чувства гордости за свою малую родину.

Оформление:  компьютер, интерактивная доска, презентация, шляпа для Незнайки, фуражка лесника, топор из картона для дровосека.

Действующие лица: Незнайка, Знайка, лесник, дровосек, учитель биологии, учитель географии,

Перед учащимися стол с компьютером. За ним сидит Знайка. Вбегает Незнайка.

Незнайка: Привет Знайка! Чем занимаешься?

Знайка: Пытаюсь освоить новую игру, которая называется «Путешествие по Мордовии».

Незнайка: Я люблю путешествовать.  Это всегда так интересно. Можно и мне с тобой поиграть?

Знайка: Можно, и не только тебе. К нам могут присоединится все ребята находящиеся здесь.

Незнайка: Ребята вы готовы к путешествию?  Да? Тогда начинаем. Запускай игру, Знайка!

Компьютер: (голос за кулисами имитирующий голос робота): Добро пожаловать в виртуальное путешествие по Республике Мордовия. Правила игры. Игра состоит из четырёх уровней. На каждом уровне вы получаете информацию от информаторов. Это люди определённой профессии. Для того чтобы перейти на следующий уровень, вам необходимо ответить на вопросы. Поэтому будьте внимательны.  Вы можете обращаться за подсказкой к ребятам. Желаю удачи.

Звучит музыка, возвещающая о начале игры.

Компьютер: Добро пожаловать на первый уровень.

На экране появляется слайд с картой  Республики Мордовия.(слайд 2)

Незнайка: Ой! Что это за картинка?

Знайка: Это не картинка, а карта Мордовии. А вот появился и наш информатор – учитель географии. Давай послушаем.

Учитель географии: Республика Мордовия расположена в центральной части Русской равнины. Граничит  с Республикой Чувашия, Нижегородской, Ульяновской, Пензенской, и Рязанской областями.

(слайд №3)

Столица Мордовии город Саранск. Это главный город нашей республики.

(слайд №4)

Кроме него есть ещё шесть городов. Это такие большие города как Рузаевка и Ковылкино, и города поменьше – Ардатов, Инсар, Краснослободск, Темников.  Президент Мордовии- Николай Меркушкин

Незнайка: Ух! Какие красивые города.

Занайка: Да. И по всему видно они имеют свою древнюю историю.

(слайд №5)

Незнайка: А вот и вопросы на которые мы должны ответить. Давай читай Знайка, а я вместе с ребятами буду отвечать.

Знайка читает вопросы, появившиеся на экране.

1. Какой город является столицей Мордовии?

2.  Назовите другие города.

3. Какой город находится ближе всего к месту где вы живёте?

Незнайка: Ребята помогите мне пожалуйста. А то у меня всё вылетело из головы.

Ребята дают ответы. На те вопросы, которые вызывают затруднения, может помочь ответить Знайка.

Компьютер: Добро пожаловать на второй уровень.

(слайд № 6)

Знайка: Смотри Незнайка, мы попали в лес.

Незнайка: Чтобы это значило.

Знайка: Сейчас мы узнаем у наших информаторов. Это  лесник и дровосек.

Лесник:

Я люблю мордовские леса.

Здесь, где детство эхом отзовёться,

Глянешь вверх – качнутся небеса,

Музыка дождинками польётся.

По утрам в траве росса дрожит.

Сосны, ёлки без конца и края.

Вижу: по стволу смола бежит,

Жёлтая, пахучая, живая.

Около трёх столетий назад территория Мордовии почти полностью была покрыта лесами. Здесь встречались боры (леса где растут в основном сосны и ели), дубравы (в основном дуб), березняки (в основном берёза)и смешанные леса. Ещё царь Пётр I знал о мокшанских лесах и использовал их для строительства кораблей.

Незнайка: Интересно, о чём нам ещё может рассказать дровосек?

Дровосек: Сейчас леса занимают только одну четвёртую часть территории республики, это меньше половины того что было.  Человек вырубает их для своих нужд. Большие площади леса сгорели в засушливое лето 2010г. А ведь он даёт кислород, который необходим для всего живого на Земле. Поэтому лес необходимо беречь и восстанавливать, высаживая новые деревья вместо вырубленных и сгоревших.

(слайд №7)

Знайка: А теперь давайте посмотрим, на какие вопросы нам нужно ответить, чтобы перейти на следующий уровень. Незнайка приготовься. И вы ребята тоже.

Читает вопросы.

1.Какие леса называют дубравами, ольшаниками и борами?

2. Для чего нужен лес?

3. Какой лес растёт не далеко вашего места жительства?

Компьютер: Добро пожаловать на третий уровень.

Слайд №8)

Незнайка: Знайка, посмотри какое красивое озеро. Давай, побыстрее узнаем, как оно называется. Кто наши информаторы?

Знайка: Это учитель географии  и учитель экологии.

Учитель географии:

В нашей республике более двух тысяч озёр, но самое известное из них – Инерка. В переводе с мордовского языка означает «Великое озеро».  Благодаря своей прелести, это озеро стало олицетворением природной красоты всего нашего края. Но есть и другие крупные озёра, такие как Ендовище, Инорка.

(слайд №9)

Кроме озёр на территории Мордовии насчитывается более 150 рек. Крупными из них являются Мокша и Сура. Когда то они были судоходными и по ним плавали баржи. Остальные реки относятся к средним или малым рекам. Это, прежде всего Алатырь, Исса, Вад, Сивинь.

Учитель экологии:

Как люблю смотреть я на озёра!

В них, как будто в зеркале видна

Вечная распахнутость простора,

Чистая его голубезна.

Я – поклонник голубого цвета.

Стал он дорогим на все лета.

Без озёр, их трепетного света

Красота земли совсем не та.

К сожалению на сегодняшний день реки и озёра  Мордовии загрязнены разными вредными химическими веществами, которые попадают туда с полей, с заводов, и бытовым мусором, который выбрасывают жители и отдыхающие . От этого погибает рыба и все живые организмы, которые живут в воде. Человек купаясь в таких реках, может заболеть.

(слайд №10)

Незнайка: Ну, давай же, Знайка, читай скорее вопросы. Мне не терпится перейти на четвёртый уровен. Он ,наверное самый сложный.

Знайка читает вопросы.

1. Назовите крупные озёра Мордовии.

2.Назовите крупные реки Мордовии.

3. Какое озеро находится или какая река протекает не  далеко от вашей местности?

4. Чем и как загрязняются воды рек и озёр?

Компьютер: Добро пожаловать на четвёртый, последний уровень.

Незнайка: Смотри, Знайка! Здесь что- то написано.

(слайд №11)

Знайка читает: «Чтобы пройти четвёртый уровень, необходимо угадать растения и животных, которые растут и обитают на территории Мордовии. Вам поможет учитель биологии».  Да, задание сложное, нужно подумать.

Незнайка: А я уверен, что мы и с этим заданием справимся. Верно, ребята!

На экране появляются слайды. Ребята называют знакомые им растения и животных, а учитель биологии называет те, которые они не знают, и уточняет, какие из них занесены в красную книгу Мордовии и России.

(слайды №№ 12,13,14,15,16)

Учитель биологии:

Как называются эти деревья, которые растут на территории Мордовии?

Сосна, ель, дуб, берёза, липа, ольха.

Растения, которые вы видите, растут в нашей республике. Как они называются?

Ландыш, пострел(подснежник). Их мало и они находятся под защитой государства. Рвать запрещается.

Звучать фанфары.

Компьютер: Поздравляю, вы прошли все уровни игры «Путешествие по Мордовии»

Незнайка: Эх! Как жалко, что путешествие закончилось. Я столько интересного узнал!

Знайка: Не расстраивайся, Незнайка. Я слышал что выпустили другие версии этой игры – «Путешествие по городам Мордовии», «Путешествие по памятникам природы Мордовии» и думаю, придумают ещё что ни будь.

Незнайка: Тогда я обязательно ещё раз отправлюсь в путешествие. А вам, ребята, понравилась игра?  В другой раз пойдёте со мной  путешествовать? Тогда до новой встречи.

Используемая литература:

1. География  Мордовской АССР:  Учеб. пособие  /Редкол.: М.М.Голубчик, С.П. Евдокимов ( отв. ред.) и др.; Мордов. ун-т.  Саранск, 1983. 304с.

2. Лихачёв Д.С. Земля родная: Кн. для учащихся.  М.: Просвещение, 1983. 256с.

3. Ямашкин А.А.  География  Республики Мордовия: Учеб. пособие. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. 168с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с применением игровых технологий, «Путешествие Незнайки»

Конспект урока английского языка для 5 класса с применением игровых  технологий Учитель: Стрижевская Ирина СергеевнаКласс: 5вТема: «Путешествие Незнайки»Тип урока: Урок с применением и...

Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса

Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса...

Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса

Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса...

Путешествие с Незнайкой

Открытое логопедическое занятие на закрепление пройденных тем в 3 классе...

Конспект итоговой интегрированной НОД в подготовительной группе «Путешествие по карте Знайки»

Интегрированное занятие по математике, включающее в себя такие виды  образовательных областей, как познавательное развитие, речевое развитие....

Заочное путешествие по заповедным местам Республики Мордовия

Заочное путешествие по заповедным местам Республики Мордовия...