Классный час "Памятник поставят исполину..."
классный час (7 класс) по теме

Материал по краеведению о творчестве В. Бакалдина и кубанских поэтах, пишущих о ВОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatnik_postavyat.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа  № 9

Районный заочный конкурс методических разработок педагогов «Наследники великой Победы», посвящённый 67-й годовщине Дня Победы

Памятник поставят исполину – мальчику с винтовкою в руках…

                                                                                             

                                                                                 Подготовила и провела

                                                                                  учитель кубановедения

                                                                      Сергиенко Наталья Николаевна,

                                                                        26 июня 1964 года рождения

                                  Красноармейский район

                                          хутор Протичка

                                             2012 год

Тема урока: Памятник поставят исполину-мальчику с винтовкою в руках.

Цель урока: Познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества В.Б.    Бакалдина, с поэтами Кубани, пишущими о ВОВ.  

Задачи урока:

  1. Образовательная: раскрыть тему урока на основе произведений В. Бакалдина и поэтов Кубани.
  2. Развивающая: формировать навыки анализа литературного текста, работы с текстом, выделение главного из предложенного материала.
  3. Воспитательная: вызвать чувство гордости земляками-героями, желание быть похожими на них, воспитать активную жизненную позицию.

           

                                                Ход урока

  1. Начало урока.
  1. Оргмомннт.
  2. Вступительная беседа.

Здравствуйте, ребята! В преддверии Праздника Великой Победы мы с вами проведём урок, посвящённый этому радостному и одновременно трагическому событию в истории нашей Родины. Мы узнаем о том, как эта тема представлена в творчестве кубанских писателей и поэтов. И более конкретно мы познакомимся с творчеством Виталия Бакалдина и его поэмой «На приречной рыжей полосе…»

  1. Просмотр документальных кадров и их обсуждение.

 (На экране мирные кадры сменяются взрывами орудий)

Трудно хоть на минуту представить, что ничего этого нет: нет весны, нет любви, нет жизни, нет вообще ничего.

Война, самая кровопролитная, самая жестокая и бескомпромиссная! В середине 20в. вся история человечества должна была повернуться вспять. Фашизм, как идеология превосходства одной расы над другой, оправдывал самые страшные преступления.

   В эти дни мы с горечью, грустью и слезами на глазах вспоминаем тех, кто остановил фашизм, поэтому тема урока: «Памятник поставят исполину-мальчику с винтовкою в руках» вам близка и понятна. Работать на уроке мы будем в группах. Оценка каждого в конце урока будет зависеть от работы всего коллектива.

  1. Ребята, когда началась ВОВ?
  2. Кто напал на нашу Родину?
  3. Кто оказался победителем в этой войне?
  4. В какой день мы отмечаем праздник Победы?
  5. Сколько лет прошло после победы в войне?
  6. У меня на груди лента. Как она называется? А у вас есть такие ленточки? Нужна ли нам эта память? (Если мы не будем это помнить, то кто?)
  7. Однажды я услышала, что Маргарет Тэтчер (кто-нибудь может сказать, кто она такая?) премьер-министр Великобритании сказала: «Что же это за победа такая, если у вас погибло 27 миллионов человек, а у немцев 10 миллионов»? Что бы вы, ребята, ответили ей на это? (У нас тоже погибло чуть больше 10 миллионов солдат и офицеров, а остальные - это мирные жители).
  8. Ребята, а фашисты были на Кубани? А Краснодар был оккупирован немцами?
  9. Да, в результате неудачного наступления советских войск под Харьковом в 1942 году фашисты двинулись на Кавказ. Одну за другой они занимали кубанские станицы: Кущевская, Тимашевская, Каневская, Кореновская, Дядьковская, приближаясь к Краснодару.
  10. Ребята, а с именем какого знаменитого земляка связано название последней станицы? Кто такой В.Г. Захарченко? Каким хором он руководит? А исполняет Кубанский хор песни о войне? Сколько лет мы отметили со дня рождения В.Г. Захарченко?
  11.  Воевали казаки в войне? Были они в Берлине?
  12. Вы слышали песню «Едут, едут по Берлину наши казаки»?

  1. Творчество кубанских писателей и поэтов, посвящённое Великой Отечественной войне.

 Тема ВОВ занимает важное место в творчестве кубанских писателей и поэтов. Многие из них писали о войне.

(На экране демонстрируются фотографии кубанских писателей и поэтов)

 У каждой группы лежит лист, на котором есть список известных людей Кубани, поставьте крестики напротив фамилий кубанских поэтов, писавших о ВОВ.

(Ребята в группах выполняют это задание)

  1. Константин Образцов
  2. Николай Зиновьев
  3. Вадим Неподоба
  4. Федор Щербина
  5. Кронид  Обойщиков
  6. Сергей Хохлов
  7. Виталий Бакалдин
  8. Кирилл Россинский
  9. Иван Варава

( Проверка осуществляется с помощью проектора)

  1. Работа по теме урока.

 На творчестве В. Бакалдина мы остановимся более подробно. Александра Пилюк получила опережающее задание. Она подготовила информацию о жизни и творчестве В, Бакалдина и сейчас расскажет об этом писателе. А вы внимательно слушайте, потому что будете отвечать на вопросы на основании услышанного.

              ( Девочка знакомит учащихся с основными фактами жизни и творчества В. Бакалдина)

- Спасибо, Александра.

      5.   Работа с тестом.

Ребята, вы услышали, что В.Б. Бакалдин родился 16 июня 1927 года. Сколько лет ему было, когда в августе 1942 года немцы вошли в Краснодар? (15 лет) То есть чуть старше вас.

Перед каждой группой лежит тест, в течение 2 минут отвечаем на вопросы.

(Правильные ответы: 1-Г, 2-А, 3-Б, 4-В, 5-Б, 6-А, 7-Г)

  1. Чтение и анализ стихотворения В. Бакалдина «На приречной рыжей   полосе»

   (Учитель читает отрывок из стихотворения В. Бакалдина «На приречной рыжей   полосе»)

- Прослушав отрывок из стихотворения, ответьте на вопросы.

  1. Почему стихотворение имеет второе название «Краснодарская быль»?
  2. Как автор изображает защитников города, старшеклассников, выпускников школ?
  3. Какими чувствами проникнуты эти строки?

- Правильно. Боль, гордость, уважение, печаль, звучат в этих строках. Потому что Виталий Бакалдин сам был участником этих событий, выжил и всем своим творчеством, как набатом, бьет по нашим нервам, не дает уснуть нашей памяти.

7. Самостоятельная работа в группах по теме урока. 

Задание для группы № 1.
Расскажите о жизни и  творчестве Виталия Бакалдина по плану:

1.Двор вербены и петуньи.

2.Помните, имя убийцы – фашизм!

3.Соавтор его жизни.

4.Мне снятся уроки.

5.Жажда жить среди других.

Задание для группы № 2.
Прочитайте стихи Виталия Борисовича Бакалдина, выберите из них те, которые отражают тему  народного подвига в годы Великой  Отечественной войны. Обоснуйте свой выбор.

 Задание для группы № 3.
Прочитайте стихотворение Виталия Бакалдина «На прибрежной рыжей полосе» и ответьте на вопросы:
1. Почему стихотворение имеет второе название «Краснодарская быль»?
2.Как автор изображает защитников города, старшеклассников, выпускников школ?
3.Какими чувствами проникнуты эти стихи?
 

Задание для группы №4.

Прочитайте стихотворение Виталия Бакалдина «На приречной рыжей полосе». Оно завершается словами: «Памятник поставят исполину – мальчику с винтовкою в руках». Каким вы представляете этот памятник?

  1. Подведение итогов урока.

Подводя итог урока, давайте посмотрим, всё ли мы с вами успели сделать из того, что планировали:
- Жизненный и творческий путь Виталия Бакалдина.
- Поэты Кубани о Великой Отечественной войне.
- Анализ стихотворения «На прибрежной рыжей полосе»
- Памятные даты Великой Отечественной войны.
- Оборона Краснодара.

Да. Все вопросы были нами рассмотрены на уроке. Ничего кроме пятёрок я не поставлю каждой группе учащихся. Потому что вы – молодцы.

9. Домашнее задание.

- Прочитайте ваше домашнее задание, оно будет носить творческий характер, к следующему уроку подготовьте рисунок или описание памятника. Какими могут быть памятники, вы можете увидеть на этих слайдах.

(Демонстрируются слайды с изображением памятников, поставленных в станицах и городах края)

Кстати на памятнике в Первомайской роще выбиты слова « Помните, помните, имя убийцы – фашизм!» Они принадлежат В. Бакалдину.

     

Тест.

1 .Кто автор стихотворения «На приречной рыжей полосе»?

А) Н. Зиновьев        Б) В. Неподоба

В) К. Обойщиков        Г) В. Бакалдин

2.Когда родился В.Б. Бакалдин?

А) 16 июня  1927 года        Б) 5 июня 1927 года

В) 26 февраля  1941 года        Г) 22 марта 1938 года

З.Кого называл В. Бакалдин «красивейшей женщиной города Краснодара»?

А) сестру        Б) мать

В) жену        Г) любимую

4.Какая профессия была у отца В. Б. Бакалдина?
А) агроном
        Б) учитель

В) инженер-строитель        Г) врач

5.Когда Краснодар был освобождён от немецко-фашистских захватчиков?
А) 12 августа 1942 года
        Б) 12 февраля 1943 года

В) 25 июля 1942 года        Г) 9 октября 1943 года

6.Какое учебное заведение закончил В.Б. Бакалдин?

А) педагогический институт        Б) политехнический институт

В) медицинский институт        Г) сельскохозяйственный институт

7. Какое издание возглавляет В. Б. Бакалдин?

А) « Кубанские новости»        Б) «Родная Кубань»

В) «Вольная Кубань»        Г) «Литературная Кубань»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: «Казнить нельзя помиловать. Пора бы наконец поставить запятую»»

Актуальность темы:вопрос об отмене смертной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема смертной казни берёт своё начало из самых глубоких корней наш...

Классный час "Поставь оценку классу" , провела классный руководитель Дибижева Р.В.

Классный час проводится для того, чтобы определить степень удовлетворенности учащихся школь­ной жизнью; выявить отношение учеников к школе, классу, учителям, классному руководителю; развивать у детей ...

Презентация "Русский исполин"

Презентация о заслуженном мастере спорта, заслуженном тренере по тяжелой атлетике, двукратном чемпионе Олимпийских игр, установившем 80 мировых рекордов - Василии Ивановиче Алексееве. Имя его занесено...

Возрождающиеся исполины в Якутии

Беседа о возрождении и расселении исчезающих овцебыков и бизонов в Якутии....

Упражнение "Поставь себя на место другого" (рекомендации учителям и классным руководителям)

Упражнение "Поставь себя на место другого" поможет классным руководителям эффективно организовать взаимодействие с законными представителями учащихся, лучше понять родителей....

Викторина "Исполины Смоленских лесов"

Я всегда с большим удовольствием  слушаю детей о том, что они смотрели про животных, какие узнали новые данные.  Дети просто соревнуются, кто сегодня больше расскажет. Это просто замечательн...