программа туризм
рабочая программа по теме

Дополнительная образовательная адаптированная программа "Пешеходный туризм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_turizm.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ  ОБРАЗОВАНИЯ  АДМИНИСТРАЦИИ  БАЛАКОВСКОГО   МУНИЦИПАЛЬНОГО  РАЙОНА

                                                                                                   «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                                    Директор МОУ

                                                                                                      «Средняя школа №13»

                                                                                                            _________________Л.И.Чекмарева

                                                                                                           «______»________________20____г.

                                                                           Протокол

                                                                                                                педагогического совета №_____

                                                                                                                от «_____»_____________20___г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

АДАПТИРОВАННАЯ  ПРОГРАММА

«ПЕШЕХОДНЫЙ  ТУРИЗМ»

Возраст обучающихся: 11 – 17 лет

Срок реализации  программы: 2 года

 

    учитель физической культуры

         МОУ «СОШ №13» г. Балаково

         Толузакова Евгения Юрьевна

г. Балаково

Набережная 50 лет ВЛКСМ, 10 - 54


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе типовой программы по пешеходному туризму, утвержденной комитетом по физической культуре и спорту РФ.

Данная программа туристско-краеведческой направленности.

Актуальность программы состоит в создании условий для активного включения обучающихся в процесс изучения истории родного края, формировании у них морально-нравственных, духовных, патриотических качеств и развитие чувства любви к Родине, физическое совершенствование детей и подростков.

Педагогическая целесообразность программы заключается в выборе форм и методов работы с учетом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности в контексте Концепции модернизации российского образования. Здесь закладываются основы знаний, умений, навыков социализации, активной гражданской и социально значимой деятельности.

Цель дополнительной программы: воспитание и подготовка всесторонне развитых юных спортсменов через пропаганду здорового образа жизни.

Задачи дополнительной программы:

  1. осуществление подготовки спортсменов для пополнения сборных команд края, области, города,
  2. морально-нравственное, духовное, патриотическое воспитание и развитие чувства любви к Родине,
  3. организация и проведение спортивно-массовых мероприятий для школьников,
  4. повышение уровня общей и специальной подготовленности и тренированности школьников,
  5. восстановление уровня здоровья,
  6. организация активного отдыха учащихся,
  7. обучение технике пешеходного туризма,
  8. привитие учащимся стойкого интереса к туризму.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной программы: 11-17 лет

Срок реализации дополнительной образовательной программы – 2 года.

Основными формами занятий являются:

  1. групповые практические занятия,
  2. индивидуальные уроки тренера с отдельными спортсменами,
  3. самостоятельные тренировки по индивидуальным планам и по заданию тренера,
  4. лекции и беседы,
  5. просмотр учебных фильмов и соревнований,
  6. участие в туристических соревнованиях,
  7. участие в учебных и категорийных походах.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

На каждый год обучения для всех занимающихся разрабатываются контрольные нормативы по общей физической и специальной подготовке.

На основании графиков учебного процесса и месячных рабочих планов составляется расписание занятий.

1 год обучения

Зачетные требования (ожидаемый  результат)

Общая физическая подготовка

Виды упражнений

Возраст

11 лет

12 лет

1

Бег 30 метров (сек)

5.3

5.1

2

Прыжки в длину (см)

330

340

3

Прыжки в высоту (см)

105

110

4

Метание теннисного мяча (м)

36

39

5

Кросс без учета времени (м)

1000

1500

6

Подтягивание (раз)

5

7

Теоретическая подготовка

Ответить на вопросы по пройденным темам:

  1. Снаряжение
  2. Питание
  3. Организация бивака
  4. Меры безопасности
  5. Элементы ориентирования

Специальная подготовка

Уметь ориентироваться на местности по компасу, карте, небесным светилам и признакам местных предметов. Уметь правильно организовать бивак. Уметь правильно проходить туристическую полосу препятствий.

Участие в походах и соревнованиях

Участвовать в течении 1 года в:

-   походах выходного дня:                   10

-   многодневных походах:                     2

-   городских соревнованиях                  2

2 год обучения

Зачетные требования (ожидаемые результаты)

Общая физическая подготовка

Виды упражнений

Возраст

13 лет

14 лет

1

Бег 30 метров

4.9

4.7

2

Прыжки в длину

350

365

3

Прыжки в высоту

115

120

4

Метание теннисного мяча

42

45

5

Метание гранаты 700 гр.

-

-

6

Кросс без учета времени

1500

2000

7

Подтягивание

8

10

Теоретическая подготовка

Ответить на вопросы по пройденным темам.

- история туризма

- организация самодеятельного путешествия

- снаряжение

- питание

- порядок движения и способы преодоления препятствия

- приемы ориентирования

- привалы и ночлеги

- безопасность путешествий и оказание первой помощи

- охрана природы, памятников истории и культуры

Специальная подготовка

Уметь ориентироваться на местности, правильно оборудовать бивак, приготовить пищу в походных условиях. Уметь оказать первую доврачебную помощь.

Участие в походах и соревнованиях

В течении 1 года участвовать в:

- походах выходного дня            8

- многодневных походах            4

- категорийных походах             1

- соревнованиях                           4

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

Задачи:

  1. Всесторонняя физическая подготовка.
  2. Овладение простейшими туристскими умениями и навыками.
  3. Воспитание общей выносливости.
  4. Овладение основами картографии и краеведения.

п/п

Наименование темы                                          

Количество часов

Всего

Лекции

Практичзанятия  походы

1.

Введение.

4

2

2

2.

Снаряжение.

6

2

4

3.

Питание.

6

2

4

4.

Лесная кухня.

9

1

8

5.

Организация бивака.

14

4

10

6.

Соблюдение мер безопасности в походе.

8

4

4

7.

Элементы ориентирования.

30

8

22

8.

Специальная физическая подготовка.

53

1

52

9.

Общая физическая подготовка

81

1

80

10.

Однодневные походы и выходы в лес.

77

1

76

11.

Многодневные походы.

42

2

40

ИТОГО:

324

28

296

2 год обучения

Задачи:

  1. Всесторонняя физическая подготовка.
  2. Воспитание специальной выносливости.
  3. Овладение основами техники передвижения в условиях пешего похода.
  4. Совершенствование знаний по картографии и краеведению.

п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

лекции

Практ.

1.

История мирового туризма. Развитие туризма в России.

2

2

2.

Организация самодеятельного путешествия:

137

5

132

2.1.

Комплектование группы и подготовка к путешествию.

1

1

2.2.

Разработка маршрута и графика путешествия.

5

1

4

2.3.

Оформление и зачет путешествия.

9

1

8

2.4.

Общая физическая подготовка участников.

41

1

40

2.5.

Специальная физическая подготовка участников.

81

1

80

3.

Снаряжение:

8

4

4

3.1.

Личное снаряжение.

1

1

3.2.

Групповое снаряжение.

2

2

3.3.

Подготовка снаряжения к походу, уход за ним и ремонт.

5

1

4

4.

Питание:

26

4

22

4.1.

Организация питания в путешествии.

8

2

6

4.2.

Пополнение продуктовых запасов на маршруте.

9

1

8

4.3.

Приготовление пищи в походных условиях.

9

1

8

5.

Порядок движения и способы преодоления препятствий:

83

9

74

5.1.

Пешее путешествие.

62

4

58

5.2.

Характеристика технических приемов преодоления естественных препятствий.

3

3

5.3.

Страховка и работа с веревкой.

18

2

16

6.

Приемы ориентирования:

29

5

24

6.1.

Элементы топографии.

1

1

6.2.

Способы ориентирования.

16

2

14

6.3.

Оценка расстояний и времени.

4

1

3

6.4.

Движение по азимуту.

8

1

7

7.

Привалы и ночлеги:

3

3

7.1.

Организация привалов и ночлегов. Простейшие укрытия.

1

1

7.2.

Установка и оборудование палаток

1

1

7.3.

Костры и очаги.

1

1

8.

Безопасность путешествия и оказание первой помощи.

32

10

22

8.1.

Опасности, травмы и заболевания, обусловленные неправильными действиями туристов.

2

2

8.2.

Опасности, травмы и заболевания, связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями.

2

2

8.3.

Опасности, травмы и заболевания, связанные с дикими животными и ядовитыми растениями.

2

2

8.4.

Оказание первой доврачебной помощи

16

2

14

8.5.

Сигналы бедствия и транспортировка пострадавших.

10

2

8

9.

Организация наблюдений:

2

2

9.1.

Наблюдения в походе.

1

1

9.2.

Фотографирование и ведение дневника.

1

1

10.

Охрана природы, памятников истории и культуры:

2

2

10.1

Охрана природы

1

1

10.2

Охрана памятников истории и культуры

1

1

ИТОГО:

324

44

280


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

1 год обучения

1. Введение (4 часа)

  1. цель путешествия
  2. выбор маршрута
  3. виды туристских путешествий
  4. разрядные требования
  5. значок «Турист России»

2. Снаряжение (6 часов)

  1. личное снаряжение в однодневном и многодневном походе
  2. одежда для летних и зимних походов
  3. общее снаряжение
  4. ремонтный набор
  5. медицинская аптечка        

3. Питание (6 часов)

  1. набор продуктов
  2. витамины

-    питьевой режим

4. Лесная кухня (9 часов)

  1. шашлык из грибов
  2. салат из молодых листьев
  3. иван-чай
  4. рыба
  5. печеная картошка
  6. шашлык по походному
  7. уха

5. Организация бивака (14 часов)

  1. место для костра
  2. как разжечь костер
  3. правила пожарной безопасности
  4. как сушить одежду и обувь
  5. не оставляй следов на привале

6. Соблюдение мер безопасности в походе (8 часов)

  1. соблюдение мер безопасности
  2. как вести себя во время грозы

7. Элементы ориентирования (30 часов)

  1. ориентирование по компасу и карте, масштаб
  2. ориентирование по солнцу
  3. ориентирование по часам
  4. ориентирование по луне
  5. ориентирование по Полярной звезде
  6. ориентирование по местным признакам и явлениям природы
  7. определение расстояний и высоты предмета

8. Специальная физическая подготовка (53 часа)

  1. тренировочные занятия
  2. зачетные занятия по спортивным нормативам

9. Общая физическая подготовка (81 час)

10. Однодневные походы и выходы в лес (77 часов)

  1. пять четырехчасовых выходов
  2. семь однодневных походов, протяженностью от 4 до 20 км.

11. Многодневные походы (42 часа)

  1. двухдневный поход с одной ночевкой в полевых условиях, протяженностью 25 – 30 км.
  2. Трехдневный поход с двумя ночевками в полевых условиях, протяженностью 40 – 50 км.

2 год обучения

1. История мирового туризма. Развитие туризма в России (2 часа)

2. Организация самодеятельного путешествия (137 часа)

        Комплектование группы и подготовка к путешествию.

  1. требования к руководителям и участникам путешествий
  2. распределение обязанностей в группе

        Разработка маршрута и графика путешествия.

  1. изучение района путешествия
  2. разработка маршрута

        Оформление и зачет путешествия.

  1. путевые документы
  2. рассмотрение и утверждение маршрута
  3. составление отчета
  4. зачет путешествия и присвоение разрядов
  5. значок «Турист России»

        Общая физическая подготовка участников.

        Специальная физическая подготовка участников.

3. Снаряжение (8 часов)

        Личное снаряжение.

  1. общий перечень
  2. личное снаряжение в пешем путешествии
  3. особенности личного снаряжения в горном путешествии

        Групповое снаряжение.

  1. общий перечень
  2. особенности группового снаряжения в пешем и горном путешествиях
  3. медицинская аптечка.        

          Подготовка снаряжения к походу, уход за ним и ремонт.

  1. проверка и доработка снаряжения
  2. пропитка и смазка
  3. укладка снаряжения в рюкзак
  4. уход за снаряжением в походных условиях
  5. ремонт в походных условиях
  6. ремонтный набор

4.  Питание (26 часов)

        Организация питания в путешествии.

  1. режим питания
  2. состав пищевого рациона
  3. продукты и их калорийность
  4. водно-солевой режим
  5. подготовка продуктов перед путешествием

        Пополнение продуктовых запасов на маршруте.

  1. сбор ягод
  2. сбор грибов
  3. сбор дикорастущих растений
  4. рыбная ловля.        

          Приготовление пищи в походных условиях.

  1. общие кулинарные правила
  2. объемный вес продуктов
  3. продолжительность варки на костре

5. Порядок движения и способы преодоления препятствий (83 часа)        

      Пешее путешествие.

  1. режим и распорядок походного дня
  2. темп движения
  3. порядок движения группы
  4. линия движения
  5. преодоление крутых склонов
  6. лесные заросли и завалы
  7. заболоченные участки
  8. переправа по клади
  9. переправа вброд
  10. переправа вплавь

        Характеристика технических приемов преодоления естественных препятствий.

        Страховка и работа с веревкой.

  1. взаимная страховка
  2. самостраховка и самозадержание
  3. веревки и узлы

6. Приемы ориентирования (29 часов)

        Элементы топографии.

  1. карты и схемы
  2. масштаб
  3. чтение карты

        Способы ориентирования.

  1. ориентирование с помощью компаса и карты
  2. ориентирование с картой и без компаса
  3. ориентирование без карты и компаса
  4. ориентирование по местным предметам
  5. ориентирование по туристской маркировке

        Оценка расстояний и времени.

  1. определение расстояний шагами
  2. определение расстояний способом подобных треугольников
  3. оценка расстояний глазомером и по слышимости звуков
  4. оценка по времени

        Движение по азимуту.

  1. Азимут
  2. движение с использованием промежуточных ориентиров
  3. движение без четких ориентиров

7. Привалы и ночлеги (3 часа)

        Организация привалов и ночлегов. Простейшие укрытия.

  1. выбор места
  2. малые привалы
  3. обеденные привалы
  4. ночлеги и дневки в полевых условиях
  5. ночлеги и дневки в населенных пунктах и на турбазах
  6. ночлеги без палатки

        Установка и оборудование палаток

  1. подготовка площадки
  2. порядок установки палаток
  3. оборудование палаток

        Костры и очаги.

  1. место для костра
  2. разжигание костра
  3. заготовка топлива
  4. костры в лесистых районах
  5. очаги в малолесной местности

8. Безопасность путешествия и оказание первой помощи (32 часа)

        Опасности, травмы и заболевания, обусловленные неправильными действиями туристов.

  1. термические ожоги
  2. ранения режущими и колющими орудиями
  3. ранения огнестрельным оружием
  4. отравления продуктами питания и желудочно-кишечные заболевания
  5. потертости, опрелости, мозоли
  6. ушибы, растяжения, вывихи, переломы, сотрясение мозга
  7. острая сосудистая недостаточность, обмороки

        Опасности, травмы и заболевания, связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями.

  1. обморожения, замерзания, простудные заболевания
  2. тепловой удар
  3. солнечный удар, ожог, снежная слепота
  4. охлаждение от ветра, засорение глаз
  5. поражение электричеством

        Опасности, травмы и заболевания, связанные с дикими животными и ядовитыми растениями.

  1. ранения дикими животными
  2. укус ядовитых змей и насекомых
  3. укус лесных клещей
  4. беспокоящие насекомые
  5. отравления и ожоги ядовитыми дикорастущими растениями
  6. отравление ядовитыми грибами

        Оказание первой доврачебной помощи

        Сигналы бедствия и транспортировка пострадавших.

  1. сигналы бедствия
  2.  транспортировка пострадавших

9.Организация наблюдений (2 часа)

        Наблюдения в походе.

  1. метеорологические наблюдения
  2. предсказание погоды
  3. топографические наблюдения и изучение рельефа

        Фотографирование и ведение дневника.

  1. Фотографирование в путешествии
  2. Ведение походного дневника
  3. Кроки

10. Охрана природы, памятников истории и культуры (2 часа)

        Охрана природы

  1. бережное отношение к растительности и животному миру
  2. соблюдение противопожарных правил
  3. соблюдение чистоты и тишины
  4. соблюдение правил охоты и рыболовства
  5. правила посещения охраняемых природных территорий
  6. турист – друг природы

        Охрана памятников истории и культуры

  1. значение памятников
  2. виды памятников истории и культуры
  3. разведка и учет памятников
  4. участие туристов в охране памятников


  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА

  1. использование помещений, материально-технической базы МОУ «СОШ №13» города Балаково
  2. использование помещений, материально-технической базы учебных заведений, с которыми заключены договора о сотрудничестве

МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА

  1. ипользование форм и методик из опыта СЮТ, клубов туристов, а также соответствующих профильных организаций

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ ТУРИСТОВ 11-14 ЛЕТ

Подростковый возраст характеризуется значительным увеличением веса и роста учащихся. Во время полового созревания наблюдается стабилизация или даже замедление уровня развития физических качеств. Быстрое развитие половых желез сопровождается нарушениями координации отдельных функций организма. Претерпевает заметные изменения и психика школьника. Вместе с тем происходит развитие внимания, волевых качеств, появляется умение анализировать движения и целостные действия.

Учитывая все особенности детского организма, следует строго дифференцировать нагрузку при воспитании физических качеств, обращая внимание не столько на календарный возраст, сколько на биологический.

Особенно ценны в воспитании быстроты, ловкости, силы, выносливости подвижные и спортивные игры. При игровом методе сильное возбуждение зоны двигательных центров коры головного мозга ведет к углубленному торможению в утомленных учебной работой участках нервных клеток и более быстрому их восстановлению. Для обучения умениям и навыкам в ориентировании на местности, пользовании картой и компасом, установке бивака, разжигании костра, преодолении препятствий, оказании первой помощи, а также для воспитания наблюдательности, находчивости, смелости и инициативности целесообразны специальные подвижные игры. Такие как: «компас», «по азимутам», «определить расстояние», «по карте, следам и приметам», «полоса препятствий», «транспортировка пострадавшего», «кольцевая туристская эстафета» и другие.

При проведении пеших походов следует руководствоваться следующими нормативами:

Вид похода

11-12 лет

13-14 лет

Протяженность

Носимый груз

Протяженность

Носимый груз

Однодневный

12 км

3 кг

15 км

4-5 кг

Двухдневный

20 км

3 кг

24 км

6 кг

Трехдневный

12 –15 км в день

6 кг

Многодневный

12-15 км в день

6 кг


ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ ТУРИСТОВ 15-17 ЛЕТ

В среднем и старшем школьном возрасте продолжается формирование основных двигательных качеств. Упражнения для развития скоростных способностей нужно менять как можно чаще, иначе многократное повторение одного и того же упражнения приводит к образованию двигательного динамического стереотипа. 15-16 лет – наиболее благоприятный возраст для формирования силы. Используются парные и групповые игры, упражнения с сопротивлением. Выносливость развивается в тех случаях, когда учащиеся работают до утомления.

В возрасте 15 лет развитие гибкости останавливается и начинает ухудшаться. Однако систематическое выполнение упражнений с большой амплитудой движения дает возможность успешно совершенствовать гибкость и в старшем школьном возрасте. Выполнять значительную работу при ходьбе с рюкзаком на туристском маршруте невозможно без достаточного развития выносливости. Поэтому многие упражнения тренировочного периода необходимо направлять на воспитание этого качества. Особое место занимают двигательные действия циклического характера. Очень важно при регулировании нагрузок учитывать пол, возраст и уровень физической подготовленности занимающихся.


  1. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
  1. Алешин В. М, Серебреников Л. В. Туристская топография. — М., 1985
  2.  Алешин В. М. Карта в спортивном ориентировании. — М., 1983.
  3.  Алешин В. М, Калиткин Н. Соревнования по спортивному ориентированию. — М., 1971.
  4. Антропов К., Расторгуев М. Узлы. — М., 1992.
  5. Богатое С. Ф., Крюков О. Г. Спортивное ориентирование. — М., 1982.
  6. Ганьшин В. Н. Простейшие измерения на местности. — М., 1973.
  7. Вяткин Л.А. Организация и проведение туристских пешеходных похо дов со школьниками. — Ульяновск, 1994.
  8. Говорухин А. М., Куприн А. М. Справочник по военной топографии. — М., 1980.
  9. Иванов Е. И. Судейство соревнований по спортивному ориентирова нию. - М., 1978.
  10. Истомин П. И. Туристская деятельность школьников: вопросы теории и методики. — М., 1987.
  11. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. — М., 1990.
  12. Константинов Ю. С. Туристские соревнования учащихся. — М., 1995.
  13. Костылев  В. В. Размышления о процессе ориентирования. — М., 1994.
  14. Костылев В. В. Философия спортивного ориентирования. — М., 1995.
  15. Лосев А. С. Тренировка ориентировщиков-разрядников. — М., 1984.
  16. Методические рекомендации по составлению спортивных карт. — М., 1974.
  17. Нурмимаа В. Спортивное ориентирование. — М., 1967.
  18. Огородников Б. И., Моисеенков А.Л., Приймак Е. С. Сборник задач и уп ражнений по спортивному ориентированию. — М., 1980.

  1. ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ  УЧАЩИХСЯ  И  РОДИТЕЛЕЙ

  1. Ориентирование на местности. Правила соревнований. — М., 1998.
  2. Основы безопасности в пешем походе (Центральный совет по туризму и экскурсиям). — М., 1983.
  3. Пронтишева Л. П. Истоки мастерства. — М., 1990.
  4. Русский турист (Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 1998-2000 гг.). - М., 1998.
  5. Сафронов В. А. Подготовка, проведение и судейство районных турист ских соревнований школьников. — М., 1986.
  6. Система подготовки младших школьников в начальный период обуче ния спортивному ориентированию. — М., 1978.
  7. Стрижев А. Н. Туристу о природе. — М., 1986.
  8. Титов В. В. Туристско-краеведческие кружки в школе. — М., 1988.
  9. ТыкулВ.И. Спортивное ориентирование. — М., 1985.
  10. Уваров В. А., Козлов А. А. В поход пешком. — М., 1988.
  11. Уховский Ф. С. Спортивное ориентирование. — М., 1993.
  12. Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорте в Россий ской Федерации». — М., 1999.
  13. Чешихина В. В. Физическая подготовка в спортивном ориентировании. — М., 1999.
  14. Шимановский В. Ф. Ганопольский В. И. Питание в туристском путеше ствии. - М., 1986.
  15. ШтюрмерЮ.А. Краткий справочник туриста. — М., 1985.
  16. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. – М., 1990.
  17. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование. – М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа "Туризм в начальной школе"

Программа юный турист –путешественник имеет туристско-краеведческую направленность является адаптированной при ее разработке была использована типовая программа Юный турист –путешественник. В от...

Рабочая программа Туризм

Рабочая программа по учебной дисциплине Физический досуг (Туризм) по ФГОС СПО II поколения...

Рабочая программа "Туризм" для 8-9 классов

Туризм и  являются одним из приоритетных направлений в воспитательной работе. Это дело не новое, но новизна состоит в том, что имеет более широкую педагогическую идею в плане воспитания духовност...

Рабочая программа туризм и краеведение

Программа расчитана на год обучения. Занятия 6 часов в неделю...

Проект программы «Туризм и здоровье»

Информационная карта проекта. 1. Полное название проектапрограмма «Туризм и здоровье»2. Цель реализации проекта- пропаганда туризма и здорового образа жизни,- привлечение учащихся школы к т...

Воспитательная программа " Туризм от А до Я"

программа расчитана на подростков от 12 - 16 лет...

Проект программы «Туризм и здоровье»

Информационная карта проекта. 1. Полное название проектапрограмма «Туризм и здоровье»2. Цель реализации проекта- пропаганда туризма и здорового образа жизни,- привлечение учащихся школы к т...