Воспитательная программа " Туризм от А до Я"
рабочая программа (7, 8, 9 класс) по теме

Панфилова Марина Александровна

программа расчитана на подростков от 12 - 16 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_turizm.docx37.63 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области

«Няндомское  специальное учебно- воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно- опасным) поведением»

Согласовано

И.о заместителя  директора по ВР

Кротова Н.В.________________

«___»______________ 2016

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

«___»______________ 2016

Утверждено

Директор

 

Ковырзина И.В.______________

«___»______________ 2016

Рабочая программа воспитательной работы

«ТУРИЗМ ОТ А до Я»

Возраст детей, на которых рассчитана программа:   12-15 лет

Срок реализации: 1 год

Автор программы:   воспитатель Панфилова Марина Александровна

Направленность:  туристско-краеведческая

 

2016 год

Содержание программы

Пояснительная записка        

Методологический аппарат программы        

Актуальность программы        

Критерии оценки программы        

Тематическое планирование  в рамках программы «Туризм от А до Я»        

Методическое обеспечение программы.        

Заключение.        

Список методических источников.        

Приложение 1        

Пояснительная записка

Туризм  —  прекрасное  и  эффективное  средство  воспитания  здорового  и закаленного  человека. Туризм как форма активного отдыха и  воспитательной работы полезен каждому ребенку. Мало сказать полезен - он необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал Гете, - "Без странствований не создается ни одна индивидуальность".

Отсюда возникает императив: каждому учащемуся независимо от его склонностей, желаний, увлечений школа за годы учебы должна дать некоторую порцию туризма.

Учебно-воспитательный процесс требует от детей в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную физическую деятельность

В туристских походах оживают и получают совершенно новое звучание многие знания,  приобретенные  на  уроках  географии,  биологии,  математики,  которые  подчас  усваиваются  формально  и  остаются,  по  существу,  обременяющим память балластом, негодным ни к какому употреблению.

Знакомясь  во  время  походов  с людьми различных профессий, школьники более осмысленно подходят к выбору будущей специальности.

Методологический аппарат программы

Цель программы:

- Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.

 Задачи программы.

- приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;

  - приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом;

  - содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;

- формирование самостоятельности и волевых качеств в любой обстановке;

- гуманное отношение к окружающему миру;

Формы работы.

1. Активные: участие в туристических слетах, соревнованиях, военно-спортивных играх.

2. Полуактивные: практические занятия в помещениях и на местности.

3. Проведение конференций, викторин, спортивных эстафет по охране природы.

5. Пассивные лекции, беседы, просмотр видеофильмов.

Актуальность программы

Актуальность данной  воспитательной программы заключается в том, что работа  туристско-краеведческая работа - это важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально- культурного наследия, нравственного оздоровления и культурного развития нации. Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, необходимо развивать туризм во всех его видах и формах.

Критерии оценки программы

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение комплексной программы, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах, экологических акциях.

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива кружка, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, воспитание физически здоровых, нравственно мыслящих и образованных патриотов страны. 

В конце обучения подросток сможет осознанно выбрать подходящую специализацию и, используя широкий комплекс полученных знаний и навыков, продолжить своё развитие в специальных образовательных учреждениях по определённому профилю.

Ожидаемые результаты программы

По завершении обучения  воспитанники будут знать:

 - порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;

- вопросы туризма и экологии;

 - опасные и ядовитые растения Архангельской области, иметь представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;

 - порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;

- способы преодоления различных естественных препятствий;

 - основные исторические и географические сведения о родном крае;

- различные способы ориентирования на местности.

 уметь:

  - ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по спортивному ориентированию;

- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь; 

 - владеть приёмами самостраховки, преодолевать различные естественные или искусственные препятствия;

- уметь правильно применять туристские узлы;

 - уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и участвовать в туристических слётах, соревнованиях по спортивному ориентированию и походах;

- оформлять отчёт и задания, выполненные в походах и на экскурсиях;

- организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или слёт;

- оказывать доврачебную помощь и правильно транспортировать пострадавшего.

Этапы и сроки реализации.

1. Подготовительно-организационный - сентябрь.

2. Основной (теоретический и практический) - сентябрь - май.

3. Заключительный (итоговый туристический слёт, летние походы, жизнь в палаточных лагерях) - июнь, июль.

Программа рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю).

Тематическое планирование  в рамках программы «Туризм от А до Я»

Наименование разделов

 Цель

Тема занятия

Количество часов

Введение в туризм

Ознакомление

Организация и комплектование группы.

1

Введение в образовательную программу.

1

История туризма и спортивного ориентирования как вида спорта.

1

Организация и подготовка похода.

  ознакомление учащихся с основными навыками  выживания  

Укладка в рюкзак личного снаряжения.

1

Распределение обязанностей по построению, движению,  созданию бивака и приготовлению пищи.

2

Правила разведения костра и приспособления для приготовления пищи.

1

Туристское снаряжение.

Привитие культуры здорового образа жизни

Как готовить личное снаряжение к походу. 

1

Одежда и обувь туриста в дальнем походе, типы рюкзаков, оборудование рюкзака (подгонка лямок, войлочные подушечки на лямках, изготовление непромокаемого вкладыша).

1

Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста, требования к каждому предмету. 

1

Гигиена туриста

ознакомление учащихся с основными навыками  выживания  

Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста.

1

Содержание походной аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему.

1

Умение накладывать простейшую повязку на руку и ногу.

2

Туристский бивак.

ознакомление учащихся с основными навыками  выживания  

Место для установки палаток. Приемы установки палатки в различных условиях.

1

Типы костров и их назначение.

1

Основные правила соревнований по навыкам походного туристского быта

1

План и карта

Расширение кругозора воспитанников в области  географии

Ориентирование с помощью карты и компаса.

1

Практические занятия. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам.

1

Виды ориентирования на туристских соревнованиях: открытый, маркированный, обозначенный и азимутальный маршруты, ориентирование по легенде.

2

Краеведение.

Расширение кругозора воспитанников в области краеведения

Летопись родного края

1

 Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий.  

1

Практические работы с картами атласа  Архангельской области 

1

Культурное наследие в виде памятников истории, архитектуры и зодчества.

1

Обмен опытом

 Обучение практическим навыкам техники спортивного туризма

Тренировочные соревнования с клубом «Дельта» г. Каргополь

1

Мастер- класс от клуба «БАРС»

1

Круглый стол с клубом «Поиск»

1

Страховочные узлы

Практические навыки вязки и использования туристических узлов на практике

Узлы и их назначение. Вязка узлов.

2

Приёмы обращения с верёвкой.

1

Поход выходного дня

Отработка и применение полученных знаний на практике

Осенние каникулы

1

Майский туристический слет

1

 Акция «Поможем природе»

1

Подготовка к соревнованиям

Участие в областных соревнованиях между интернатными учреждениями

Летний туристический областной слет- соревнования по спортивному туризму. Правила, этапы, система оценивания.

2

Итого 34 часа

 Методическое обеспечение программы.

         

Для успешной реализации  программы необходимо следующее оборудование и материалы на одну группу:

1.Предметы туристического быта (посуда, ящики для продуктов, лопата, топор, веревки для вязки узлов, карабин- 2шт.)

2.Туристическое индивидуальное снаряжение.

3.Палатки- 4шт., компас- 2шт, рюкзак, медицинская аптечка, спортивный инвентарь, спальные мешки- 5шт.,

4.Карты, топографические планы местности, условные топографические знаки

5.Таблицы ориентирования на местности

  Заключение.

 Школьный туризм с элементами спортивного ориентирования позволяет учащимся достичь успехов не только в усвоении программы данного курса, но и развить свой умственный, интеллектуальный и физический потенциал. Занятия  по программе дают возможность проникнуться любовью к своей малой родине, бережно относиться к природе, пропагандировать экологическую культуру и вести активный образ жизни, познавая окружающий мир. Между туризмом и краеведением полный практический контакт и единство целей, при которых в условиях родного края туристы часто становятся краеведами, а краеведы туристами. Туризм в большой степени способствует познавательному исследовательскому краеведению, а краеведение обращается к туризму как одной из весьма популярных и педагогически ценных форм.  Достигнутые успехи в соревнованиях помогут ребятам быстрее определиться с выбором будущей профессии, а совместные походы и экскурсии научат их коммуникабельности и человечности.  

Список методических источников.

1. Нормативная:

1.1.Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ. – М.: ЦЦЮТур МО РФ, 1995г.

1.2.В.И.Тыкул «Спортивное ориентирование» (пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений). – М.: «Просвещение», 1990г.

1.3. К.В. Бардин  «Азбука туризма». М., Просвещение, 1973.

 2. Туризм:

2.1. Туризм в школе. – М.: Физкультура и спорт, 1983г.

2.2. Ю.С. Константинов «Туристская игротека». - М.: Владос, 2000г.

3. Топография и ориентирование. Туристская техника:

3.1.Организация и проведение слётов и соревнований по пешеходному туризму: Методические рекомендации. – М.:ЦРИБ «Турист», 1983г.

3.2. А.М.Куприн «Умей ориентироваться на местности». - М.: ДОСААФ, 1969г.

4. Подготовка и проведение похода:

4.1.Организация и проведение спортивного туристского похода. – М.: Турист, 1986г.

4.2.А.Ю.Остапец «На маршруте туристы- следопыты». М.: «Просвещение», 1987г.

5. Краеведение:

5.1.И.А.Юньев «Краеведение и туризм». М.: Знание, 1974гю

5.2.Работа кружка юных туристов в школе: Методические рекомендации.- М.: Турист, 1989г.

6. Зелёная аптека:

6.1.Ю.Шальков «Здоровье туриста». – М.: Физкультура и спорт, 1987г.

7. Медицина:

7.1. Первая медицинская помощь дома и на улице. Под ред. Профессора В.А. Попова. – Ленинград, 1991г.

Приложение 1

Результаты мониторинга . Опрошено 24 человека

Цель: изучить потребность воспитанников в туризме, как в форме организации активного  свободного времени.

Вопросы анкеты

Ответы на вопросы

  1. Любишь ли ты походы?

Да – 16  человек, нет – 8,  

  1. Перечисли 5 видов похода

Пешие  - 24

Вело – походы - 16

Сплав на байдарках - 5

Горные походы - 2

  1. Относится ли туризм к виду спорта?

Да- 12, нет – 6, незнаю - 6

  1. Сколько раз в походе нужно принимать пищу?

3- 4 раза – 20, 2 раза – 4 человека

  1. Какие туристические песни ты знаешь?

Самый популярный ответ – незнаю совсем

  1. Какие виды узлов  ты знаешь?

Самый популярный ответ –  двойной проводник, восьмерка, морской

  1. Умеешь ли ты пользоваться компасом?

Да – 8 человек, нет 16 человек

  1. Знаешь ли ты точно, как ориентироваться в лесу без компаса?

Нет – 20, имют представление, но точно не знают как – 4 человека

  1. Интересна ли тебе история родного края?

Да - 10 человек, нет – 14 человек

  1. Знаешь ли ты как собрать палатку?

Да –  10 человек, нет-  14человек

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа "Туризм в начальной школе"

Программа юный турист –путешественник имеет туристско-краеведческую направленность является адаптированной при ее разработке была использована типовая программа Юный турист –путешественник. В от...

Рабочая программа Туризм

Рабочая программа по учебной дисциплине Физический досуг (Туризм) по ФГОС СПО II поколения...

программа туризм

Дополнительная образовательная адаптированная программа "Пешеходный туризм"...

Рабочая программа "Туризм" для 8-9 классов

Туризм и  являются одним из приоритетных направлений в воспитательной работе. Это дело не новое, но новизна состоит в том, что имеет более широкую педагогическую идею в плане воспитания духовност...

Рабочая программа туризм и краеведение

Программа расчитана на год обучения. Занятия 6 часов в неделю...

Проект программы «Туризм и здоровье»

Информационная карта проекта. 1. Полное название проектапрограмма «Туризм и здоровье»2. Цель реализации проекта- пропаганда туризма и здорового образа жизни,- привлечение учащихся школы к т...

Воспитательные аспекты туризма и краеведения

Встатье говорится о развитии туризма и краеведения...