Слово и музыка...
методическая разработка (8 класс) по теме

СЛОВО И МУЗЫКА.

 

Образовательные цели:

      1) познакомить учащихся с поэзией И.Анненского, А.Ахматовой, с некоторыми музыкальными произведениями Бетховена и  Баха.

Развивающие цели:

1)      продолжить формирование умения вести дискуссию и грамотно излагать свои мысли;

2)      формировать умение создавать компьютерные презентации;

3)      развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные цели:

1)      воспитывать эстетический вкус;

2)      показать влияние музыки на этическую сторону души.

 

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, записи на доске, карточки с заданиями.

 

Тип урока:

интегрированный (литература, музыка, изобразительное искусство),с применением компьютерных технологий и интерактивных форм обучения.

 

Форма урока:

творческая лаборатория с элементами дискуссии.

 

Наше занятие посвящено двум великим началам – слову и музыке. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения рождают настоящие шедевры, а душа творца музыки и слов ликует.

 

 Музыка – вид искусства, обращенный к нашему «внутреннему зрению», слуху. Сила ее воздействия не в конкретности образов, а в выражении чувств.

     Аристотель говорил, что музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души; и раз она обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть предметом воспитания молодежи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie._slovo_i_muzyka.doc42.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие.

СЛОВО И МУЗЫКА.

Образовательные цели:

      1) познакомить учащихся с поэзией И.Анненского, А.Ахматовой, с некоторыми музыкальными произведениями Бетховена и  Баха.

Развивающие цели:

  1. продолжить формирование умения вести дискуссию и грамотно излагать свои мысли;
  2. формировать умение создавать компьютерные презентации;
  3. развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные цели:

  1. воспитывать эстетический вкус;
  2. показать влияние музыки на этическую сторону души.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, записи на доске, карточки с заданиями.

Тип урока:

интегрированный (литература, музыка, изобразительное искусство),с применением компьютерных технологий и интерактивных форм обучения.

Форма урока:

творческая лаборатория с элементами дискуссии.

На доске записана тема мероприятия:

«Музыка и слово».

На оборотной стороне доски – слова А.Ахматовой:

А та, кого мы музыкой зовем

За неименьем лучшего названья,

Спасет ли нас?

Учитель: Наше занятие посвящено двум великим началам – слову и музыке. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения рождают настоящие шедевры, а душа творца музыки и слов ликует.

Учитель: Музыка – вид искусства, обращенный к нашему «внутреннему зрению», слуху. Сила ее воздействия не в конкретности образов, а в выражении чувств.

     Аристотель говорил, что музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души; и раз она обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть предметом воспитания молодежи.

     Мы знаем, что можно воспитывать словом. А музыкой воспитывать можно?  

Ученик: Можно. Красивая, гармоничная музыка вызывает позитивные чувства, дарит наслаждение, побуждает к благородным поступкам.

Учитель: У.Шекспир в одном из своих сонетов писал:

Нет на земле живого существа

Столь жесткого, крутого, адски злого,

Чтоб не могла хотя на час один

В нем музыка свершить переворота.

А теперь давайте подумаем, что общего у литературы и музыки?

Ученик: Мелодика, ритм…

Учитель: Бытует такая фраза, что гармония есть только в музыке. А как вы считаете? В чем еще, на ваш взгляд, есть гармония?

Ученик: В природе, в человеке…

Учитель: Что такое гармония?

Ученик: Равновесие, красота, эстетика.

Учитель: Обратимся к высказыванию Л.Н.Толстого:

    « Музыка – это стенография чувств». Объясните его.

Ученик: В музыке отражены все чувства создателя, а музыкальная стенография – это ноты.

Учитель: А сейчас, ребята, подумайте, с каким музыкальным инструментом вы ассоциируете себя и почему?

Ученики отвечают…

Учитель: Попробуйте назвать инструмент детства.

Ученики отвечают…

Учитель: А  как вы думаете, какие музыкальные инструменты способны выражать следующие чувства:

- печаль и одиночество

- радость и счастье

Ученики отвечают…

Вывод учителя или ученика: Один и тот же музыкальный инструмент в определенный момент времени может отражать разные чувства.

Учитель: Музыка и слово – это два весьма трудных ремесла. Я прочту стихотворение И.Анненского, а вы подумаете над ответом на вопрос: почему для скрипки и смычка музыка – мука?

(Учитель читает под музыкальное сопровождение)

Какой тяжелый, темный бред!

Как эти выси мутно-лунны!

Касаться скрипки столько лет

И не узнать при свете струны!

Кому ж нас надо? Кто зажег

Два желтых лика, два унылых…

И вдруг почувствовал смычок,

Что кто-то взял и кто-то слил их.

«О, как давно! Сквозь эту тьму

Скажи одно: ты та ли, та ли?»

И струны ластились к нему,

Звеня, но, ластясь, трепетали.

«Не правда ль, больше никогда

Мы не расстанемся? Довольно?..»

И скрипка отвечала  да,

Но сердцу скрипки было больно.

Смычок все понял, он затих,

А в скрипке эхо все держалось…

И было мукою для них,

Что людям музыкой казалось.

Но человек не погасил

До утра свеч… И струны пели…

Лишь солнце их нашло без сил

На черном бархате постели.

Ученик: Для скрипки и смычка музыка – это целая жизнь, это работа, это страдание, а человек видит только результат. Для слушателя красивая музыка – это наслаждение.

Учитель: А теперь переходим к  следующему этапу нашего мероприятия.

Ребята делятся на команды и в течение пяти минут под музыкальное сопровождение обсуждают варианты продолжения перечисленных ниже афоризмов:

1.Только величайшее искусство – музыка – способно… (коснуться глубин души).

2.Музыка, подобно дождю, капля за каплей…(просачивается в сердце и оживляет его).

3.Музыка не имеет отечества: отечество ее –… (вселенная).

Варианты продолжения афоризмов, созданные учениками:

- Только величайшее искусство – музыка – способно жить вечно. (раскрыть душу, внести гармонию в мир)

- Музыка, подобно дождю, капля за каплей вливается в жизнь. (рождается нота)

-  Музыка не имеет отечества: отечество ее – душа.

Полученные варианты афоризмов сравниваются с оригиналом.

- Также каждой команде было предложено сочинить  афоризм о значении музыки в жизни человека.

Придуманные афоризмы:

- Великая музыка для великих людей.

- Музыка летит – душа поет.

- Музыка – это чудесное мгновение, пойманное в вечности.

Учитель: Итак, мы говорили о том, что музыка – это стенография чувств.

А еще музыка является мировым языком. Как вы думаете почему?!

Ученик:  Потому что говорит душа!

И последний этап мероприятия.

Учащимся было дано задание подготовить видеоролик на тему: «Музыка души».  Работа велась в течение недели. На этом мероприятии ребята демонстрируют свое коллективное творчество.

 

Учитель: А теперь обратимся к отрывку из стихотворения А.А.Ахматовой:

А та, кого мы музыкой зовем

За неименьем лучшего названья,

Спасет ли нас?

- Как вы думаете, от чего же музыка способна спасти человека?

Ученик: Музыка может спасти человека от черствости, грубости, равнодушия, потому что касается глубин души.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: Волшебная сила искусства слова и музыки. К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

Тема урока: Волшебная сила искусства слова и музыки.К.Г.Паустовский.  «Корзина с еловыми шишками»Живут волшебники земные, тепло сердец своих даря.М ПляцковскийНе жалейте сердца,...

"Слово и музыка" Урок музыки в 5 классе.

Урок разработан с применением следующих технологий: технология деятельностного метода, социоигровые технологии, проектные технологии....

«Лесной царь». Взаимодействие слова и музыки в балладе

    Вашему вниманию  представлен урок “Взаимодействие слова и музыки в балладе «Лесной царь»  - урок литературы, немецкого языка и музыки в 5 классе. Интегрированный урок от...

Урок музыки с привлечением социального партнера "Два великих начала искусства: слово и музыка".

Сегодня у нас необычный урок! Активной участницей нашего урока будет солистка городского дома культуры Назаретова Лейла Николаевна! И мы все вместе окунёмся в безбрежный океан вокального искусства!...

Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Взаимодействие слова и музыки".

Цели урока: воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой; исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов...