Классный час "Я в мире... Мир во мне... Дружба"
классный час (6 класс) по теме

Мальцева Надежда Анатольевна

Данный материал поможет классному руководителю подготовить и провести классный час на тему "Дружба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час 

на тему

«Я в мире

 Мир во мне

Дружба»

Классный час подготовила

и провела

Мальцева Н.А.

Нет ничего драгоценнее друзей; не теряйте поэтому случая

приобретать их  когда только можете.

Ф. Гвиччардини, итальянский историк.

Дружба – это единодушие относительно прекрасного и справедливого.

Дружба – это соучастие в благих делах и испытаниях.

(Платон)

1. Слово учителя

 Что такое дружба? Дайте определение понятию (учащиеся говорят свои определения)

Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов.

Все человеческие отношения содержат в той или иной степени элементы дружбы. Дружба – это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов.

Дружба это преданность человека человеку. В дружбе человеческий вечно горит огонёк, который можно назвать духовной готовностью прийти на помощь другому человеку. Если ты сумел открыть эти духовные начала дружбы, ты знаешь подлинное счастье жизни.

Подберите синонимы к слову «друг». Есть ли между ними разница?

Друг, приятель товарищ – понятия-синонимы, они близки. Но всё же от обычного приятельства дружба отличается таким тяготением души к душе другого человека, которое побуждает сопереживать  не только приятное, но и наоборот. Приятелей много, а друг может быть один. Слово «товарищ» первоначально означало «компаньон, участник совместных дел»

Познакомьтесь с размышлениями о дружбе современного писателя Феликса Кривина.  Попробуйте ответить на вопрос: для чего человеку нужен друг?

Почему рельсы всегда рядом?

Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несёт на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучиться, другому придётся нести на себе весь трамвай.

Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай.

Как много прелести у тратило бы наше счастье,

 если бы никто не радовался ему вместе с нами!

 Как трудно было бы перенести наши несчастья без друга,

 который испытывает их ещё сильнее нас!

Цицерон.

Русский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Умей чувствовать с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир- радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжёлых переживаний другим людям, умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что такое же горе может прийти и к тебе. Не будь равнодушным. Равнодушие – одервенение и окостенение  сердца. Равнодушный – это душевно больной человек».

А понимание горя своего ближнего или  друга развивает нравственную зоркость, благородство, человечность. Знаете, горя будет значительно меньше, если все мы будем видеть его в глазах, в тончайших в незаметных с первого взгляда движениях рук, в том, как человек идёт, кК дышит, как смотрит на мир.

Дружба учит альтруизму, т.е. бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию.  Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы.

Но не всякий может быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет обязательно играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не у умеет искренне,  бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга.

2. Обсуждение проблемной ситуации.

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а так;

Если сразу не разберёшь,

Плох он или хорош…

Было в классе четверо мальчишек, и сидели в классе они рядом, и на дни рождения друг к другу ходили, и на поляну, где футбольный мяч гоняли. За одну команду естественно. Дежурили по школе только в один день. Владимир и Денис были превосходными математиками, и после очередной победы на олимпиаде в районе решили их родители в математическую школу перевести. «Нет, ни за что!» - в один голос заявили они и остались в обычной школе. Ради дружбы. Так бы, наверное, до окончания школы и говорили о них: «Водой не разольёшь», если бы не один случай.

 Ранней весной эти четверо мальчишек плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер, и хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Это был Иван. Он налёг на вёсла и поплыл по реке. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки, и тёмные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он никогда не доберётся до пристани. Он напрягал все силы…

Добравшись, наконец, до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал её верёвкой. Лодочник удивлённо посмотрел на мальчика и спросил:

- Ты откуда, хлопец, взялся?

- Сегодня мы брали у вас лодку… Я обещал вернуть…

Пятнадцатилетний мальчик, плывший в грозу по реке, чтобы пригнать лодку к берегу и сдержать своё слово, безусловно, проявил уже характер и силу воли. Конечно, ему было так же страшно, как и тем, другим, сбежавшим мальчикам; и так же хотелось выпрыгнуть из лодки и побежать домой, но он уже знал, что в жизни не всегда приходится делать то, что хочется. А в этот день узнал ещё одно: друзья бывают и мнимые.

Вопросы для беседы:

Как можно было  бы озаглавить повествование о четырёх ребятах, если бы оно заканчивалось словами: «Если бы не случай…»? («Верные друзья», «Настоящие друзья»)

Какие качества характера проявил Ваня, чтобы сдержать данное слово?

Как бы вы поступили на его месте?

Почему мальчики бросили Ваню одного? Можно ли их назвать мнимыми друзьями?

Какая нравственная проблема поставлена в этом тексте? Важна ли она для вас?

О плохих и хороших друзьях

Тот, кто в беде бросает друга,

Когда ему  живётся туго,

Кто сердце не готов отдать

Тому, кто вынужден страдать,

Кто сам страдает безутешно,

Когда дела идут успешно

У друга первого его –

Достоин только одного:

Неумолимого презренья.

Добрый друг не тот,

Кто перед нами спину гнёт,

К уловкам прибегая к лисьим!

Но кто в поступках независим,

Удачу иль беду твою

Воспримет так же как свою

Кто за тебя горою встанет,

Не подведёт и не обманет.

3. Рассмотрите с разных точек зрения ситуации. Как поступили бы вы на месте героев?      Могут ли друзья познаваться в радости?

        ситуация 1

Два студента готовятся к экзаменам. У одного из них, скажем, Владимира, лекции в полном порядке. У другого, допустим, Сергея, записи отсутствуют, однако он нуждается в них не меньше.  Не остаётся ничего другого, как на время попросить лекции у Владимира.  Но Владимир отказывает в просьбе, объясняя отказ тем, что сам ещё не готов к экзамену.

Народная мудрость гласит : друзья познаются в беде, но пользоваться плодами чужого труда, быть тоже очень плохо.

Ситуация 2

Когда со мной случалось горе,

Подняться не хватало сил,

Рук подоспевшее подспорье

Всегда в друзьях я находил.

А в счастье было тяжело-

Друзья стояли в стороне,

Завидуя и сожалея,

Что помогли когда-то мне.

                                                      (А.Дементьев)

Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость.

Испытание радостью

Радость в мой дом пришла.        К моему изголовью

Поздравляют друзья.        Склонился б ,небось,

Лишь один,        сокрушаясь и соболезнуя.

Почему-то не выдержав искуса,        Часто

Помрачнел        дружба,

И, потухшую трубку грызя,        к своей устремившись звезде,

Наблюдает                                                                                          вдруг замрёт на каком-то градусе...

За радостью        Кто сказал:

Искоса.        Человек познаётся в беде?

Ну, а если б         Человек

Несчастье со  мною стряслось,        раскрывается

Если  б в душу         в радости

Недуги вонзились,

Как лезвия,

(Л.Вышеславский)

Пословицы и поговорки о дружбе:

Старый друг лучше новых двух.

Был бы друг, будет и досуг.

Был бы дружок, будет и часок.

Друзья прямые – братья родные.

Верный друг лучше сотни слуг.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

дерево держится друзьями, а человек – друзьями

Хороший друг всегда приходит вовремя.

У друга вода лучше, чем мёд у врага.

Не тот друг, кто потакает, а тот, кто на ум наставляет.

У друзей секретов нет.

В дороге и отец сыну товарищ.

Своих друзей наживай и отцовских не забывай.

Друг научит, недруг проучит.

Скажи мне, кто твой друг, и скажу, кто ты.

С кем поведёшься, от того и наберёшься.

Приятелей много, а друга нет.

не хвались другом три дня, а хвались три года.

Как вы думаете, существуют ли законы (правила) дружбы? Попробуйте создать эти законы.

        

Не оставляй друга в беде. Отвернуться от друга в тяжёлую для него минуту – значит нравственно готовить себя к предательству.

Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая надёжного друга, умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче красивее.

Дружба – это вера в человека и требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность, тем больше ты обязан, должен.

Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать её, если друг предаёт то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

Умей сделать так, чтобы вас с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.

Не оставляй друга в беде. Отвернуться от друга в тяжёлую для него минуту – значит нравственно готовить себя к предательству.

Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая надёжного друга, умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче красивее.

Дружба – это вера в человека и требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность, тем больше ты обязан, должен.

Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать её, если друг предаёт то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

Умей сделать так, чтобы вас с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме: "Лучшее слово о дружбе"

Классный час по теме: "Лучшее слово о дружбе"...

Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"

Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....

РАЗРАБОТКА классного часа Тема: «Снимая шляпу перед словом дружба»

         Данная разработка предназначина для классных руководителей, работающих в 5 - 6 классах, а также для студентов - практиканто,в и дает возможность в ...

Классный час для 5 классов "Что такое дружба?"

Данный классный час разработан для учащихся 5 классов  с целью развития дружеской атмосферы в классе....

Классный час для 5 класса "Разговор о дружбе"

Цели: 1. Познакомить учащихся с кодексом дружбы. 2. Способствовать формированию навыков конструктивного  взаимодействия в группе. 3. Обсудить вопросы по данной проблеме. 4. Способствов...

Классный час на тему «Что такое настоящая дружба?»

«Без  дружбы  никакое общение между  людьми не имеет ценности»...

Классный час "Цена Мира во всём Мире"

Всероссийский урок мира с исследовательской работой учащихся. Размышление о страшных последствиях и корыстных причинах войн и их смертельной цене для всех жителей нашей планеты. Дисскусия по теме и вы...