Занятие по экологии.
методическая разработка по теме

Суренкова Лариса Михайловна

Зянятие разработано для  воспитанников с ограниченными возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_i_my_.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Человек не должен забывать, что нельзя только брать природные богатства и ничего не давать. Там, где не заботятся о природе, истощаются подземные кладовые. Поля перестают давать урожай и зарастают сорняками, силы почвы истощаются. Реки превращаются в грязные канавы, и рыбы в них умирают. Гибнут леса, негде жить диким зверям и птицам.

Мы не должны допустить, чтобы наша земля погибла, ведь вылечить раны природы очень трудно. А чтобы не обидеть природу, нужно знать, как с ней себя вести.

Мы с вами много говорили  об этом на экскурсиях, на занятиях и сегодня мы вспомним всё, о чём говорили раньше.

Тема нашего занятия…, хотя я не буду называть , вы отгадаете её сами.

Внимание! Я буду загадывать вам загадки, вы будете их отгадывать и записывать первую букву отгаданного слова в тетради. Путём сложения букв узнаем  тему нашего занятия.

                    ЗАГАДКИ.

1. Хожу в пушистой шубе,

    Живу в густом лесу.

    В дупле на старом дубе

    Орешек я грызу.

                (БЕЛКА)

2. Зимой и летом –

    Одним цветом.

                 (ЕЛЬ)

3. Круглый бок, жёлтый бок,

    Сидит на грядке колобок.

    Врос в землю крепко.

    Что же это?

                 (РЕПКА).

4. Что летом и зимой

    В рубашке одной.

                   (ЕЛЬ).

5. Я стою на ножке тонкой,

    Я стою на ножке гладкой,

    Под коричневою шапкой

    С бархатной подкладкой.

                   (ГРИБ).

6. Ходит спесь

    Надуваючи.

                  (ИНДЮК).

7. Гребешок аленький,

    Кафтанчик рябенький,

    Двойная бородка,

    Важная походка.

    Раньше всех встаёт,

    Голосисто поёт.

                   (ПЕТУХ).

8. Стоят в лугах сестрички –

    Золотой глазок,

    Белые реснички.

                   (РОМАШКА).

9. Кудри в речка опустила

И о чем – то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит.

(ИВА)

10. Кругла, а не шар,

      С хвостом, а не мышь.

      Желта, как мёд,

      А вкус не тот.

                     (РЕПА).

11. На зелёной хрупкой ножке

     Вырос шарик у дорожки.

     Ветерочек прошуршал

      И развеял этот шар.

                     (ОДУВАНЧИК).

12. Всё время стучит,

      Деревья долбит.

      Но их не калечит,

      А только лечит.

                      (ДЯТЕЛ).

13. Кто может выйти в открытое поле,

      Не покидая своего дома?

                       (УЛИТКА).

Итак, мы отгадали все загадки, записали все буквы, что же у нас получилось?  (БЕРЕГИ ПРИРОДУ)

Посмотрите, пожалуйста, на экран и проверьте себя.

Ребята, а как вы думаете, что такое природа? … Молодцы, правильно. Всё, что окружает нас – моря и горы, леса и реки, животные и птицы – всё это наша природа. О ней мы с вами и поговорим: о том, как нужно беречь окружающую красоту, почему нельзя приносить вред природе.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами фотография замечательного писателя и большого любителя природы Михаила Михайловича Пришвина. Он писал:

« Мы -  хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять водоёмы. В лесах, степях, горах – разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину».

А сейчас, ребята, давайте посмотрим фрагмент из фильма. Вы должны внимательно посмотреть и послушать, а потом дать название этому фрагменту.

( НА ФОНЕ ФИЛЬМА СЛОВА БОЛЬНОЙ ЗЕМЛИ:

« Я больная Земля. Мои леса засыхают, реки загрязнены, гибнут растения и животные, люди разрушают мои недра. А ведь я ваша мать, мои поля и леса дают вам пропитание, мои воды дают вам жизнь, мои горы дают вам большое богатство. Я больна, и мне нужна ваша помощь. Если я умру, со мной умрёт всё. Помогите мне!»

Как вы назвали этот фрагмент?

А сейчас я предоставляю слово вам для защиты ваших проектов.

(ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ).

Мы рубим лес, устраиваем свалки.

Но кто же под защиту всё возьмёт?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь       палки,

Подумайте, а что нас дальше ждёт?

Пора бы человечеству понять,

Богатство у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же – живая!

А сейчас мы, ребята, поиграем с вами.

В руках у меня наша Земля. Передавая её следующему игроку, я должна сказать, чего мы не должны делать, чтобы не нанести вред природе.

1.Нельзя отламывать ветки деревьев.

2. Нельзя рвать букеты редких растений.

3. Нельзя бросать мусор на улице и на природе.

4. Нельзя разводить костры в неподготовленных для этого местах.

5. Нельзя курить и этим отравлять воздух.

6. Нельзя шуметь в лесу (птицы улетают с гнезда, а птенцы погибают).

7. Нельзя разорять муравейники.

8. Нельзя разорять птичьи гнёзда.

9. Нельзя рвать грибы, нужно их срезать.

10. Нельзя брать детёнышей животных домой.

11. Нельзя ловить рыбу в период нереста.

12. Нельзя выгуливать собак и кошек в детской песочнице (глисты).

А сейчас мы  с вами проведём экологическую викторину и ещё раз вспомним, как вести себя на природе.

1. Куда деть пустую консервную банку в лесу?

А) В костёр; Б)  в кусты; В) обжечь в костре и зарыть.

2. Что будет, если разорить муравейник?

А) Ничего не будет, муравьи его опять построят;

 Б) Некому будет кусаться;

 В) Деревьям и животным станет хуже.

3. Зачем в лесу комары?

А) Ни к чему;

Б) Чтобы люди поменьше в лес ходили;

В) В природе нет ничего лишнего.

4. Что делать, если ты нашёл птичье гнездо?

А) Подойти поближе и внимательно рассмотреть;

Б) Уйти, как можно быстрее;

В) Потрогать и уйти.

5. Что делать, если ты нашёл птенца?

А) Уйти, как можно быстрее, не мешая его маме позаботиться о нём;

Б) Возьми домой;

В) Посади в гнездо.

Природа -  наш большой друг. Без неё люди не смогут прожить. Поэтому наш долг – бережно относиться к природным богатствам. Существуют правила любителей природы, которые мы с вами должны соблюдать.

1. Не срывай цветов. Пусть красивые растения остаются в природе!

2. Не ломай ветки деревьев и кустарников!

3. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

4. Не убивай лягушек, жаб и змей!

 5. Не лови диких животных и не уноси их домой!

В народе говорят, что каждый человек должен посадить хотя бы одно дерево, иначе жизнь прошла бесследно. Мы с вами тоже посадим дерево, и на нём будут волшебные листочки – обещания.

           Мы обещаем:

1. Не разжигать костров;

2. Не разорять гнёзда;

3. Не ломать деревья, кустарники;

4. Не рвать цветы охапками;

5. Не оставлять в лесу мусор;

6. Не шуметь в лесу;

7. Не разорять муравейники.

 Чтение стихотворения

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

Берегите Землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Ястреба, палящего над полем,

Полумесяц над лесным пологом,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите Землю! Берегите!

Щади зверей и птиц,

Деревья и кусты.

Ведь это всё слова,

Что царь природы ты.

Ты только часть её, зависимая часть:

Что без неё и мощь твоя, и власть?

Но дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

     

Эту истину знаю от роду

И её никогда не таю:

«Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою!»

(ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА)

А как бы вы назвали данный отрывок?      

                                                                                     ( ЗВУЧИТ СТИХОТВОРЕНИЕ)

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело

И берёзка зеленела,

И под ёлкой жил колючий ёж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил весёлый дождь.

 Итак, ребята, мы с вами сегодня повторили, что же такое природа, как нужно относиться к окружающим нас природным богатствам и почему нельзя приносить вред животным, растениям, птицам, насекомым, рыбам. Узнали, что в природе всё взаимосвязано и что человеческая жизнь полностью зависит от существования животного и растительного мира нашей планеты.

Давайте и мы с вами будем горячо любить нашу природу, помогать ей добрыми делами, заботиться о ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по экологии для детей 5 класса с ОВЗ "Белая книга зимы"

Данный материал содержит конспект занятия  о зиме. Доступный познавательный материал, несложные задания помогают детям с ОВЗ изучать природу....

Занятие по экологии в 5 классе коррекционной школы 8 вида. Тема: "Снегирь. Свиристель"

Занятие содержит познавательный материал о пролётных птицах Урала снегире и свиристеле....

Внеклассное занятие по экологии в 6 классе. Тема: Леса России. Основные породы деревьев.

Внеклассное занятие по экологии в 6 классе. Тема: Леса России. Основные породы деревьев....

Занятие по экологии

Разработка занятия по экологии для педагогов дополнительного образования...

Внеклассное занятие по экологии в 5 классе "Кладовые природы"

Внеклассное занятие по экологии в 5 классе "Кладовые природы" проводилось с целью воспитания бережного отношения к природе и всем ее богатствам, а главное - к воде, источнику всего живого на Земле....

занятие по экологии для начальной школы "Птицы нашего леса"

Конспект занятия "Птицы нашего леса" можно использовать на уроках по окружающему миру, на занятиях по экологии. В увлекательной игровой форме дети узнают о птицах нашего леса (Северо-Запад)....

Методические рекомендации "Проведение практического занятия по определению рН почв почвенной водной вытяжки на занятиях по экологии"

Освоение метода определение рН (реакции среды) в водных вытяжках из почв с помощью раствора универсального индикатора на занятиях по экологии...