Внеклассное мероприятие "Природа в музыке, поэзии, искусстве"
методическая разработка по теме

Белоконева Любовь Павловна

Цели и задачи:

 

  • ввести учащихся в образный мир музыки, показать возможность отражения в нем мира природы;
  • показать многомерность и гармоничность окружающего мира, животворящую силу природы;
  • помочь учащимся почувствовать музыку природы, внутренним зрением увидеть природу в музыке;
  • воспитание гражданской позиции к охране  и сохранению всего живого на Земле;
  • пополнение копилки знаний на экологическую тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priroda_v_muzyke_poezii.doc98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №13» х. Михайлов

                                                                     

                             

               

Учитель музыки и ИЗО Белоконева Л. П.

2012

Художественно-педагогическая  идея  мероприятия:

 

 «Музыка повсюду и везде, в плеске водопада и в реке,  в птичьих голосах, в лесной тиши.  Музыка моя звучи, дыши.»

Цели и задачи:

ввести учащихся в образный мир музыки, показать возможность отражения в нем мира природы;

показать многомерность и гармоничность окружающего мира, животворящую силу природы;

помочь учащимся почувствовать музыку природы, внутренним зрением увидеть природу в музыке;

воспитание гражданской позиции к охране  и сохранению всего живого на Земле;

пополнение копилки знаний на экологическую тему

Средства обучения:

Аудиокассеты: П. И. Чайковский «Вальс цветов»  ;

                                 П. И. Чайковский «Октябрь»;                                                              

                                 А. Вивальди «Зима», «Весна», «Лето»;

                                 «Не жалею, не зову, не плачу…»  С. Есенин;

                                  «Травы, травы…» И. Юшин

2.  Картины:       «Осень»  И. Шишкина;

                              «Рябинка»  И. Грабаря;

                              «Иней» И. Шишкина;

                              «Февральская лазурь» И. Грабаря;

                              «Первая зелень» Остроухова;

                              «Сенокос» А. Пластова;

                              «У мельницы»  Киселева;

                              «Летом» А. Пластова;

                              «Заросший пруд» В. Поленова.

Фотографии с изображением природы. Репродукции.

4.   Выставка рисунков «Природа глазами детей».

Организационная часть:

Мероприятие проводится в форме «Огонька» . Накрыты  4 столика на 8 человек каждый, на столах свечи. Окна завешены темными шторами. На стенах картины, репродукции, рисунки детей.

   

  Звучит музыка П. Чайковского «Вальс цветов».                    

Ведущий 1.         Природа…. Прикройте на минуту глаза ... Каждый из вас представит любимый уголок родного края, на каждого нахлынут самые приятные воспоминания, каждый вспомнит любимые строчки стихотворений о природе.

          Приветствую    тебя,    пустынный   уголок,

           Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

            Где  льется  дней  моих   невидимый   поток

             На       лоне        счастья         и         забвенья.

               Я твой – я променял порочный двор Цирцей,

                         Роскошные    пиры,    забавы,   заблужденья

               На мирный   шум   дубов,   на  тишину полей,

                    На праздность вольную, подругу размышленья.

                         Я твой – люблю, сей темный сад

                         С      его         прохладой        и        цветами,

              Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

               Где   светлые   ручьи  в   кустарниках  шумят.

            Везде   передо   мной   подвижные   картины,

                         Где     парус    рыбаря   белеет    иногда,

                         За ними ряд холмов и нивы полосаты,

                         Вдали рассыпанные хаты…

Звучит песня.

                   Слышишь, тревожные дуют ветра.

                   Встать на защиту природы пора.

                   Надо сберечь нам поля и луга

                   И сохранить нам свои же леса.

                   И сохранить нам, и сохранить нам  леса.

Ты оглянись-ка вокруг себя

 Видишь вот эти поля и луга.

             И эту речку с прибрежным леском,

              И этим чистым блестящим песком.

                      И этим чистым, и этим чистым песком.

                   И совершая положенный путь,

                   Ты же про это про все не забудь.

                   И сохрани для потомков своих

                   Чистый ручей, зеленеющий лист

                   Чистый ручей и зеленеющий лист.  

Ведущий 2.     Стихи, музыкальные произведения, картины, посвященные природе, оказывают благотворное влияние на душу человека, словно заново открывают ему красоту родной земли, учат бережно относиться к ней.

Ведущий 1.     Поэт Ф.И.Тютчев писал, что природа – не слепок,

Не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ведущий 2.    Не всем дано услышать этот язык. Понять его. Для поэтов, композиторов, художников природа – неиссякаемый источник вдохновения. И многие стихи, музыкальные произведения, картины родились благодаря любви к ней.

                                                        Люби зеленый скат холмов,

                 Луга, измятые моей бродящей тенью,

                    Прохладу лип и кленов шумный кров-

    Они знакомы вдохновенью…

Ведущий 1.   Красота природы, смена времен года, а каждое из них- осень, зима, весна и лето – неповторимое , особенное, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы. Мы называем их пейзажистами.  Это А. Саврасов, И. Шишкин, И. Левитан и многие другие. (Рукой показать на картины, развешанные на стене.)

Ведущий 2.    (Пауза)     Величава золотая осень! Чист и прозрачен воздух. Осень вплетает березам золото в кудри.

 Уже  румянит  осень  клены,

А   ельник  зелен  и  тенист.

      Осинник желтый бьет тревогу.

 Осыпался  с   березы     лист

  И  как  ковер устлал дорогу.

Ведущий 2. Очень точно передал осеннее настроение Петр Ильич Чайковский в своем произведении «Октябрь» из цикла «Времена года». Отрывок из этого произведения предлагаем вам сейчас прослушать.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Октябрь».

 Ведущий 1.     (Подойти показать эти картины.) Глядя на картины   « Осень» И. Шишкина, «Рябинка» И. Грабаря, невольно вспоминаешь стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…».

Уж    небо    осенью   дышало,

 Уж реже солнышко блистало,

Короче     становился    день,

                                           Лесов      таинственная  сень

         С печальным шумом обнажалась.

  Ложился   на      поля    туман,

  Гусей   крикливых    караван

   Тянулся к югу: приближалась

   Довольно      скучная       пора,

   Стоял    ноябрь    уж   у  двора.

Ведущий 2.        Полотна известных мастеров живописи написаны удивительно ярко, трогательно, правдиво. Они и у нас вызывают чувства, владевшие их создателями: восхищение щедрой красотой осени, любовь и глубокую привязанность к родным местам, таким для нас знакомым, привычным и близким.

Кроет  уж лист  золотой

Влажную землю в лесу.

Смело   топчу   я  ногой

Вешнюю    леса    красу.

                С холоду щеки горят.

                     Любо в лесу мне бежать,

                             Слышать, как сучья трещат!

                    Листья ногой загребать.

         Нет  мне здесь  прежних утех!

      Лес   с   себя  тайну   совлек.

     Сорван    последний    орех,

     Свянул  последний цветок.

                             Мох не приподнят, не взрыт

                         Грудой кудрявых груздей.

              Около пня не висит

                              Пурпур брусничных кистей.

    Долго   на   листьях  лежит

     Ночи   мороз,  и  сквозь  лес

       Холодно      как-то      глядит

        Яркость прозрачных небес…

Ведущий 1.   Певец природы писатель М. М. Пришвин не уставал говорить о том, что природа и человек – это одно целое, о необходимости нашего согласия с ней. Как в природе все стремится к совершенству, гармонии, так и в человеке есть эта неистребимая потребность.

Звучит песня.                             Песенку одну сейчас мы вам споем.

         О защите цветов и лесов.

                                 С нами вместе дружно подпевайте все

               У нее мотив совсем простой.

          Будем беречь всегда мы цветы и луга,

      Будем заботиться мы о всем живом.

                                        Даже букашечку не обидим теперь,

       И сохраним все это для своих детей.

                         Мы обязаны планету сохранить.

          Все живое надо уберечь.

                                       Чтоб и завтра мы могли бы также жить,

                                       Пить, дышать, смотреть, гулять и есть.

Ведущий 2.   Очень важно, чтобы каждый человек научился любить и ценить природу. И жизнь станет для него неизмеримо богаче и интереснее. Он не будет равнодушным, бессердечным человеком.

 

Звучит песня                    Не жалею, не зову, не плачу

                  Все пройдет, как с белых яблонь дым

      Увяданья золотом охваченный

Я не буду больше молодым.

     Увяданья золотом охваченный

Я не буду больше молодым.

                              Ты теперь не так уж будешь биться

                Сердце, тронутое холодком.

              И страна березового ситца

                     Не заманит шляться босиком.

          Я теперь скупее стал в желаньях.

              Жизнь моя иль ты приснилась мне.

          Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

         Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

                                  Все мы, все мы в этом мире тленны.

                                Тихо льется с кленов листьев медь.

                             Будь же ты вовек благословенно,

                              Что пришло процвесть и умереть.

                            Будь же ты вовек благословенно,

                            Что пришло процвесть и умереть.

Ведущий 1.    Хороша наша русская зима! (Пауза) Огромное снежное покрывало застилает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Наигравшись вдоволь, еще раз удивит нас зимушка февральскими лазурями, ярким солнцем, бодрящим воздухом и светом.

                                    Сквозь волнистые туманы

                                                               Пробирается луна

                                                               На печальные поляны

                             Льет печально свет она

           По дороге зимней, скучной

                                                   Тройка борзая бежит,

             Колокольчик однозвучный

                                                    Утомительно гремит.

                              Что-то слышится родное

                                В долгих песнях ямщика:

                                                              То разгулье удалое,

                                                              То сердечная тоска.

       Ни огня, ни черной хаты

                  Глушь и снег… Навстречу мне

       Только версты полосаты

                                                   Попадаются одне.

Ведущий 2.      Красота морозного зимнего утра и переливающегося всеми цветами радуги инея удивительно точно передана в  произведении  Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».

Ведущий 1.   (Подойти показать картину Шишкина «Иней»)                 

И в картине И. Шишкина  « Иней». Ее зимние краски иссиня-голубого неба, фиолетово-синих теней на ослепительно белом снегу, очертания золотисто-бордовых стволов и веток деревьев вызывают у нас приподнятое настроение, прилив сил – одним словом, радость жизни. Как всякое произведение искусства.

Ведущий 2.   Всмотритесь внимательнее в  картины Шишкина «На севере диком…», Никиреева «Иней» и другие, на которых изображена природа зимой и прослушайте произведение Вивальди «Зима».  И вы увидите и услышите, как удивительно похожи эти  произведения. Как усиливает музыка впечатление, полученное глядя на картины.    

Звучит музыка Вивальди «Зима».

                                                            Еду. Тихо. Слышны звоны

                      Под копытом на снегу.

                                                            Только серые вороны

                                                            Расшумелись на лугу.

                   Заколдован невидимкой,

                        Дремлет лес под сказку сна.

                  Словно белою косынкой

         Подвязалася сосна.

                                  Понагнулась, как старушка,

                                                             Оперлася на клюку,

                         А над самою макушкой

                                                             Долбит дятел на суку.

                            Скачет конь, простору много,

                      Валит снег и стелет шаль.

            Бесконечная дорога

                Убегает лентой вдаль.

Ведущий 2.    Вот и наступила весна! (Пауза) Весна – время пробуждения природы.  Отзвенела последняя капель, почернел снег, появился первый подснежник. (Пауза) Это пробуждение очень точно можно услышать в произведении Вивальди «Весна» из его цикла «Времена года».

Звучит музыка А. Вивальди «Времена года», «Весна».

Ведущий 1.    Солнце, снег и дождь вперемешку.  Непостоянен обманщик март: на дню семь погод. Еще вчера снежный ковер был белым и пушистым, но постепенно почернел снег на косогорах, посветлел лес. Весна властно будит природу. Воздух наполняется чудесным ароматом.

            Вот уж снег последний в поле тает,

    Теплый пар восходит от земли,

        И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

           Юный лес в зеленый дым одетый,

      Теплых гроз нетерпеливо ждет.

  Все весны дыханием согрето.

Все кругом и любит, и поет.

Звучит песня «Травы, травы..», сл. И. Юшина.

Ведущий 2.   Весна – время пробуждения природы, бурного  ее цветения. (Показать на картины, где изображена весна.) Вы видите здесь пейзажи русских художников, посвященные разным периодам весны.

Звучит песня                                       Ничего на свете лучше нету,

Чем спасти от гибели планету,

Будет лес любимый свеж и зелен.

Эту радость мы с тобой разделим

Береги ты все живое рядом,

И на все смотри хозяйским взглядом.

Знают даже маленькие дети,

Должен быть порядок на планете.

Пусть вода всегда в реке струится,

Пусть всегда поют над нами птицы.

И природе сами мы поможем,

Эту радость мы с тобой умножим.

Ведущий 1.   Картина Остроухова «Первая зелень» рассказывает нам о нежном цветении кустов, первой зелени, свежести весеннего дня.

                                              Еще  в  полях   белеет снег,

 А воды уж весной шумят –

  Бегут и будят сонный брег,

   Бегут, и плещут, и гласят…

        Они гласят во все концы:

      «Весна идет! Весна идет!

           Мы молодой весны гонцы,

         Она нас выслала вперед!»

       Весна    идет!    Весна    идет!

           И тихих, теплых майских дней

     Румяный, светлый хоровод

                                                Толпится весело за ней!

Звучит песня «Березовый сок»

                   Лишь только подснежник распустится в срок,

           Лишь только приблизятся первые грозы,

На белых стволах появляется сок –

  То плачут березы, то плачут березы.

                     Как часто, пьянея от светлого дня,

                        Я брел наугад по весенним протокам,

        И Родина щедро поила меня

                       Березовым соком, березовым соком.

Священную память, храня обо всем,

     Мы помним холмы и проселки родные,

                             Мы трудную службу сегодня несем

                             Вдали от России, вдали от России.

                Где эти туманы родной стороны

                             И ветви берез, что над заводью гнутся?

                           Сюда мы с тобой непременно должны

                                   Однажды вернуться, однажды вернуться.

     Открой нам Отчизна, просторы свои,

Заветные чащи открой ненароком

  И так же, как в детстве, меня напои

   Березовым соком, березовым соком.

 Ведущий 1. Светлые облака плывут по чистому небу  и без следа тают в прозрачной синеве. Зазеленели луга.

                                             Гонимы  вешними  лучами,

  С  окрестных гор уже снега

   Сбежали мутными ручьями

 На      потопленные    луга.

 Улыбкой   ясною   природа

          Сквозь сон встречает утро года,

Синея     блещут     небеса.

                                              Еще    прозрачные     леса

  Как будто пухом зеленеют.

  Пчела   за  данью   полевой

   Летит   из  кельи  восковой.

    Долины сохнут и пестреют,

 Стада   шумят,  и  соловей

   Уж пел в безмолвии ночей.

Ведущий 1.  Вот и лето! (Пауза) Лето! (Пауза) Самая прекрасная пора.

Ведущий 2.  Самые длинные каникулы! (Пауза) Самые яркие краски. (Пауза) Самые громкие звуки.

Ведущий 1.   Всю прелесть летних дней можно услышать в произведении Вивальди «Лето» из цикла «Времена года».

Звучит музыка А. Вивальди «Времена года»,  «Лето».

Ведущий 2. Наступил июнь. Прогремели грозы. Прошумели дожди. Выколосились и отцвели озимые. Жара еще не успела утомить сочную яркую зелень. Над цветами порхают бабочки, жужжат пчелы, хлопочут шмели.

      Ярко солнце светит,                     На лугу пестреют

      В     воздухе   тепло,                       Яркие цветы

      И,  куда ни глянешь,                      Золотом облиты

      Все   кругом  светло.                      Темные листы.

                                           Дремлет      лес:

                                                Ни звука –

                                           Лист не шелестит,

                                           Только жаворонок

                                           В  воздухе    звенит.

Ведущий 1.  Летнее раздолье, бурная жизнь природы, разноцветье цветов и трав, ясные солнечные дни, зеркало рек, озер, прудов, белоснежные ромашки, кувшинки – вот тема пейзажей, посвященных этой прекрасной поре года. Среди них картины А. Пластова «Сенокос», Киселева «У мельницы» и многие другие.

          Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

                                      Белый пар по лугам расстилается.

         По зеркальной воде, по кустам лозняка

                                      От зари алый свет разливается.

                         Дремлет чуткий камыш. Темь, безлюдье вокруг.

                                      Чуть примята тропинка росистая.

                 Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг.

     С листьев брызнет роса серебристая.

         Потянул ветерок – воду морщит, рябит

          Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Ведущий 2. Все они настоящий гимн лету  с его сочной зеленью деревьев, бескрайних полей, лугов и лесов, ярким веселым солнцем, тишиной и таинственностью заросших прудов, душистым чудом лесных земляничных полянок.

Ведущий 1. Учащиеся нашей школы сами пишут стихи. В республиканском конкурсе «Моя Адыгея» наша ученица Белоконева Наталья заняла 2 место. И сейчас она прочитает вам свое стихотворение.

    Люблю Адыгея твои я просторы.

 И рек синеву, и высокие горы,

 И золото нив, и лугов красоту,

Люблю Адыгею родную свою!

             Люблю зажигательный танец адыгов.

                                          Веселье застолья с рождением сына.

                                          Черкешенки золотом шитый наряд,

                 И свадьбы старинный красивый обряд.

       И взор заворожит джигит на коне,

         Несущийся резво в ночной тишине.

       И словно летящие по небу птицы,

           Плывут облака, расширяя границы,

                         Для дружбы народов с любым цветом кожи:

           И белым, и черным, и желтым тоже.

                                           И если хоть раз ты бывал в Адыгеи,

                                           Ее позабыть ты уже не сумеешь.

                                           И ты возвратишься в родные края,

                                           Где милая сердцу Адыгея моя!

Ведущий 1. Сейчас вам свое стихотворение прочитает Белоконев Александр, принявший участие в районном конкурсе «Дети Кавказа против террора».

                                                       

Адыгея   –     Родина    моя!

 Ведь родился на Кавказе я.

 Я   люблю   ее  луга,    поля,

   Степи,   реки,  горы  и  леса.

  Берегите,  люди,    умоляю!

        Каждый  уголок родного края,

        Каждой  птицы малой голосок,

       Каждый  берег,  речку и лесок.

                                             Призываю   всех  я,   берегите!

            Детства счастье вы нам подарите.

    Подарите     солнце    золотое,

   Подарите      небо       голубое.

      Подарите     мирные   нам  сны,

       Чтобы снились детям всем они.

         Защитите   нас  вы  от террора!?

                  Чтобы не было на свете больше горя,

          Некогда  чтобы  не  повторилось

                 Больше то, что в Беслане случилось.

         Дети чтобы больше не страдали,

        Чтобы     малыши   не   умирали,

          Чтобы счастливы все дети были,

               Мирно в школы, чтобы мы ходили!

              Призываю     всех   людей  на  свете

                     МИРУ МИР на всей большой планете!!!

Звучит песня                  Гости дорогие, любимые родные

                                          Никого на свете нету лучше вас

               Мы от всего сердца желаем вам удачи

                  И просим пожеланья выслушать от нас.

П/в:    И улыбка без сомненья

                    Вдруг коснется ваших глаз.

           И хорошее настроение  

              Не покинет больше вас.

                     Солнце пусть сверкает, звезды серебрятся.

           И луна большая светит пусть для вас.

        Гости дорогие, мы вас очень любим.

                 И хотим, чтоб счастье постучалось к вам.

                                                    Приезжайте чаще, будем очень рады

                                          В нашей школе любят все гостей встречать.

                       Строго не судите, если пели слабо.

                             Просто подпевайте с нами вы сейчас.

                    Пусть глаза сияют ваши только счастьем,

Горе и обиды в сторону уйдут.

                     Ученики   вас   радуют хорошими делами,

                  А мужья с работы зарплату в дом несу

Не жалею, не зову, не плачу…

                                              Не жалею, не зову, не плачу

                  Все пройдет, как с белых яблонь дым

      Увяданья золотом охваченный

Я не буду больше молодым.

     Увяданья золотом охваченный

Я не буду больше молодым.

                              Ты теперь не так уж будешь биться

                Сердце, тронутое холодком.

              И страна березового ситца

                     Не заманит шляться босиком.

          Я теперь скупее стал в желаньях.

              Жизнь моя иль ты приснилась мне.

          Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

         Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

                                  Все мы, все мы в этом мире тленны.

                                Тихо льется с кленов листьев медь.

                             Будь же ты вовек благословенно,

                              Что пришло процвесть и умереть.

                            Будь же ты вовек благословенно,

                            Что пришло процвесть и умереть.

Березовый сок.                  

                  Лишь только подснежник распустится в срок,

           Лишь только приблизятся первые грозы,

На белых стволах появляется сок –

  То плачут березы, то плачут березы.

                     Как часто, пьянея от светлого дня,

                        Я брел наугад по весенним протокам,

        И Родина щедро поила меня

                       Березовым соком, березовым соком.

Священную память, храня обо всем,

     Мы помним холмы и проселки родные,

                                                Мы трудную службу сегодня несем

                                                 Вдали от России, вдали от России.

                Где эти туманы родной стороны

                             И ветви берез, что над заводью гнутся?

                           Сюда мы с тобой непременно должны

                                   Однажды вернуться, однажды вернуться.

     Открой нам Отчизна, просторы свои,

Заветные чащи открой ненароком

  И так же, как в детстве, меня напои

   Березовым соком, березовым соком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Музыка, поэзия, изобразительное искусство, мордовский язык (эрьзя), окружающий мир".

Интегрированный урок  "Музыка, поэзия, изобразительно искусство, мордовский язык (эрьзя), окружающий мир"...

Внеклассное мероприятие по теме: "События Великой Отечественной войны в художественной литературе, музыке и искусстве".

Цель: вспомнить трагические страницы Великой Отечественной войны пробудить уважение к истории войны.Задачи:      1. Знакомство с поэзией, музыкой и искусством времен Великой О...

Презентация к внеклассному мероприятию "Природа в поэзии и музыке"

В презентации представлены слайды с фото живописных природных мест, поэтический материал....

Урок по музыке в 5 классе на тему "Весна в живописи, музыке, поэзии"

laquo;Весна в живописи, музыке, поэзии»Дать возможность почувствовать учащимся, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив разные по настроению...

Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.

Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной....

презентация "Синтез искусств...музыка, поэзия, живопись."

В данной презентации показано, как взаимосвязаны эти три сферы искусства, насколько тесно они переплетены, чтобы разбудить воображение ребёнка в процессе исполнения музыкального произведения....

Конспект комплексного внеклассного занятия по музыке и изобразительному искусству «Народное творчество в музыке и живописи»

Данная разработка поможет учителям музыки и изобразительного искусства в проведении внеклассной работы по предметам. В ходе занятия ученики познакомятся с изделиями народных мастеров России, расш...