"Звездный час"
методическая разработка (10 класс) по теме

Внеклассное мероприятие по математике позволяет в игровой форме повторить основные исторические сведения из математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка игры45 КБ
Office presentation icon презентация игры1.53 МБ

Предварительный просмотр:

 по истории математики

Игра «Звездный час»

        Цели игры: 1) выявить уровень знаний по истории математики;

2) расширить кругозор учащихся в области истории математики;

                3) развитие речи и пополнение словарного запаса учащихся;

4) воспитание нравственности.

        Оборудование:  1) таблички с цифрами 1,2,3,4,5,6.

    2) таблички с ответами.

Представление участников.

        Внимание! Внимание! Начинаем наше состязание умных и смекалистых, находчивых и умелых!  Дорогие ребята! Сегодня мы с вами играем в известную игру «Звездный час». Наступил тот час, когда вы сможете показать нам всем, здесь сидящим, ваши знания, способности, эрудицию.

        Итак, условия игры:

Быть веселым и находчивым;

Не оставлять ни одного вопроса без ответа;

На каждое задание 30 секунд;

До последнего вздоха бороться за победу;

Не подглядывать, не подслушивать и не проникать в чужие мысли.

В игре учувствуют 6 пар: 6 участников игры и 6 их помощников (представление участников).

1 тур.

а) Вывешиваются таблички с названиями стран:

1. Греция        2. Рим                3.Египет.         4. Китай.         5. Индия.         6.Русь.

– В какой стране  в древности писали на папирусе?  (3, Египет)

– В какой стране  писали на листьях пальмы?  (5, Индия)

– народы  какой страны  считали с помощью специальной счетной доски – абак?  (1,2. Греция, Рим)

– Чьи это дроби: половина, четь, полчети?  (6, Русь)

– В какой стране впервые применили «0»  1500 лет тому назад? (5, Индия)

– В какой стране впервые  были введены  отрицательные числа? (4, Китай)

б) Вывешиваются таблички, на которых записаны старинные меры длины, объема, массы:

1. Верста        2. Баррель           3. Аршин            4. Золотник       5. Ярд              6. Карат

–В каких единицах измеряют объем нефти? (2, баррель – 159 л)

– Какой единицей измерения пользовались восточные купцы для измерения тканей? (3, аршин.  Существовали турецкий аршин, персидский аршин и др. Поэтому возникла поговорка «Мерить на свой аршин»)

– Как называлась единица длины, которая была равна расстоянию от кончика носа короля Генриха I  до конца пальцев его вытянутой руки?  (5, ярд – 91 см, до сих пор используется в Англии и США)

– В каких единицах измеряют массу алмазов?  (6, карат – 200 мг, 1/5 часть грамма)

– Единица измерения длины, равная 1 км 67 м? (1, верста)

За правильные ответы участники получают 2 балла, помощники по 1 баллу. После первого тура двое участников покидают игру.

Это интересно

Старинные меры в современном языке 
В современном русском языке старинные единицы измерения и слова, их обозначающие сохранились, в основном, в виде пословиц и поговорок
Поговорки: 
"Пишешь аршинными буквами" - крупно
"Коломенская верста" - шутливое название очень высокого человека.
"Косая сажень в плечах" - широкоплечий
в поэзии: 
Умом Россию не понять, Аршином общим (казённым) - не измерить. Тютчев
Словарь

Дeнежные единицы
Четвертной = 25 рублей
Золотая монета = в 5 или 10 руб
Pубль = 2 полтины
Целковый - разговорное название металлического рубля
Полтина = 50 копеек
Четвертак = 25 копее
Пятиалтынный = 15 копеек
Алтын = 3 копейки
Гривенник = 10 копеек
почка = 1 полушка
2 дeньги = 1 копейка
1/2 медной дeньги (полушка) = 1 копейка.
Грош (медный  г р о ш) = 2 копейки.
Полушка (иначе - полуденьга) приравнивалась одной копейке. Это самая мелкая единица в старинном дeнежном счёте. С 1700 г. чеканились полушки из меди = 1/2 медной дeньги равнялась 1 копейке.

                                            2 тур.  КТО ОНИ?

        Вывешиваются таблички:

1. Архимед            2. Фалес         3. Евклид   4. Магницкий     5. Ломоносов     6. Пифагор          

Этот человек родился в Тверской губернии. Его сын на могильном камне написал, что «…отец наукам изучался дивным и неудобновероятным способом…».   В 1799 г. Петром I он был учинен российскому благородному юношеству учителем математики.  Создал первый русский учебник по математике и навигации для школы.  В знак достоинств этого математика Петр I пожаловал ему другую фамилию, чем хотел подчеркнуть, что развитый ум и знания привлекают к человеку других людей с такой силой, с какой магнит притягивает к себе железо. Назовите фамилию этого великого математика. (Магницкий)

Труды этого математика были почти единственным руководством по одному из разделов математики в школе. Он самоотверженно любил  науку и никогда не допускал неискренности. Однажды царь обратился к нему с  вопросом, нет ли более краткого пути для познания его трудов. На это он гордо ответил, что «в математике нет царской дороги».  

В истории Западного мира его книга «Начала»  после Библии, издавалась наибольшее число раз и более всего изучалась. Кто этот математик?  (Евклид)

      3. Греческий ученый, родоначальник греческой мифологии и науки. Был знаком с вавилонской астрономией. Платон, знаменитый греческий философ IV века до н.э., рассказывает, что этот ученый, наблюдая звезды, упал в колодец, а стоящая рядом  женщина посмеялась над ним, сказав: «Хочет знать, что делается в небе, а что у него под ногами  – не видит…»  Древнегреческий ученый Прокл приписывает ему следующие открытия:  того, что диаметр делит круг пополам, о равенстве вертикальных углов, о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и др.  он сделал ряд открытий в области астрономии, установил время равноденствий и солнцестояний. Определил продолжительность года, предсказал, как  говорит предание, одно солнечное затмение. Был причислен к группе «семи мудрецов». Кто этот ученый?  (Фалес)

Доп.вопрос:

    1. Древнегреческий ученый, живший до н.э., который создал строгую теорию пропорций. (Евклид)

  2. Он доказал теорему, носящую его имя, о соотношении длин сторон                        прямоугольного треугольника. (Пифагор)

Это интересно.

И стояла геометрия Евклида,

Как египетское чудо-пирамида.

Строже выдумать строенье невозможно,

Лишь одна была в ней глыба ненадежна.

Аксиома называлась «Параллели».

Разгадать ее загадку не сумели.

И подумал Лобачевский:

«Но ведь связана

С природой аксиома!

Мы природу понимаем

По-земному.

Во Вселенной расстоянья неземные,

Могут действовать законы там иные!

Да, конечно, да!

Доказывать бесцельно!

Параллельные пойдут не параллельно!

Там, где звездный мир

Раскинулся без края, –

Аксиома параллелей там другая!

Есть еще одна –

Совсем другого вида.»

Смотрел он долго в зимнее окно:

Горели звезды

В небе над землею.

Вселенная была с ним заодно –

Открылся чистый купол мирозданья.

И звезды в вышине огнем горели,

Твердя: непараллельны параллели.

А математика отправили в отставку.

Забытый всеми, быстро угасал,

Ослеп, но труд упрямо диктовал,

Внося то добавленье, то поправку.

О чем он думал

В свой последний час?

Быть может, о пространствах

Беспредельных,

Где нет привычных людям

Параллельных,

Иль думал он о будущем,

О нас?

И физика в дальнейшем подтвердила:

Теория его не миф, не сон.

Луч света не прямой. Вблизи светила

Он силой тяготенья искривлен.

3 тур. Логическая  цепочка.

        а) 1. Архимед                2. Пифагор                3. Гаусс        4. Андерсен

Все ли это математики?  (4)

б) 1. Пуд        2. Миля        3.Грамм        4. Фунт

Все ли это мера массы? (2)

в) 1. Грош        2. Полушка        3. Алтын        4. Пятак        5. Гривенник                6. Фунт

Все ли это названия монет? (6)

Доп. вопросы:1)  1. Пядь        2. Локоть        3. Сажень        4. Пуд.     Все ли это мера длины? (4)

                2) 1. Ведро        2.Штоф        3. Аршин         4.  Баррель        5. Пинта. Все ли это мера объема? (3)

Это интересно.

        В Киевской Руси денежными единицами были гривны серебра. В XIV веке гривну стали рубить пополам и серебряный слиток в половину гривны получил название рубля  или  рублевой гривенки.

        В 1535 году были выпущены монеты – новгородки с изображением всадника с копьем в руках, получившие название копейных  денег.

        Рядом с копейными деньгами чеканились еще некоторое время половинного веса «московки» с изображением на них великого князя  с мечом в руках  –  мечевые деньги. Их выпуск к концу XVI века прекратился, и остались лишь рубли и их сотые доли – копейки.

                                  4 тур. Финал.

Участники обменивают свои очки на звезды: 5 очков – 1 звезда.

Два оставшихся участника составляют слова, в состав которых входит слово  «сто». Побеждает тот, кто составит наибольшее количество слов. Слова можно заменять звездами.

У победителя наступает звездный час. Он произносит речь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звездный час математики

внеклассное мероприятие "Звездный час математики"...

приложение к игре "Звездный час математики"

разработка мероприятия "Звездный час математики"...

Сценарий игры "Звездный час" по истории древнего мира

Такой урок рекомендую проводить после изучения истории стран Древнего Востока (как повторительно-обобщающий), а также это может быть внеклассное мероприятие по истории. Детям нравится. ...

Звездный час математики 8- 10 класс

Внеклассное мероприятие по математике для 8-10 классов на неделе математики....

Презентация " Памяти высокий звездный свет"

В презентации в форме фотоэкскурсии представлен материал о памятных местах ,связанных с жизнью Т.Белозерова в Омске....

Выпускной вечер "Звездный бал"

Сценарий выпускного вечера и презентация по знакам зодиака...

Звездный час

Состязание эрудитов....