тетрадь по профильной подготовке учащихся
элективный курс (9 класс) по теме
Данная тетрадь разработана специально для профильной и предпрофильной подготовки учащихся, в помощь при выборе професси. Содержит огромное количество тестов, упражнений, направленных на выявление интересов и склонностей у учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tetrad_po_prof.zip | 15.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 1.
«Выбор профессии. Типы профессий»
Профессия – необходимая для общества, ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.
Типы профессий.
Человек-техника | Человек-человек | Человек-природа | Человек-знаковая система | Человек-художественный образ |
Профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой, управлением | Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание. | Профессии, связанные с природой, животными,растениями | Профессии, где объектом труда выступают различные знаки: усная или письменная речь, цифры, символы, ноты,схемы, карты | Труд связан с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актерской деятельностью. |
Напишите, какую профессию вы для себя выбрали? Запишите пять профессий по степени привлекательности для вас.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика Климова «ДДО» (запишите свой результат, сравните его стой профессией, которую вы выбрали. Совпадает ли он?)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2
«Способности и их роль в выборе профессии»
Способности – индивидуально- психологические особенности человека, которые помогают ему добиваться успеха в какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, привычкам и навыкам.
Виды способностей:
Общие-способности, от которых зависит успешность различных видов деятельности.
Специальные-способности, от которых зависят успешность отдельных или специальных видов деятельности (музыкальные, математические, спортивные и др.)
Теоретические- связанные с умением рассуждать, доказывать гипотезы, предлагать и обосновывать теории, объяснять те или иные явления.
Практические-проявляются в умении решать задачи, действуя практически.
Учебные-проявляются в приобретении новых знаний, умений, навыков.
Творческие-проявляются в создании человеком чего- либо нового
Предметные-проявляются в деятельности человека с неодушевленными предметами.
Отметьте галочкой, те виды способностей, которые характерны для вас.
Тест «Диагностика структуры способностей»
Тема 3
«Качества личности и выбор профессии»
Положительные качества | Отрицательные качества |
добросовестный | Лежебока |
усердный | Бездельник |
работящий | Лентяй |
трудолюбивый | Недоброжелательный |
самоотверженный | Жестокий |
сердечный | Злой |
душевный | Безжалостный |
внимательный | Себялюбивый |
добрый | Бессердечный |
чуткий | Прижимистый |
преданный | Скупой |
деликатный | Алчный |
отзывчивый | Жадный |
милосердный | Свирепый |
тактичный | Боязливый |
великодушный | Трусливый |
общительный | Беспощадный |
бережливый | Робкий |
аккуратный | Замкнутый |
храбрый | Неуверенный |
мужественный | Вредный |
отважный | Подлый |
выдержанный | Двуличный |
спокойный | Неискренний |
уверенный | Лживый |
надежный | Безответственный |
верный | Жеманный |
искренний |
благородный |
справедливый |
честный |
Из перечисленных качеств личности выберите и подчеркните те, которые присущи именно вам.
Запишите какие качества личности предъявляет выбранная вами профессия.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 4.
«Интересы и склонности человека»
Интерес- индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности.
Склонности- стремление заниматься определенной деятельностью.
Напишите свои интересы (чем ты любишь заниматься?)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
К каким школьным предметам и видам деятельности ты имеешь четко выраженные склонности?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика «Карта интересов»
Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________
Тема 5,6.
«Ценностные предпочтения»
«Недописанные предложения»
1.Хорошая жизнь- это………………………………………………………….
2.Быть человеком значит………………………………………………………
3.Самое главное в жизни……………………………………………………….
4.Плохо жить без……………………………………………………………….
5. Преуспевающий человек- это человек, который……….............................
………………………………………………………………………………
6. Человек- неудачник- это человек………………………………………
7.Если человек не имеет образования, то………………………………..
8. Если человек имеет все, то ……………………………………………
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокич.
Результат:____________________________________________________
________________________________________________________________
Тема 7.
«Портрет современного профессионала»
Предприимчивость- умение предпринять что-либо в нужный момент, находчивость, избирательность, практичность.
Мобильность-способность развиваться, достигать каких-либо успехов.
Ответственность- волевое личностное качество, проявляющееся в осуществлении контроля за своими поступками и действиями.
Напишите мини-сочинение на тему: «Современный профессионал: каким он должен быть?»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 8,9 «Внутренний мир человека и возможности его познания»
Эмоции-переживания, окрашенные в приятные или неприятные тона и связаны с удовлетворением потребностей человека.
Воля- вид психической энергии, которой человек может управлять, регулировать на выполнение определенных действий.
Характер-совокупность устойчивых личностных свойств человека, которые определяют отношение данного человека к работе, к людям и тому, что с ним происходит.
Темперамент- совокупность устойчивых психофизиологических свойств человека, от которых зависят динамические особенности его деятельности.
Тест «Каков ваш темперамент?» Г. Айзенк.
Результат:____________________________________________________
________________________________________________________________
Тест «Какой у вас характер?» Г.Шмишек.
Результат:_____________________________________________________
____________________________________________________________
Тест «Самооценка стрессоустойчивости личности»
Результат:____________________________________________________
________________________________________________________________
«Диагностика уверенности в себе»
Результат:_____________________________________________________
_________________________________________________________________
Тема 10.
«Классификация профессий. Профессиограмма».
Классификация профессий:
По характеру труда
По отраслям народного хозяйства
По признаку материального производства
По уровню и характеру требуемой квалификации
По признакам, идущим от человека
Профессиограмма- характеристика профессий с требованиями, которые они предъявляют к личности работающего.
План составления профессиограммы:
Общие сведения о профессии
- когда возникла
-смежные профессии
-перспективность роста квалификации
-спрос на профессию в вашем городе, районе
2. Характеристика процесса труда.
-важнейшие технологические операции
-орудия труда
-рабочее место
-продукция
-характер работы
3. Санитарно- гигиенические условия труда
-режим труда и рабочий ритм
-микроклиматические условия
-медицинские противопоказания
-основные меры по охране труда
-возможные производственные травмы, проф. Заболевания
4. Психологические требования профессии к человеку
-возможные трудности и напряженные ситуации
-основные качества, которыми должен обладать работающий
5. Сведения о профессиональной подготовке
-пути получения профессии и характеристика учебных заведений
-продолжительность обучения
-условия поступления
-основные изучаемые дисциплины
-квалификация выпускника
-зарплата работающего
-перспектива профессионального роста и продвижения
-продолжительность отпуска
Составьте профессиограмму, выбранной вами профессии.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 11.
«Интеллектуальные способности и успех в профессиональном
труде»
Память- процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации.
Мышление- процесс решения какой-либо задачи.
Внимание- направленность сознания на определенный объект.
Воображение- мысленное воспроизведение чего-либо или кого-либо.
Методика «Сложные аналогии»
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Составьте как можно большее число предложений, чтобы в каждое из них вошли три слова: ветер, вода, велосипед.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика «10 слов» Лурия.
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Перед вами текст. Просматривая строку за строкой, в течении 2 мин., вычеркните как можно быстрее и без ошибок букву «А» перед «Л» и после «М».
Каждый, кто посетил город-герой Минск и намерен продолжить свое путешествие, заблаговременно выбрал нужный маршрут. Если посмотреть на карту автомобильных дорог республики, то можно обратить внимание, что самые главные дороги разбегаются, словно лучики от белоруской столицы к областным городам: Бресту, Гродно, Могилеву, Гомелю, Витебску. На этих шоссе, пролегающих по живописнейшим местам Белоруссии, вы можете сделать кратковременную остановку для отдыха, пообедать в одном из многих придорожных ресторанов, заправить машину бензином, произвести ремонт автомобиля, если в том будет необходимость.
Тема 12.
«Рынок труда»
Биржа труда- учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями.
Безработица- социально- экономическая ситуация, при которой часть активного трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить.
Трудовой контракт- договор, заключаемый между нанимателем и наемником в письменной форме.
Рынок труда- сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.
Соц. Пакет- дополнительные блага, получаемые сотрудником от работодателя в неденежной форме, независимо от результатов своей работы.
Составьте собственное резюме для приема на работу.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 13.
«Пути получения профессии»
Типы учебных заведений:
Высшее учебное заведение: институт, университет, академия
Техникумы
Средне-специальные учебные заведения
Мини- сочинение «Мой путь в профессию».
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 14.
«Моя профессиональная карьера».
Профессиональная карьера- деловая карьера работника последовательно проходящего в своей деятельности различные ее стадии по росту и повышению.
Профессиональная компетентность- это сформированность в его труде различных сторон деятельности и общения, в которых самореализована личность работника, обеспечивающая устойчивые положительные результаты в работе.
Защита проектов «Моя профессиональная карьера
Тема 15.
«Структура современного рынка»
Предпринимательство- инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени деятельность, направленная на систематическое получение дохода.
Тест «Есть ли у вас деловая хватка?»
Результат:____________________________________________________
_________________________________________________________
Тема 15,16.
«Человек среди людей»
Личность- человек в в совокупности его устойчивых свойств, которые определяют поведение человека в обществе и его поступки.
Конфликт- противоречия между людьми по поводу несогласия мнений.
Лидерство- процесс направления поведения других людей с целью достижения общих целей.
Общение- форма деятельности, осуществляемая между людьми и приводящая к возникновению контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимопонимании и взаимодействии.
Тест «Стратегия поведения в конфликте» Томас, Килмен
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест «Какой вы лидер?»
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест «Насколько вы общительны?»
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература.
Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию.- М.: Просвещение, 1991
Потемкина О.Ф. Тесты для подростков.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2005
Федин С.В. Предпринимательство.- Владимир: ВГПУ, 1999
МОУ Борис- Глебская средняя общеобразовательная школа
Тетрадь для учащихся 9-11 классов.
Разработала: педагог- психолог
Зубарева Ю.С
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"
Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"...
Профильная подготовка учащихся по химии
Обобщение опыта работы. Результаты работы, представлены в виде презентации....
Программа элективного курса профильной подготовки учащихся 10-11 классов "Занимательная стенография" (34 часа)
«Занимательная стенография» является курсом по выбору учащихся. Данный курс обучения предназначен для школьников, которые хотели бы изучить и отработать на практике методы скоростного письма с ц...
П Р О Г Р А М М А ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ДИЗАЙН» специальность “Дизайнер” Образовательная область «Технология»
Целью курса является подготовка учащихся к сознательному профессиональному самоопределению в области дизайна....
Психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки учащихся в условиях многопрофильного лицея.
В данной статье описывается опыт работы психологической службы по сопровождению предпрофильной и профильной подготовке учащихся лицея....
Предпрофильная и профильная подготовка учащихся
В Концепции модернизации российского образования определена необходимость существенных изменений в системе образования. Главная цель сегодняшней системы образования – это воспитание свободной личности...