тетрадь по профильной подготовке учащихся
элективный курс (9 класс) по теме

Зубарева Юлия Сергеевна

Данная тетрадь разработана специально для профильной и предпрофильной подготовки учащихся, в помощь при выборе професси. Содержит огромное количество тестов, упражнений, направленных на выявление интересов и склонностей у учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tetrad_po_prof.zip15.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Тема 1.

       «Выбор профессии. Типы профессий»

Профессия – необходимая для общества, ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.

Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.

                                   Типы профессий.

Человек-техника

Человек-человек

Человек-природа

Человек-знаковая система

Человек-художественный образ

Профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой, управлением

Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание.

Профессии, связанные с природой, животными,растениями

Профессии, где объектом труда выступают различные знаки: усная или письменная речь, цифры, символы, ноты,схемы, карты

Труд связан с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актерской деятельностью.

Напишите, какую профессию вы для себя выбрали? Запишите пять профессий по степени привлекательности для вас.


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методика Климова «ДДО» (запишите свой результат, сравните его стой профессией, которую вы выбрали. Совпадает ли он?)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                         Тема 2

      «Способности и их роль в выборе профессии»

Способности – индивидуально- психологические особенности человека, которые помогают ему добиваться успеха в какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, привычкам и навыкам.

Виды способностей:

Общие-способности, от которых зависит успешность различных видов деятельности.

Специальные-способности, от которых зависят успешность отдельных или специальных видов деятельности (музыкальные, математические, спортивные и др.)

Теоретические- связанные с умением рассуждать, доказывать гипотезы, предлагать и обосновывать теории, объяснять те или иные явления.

Практические-проявляются в умении решать задачи, действуя практически.

Учебные-проявляются в приобретении новых знаний, умений, навыков.

Творческие-проявляются в создании человеком чего- либо нового

Предметные-проявляются в деятельности человека с неодушевленными предметами.

Отметьте галочкой, те виды способностей, которые характерны для вас.

Тест «Диагностика структуры способностей»



                         Тема 3

«Качества личности и выбор профессии»

Положительные качества

Отрицательные качества

добросовестный

Лежебока

усердный

Бездельник

работящий

Лентяй

трудолюбивый

Недоброжелательный

самоотверженный

Жестокий

сердечный

Злой

душевный

Безжалостный

внимательный

Себялюбивый

добрый

Бессердечный

чуткий

Прижимистый

преданный

Скупой

деликатный

Алчный

отзывчивый

Жадный

милосердный

Свирепый

тактичный

Боязливый

великодушный

Трусливый

общительный

Беспощадный

бережливый

Робкий

аккуратный

Замкнутый

храбрый

Неуверенный

мужественный

Вредный

отважный

Подлый

выдержанный

Двуличный

спокойный

Неискренний

уверенный

Лживый

надежный

Безответственный

верный

Жеманный

искренний

благородный

справедливый

честный

Из перечисленных качеств личности выберите и подчеркните те, которые присущи именно вам.

Запишите какие качества личности предъявляет выбранная вами профессия.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                      Тема 4.

              «Интересы и склонности человека»

Интерес- индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности.

Склонности- стремление заниматься определенной деятельностью.

Напишите свои интересы (чем ты любишь заниматься?)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

К каким школьным предметам и видам деятельности ты имеешь четко выраженные склонности?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методика «Карта интересов»

Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________

                          Тема 5,6.

              «Ценностные предпочтения»

«Недописанные предложения»

1.Хорошая жизнь- это………………………………………………………….

2.Быть человеком значит………………………………………………………

3.Самое главное в жизни……………………………………………………….

4.Плохо жить без……………………………………………………………….

5. Преуспевающий человек- это человек, который……….............................

………………………………………………………………………………

6. Человек- неудачник- это человек………………………………………

7.Если человек не имеет образования, то………………………………..

8. Если человек имеет все, то ……………………………………………

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокич.

Результат:____________________________________________________

________________________________________________________________

                                     Тема 7.

               «Портрет современного профессионала»

Предприимчивость- умение предпринять что-либо в нужный момент, находчивость, избирательность, практичность.

Мобильность-способность развиваться, достигать каких-либо успехов.

Ответственность- волевое личностное качество, проявляющееся в осуществлении контроля за своими поступками и действиями.

Напишите мини-сочинение на тему: «Современный профессионал: каким он должен быть?»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Тема 8,9 «Внутренний мир человека и возможности его    познания»

Эмоции-переживания, окрашенные в приятные или неприятные тона и связаны с удовлетворением потребностей человека.

Воля- вид психической энергии, которой человек может управлять, регулировать на выполнение определенных действий.

Характер-совокупность устойчивых личностных свойств человека, которые определяют отношение данного человека к работе, к людям и тому, что с ним происходит.

Темперамент- совокупность устойчивых психофизиологических свойств человека, от которых зависят динамические особенности его деятельности.

Тест «Каков ваш темперамент?» Г. Айзенк.

Результат:____________________________________________________

________________________________________________________________

Тест «Какой у вас характер?» Г.Шмишек.

Результат:_____________________________________________________

____________________________________________________________

Тест «Самооценка стрессоустойчивости личности»

Результат:____________________________________________________

________________________________________________________________

«Диагностика уверенности в себе»

Результат:_____________________________________________________

_________________________________________________________________

                                    Тема 10.

«Классификация профессий. Профессиограмма».

Классификация профессий:

По характеру труда

По отраслям народного хозяйства

По признаку материального производства

По уровню и характеру требуемой квалификации

По признакам, идущим от человека

Профессиограмма- характеристика профессий с требованиями, которые они предъявляют к личности работающего.

                      План составления профессиограммы:

Общие сведения о профессии

- когда возникла

-смежные профессии

-перспективность роста квалификации

-спрос на профессию в вашем городе, районе

2. Характеристика процесса труда.

-важнейшие технологические операции

-орудия труда

-рабочее место

-продукция

-характер работы

3. Санитарно- гигиенические условия труда

-режим труда и рабочий ритм

-микроклиматические условия

-медицинские противопоказания

-основные меры по охране труда

-возможные производственные травмы, проф. Заболевания

4. Психологические требования профессии к человеку

-возможные трудности и напряженные ситуации

-основные качества, которыми должен обладать работающий

5. Сведения о профессиональной подготовке

-пути получения профессии и характеристика учебных заведений

-продолжительность обучения

-условия поступления

-основные изучаемые дисциплины

-квалификация выпускника

-зарплата работающего

-перспектива профессионального роста и продвижения

-продолжительность отпуска

Составьте профессиограмму, выбранной вами профессии.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                 Тема 11.

«Интеллектуальные способности и успех в профессиональном

        труде»

Память- процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации.

Мышление- процесс решения какой-либо задачи.

Внимание- направленность сознания на определенный объект.

Воображение- мысленное воспроизведение чего-либо или кого-либо.

Методика «Сложные аналогии»

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Составьте как можно большее число предложений, чтобы в каждое из них вошли три слова: ветер, вода, велосипед.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методика «10 слов» Лурия.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Перед вами текст. Просматривая строку за строкой, в течении 2 мин., вычеркните как можно быстрее и без ошибок букву «А» перед «Л» и после «М».

Каждый, кто посетил город-герой Минск и намерен продолжить свое путешествие, заблаговременно выбрал нужный маршрут. Если посмотреть на карту автомобильных дорог республики, то можно обратить внимание, что самые главные дороги разбегаются, словно лучики от белоруской столицы к областным городам: Бресту, Гродно, Могилеву, Гомелю, Витебску. На этих шоссе, пролегающих по живописнейшим местам Белоруссии, вы можете сделать кратковременную остановку для отдыха, пообедать в одном из многих придорожных ресторанов, заправить машину бензином, произвести ремонт автомобиля, если в том будет необходимость.

                            Тема 12.

                     «Рынок труда»

Биржа труда- учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями.

Безработица- социально- экономическая ситуация, при которой часть активного трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить.

Трудовой контракт- договор, заключаемый между нанимателем и наемником в письменной форме.

Рынок труда- сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.

Соц. Пакет- дополнительные блага, получаемые сотрудником от работодателя в неденежной форме, независимо от результатов своей работы.

Составьте собственное резюме для приема на работу.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                        Тема 13.

        «Пути получения профессии»

Типы учебных заведений:

Высшее учебное заведение: институт, университет, академия

Техникумы

Средне-специальные  учебные заведения

Мини- сочинение «Мой путь в  профессию».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                   Тема 14.

«Моя профессиональная карьера».

Профессиональная карьера- деловая карьера работника последовательно проходящего в своей деятельности различные ее стадии по росту и повышению.

Профессиональная компетентность- это сформированность в его труде различных сторон деятельности и общения, в которых самореализована личность работника, обеспечивающая устойчивые положительные результаты в работе.

Защита проектов «Моя профессиональная карьера

                            Тема 15.

«Структура современного рынка»

Предпринимательство- инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени деятельность, направленная на систематическое получение дохода.

Тест «Есть ли у вас деловая хватка?»

Результат:____________________________________________________


_________________________________________________________

       

    Тема 15,16.

    «Человек среди людей»

Личность- человек в в совокупности его устойчивых свойств, которые определяют поведение человека в обществе и его поступки.

Конфликт- противоречия между людьми по поводу несогласия мнений.

Лидерство- процесс направления поведения других людей с целью достижения общих целей.

Общение- форма деятельности, осуществляемая между людьми и приводящая к возникновению контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимопонимании и взаимодействии.

Тест «Стратегия поведения в конфликте» Томас, Килмен

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест «Какой вы лидер?»

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест «Насколько вы общительны?»

__________________________________________________________________________________________________________________________________

        

                                  Литература.

Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию.- М.: Просвещение, 1991

Потемкина О.Ф. Тесты для подростков.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2005

Федин С.В. Предпринимательство.- Владимир: ВГПУ, 1999

МОУ Борис- Глебская средняя общеобразовательная школа

 

          Тетрадь для учащихся 9-11 классов.

        

                                                                Разработала: педагог- психолог

                                                                     Зубарева Ю.С      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"...

Профильная подготовка учащихся по химии

Обобщение опыта работы. Результаты работы, представлены в виде презентации....

Программа элективного курса профильной подготовки учащихся 10-11 классов "Занимательная стенография" (34 часа)

«Занимательная стенография» является курсом по выбору учащихся. Данный курс обучения предназначен для школьников, которые хотели бы изучить и отработать на практике методы скоростного письма с ц...

П Р О Г Р А М М А ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ДИЗАЙН» специальность “Дизайнер” Образовательная область «Технология»

Целью курса является подготовка учащихся к сознательному профессиональному самоопределению в области дизайна....

Психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки учащихся в условиях многопрофильного лицея.

В данной статье описывается опыт работы психологической службы по сопровождению предпрофильной и профильной подготовке учащихся лицея....

Предпрофильная и профильная подготовка учащихся

В Концепции модернизации российского образования определена необходимость существенных изменений в системе образования. Главная цель сегодняшней системы образования – это воспитание свободной личности...