Брейн-ринг "Курить - здоровью вредить"
методическая разработка (8 класс) по теме

Тепаева Марина Юрьевеа

Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 7-8 классов. Пропаганда здорового образа жизни. В интересно занимательной форме ребята узнают о вреде курения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon breyn_ring.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор :

Тепаева Марина Юрьевна

Учитель биологии

ГБОУ СОШ с.Колывань

Красноармейского района

Самарской области

Брейн-ринг

«Курить-здоровью вредить»

Цель: сформировать негативное отношение подростков к курению и снизить риск  приобщения к этой вредной привычке.

Задачи:

Образовательная:

способствовать формированию знаний о вредных последствиях табакокурения на здоровье человека;

Воспитательная:

содействовать воспитанию ответственности за свое поведение и наличие вредных привычек,

содействовать воспитанию активной жизненной позиции, нетерпимости к курению;

развитие устойчивой мотивации к ЗОЖ;

Развивающая:

содействовать развитию познавательных и творческих способностей,

развивать эмоциональную сферу через создание ситуации удивления, заинтересованности, эмоциональных переживаний.

Предварительная подготовка

Плакаты:

нарисованные самими учащимися на данную тему;

с названием темы «Курение или здоровье – выбор за вами»;

с высказыванием А.А Леонова,  взятым в качестве эпиграфа: «Человек – высшее творение природы, но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым». Бернарда Шоу: «Сигарета – это бикфордов шнур, с одного конца которого огонек, а с другого дурак...»

I. Вступление

Уважаемые участники брейн-ринга, болельщики и гости!

Сегодняшний праздник – День здоровья мы посвящаем борьбе с самой распространенной вредной привычкой – табакокурением.

О том, как обстоят дела с табакокурением среди  обучающихся нашей школы и в их семьях, свидетельствуют результаты анонимной анкеты. (Оглашаются результаты анкетирования.)

Итак, тема сегодняшнего брейн-ринга актуальна и для нас. Несмотря на то, что почти все понимают, что курить вредно, большинству не нравится запах табака и то, что, кто-то из близких курит, 72% учащихся пробовали курить, а некоторые продолжают это делать и сейчас.

 

II. Основная часть – брейн-ринг

Перед тем, как перейти к конкурсной части нашего праздника, я хочу  представить вам состав жюри.

1. Представление  команд.

2. Конкурс «В объятиях табачного дыма»

 Курение табака возникло еще в глубокой древности. В Европу табак попал из Америки, где побывал мореплаватель Христофор Колумб. Высадившись на незнакомый берег, Колумб и его спутники увидели, что туземцы - - взрослые и дети- держали в зубах дымящиеся пучки тлеющих листьев неизвестного европейцам растения. Выяснили, что дикари традиционно используют листья для частого вдыхания дыма.

Туземцы предлагагали путешественникам покурить и воспринимали отказ как проявление враждебности или недоверия.

Возвращаясь в Европу, Колумб захватил с собой несколько кип сушеных листьев «табакко» и нескольких курильщиков. Он расчитывал развлечь своих соотечественников невиданной экзотикой. Так и случилось: краснолицие 2дикари», украшенные перьями и пускающие дым изо рта, поразили весь испанский двор.

Вскоре табак попал во Францию: Жан Нико, бывший послом в Испании, привез оттуда листья и семена табака в подарок своей королеве Екатерине Медичи. От Фамилии Нико произошло слово «никотин» - так называют основной компонент табака, самый ядовитый.

Постепенно курение стало путешествовать по Европе, дошло до России, но активного распространения не получило, пока царевич Петр Алексеевич, постоянно общавшийся с чужеземцами , не научился курить.... А потом он стал царем и начал вводить в России «европейские» порядки, в том числе и не препятствовал распространению курения.

При Петре I в России появились первые табачные фабрики. Курение распространилось по всей стране. Тогда еще никто не знал, насколько опасна эта привычка.
А теперь проверим, что вы знаете о распространении и влиянии курения.

Родина табака (Юж. Америка.)

Колумб высадился на побережье Кубы и увидел аборигенов с дымящейся травой. Как они её называли? (сигаро)

В честь кого было названо ядовитое вещество сигарет?

Как вы думаете от какого заболевания использовала Екатерина Медичи табак (мигрени, простуды или насморка)

Самый популярный способ употребления табака в США до XIX века? (жевание)

Кого называют курильщиками поневоле? ( тот кто находится в обществе курящих)

Почему  «пассивные» курильщики сильнее страдают от табака ?

Какой вред наносит табак здоровью человека?

Конкурс 2  «Этикет говорит : нет»

В XIX веке в обществе существовали довольно строгие правила этикета. Если в доме устраивался бал или рпием, то для курения отводилось специальное помещение – отдельная комната или кабинет хозяина. Если бы кто-то вздумал закурить за столом или в танцевальном зале, такого гостя немедленно перестали бы принимать. Курить при дамах в гостиной было просто непозволительно: в курительной комнате, разумеется, находились только мужчины. Курящая женщина была такой же редкостью, как сказочная баба -яга. Курение на улице считаллось неприличным.

Продолжая нашу тему, попробуйте создать антирекламму курению.

 Придумайте четверостишия на заданные  рифмы.:

Зря – нельзя – бросай – меняй

Вред – бред – табак Рак

Курить – вредить – береги – беги.

Сигареты – конфеты – будешь – не забудешь

 Курить – вредить, сигареты – портреты

Курение – одурение, здоровье – подспорье

Каждой команде выдается листок с четырьмя рифмам

 Команды зачитывают четверостишия, за наиболее удавшиеся присуждаются очки.

.

Конкурс 3  «Курить – здоровью вредить»

Сейчас многие начинают курить, а знаете ли вы к чему это приводит ?

Среди причин, сокращающих жизнь человека, одной из главных является курение табака. Он ежегодно уносит миллионы человеческих жизней. Ученые считают, что табак является главной причиной возникновения рака легких. В индустриальных странах каждый пятый из всех умерших умер оттого, чтот курил. В среднем курящий живет на 6-8 лет меньше, чем его некурящий сверстник. По сравнению с некурящими длительно курящие люди в 10 раз чаще заболевают язвенной болезнью, в 13 раз –стенокардией, в 12 раз чаще у них бавает инфоркт миокарда. Больных туберкулезом в два раза больше среди курящих.Курящие люди медленнее выздоравливают, особенно в послеоперационный период. Курящие менее устойчивы к холоду и неблагоприятным производственным факторам.

Вопрос 1: Британская организация Action on Smoking and Health утверждает, что рост популярности ЭТОГО у подростков способствует отказу от курения: доля курящих среди 15-летних британцев снизилась с 28 (1996 год) до 19% (2002 год). В докладе организации говорится: "Ранее подросток брал сигарету, чтобы выглядеть круто, шикарно и по-взрослому. Теперь с той же целью он обзаводится...". Чем? Ответ: Мобильным телефоном.

Вопрос 2: В журнале "Вокруг света" описывались преимущества одного из способов приготовления этого продукта. Во-первых, сохраняется оригинальный вкус и естественный аромат продуктов. Во-вторых, сохраняется больше минеральных элементов и витаминов. Какое блюдо, согласно народной мудрости, проще всего приготовить подобным способом? Ответ: Пареную репу. Комментарии: Статья называлась "Проще пареной репы?".

Вопрос 3: Помимо яда, они содержат большое количество белков, углеводов, витаминов и аминокислот. При должной обработке они даже съедобны. Считается также, что особым образом приготовленная настойка из них помогает при суставном ревматизме. Еще они эффективны в борьбе с насекомыми, на что намекает и их название. Назовите их. Ответ: Мухоморы.

Вопрос 4: В Бельгии с 1 октября 2003 года запрещено продавать сигареты с привычной уже маркировкой. Причиной является то, что эта маркировка внушает курильщикам иллюзию безопасности. Слово, которым такие сигареты маркируются в России, указывает и на то, чему курение вредит. Что это за слово? Ответ: Легкие.

 Вопрос 5: Монахи аббатства Анжу во Франции на протяжении нескольких лет писали епископу просьбы о разрешении курить во время многочасовых молитв, однако постоянно получали отказ совершать это греховное действо. Но вот появился один монах, который в очередной раз написал епископу и тут же получил разрешение на курение. Что же так повлияло на решение епископа? Ответ: Монах попросил разрешения на молитвы во время курения

Вопрос 6: Англичанин в такой ситуации скорее всего вспомнит о палке и морковке. А мы? Ответ: О кнуте и прянике

Конкурс 4. «Преступление и наказание»

С табачным зельем в давние времена велась ожесточенная борьба. В конце XVI века в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади. Французский король Людовик XIII издал специальный указ о том , что лишь аптекарям разрешается продавать табак, и только как лечебное средство. В Турции курильщиков сажали на кол. Рекомендуемый вначале как лекарственное средство от всех болезней, табак очень скоро приобрел плохую славу, и испанская королева Изабелла первая прокляла его заодно с теми, кто его употреблял.

Ее примеру последовал французский король Людовик XIV, а царь Михаил Федорович Романов приказал отрезать нос каждому, кто курит. Турецкий султан Мурат IV запретил курение табака под страхом смертной казни применяемой к страстным курильщикам, закон, изданный им в 1625 г, предусматривал различные виды смертной казни для курильщиков: отсечение головы, сожжение или посадка на кол.

Так, в Швеции среди молодежи борьба с курением проводится под лозунгом «Некурящее поколение». Сейчас число курящих в Швеции снизилось с 70 до 30%, оптимисты полагают, что к 2005 г. с курением в Швеции будет почти покончено, в Норвегии с 65 до 45%. Австрия, Канада, Норвегия, Великобритания, США также сообщили о снижении количества курильщиков, но все еще более 50% мужчин в европейских странах являются курильщиками.

 В этом туре мы вновь проверим знание участниками команд истории табака и борьбы с курением. Вам предлагается вопрос и три варианта ответов , вам нужно выбрать один – верный.

ВXIX веке в Петербурге запрещалось курить на улице. Нарушитеолей порядка строго штрафовали. Кто выступил инициатором запрета на курение?

А) медики, б) пожарные  в) церковь.

При каком царе за курение табака – «дьявольского зелья» - в России секли кнутом, рвали ноздри  и ссылали в Сибирь.

А)  При Петре I,

Б)  При Михаиле Федоровиче,

В)  При Алексее Михайловиче.

В школах Китая юного курильщика ожидает изнурительное наказание. Какое же?

А) Тренировка на велотренажере,

Б) бег на 1,5 км,

В) Мытье полов в школе.

Широко ведется борьба с курением в Болгарии. Какие профессии объявлены там «профессиями некурящих»?

А) учителя и медики,

Б) пожарные и милиционеры,

В) егери и подводники

В 1934 году во французском городе Ницце компания молодежи устроила соревнование – кто выкурит больше папирос!. Двое «победителей» не смогли получить свой приз, так как скончались, выкурив ....

А) 40 папирос.

Б) 50 папирос,

В) 60 папирос.

Команда первая  правильно ответившая на вопрос , получает очко.

Конкурс 5 «Хочешь жить бросай курить».

 К сожалению с табаком мы встречаемся на каждом шагу: дымят на улице, в транспорте, в общественных местах. Несмотря на то, что почти все понимают, что курить вредно, большинству не нравится запах табака и то, что, кто-то из близких курит, 72% учащихся пробовали курить, а некоторые продолжают это делать и сейчас.

Попробуем разобраться, в чем причина такой популярности табакокурения.

Производство табака является очень прибыльным делом, прибыль от продажи табачных изделий составляет свыше 200%, производители сигарет не перестанут заниматься этим сверхприбыльным бизнесом, они пускаются на различные ухищрения: рекламу,  ложные сведения о «безвредности» курения, подпольное производство табачных изделий низкого качества, содержащих гораздо большее количество вредных веществ, чем в сигаретах производимых легально.

Производство табака растет с каждым годом,  за последние пять лет потребление табака  выросло в три раза, количество же мужчин-курильщиков остается неизменным. Так за счет кого же пополняется армия курильщиков? Конечно же, за счет женщин и детей!

В настоящее время Россия является самой «курящей» страной в мире.

Капитан команды представляет проект, которой можно реализовать в образовательном учреждении для того, чтобы эта вредная привычка осталась в прошлом.

III. Заключение

В заключении, мы подведем итог нашего мероприятия.

На ком же лежит основная ответственность за курение? Кто должен решать: будут ли курить наши потомки?

Конечно, с помощью средств массовой информации можно и нужно создавать атмосферу нетерпимости к табакокурению с раннего детства в семье, в школе, в обществе. С другой стороны, активная деятельность здравоохранения должна помогать курильщикам избавиться от вредной привычки, ведь то «удовольствие», которое получает каждый курильщик индивидуально, отнюдь не безвредно как для него самого, так и для окружающих.

Но для перелома в общественном мнении по отношению к табакокурению  важнейшую роль играет активная жизненная позиция каждого человека в отдельности, который сам несет ответственность за свои поступки.

Метафора: Когда-то, давным-давно,  в одной восточной стране, вблизи большого шумного города жил уважаемый всеми мудрец. Люди очень часто обращались  к нему за советом по самым сложным вопросам, и он всегда помогал им решать их проблемы. Мудрец был очень умным и добрым: он никому не отказывал в помощи.

И вот, однажды в городе появился честолюбивый молодой человек, который хотел прославиться своими способностями. Он решил оказывать содействие в решении различных проблем жителям большого города. Но почему-то люди не шли к нему, а продолжали ходить за советом к старому мудрецу.

Молодой человек решил доказать всем, что мудрец не такой уж и умный, что он не все знает на этом свете. И он придумал для него такое испытание: «Я поймаю бабочку и зажму ее в кулаке, подойду к мудрецу и спрошу его, что у меня в руке? Если он ответит правильно, тогда я спрошу: какая она – мертвая или живая? Если он скажет – живая, тогда я незаметно сожму кулак и задавлю бабочку, а если он скажет –  мертвая, то я отпущу ее, и она улетит, и все подумают, что я умнее старого мудреца и станут почитать меня больше, чем его».

Молодой человек созвал жителей города, и они отправились к мудрецу. Подойдя к жилищу мудреца, он показал зажатую в кулаке бабочку и спросил: «Знаешь ли ты, что у меня в руке?»

«Бабочка» – спокойно ответил мудрец.

«А какая она, мертвая или живая» – спросил молодой человек.

«Все в твоих руках» – ответил мудрец.

– И я говорю вам: Все в ваших руках! Сделайте  правильный выбор!

VI. Подведение итогов

Жюри объявляет итоги брейн-ринга.

Попробуем разобраться, в чем причина такой популярности табакокурения.

Производство табака является очень прибыльным делом, прибыль от продажи табачных изделий составляет свыше 200%, производители сигарет не перестанут заниматься этим сверхприбыльным бизнесом, они пускаются на различные ухищрения: рекламу,  ложные сведения о «безвредности» курения, подпольное производство табачных изделий низкого качества, содержащих гораздо большее количество вредных веществ, чем в сигаретах производимых легально.

Производство табака растет с каждым годом,  за последние пять лет потребление табака  выросло в три раза, количество же мужчин-курильщиков остается неизменным. Так за счет кого же пополняется армия курильщиков? Конечно же, за счет женщин и детей!

В настоящее время Россия является самой «курящей» страной в мире,

1. Историческая справка

История распространения табака тесно связана с историей борьбы против его же употребления.

2. Борьба с курением на современном этапе

В настоящее время, связи с развитием науки, появилось множество новых фактов о вредных веществах, содержащихся в табаке. На последней ассамблее Всемирной организации здравоохранения было подчеркнуто, что вред, который табакокурение наносит здоровью людей, остается главной проблемой во многих странах.

         Так, «пассивному курению» подвергаются дети в семье, коллеги по работе или случайные спутники курильщиков в вагоне поезда или в машине. Пагубное увлечение курильщика является опасным не только для него, но и для каждого из нас.

Эти факты вызывают оправданную озабоченность со стороны правительств и общественности во всех странах, где основным законом является забота о человеке, поэтому там развернута широкая пропаганда борьбы с курением, делается попытка возобновления старинных традиций, запрещающих употребление этого зелья.

        Курение запрещено не только в транспорте, но и в большинстве театров, кинотеатров и других общественных мест. Нарушителям грозит штраф и даже тюремное заключение, в некоторых городах Америки штраф за курение в общественных местах доходит до 800 долларов. Растет число фирм и компаний, предпочитающих нанимать работников, которым не нужны перекуры.

Врачи, сталкивающиеся непосредственно с опасными последствиями курения, первыми начинают ограничивать употребление табака. Показательно, что в Англии в 1998 г. 43% врачей были курильщиками, а к 2002 г. их процент снизился до 21 %.

Так, в Швеции среди молодежи борьба с курением проводится под лозунгом «Некурящее поколение». Сейчас число курящих в Швеции снизилось с 70 до 30%, оптимисты полагают, что к 2005 г. с курением в Швеции будет почти покончено, в Норвегии с 65 до 45%. Австрия, Канада, Норвегия, Великобритания, США также сообщили о снижении количества курильщиков, но все еще более 50% мужчин в европейских странах являются курильщиками.

         Радикально настроенные против курения люди ножницами отрезают дымящийся верх сигареты у курильщиков, вручая им при этом листовки с фотографиями разъеденных раком легких и черными надписями: «Диплом курильщика — это бронхиальная карцинома».

Поучителен опыт Китая. В школах Пекина юного курильщика ожидает изнурительное наказание – тренировка на велотренажере. Педагоги полагают, что подобный метод, во-первых, отлучает провинившегося от сигареты, а во-вторых, он – пусть даже в принудительном порядке приобщается к спорту.

        А недавно Британская патентная служба выдала регистрационное свидетельство на любопытное изобретение. Изобретатель – житель Тайваня – придумал пепельницу. Она имеет углубление для спичечного коробка. Когда человек берет спички, внутри пепельницы включается встроенный микромагнитофон, пепельница начинает надсадно кашлять, как заядлый курильщик, а затем говорит «Курение сокращает жизнь среднестатистического курильщика почти на четверть века, курение – главная причина ишемической болезни сердца, рака легких, гортани, пищевода, полости рта, глотки, причина хронического бронхита». Завершается «лекция» резкими, обидными для курильщиков, но – увы! – справедливыми словами Бернарда Шоу: «Сигарета – это бикфордов шнур, с одного конца которого огонек, а с другого дурак...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ "Курить здоровью вредить!"

СЦЕНАРИЙ  "Курить здоровью вредить"...

Классный час «Курить – здоровью вредить»

Данный классный час на реальных примерах позволяет доказать пагубное влияние никотина на оранизм человека и позволяет развить в детях привычку к здоровому образу жизни....

Курить-здоровью вредить

презентация о курении...

Классный час "Курить-здоровью вредить".

Классный час предназначен для учащихся 5 класса....

Учебный проект " Курить-здоровью вредить".

Проект - исследование проведен учащимися 5 класса. В наше время курение стало проблемой общечеловеческого значения. Самое страшное, что курят не только учащиеся старших классов, но и малыши. Учащиеся ...

Курить-здоровью вредить

Формирование осознанного отридцательного отношения к курению....

"Курить - здоровью вредить!"

Классный час о здоровом образе жизни....