КВН "Золотая Осень".
методическая разработка по теме

Понькина Ирина Николаевна

Внеклассное мероприятие по теме: "Золотая осень"   станет хорошим дополнением  к уроку развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Что позволит поддержать интерес к окружающему миру и  бережному  отношению к природе, раскроет красоту осеннего времени года. Научит работать в команде и видеть, что твой успех зависит от успешной работы коллектива, закрепит и обобщит полученные знания на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn.osen_.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 КВН  «Золотая  осень».

Цель:  поддержать  интерес  учащихся  к  окружающему  миру,  воспитывать

           ,ережное  отношение  к  природе;  развивать  умение  видеть  красоту  окружающего  мира,  а  также  учить  работать  в  команде  и  видеть,

         xто  твой  успех  зависит  от  успешной  работы  коллектива.

Материалы  к  занятию:  рисунки  детей  для  организации  выставки;  костюмы (осень,  сентябрь,  октябрь,  ноябрь,  ёж,  заяц);  разноцветная  фасоль; кленовые  листья – большие  и  маленькие  эмблемы;  цветок-скороговорки;  натуральные  овощи;  цветные  мелки;  картинки  на  тему  «Осень»;  конверты  с  загадками.

                                      Ход  занятия.

1-ый  ведущий:

 - Добрый  день,  дорогие  друзья,  уважаемые  гости!  

Сегодня  мы  собрались  на  КВН,  посвященный  прекрасной  поре  года.  А  какой,  вы  должны  определить  сами.

2- ой ведущий:

 Унылая  пора!  Очей  очарованье!

Приятна  мне  твоя  прощальная  краса,

Люблю  я  пышное  природы  увяданье,

В  багрец  и  золото  одетые  леса…

1-ый  ведущий:

Уже  румянит  осень  клёны,

А  ельник  зелен  и  тенист,

Осинник  жёлтый  бьет  тревогу,

Осыпался  с  берёзы  лист

И,  как  ковёр,  устлал  дорогу.

2-ой  ведущий:

 - Догадались,  о  чём  пойдёт  речь?

- Конечно  же  об  осени,  прекрасной  поре.

1-ый  ведущий:

На  полях  и  огородах  собран  урожай.

На  дворе  стоят  последние  тёплые  денёчки.  Но  мы  не  будем  грустить,  потому  что  в  каждом  времени  года  есть  что-то  необычное  и  волшебное.

2-ой  ведущий:

 -Ребята,  посмотрите  по-моему  для  нас  с  вами  уже  начинаются  чудеса.  К  нам  в  гости  идёт  сама  Фея  Осени.

1-ый  ведущий:

Осень – Осень,

Тебя  в  гости  просим!

С  дождями  сильными,

С  громами,  ливнями,

С  перелётным  журавлём,

С  обмолоченным  зерном!

2-ой  ведущий:

 - Осень  золотая,  приди  к  нам  с  радостью,  с  караваем  высоким,  с  корнем  глубоким,  с  дождями  сильными,  с  дарами  обильными.

Осень:

Здравствуйте,  друзья!

Хожу  я  по  равнинам

Тихой,  светлой  сказкой,

Расписываю  рощи

Солнечной  краской.

1-ый  ведущий:

Осень – то  самое  время  года,  про  которое  говорят – сырое,  дождливое.

2-ой  ведущий:

Но  про  осень  и  другие  слова  есть.  Золотая,  багряная,  разноцветная,  богатая,  хлебородная,  ранняя,  поздняя.

1-ый  ведущий:

_ Но  ведь  осень – опора  сбора  хлеба  и  овощей,  время  заготовки  запасов  на  зиму.  Так  что  это  время  года  щедрое,  урожайное.

Осень:

 - Пришла  я  к  вам  не  одна,  а  со  своими  братьями.  Знаете  их?

(Учащиеся  называют  осенние  месяцы).

Входит  Сентябрь.

Сентябрь:

Опустел  наш  школьный  сад,

Паутинки  вдаль  летят,

И  на  южный  край  земли.

Потянулись  журавли.

Распахнулись  двери  школ

Что  за  месяц  к  вам  пришёл?                           (Сентябрь)

Сентябрь:

- Я  сентябрь,  меня  называют  хмурен,  ревун,  заревник.  Я  богат  овощами,  фруктами,  грибами.

 - А  что  вы  знаете  обо  мне?

(Учащиеся  называют  народные  приметы)

Сентябрь  холоден,  да  сыт.

Холоден  батюшка – сентябрь,  да  кормить  горазд.

Осенью  и  у  воробья  пир.

Весна  красна  цветами,  а  осень  плодами.

Гром  в  сентябре  предвещает  тёплую  осень.

В  сентябре  одна  ягодка,  да  и  та  горькая  рябина.

В  сентябре  лес  реже  и  птичий  голос  тише.

Входит  Октябрь.

Октябрь:

Всё  мрачней  лицо  природы –

Почернели  огороды,

Оголяются  леса,

Молкнут  птичьи  голоса,

Мишка  в  спячку  завалился,

Что  за  месяц  к  нам  явился?

                                                (Октябрь)

Октябрь:

- Я  октябрь.  Меня  называют  позимник,  листопад,  грязник,  свадебник.  В  октябре  лист  с  деревьев  облетает,  кружится,  недаром  меня  зовут  листопадничком.

 - Я  что  вы  знаете  обо  мне?

(Учащиеся  называют  народные  приметы)

В  октябре  и  лист  на  дереве  не  держится.

Октябрь  землю  покроет,  где  листком,  где  снежком.

Плачет  октябрь  холодными  слезами.

Сентябрь  пахнет  яблоком,  октябрь – капустой.

Октябрьский  гром – зима  белоснежная.

В  октябре  с  солнцем  распрощайся,  поближе  к  печи  подбирайся.

Входит  Ноябрь.

Ноябрь:

Поле – чёрно – белым  стало,

Падает  то  дождь,  то  снег.

А  ещё  похолодало,

Льдом  сковало  воды  рек.

Мёрзнет  в  поле  озимь  ржи,

Что  за  месяц,  подскажи?

                                                       (Ноябрь)

Ноябрь:

 - Я  ноябрь.  Меня  называют  листогной.  Полузимник,  грудень.  Тоскливая  пора – поздняя  осень.  И  моё  второе  имя  холодень.

 - А  что  вы  знаете  обо  мне?

(Учащиеся  называют  народные  приметы).

Ноябрь – ворота  зимы.

Ноябрь – сентября  внук,  октября  сын,  зиме – родной  батюшка.

В  ноябре  зима  с  осенью  борются.

В  ноябре  снегу  надует – хлеба  прибудет.

Холоден  октябрь,  а  ноябрь  и  его  перехолодил.

Осень:

 - Молодцы,  ребята!  Узнали  вы  осенних  месяцев.

                                Вот  утихла сентября  пора,

                                ноября  пора  ещё  не  наступила,

                                говорим  мы  вам  пока,  друзья,

                                просим  с  нами  задержаться  октября.

Осень:

 - Итак,  начинаем  игру.

Октябрь:

 - Приветствуем  команду  Красного  кленового  листа,  команду  Жёлтого  кленового  листа.

 - Необходимо  выбрать  капитанов  из  каждой  команды.

 Капитаны  команд  выходят  на  жеребьёвку.

Жеребьёвка  для  капитанов:

Задание  1.

Собрать  из  букв  слово  «Осень».

Задание  2.

Запасной  вариант

 - Отгадайте  загадку.

Пустые  поля,  мокнет  земля.

День  убывает.

Когда  это  бывает?

                             (Осенью)

1  конкурс   «Скороговорки».

Октябрь:

 - Пока  вы  называли  приметы,  у  нас  вырос  прекрасный  осенний  цветок.  Этот  цветок – скороговорка.

Капитаны  команд,  возьмите  лепестки  со  скороговорками,  через  несколько  минут  хором  прочитайте  их.

  1. Гроздья  рябины  на  солнце  горят.

Рябит  от  рябины  в  глазах  у  ребят.

  1. Полпогреба  репы,  полколпака  гороху.
  2. Арина  грибы  мариновала,  Марина  малину  перебирала.
  3. У  пенька  опять  пять  опят.

Дополнительный  материал:

1. На  осинках  росинки  засверкали  утром  перламутром.

2. Ребята  малы,  семигодовалы,  во  полях  скирды  заскирдовали.

3. Сухие  листочки  на  суках – сучочках,  на  суках – сучочках  сухие    листочки.

4. Под  кроной  дуба  Люба.

5. Дарья  дарит  Дине  дыни.

6. Справа  от  дорожки  заросли  морошки.

Я  сверну  с  дорожки – наберу  морошки.

     7.  Варвара  варенье  доваривала.

          Ворчала  и  приговаривала.

  1. Вася  косил  косилкой  спелый  овёс.
  2. В  цветнике  цветут  цветы.
  3.  Волки  рыщут  пищу  ищут.

Октябрь:

Наступила  осень,  осень  золотая

Птицы  улетают  в  тёплые  края.

Падает  с  деревьев,  лето  забывая,

Кружатся,  как  в  вальсе,  осенние  слова.

  1. конкурс.  «Назвать  слова  на  тему  «Осень».

Команды  по  очереди  называют  слова  на  тему  «Осень».  Побеждает  команда,  которая  последняя  назовёт  слово.

Победителю  конкурса – кленовый  лист,  который  приклеивается  на  заранее  приготовленное  из  бумаги  дерево.

Осень:

Чтоб  здоровым,  сильным  быть,

Надо  овощи  любить

Все  без  исключения,

В  этом  нет  сомнения!

В  каждом  польза  есть  и  вкус,

И  решить  я  не  берусь.

Кто  из  вас  вкуснее,  кто  из  вас  нужнее!

  1. конкурс.  «Узнай  овощи».

От  команды  выходят  по  одному  ученику.  Им  завязывают  глаза.

Учитель:

Однажды  хозяйка  с  базара  пришла,

Хозяйка  с  базара  овощей  принесла.

Угадайте,  какие  овощи  она  принесла?

Ученики  ощупывают  овощи  руками  и  называют  его.

За  каждый  правильный  ответ  команда  получает  кленовый  лист  и  приклеивает  на  своё  дерево.

Осень:

 - А  теперь  отгадайте  мои  лесные  загадки.

Учитель:

Сосны,  ёлки,  берёзы,  клёны…

Это  лес – он  наш  друг  зелёный!

Добрый  друг,  он  шумит,  поёт

И  в  прохладную  тень  зовёт.

А  вы  знаете,  что  для  вас

Он  загадки  свои  припас?

Капитаны  команд  выбирают  конверты  «Лесные  загадки  от  Осени».

Команда,  зачитывает  команде  соперников  загадку  и  просит  её  отгадать.  Если  команда  соперников  затрудняется,  то  они  сами  должны  её  угадать.

(За  каждый  правильный  ответ  команда  получает  кленовый  лист  для  своего  дерева).

                                        Чей  дом?

Смотри,  стоит  какой – то  дом.

Дом  без  дверей  и  без  окон.

Народом  дружным  заселён.

Народ  весёлый,  трудовой.

Охотно  дом  построил  свой…

Всё  что- то  тащат,  всё  снуют,

Стараются,  не  устают…

Ты  видел  этих  силачей?

Тогда  скажи,  дом  этот  чей?

                                          (Муравьи)

                               Удивительный  портной.

Удивительный  портной:

Нет  катушки  ни  одной,

И  машинки  швейной  нет…

И  утюг  не  разогрет…

Но  зато  иголки  есть.

Сколько?  Их  не  перечесть!                                       (Ёж)

                                         Бусы  на  опушке.

Сколько  бус  рассыпано

На  лесной  опушке!

Девочки – подружки

Соберут  их  в  кружки,

Трудятся,  стараются

Девочки  проворные,

Потому,  что  вкусные

Эти  бусы  чёрные.

                                                (Черника)

                                         Хвастун – обманщик.

Нам  издали  красная  шляпа  видна.

Лесною  обманщика – хвастуна.

Ему  к  нам  в  корзинку

Попасть  не  придётся,

Пусть  мухам  на  гибель

В  лесу  остаётся!

                                              (Мухомор)

                                       Грибы  на  сосне.

Может  быть,  вы  поверите  мне,

Но  я  увидала  грибы  на  сосне.

Разве  грибы  на  деревьях  растут?

Что – то  совсем  непонятное  тут…

Надеты  на  ветки  маслята,  опята…

Кто  же  их  на  зиму  сушит,  ребята?

                                          (Белка)

                                  Крокодил – малютка.

Мальчик  по  лесу  бродил:

 - Ой,  смотрите,  крокодил!

Что  за  чудо?  Что  за  шутка?

Крокодил  совсем  малютка!

Как  тот  мальчик  не  старался,

Крокодила  не  поймал.

Только  хвост  в  руке  остался,

Крокодил  в  траву  удрал.

Знаешь,  как  зовут  его –

Крокодильчика  того?

                                          (Ящерица)

Выступление  3  класса.

Ведущий:

 - А  давайте,  ребята,  пойдём  в  осенний  лес.

Дети:

 - Пойдём,  пойдём  в  осенний  лес.

Здравствуй,  лес,  дремучий  лес,

Полный  сказок  и  чудес!

Ты  о  чём  шумишь  листвою

Ночью  тёмной,  грозовою?

Но  где  это  мы?

Грибы  сорваны,  дерево  сломано,  трава  помята.

Ведущий:

 - Ребята,  давайте  тихо  посидим,  и  посмотрим,  что  же  здесь  происходит?

  1. мальчика:

 - Смотри,  смотри,  муравей,

Фу,  какая  гадость.  (Давит  ногой).

 - Смотри,  а  вон  паук,  сейчас  я  его  поймаю.

Сотри,  а  вон  птица  какая – то  сидит,  Стреляй  в  неё.   (Достаёт  рогатку).

Ведущий:

 - Ребята,  прекратите  это  безобразие,  разве  можно  так  обращаться  с  природой?

Лучше  послушайте  ребят,  что  они  о  природе  говорят.

Дети:

 - Ребята,  не  ломайте  на  деревьях  ветки!

 - Запомните  скорей,  не  губите  птиц,  зверей.

 - В  речку  мусор  не  бросайте,

   Воду  в  речке  охраняйте.

- Будем  помнить  я  и  ты,

  Что  нельзя  топтать  грибы.

 - Будем  мы  беречь  природу –

   Воздух,  лес,  поля  и  воду.

1 – ый   ведущий:

Бодрящий  воздух,  ясная  погода,

Сады  и  рощи  в  убранстве  осеннем

Счастливый  пахарь

праздничным  весельем

Встречает  золотое  время  года.

2 – ой  ведущий:

На  нивах  собран  урожай  отменный.

Конец  трудам,  заботы  спало  бремя.

Для  песен,  игр  и  плясок

Нынче  время!

Октябрь:

Осенью  люди  проводят  гулянья  и  свадьбы.  А  если  кто  осенью  именинники,  то  именины  с  пышным  караваем.

Проводится  хороводная  игра  «Каравай».  Все  дети  1  класса  становятся  в  круг,  в  центре – ребёнок.  Поют:

Как  на  Колины  именины

Испекли  мы  каравай.

Вот  такой  вышины,

Вот  такой  ширины,

Вот  такой  ужины.

Каравай – каравай,

Кого  хочешь,  выбирай!

Коля.  Я  люблю,  конечно,  всех,  но  вот  больше  всех…  

(Повторяет  2 – 3  раза)

Учитель:  Многие  писатели,  поэты,  художники  любили  осень  и  в  произведениях  отображали  её  красоту.  Итак,  поэтический  конкурс.

Жюри,  за  работу!

4  конкурс.  «Поэтический».

Учащиеся  читают  стихи,  чья  команда  прочитает  больше  стихотворений.

 Учитель:

 - Отгадайте,  кто  четыре  раза  в  году  переодевается?

Учащиеся  (хором).  Лес!

 - А  как  называется  явление  в  природе,  когда  осыпаются  листья  с  деревьев?

Учащиеся  (хором).  Листопад!

                                   Листопад.

                                                И. А.  Бунин  (отрывок  из  стихотворения).

Бродит  в  роще  листопад

По  кустам  и  клёнам,

Скоро  он  заглянет  в  сад.

Золотистым  звоном,

Соберём  из  листьев  веер,

Яркий  и  красивый.

Пробежит  по  листьям  ветер,

Лёгкий  и  игривый.

Учитель:

   Осенью  земля  надевает  самые  дорогие  наряды.  Каких  только  оттенков  не  увидишь  в  природе!  Берёзы  и  клёны  покрылись  лимонной  желтизной,  листья  осинок  разрумянились,  как  спелые  яблоки,  а  могучий  дуб  оделся  в  медную  кованую  броню.  Какие  ещё  картины  рисует  осень?

Входят  учащиеся  2  класса  со  своими  рисунками  и  по  очереди  читают  стихи.

Рисую  я  осень.  Я  осень  рисую,

Я  дождик  рисую  в  линейку  косую.

И  сад  я  рисую  коричневым  цветом.

И  яблоки  всюду  блестят,  как  монеты.

И  жёлтые  травы,  и  жёлтые  листья,

Укрывшие  землю,  как  шубкою  лисьей.

Я  дождик  рисую,  стоящий  в  сторонке,

Я  ветер  рисую  протяжный  и  звонкий.

Рису.  Я  лес  и  огонь  листопада.

Ох,  сколько  мне  красок  для  осени  надо!

  1. конкурс.  «Мы  рисуем  осень».  Конкурс  капитанов.

От  каждой  команды  выходят  по  одному  «Художнику».  Они  выбирают   лист  с  заданием.  

(Рисуют  на  доске  цветными  мелками).

1 – е  задание:  нарисовать  осень,  листопад,  прекрасную  погоду.

2 – е  задание:  нарисовать  осень,  сильный  ветер,  дождь.

Команда  должна  по  рисунку  своего  художника  угадать  задание.  За  правильный  ответ  команда  получает  кленовый  лист  для  дерева.

      «Загадки   - отгадки»,  игра  с  болельщиками.

Учитель:

 - А  вы,  что  без  дела  сидите?  Вот  я  сейчас  и  вас  трудиться  заставлю.  Я,  ребята,  такие  загадки  знаю:  плодово – огородные,  грибные,  дождливые – самые  что  ни  на  есть  осенние!

  1. Кто  всю  ночь  по  крыше  бьёт,  да  постукивает,

           И  бормочет,  и  поёт,  убаюкивает?

                                                                  (Дождь)

  1. Она  под  осень  умирает,

И  вновь  под  осень  оживает.

Коровам  без  неё – беда.

Она  их  главная  еда.

                                                                (Трава)

  1. Сидит – зеленеет,

Летит – желтеет,

Падает – чернеет.

                                                                (Лист)

  1. Кто  осенью  улетает,

А  весной  возвращается?

                                                                 (Птицы)

  1. Пришла  без  красок  и  без  кисти

И  перекрасила  все  листья.

                                                                    (Осень)

  1. Без  рук,  без  ног

В  подворотню  лезет.

                                                                       (Ветер)

  1. Над  рекой,  над  долиной

Повисла  белая  холстина.

                                                                          (Туман)

  1. И  на  горке  и  под  горкой,

Под  берёзой  и  под  ёлкой,

Хороводами,  и  в  ряд

В  шапках  молодцы  стоят.

                                                                           (Грибы)

  1. Выросло  из  зёрнышка.

Золотое  солнышко.

                                                                            (Подсолнух)

  1. Лето  целое  старалась,

Одевалась,  одевалась,

А  как  осень  подошла,

Все  наряды  отдала.

Сотню  одежонок

Сложили  мы  в  бочонок.

                                                                                (Капуста)

  1. Как  на  нашей  грядке

Выросли  загадки,

Сочные  да  круглые.

Вот  такие  крупные!

Летом  зеленеют,

Осенью  краснеют.

                                                                                    (Помидоры)

 - Молодцы,  угадали  все  мои  загадки.

  1. конкурс.  «Ловкие  пальчики».

 - Ну,  а  теперь  посмотрим,  у  кого  самые  ловкие  быстрые  пальчики!

Учащиеся  ставят  два  маленьких  стола  и  стульчика,  на  каждый  столик  кладут  на  тарелку  большую  горсть  смешанной  фасоли.  От  каждой  команды  выделяют  ученика.  Задача  участников  этого  конкурса – как  можно  быстрее  перебрать  фасоль,  отделив  белую  от  коричневой  и  разложить  её  по  двум  блюдечкам.  Кто  быстрее?

Выступление  4 «а»  и  4  «б»  классов.

                                          Игра  «Эхо».

  Стоит  на  берегу  лес.  Густой,  как  стена.  Крикнешь – лес  ответит.

 - Эхо  лесное,  спросить  могу?

 - Ау – ау – ау.

 - Листья  лесные,  куда  пропали?

 - Опали,  опали.

 - Птички – невелички,  давно  ли  галдели?

 - Мы  на  юг  улетели.

 - Лягушки  и  жабы  куда  подевались?

 - Мы  в  ил  закопались.

 - Белки  и  зайцы  про  вас  не  знаем,

 - Линяем,  линяем.

 - Так,  что  же  творится  в  лесу?

                                        Сценка  «Ёж  и  заяц».

Ёж:

Знаешь,  Заяц,  завидую  я  мишке.

В  любой  холод,  в  снег,  в  пургу.

Спит  себе  и  ни  гу – гу.

Заяц:

Чепуха,  спать  всю  зиму – это  слишком!

И  к  тому  же,  ты  заметь,

Спит  не  кто – нибудь – медведь!

А  усни – ка  я  надолго,

Так  проснусь  в  зубах  у  волка.

Нет  уж,  мне  дороже  жизнь.

Да  и  ты,  брат,  не  ложись.

ЁЖ:

НЕ  боюсь  я,  у  меня  иголки  всё  же.

Я  хотя  и  не  медведь –

Пусть  попробуют  задеть!

Заяц:

Ёж  колючий,  он  не  злючий:

Волки  быть  колючим  учат.

Ёж:

А  зайчишка  от  врагов.

Стреканёт – и  был  таков.

7  конкурс.  «Брей – ринг».

 Учитель:  

 - Предлагаю  вам  ответить  на  вопросы:

1.  Когда  и  как  летают  пауки?

(В  осенние  дни  ветер  разносит  паутинки  с  молодыми  паучками)

2.  У  какого  зверя  в  листопад  рождаются  детёныши?

 (У зайца).

3.  Какие  птицы  весной  бормочут:  «Куплю  балахон,  продам  шубу»,  а  осенью:  «Продам  балахон,  куплю  шубу»?

(Косачи,  тетерева – самки)  Эти  звуки – подражание  его  весенней  и  осенней  песни – бормотанья.

4.  Куда  осенью  деваются  бабочки?

(Гибнут,  забираются  в  щели)

5.  Какие  птицы  делают  запасы  на  зиму?

(Совы,  сычи – мышей,  сойки – жёлуди,  орехи).

6.  Как  готовятся  к  зиме  муравьи?

(Закрывают  входы  в  муравейник  и  сами  сбиваются  в  кучу)

7.  Листья,  каких  деревьев  осенью  краснеют?

(Рябина,  осина,  клён).

8.  «Никто  не  пугает,  а  вся  дрожит».  Что  за  дерево?

                                                                                        (Осина)

8  конкурс.  «Собери  картинку».

Игровая  мозаика  на  тему:  «Осень».

Запасной  вариант – конкурс  «Вырасти  фрукт».

Предварительно  рисуется  на  ватмане  большое  яблоко,  груша.  Затем  эти  нарисованные  фигуры  нужно  вырезать  и  каждое  изображение  разрезать  на  8  частей.  Задача  команд – как  можно  быстрее  собрать  на  полу  рисунок.  

  В  целях  усложнения  задания,  можно  добавить  какие – то  лишние  детали – от  другого  фрукта  или  овоща.

Октябрь:

Викторина  вот  прошла,

Расходиться  нам  пора.

Подведём  сейчас  итог.

Учитель:

 - Молодцы!  Вы  хорошо  справились  со  всеми  заданиями!

 - Давайте  попросим  жюри,  подсчитать  и  огласить,  чья  команда  больше  всех  набрала  баллов.

(Проходит  подсчет  баллов,  определяются  победители  и  награждаются  участники).

                         

Приложение

                          Приметы  и  пословицы.

                         на  месяц  «Сентябрь».

Пословицы  о  сентябре:

Батюшка – сентябрь  не  любит  баловать.

В  сентябре  держись  крепче  за  кафтан.

В  сентябре  и  лист  на  дереве  не  держится.

В  сентябре  одна  ягода,  да  и  та  горькая  рябина.

В  сентябре  синица  просит  осень  в  гости.

В  сентябре  шуба  за  кафтаном  тянется.

Зажигай  огонь  с  сентября  в  избе  и  на  поле.

Зовётся  месяц  ещё  желтнем,  жовтнем – по  цвету  растений  в  это  время  года.

Сентябрь – вечер  года.

Сентябрь  без  плодов  не  бывает.

Считай,  баба,  осень  с  сентября  по  шапкам  да  по  лаптям.

У  мужика  в  сентябре  только  те   и праздники,  что  новые  новины.

Холоден  сентябрь,  да  сыт.

Холодёнек  батюшка – сентябрь, да  кормить  горазд.

Что  июль  с  августом  не  сварят,  того  не  зажарит  и  сентябрь.

Приметы  в  сентябре:

Большие  муравьиные  кучи  с  острыми  крышами – на  суровую  зиму.

В  какую  сторону  спиной  ложатся  животные,  с  той  и  жди  ветра.

Во  второй  половине  сентября  листья  осины  упали  на  землю  лицевой  стороной  вверх – к  студёной  зиме,  так  и  этак – к  умеренной.

Гром  в  сентябре  предвещает  тёплую  осень  и  снежную  зиму.

Если  в  дождливую  ночь  сова  часто  ухает,  быть  завтра  хорошей  погоде.

Если  в  этом  месяце  на  дубах  будет  много  жёлудей,  то  ожидай  и  много  снегу  перед  рождеством.

Если  журавли  летят  высоко,  не  спеша  и  «разговаривают» - будет  стоять  хорошая  осень.

Если  листопад  пройдёт  скоро,  надо  ожидать  крутой  зимы.

Если  осенью  листья  берёз  начнут  желтеть  с  верхушки – весна  будет  ранняя,  снизу – поздняя.

Замечали:  чем  суше  и теплее  сентябрь,  тем  позднее  приход  зимы.

Много  паутины  на  бабье  лето – к  ясной  осени  и  холодной  зиме.

Перистые  облака – предвестники  близких  перелётов  птичьих  стай.

Погожие  первые  дни  в  сентябре – быть  хорошей  погоде  весь  месяц.

Пока  лист  с  вишен  не  опал,  сколько  бы  снегу  не  выпало,  оттепель  его  сгонит.

Сентябрьский  дождь,  который  начался  утром  продолжается  недолго,  не  перейдёт  в  обложной.

Урожай  на  орехи,  а  грибов  нет,  зима  будет  снежная  и  суровая.

Холоден  сентябрь,  а  сыт,  сиверко  да  сытно.

Частые  и  сильные  туманы,  бывающие  в  сентябре,  особенно  без  ветра,  причиняют  болезни  людям  слабого  здоровья.

Чем  суше  и  теплее  сентябрь,  тем  позднее  наступит  зима.

                                   Приметы  и  пословицы.

                                     на  месяц  «Октябрь».

Пословицы  об  октябре:

Холоден  батюшка – октябрь,  а  ноябрь  ещё  холодней.

В  осеннее  ненастье  семь  погод  на  дворе:  сеет,  веет,  кружит,  мутит,  ревёт,  сверху  льёт  и  снизу  метёт.

В  октябре  на  одном  часу  и  дождь  и  снег.

В  октябре  ни  на  колёсах, ни  на  санях.

Всем  бы  октябрь  взял,  да  мужику  ходу  нет.

Знать  осень  в  октябре  по  грязи.

Октябрь – грязник  ни  колёса,  ни  полоза  не  любят.

Октябрь – месяц  близкой  пороши.

Октябрь  то  плачет,  то  смеётся.

Осень  говорит:  «Озолочу»,  а  зима:  «Как  я  захочу!»

Плачет  октябрь  холодными  слезами.

Сентябрь  пахнет  яблоком,  октябрь – капустой.

Приметы  в  октябре:

Быстрый,  дружный  листопад – на  суровую  зиму.

В  октябре  луна  в  кругу – лето  сухое  будет.

В  октябре  птицы  летят  ниже  к  зиме – быть  ранней  и  холодной  зиме.

В  ясную  осень  ветер  быстрее  зиму  принесёт.

Вечерняя  заря  яркая – к  ветру.

Гром  в  октябре  предвещает  бесснежную,  короткую  и  мягкую  зиму.

Дневной  снег  не  лежит – первый  надёжный  снег  выпадает  к  ночи.

До  половины  октября  с  берёзы  не  опали  листья – снег  ляжет  поздно.

Если  гуси  и  журавли  не  спешат  покинуть  родные  места,  стужа  наступит  нескоро  и  зима  будет  мягкой  и  короткой.

Если  кроты  носят  много  соломы  в  свои  норы – зима  идёт  холодная.

Если  лист  ложится  на  землю  вверх       изнанкой – к  урожаю.

Если  октябрь  запорошит  снегом,  весной  снег  долго  не  сойдёт  с  полей.

Звёзды  ярки – к  хорошей  погоде,  тусклы – к  дождю  или  снегу.

Ива  рано  инеем  покрылась – к  долгой  зиме.

Иней  в  октябре  на  ясную  погоду  зимой.

Каков  октябрь,  таков  и  апрель.

Облака  идут  низко – ожидай  стужи.

Облака  редкие – будет  ясно  и  холодно.

Октябрьский  гром – зима  белоснежная.  Короткая  и  мягкая.

От  первого  снега  до  санного  пути – шесть  недель.

Пауки  плетут  паутину – будет  сухая  и  холодная  погода.

Паутина  стелется  по  растениям – к  теплу.

Первый  снег  выпадает  за  сорок  дней  до  настоящей  зимы.

Первый  снег  упал  на  мокрую  землю – останется,  на  сухую – скоро  сойдёт.

С  какого  числа  в  октябре  пойдёт  година  (хорошая  ясная  погода,  вёдро),  с  того  числа  весна  откроется  в  апреле.

Тёплый  октябрь  предсказывает  морозную  зиму.

                                                  Приметы  и  пословицы

                                                    на  месяц  «Ноябрь».

Пословицы  о  ноябре:

В  ноябре  зима  с  осенью  борются.

В  ноябре  мужик  с  телегой  прощается,  в  сани  забирается.

В  ноябре  рассвет  с  сумерками  среди  дня  встречаются.

Зима  к  свету  строга – в  рясы  рядит  стога,  платом  кроет  луга.

Надеешься  на  авось,  так  и  рыбалку  брось.

Ноябрь – ворота  зимы.

Ноябрь – сентябрев  внук,  октябрев  сын,  зиме  родной  батюшка.

Ноябрь – сумерки  года.

Ноябрьские  ночи  до  снега  темны.

Холодненек  октябрь – батюшка,  а  ноябрь  и  его  перехолодил.

В  старину  ноябрь  назывался  грудием  или  грудным – от  груд  замёрзшей  земли.

Приметы  в  ноябре:

В  ноябре  зима  с  осенью  борются.

В  ноябре  с  утра  дождь  дождить,  а  к  вечеру  сугробами  снег  лежать.

В  ноябре  снегу  надует – хлеба  прибудет.

Если  выпадет  снег  на  мёрзшую  землю,  тогда  наверное  можно  ожидать  в  будущем  году  хорошего  урожая  хлеба.

Если  осенью  снега  нанесло  рано,  то  и  весна  ранняя.

Если  снег  выпадет  на  мёрзлую  землю,  тогда  можно  ожидать  в  будущем  году  хорошего  урожая  хлеба.

Если  снег  ляжет  на  сырую  землю  и  не  растает,  то  весной  рано  и  дружно  зацветут  подснежники.

Иней  на  деревьях – к  морозам,  туман – к  оттепели.

Коли  лёд  на  реке  становится  грудами – будут  хлеба  груды.

Комары  в  ноябре – быть  мягкой  зиме.

Кто  в  ноябре  не  зябнет,  тот  и  в  декабре  (январе)  не  замёрзнет.

Многие  утки  остаются  на  зимовку,  если  зима  ожидается  тёплой.

Поздний  листопад – к  продолжительной  зиме.

Снег  идёт  большими  хлопьями – к  ненастью  и  мокроте.

Соединяет  глубокую  осень  с  устойчивой  зимой.

Сырое  лето  и  тёплая  осень – к  долгой  зиме.

У  зайца  шерсть  побелела – зима  близко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего праздника "Мисс Осень 2011г!

Данное мероприятие ежегодно проводится в нашей школе. Претендентки на звание "Мисс Осень" демонстрируют свою смекалку и творческие способности в конкурсно - развлекательной програме....

Сценарий праздника "Осень, Осень, в гости просим!"

Методическая разработка массового мероприятия экологической направленности для ребят младшего  школьного возраста. Цель данного сценария: в доступной форме с использованием сказочных персонажей (...

Интегрированный урок по теме:"Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов."

Цель данного урока - познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада; показать явление листопада как приспособление к сезонным изменениям, увидеть красоту осени  и показать...

Лексический материал по теме "Осень. Прогулка в осеннем парке", игры и задания. Обращаем внимание ребёнка на признаки осени, проговариваем, показываем, побуждаем к диалогу.

Методические рекомендации содержат игры и упражнения, которые направлены:- на формирование и расширение словаря;- формирование фраз разной структуры;- формирование навыков связной речи;- обогащение пр...

Сценарий осеннего праздника "Осень, осень, в гости просим"

Сценарий осеннего праздника для детей средней группы ДОУ.Цель: Создать праздничную атмосферу, условия для тёплого, эмоционального общения детей.Задачи:1. Закреплять знания и представления детей о...

ПРОГРАММА организации отдыха детей во время осенних каникул в осеннем школьном оздоровительном лагере с дневным пребыванием "Оранжевая осень".

Люди-человеки, страны и народыМы теперь навечно должники природы.Н. ЗаболоцкийВсе мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пол...