Педагогические и социальные эффекты реализации проекта «Уютная школа».
статья на тему

Шевелёва Наталья Сергеевна

Тезисы для выступления на городской научно-практической конференции «Инновационные процессы в муниципальной системе образования города Омска», секция «Социально-педагогические проекты: подготовка детей к жизни в современном обществе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_dlya_vystupleniya_sheveleva_n.s._63.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Городская научно-практическая конференция «Инновационные процессы в муниципальной системе образования города Омска».

Секция «Социально-педагогические проекты: подготовка детей к жизни в современном обществе».

ТЕМА: Педагогические и социальные эффекты реализации

проекта «Уютная школа».

        Учитель технологии

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №63»

Шевелева Н.С.

         В  национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА», сказано о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.  Проектное обучение в современной образовательной системе занимает все более и более приоритетные направления по развитию социальных, коммуникативных  компетентностей.

        Работа над социальными проектами позволяет почувствовать каждому ребёнку и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности. Деятельность по подготовке проекта, по его реализации выявляет не только положительные качества участников, но и позволяет определить   слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать.

        Разрабатывая проект "Уютная школа", мы проходим все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация.

        Участники проекта определили  для себя проблему: отсутствие эстетического оформления, неухоженность школьной территории. Была поставлена цель: создать точечные элементы оформления ландшафта на территории школы, для решения которой были  определены следующие задачи: создание инициативной группы по разработке проекта; разработка дизайн-проекта; развитие эстетического вкуса, формирование привычки жить в эстетически экологичной среде.

        На подготовительном этапе в классных коллективах создаются  инициативные группы, в которые входят педагоги, родители, учащиеся, работающие над выполнением проекта. Группа разрабатывает варианты эскизов оформления участков пришкольной территории. Презентует работы общественности. Общим решением актива школы, учителей биологии и эстетического цикла выбираются лучшие эскизы. В соответствии с эскизами приобретаются семена, выращивается рассада цветов (с учетом цветового решения и биологических особенностей растений и других факторов),подбираются  другие ландшафтные элементы.

        На этапе реализации проекта происходит высадка растений, оформление выделенных участков, в зависимости от разработанных эскизов. На протяжении летнего периода, осуществляется уход за клумбами, рабатками, альпийскими горками и т. д.

        Итоги социального проекта подводятся осенью, критериями оценки являются  соответствие идеи (эскиза)  конкретному результату, привлечение социальных партнеров в процессе реализации проекта.

        Результатом проекта явилась обустроенная территория школы  с элементы оформления ландшафта, таким образом цель проекта достигнута.

        Однако, при реализации социального проекта «Уютная школа», участники столкнулись с ожидаемыми и неожиданными рисками. К первым относятся: низкая социальная активность участников, погодные условия, возможные болезни и низкая приживаемость рассады; ко-вторым: негативное отношение социума.

        Таким образом, в результате разработки и реализации социального проекта «Уютная школа» появились точечные элементы оформления ландшафта на территории школы, были достигнуты педагогические эффекты  такие как:  расширение кругозора  участников,  побуждение их к получению новых знаний, что несомненно,  повысило их самооценку и позволило им чувствовать себя достаточно компетентными и грамотными в вопросах благоустройства школьной территории. Также в процессе реализации проекта результатом стали и социальные эффекты: активно включение в коллективное дело людей разных поколений, сфер интересов,  материального положения и т.п. Совместная работа над подготовкой социального проекта и его выполнением привели к  осознанию ответственности каждого за успех общего дела, именно в тесном взаимодействии с семьей, школа становится открытой и понятной для родителей и общества. Сотрудничество людей разных поколений в рамках одного проекта способствовало укреплению семьи, коллектива, воспитанию  уважительного отношения друг к другу,  передаче наиболее значимого  социального опыта.