«Социально–педагогическая профилактика девиантного поведения у подростков школ-интернатов VIII вида »
статья на тему

Акимова Лариса Викторовна

                                       Доклад

 

 

«Основные направления воспитательно- коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в поведении.»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_seminar_may_2017g_akimova_lv.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное автономное общеобразовательное учреждение

                                 Амурской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №5

                для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

                                           п.г.т.Новобурейский»                                              

                                  Семинар на тему:

«Социально–педагогическая профилактика девиантного  поведения у подростков школ-интернатов VIII вида »

                                       Доклад

«Основные направления воспитательно- коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в поведении.»

                                                               Выполнила  :Акимова Л.В.,воспитател

                                                                              1 квалификационной категории

     

                                    п.Новобурейский ,   май 2017г

Под девиантным поведением понимается поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества.

Известно, что все воспитанники школ-интернатов изначально, имеют негативный опыт общения со взрослыми  и у них отсутствуют позитивные модели поведения. Практически для всех детей этой группы характерны проблемы в общении, конфликтность, агрессивность. Ситуация сиротства накладывает отпечаток на жизнь ребенка, а в последствии и взрослого человека.

С каждым годом отмечается рост детской преступности, алкоголизации, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа подростков с девиантным и аддиктивным поведением.

   Вся   воспитательно -  коррекционная  работа  

школы - интерната с детьми, имеющими отклонения в поведении, должна иметь превентивный характер, т.е.

* предупреждение отклонений как таковых

                          и

*создание благоприятных условий для реализации потенциальных возможностей детей и развития их способностей с учетом их индивидуальных и возрастных интересов, какими бы особенностями (недостатками) он ни  обладал.

Педагогические условия школы-интерната как раз и представляют собой компонент воспитания, отражающий наличие взаимосвязанных материальных и духовных вещей, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей с доброжелательных позиций.

Важнейшим направлением в воспитательно- коррекционной и реабилитационной работе выступает созданная и организованная педагогами воспитывающая среда при тесном контакте со специалистами школы- интерната, от которой зависит эффективность воспитательного процесса в  целом. И выделяет ряд направлений.

Социально-педагогическое направление - это деятельность, направленная на конкретного ребенка, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с ребенком; выявления средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему. И опирается на принципы:

-индивидуально-личностный подход к ребенку;

-опора на положительные стороны личности ребенка;

-объективность подхода к ребенку;

-конфиденциальность.

Социально-педагогическое направление реализуется в виде комплекса профилактических мероприятий, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности детей.

Профилактическое направление - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода девиантные отклонения в поведении подростков.

Под профилактикой в воспитательной работе необходимо понимать  прежде всего своевременно предпринятые действия, направленные    на

*предотвращение возможных физических, психологических, социокультурных обстоятельств у отдельного несовершеннолетнего, входящего в группу социального риска,

*сохранения, поддержания и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;

        *содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.

Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии следующих составляющих:

 - направленности на искоренение источников дискомфорта, как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;

 - обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;

- решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.

В профилактических технологиях в первую очередь выделяется информационный подход, который направлен на информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством, обществом, к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это осуществляется посредством  массовой информации (печать, телевидение), кино, театр, художественную литературу, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышение его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.

Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные поведенческие явления. Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех детских возрастов и является одним из самых опасных для возникновения девиантного поведения периодов человеческого развития.. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, поэтому актуальной является проблема профилактики подростковых девиаций.

   Основной причиной вовлечения подростков и молодежи в негативные явления является то, что они не вовлечены в социально-значимую деятельность, имеют много свободного времени и не знают чем себя занять. Кроме того, с учетом возрастных особенностей подросткового возраста, ребят легко спровоцировать на асоциальную деятельность.

Социокультурное направление

Актуальной для школы-интерната является и проблема совершенствования механизма управления свободным временем, досуговой деятельностью, так как, дети живут там постоянно. Стимулирование последней, формирования у личности осознанной потребности в творчестве, образовательной, культурной и социально-досуговой деятельности.

С целью организации коррекционной деятельности в досуговой сфере, а именно организации досуговой деятельности детей предлагаются различные методы и методики:

-метод, преследующий цель вызвать заинтересованность и приобщить к действию;

-метод репродуцирования;

-метод закрепления и обогащения;

-метод содействия и творчества.

При помощи этих методов воспитания, используемых последовательно и параллельно, достигается непрерывность в развитии личности подростка.

***Дадим основную характеристику основным методам, названным выше:

- Метод, направленный на стимулирование интереса и приобщение. Он применяется для того, чтобы вызвать у подростков установку и стремление к участию в определенной позитивной деятельности, а это можно считать началом реализации конкретной воспитательной цели, сформированной педагогом. При этом методе воспитание осуществляется на эмоционально-рациональном уровне. Заинтересованность вызывается педагогом при помощи таких приемов, как рассказ, беседа, показ, чтение, игра и пр. Она направляет внимание, эмоции, мысли подростков на цели и деятельность, которые будут способствовать формированию необходимых социальных качеств. Главный результат этого уровня воспитания - возникновение у подростков установки на определенную социально ценную деятельность и цели, связанные с такой деятельностью.

- Метод репродуцирования обеспечивает практическое осуществление воспитательной и коррекционной деятельности, организованной педагогом на том же уровне. При помощи этого метода достигается практически воспроизводящий уровень процесса воспитания, нацеливание подростка на выполнение действия определенным образом и на установление определенных межличностных отношений. Направленность деятельности в этом случае достигается, прежде всего, специфическими приемами, имеющимися в арсенале педагога (упражнения, поручения, "взрыв", режим, традиция, поощрения, требования и др.). С их помощью конкретизируются действия подростков, определяется их последовательность, выясняются связь между всеми участниками, требования к деятельности, ее характер. Репродуцирование со стороны подростка действии, отношений происходит благодаря использованию применявшихся и раньше приемов (слушания, наблюдения, записывания). В социально-педагогической практике в сфере досуга посредством этого метода педагог помогает подростку приобретать минимум знании и умений, накапливать личный социальный опыт для самостоятельной деятельности, в которой он сможет решать свои социальные проблемы.

- Метод закрепления и обогащения воздействует на дальнейшее формирование у подростков необходимых социальных качеств. При помощи этого метода активизируются самостоятельные усилия подростков, стимулируется их самоорганизация. Закрепление у подростков необходимых социальных качеств в целях усиления их самостоятельности осуществляется педагогом с помощью прежних приемов, но соотнесенных с новыми задачами и новым уровнем воспитания. Из новых приемов используются прежде всего такие, как личный пример, критика и самокритика, дискуссия, постановка перспективы, общественное мнение и др. Происходит закрепление личностных качеств, необходимых для жизни в социальных общностях разной ориентации (трудовой, учебной, семейной и т.п.).

Главный результат этого метода - дальнейшее совершенствование социальных качеств личности подростка.

- Метод содействия и творчества доводит развитие воспитательного процесса до самого высокого уровня - осознанности и осуществления его подростками.

Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг подростков  существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Подростков влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Можно выделить наиболее привлекательные для подростков формы развлечений: зрелища, легкая музыка, танцы, игры, телепрограммы типа игры-зрелища.

Как формы организации досуга могут стать  кружки по интересам, любительские объединения, кружки художественного и технического творчества, дискотеки.

Деятельность молодых людей в сфере свободного времени основывается на добровольности, на личной инициативе, на интересе к общению и творчеству.

Реализуя цель развития творческих способностей, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях досуга, род деятельности людей, организаторы досуга и создают такие мероприятия, в которых заложены программы саморазвития и творчества. Это является коренным отличием деятельности в условиях учреждений "интернатного" типа от регламентированных условий (учебный процесс, трудовая деятельность), где развитие и обогащение личности носят добровольный характер.

Поэтому важно способствовать включенности подростков в социально значимую деятельность: привлечение их к участию в общественной жизни детского дома, занятости в кружковой деятельности, в различных социально важных проектах и акциях.

Однако задача педагога не только в том, чтобы подготовить воспитанников к взрослой  жизни. Необходимо сделать их жизнь «здесь», «сейчас», «сегодня» достойной, наполненной смыслом, как залог полноценного развития детей.       

Дополнительное образование в школах –интернатах

     в  профилактике девиантного поведения подростков,

 как особая образовательная сфера, имеет собственные приоритетные направления. Работа педагогов дополнительного образования восполняет проблемы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, ориентирует их на овладение социальным и духовным опытом.

Через обучение осуществляется профессиональное и социальное воспитание наших детей, происходит становление личности, идет подготовка к самостоятельной жизни, направленная на адаптацию наших ребят в современном обществе. Можно предложить широкий спектр кружков и секций: кружок шитья и кройки «Домовенок Кузя», кружок художественно-прикладного искусства «Умелочка», хореографический кружок «Юность», кружок технического творчества «Самоделкин», салон красоты «Фея»,театрализованный кружок «Теремок».

   Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье детей, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность оптимально организованного для «трудного» ребенка досуга заключается в том, что он может раскрыть и  помочь реализовать то лучшее, что в нем есть.

       Трудовое воспитание как направление

 становится для наших воспитанников средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств:  точности, аккуратности, терпения, усидчивости, уверенности в себе и в своих силах, уважения ко всякому труду (что очень важно!). Это, в свою очередь, также помогает решить одну из проблем социализации - занятость детей с девиантным поведением. В кружках получают не только элементарные знания и умения работы с иглой, на швейной и вязальной машине, необходимые каждой будущей хозяйке, но и развивают свое творческое воображение.

   В летний период времени целесообразно организовать работу  трудовых бригад: работы  на сельскохозяйственном участке с выращиванием  овощных культур, уход за  цветниками, активное  участие в благоустройстве и оформлении территории школы –интерната.

Волонтерское движение как одно из  направлений  работы с детьми с девиантным поведением и вовлечение их в социально значимую деятельность,  способствует повышению самооценки подростков, дает почувствовать каждому из них себя востребованным.

   

Воспитывающая деятельность педагога -*познавательная

*трудовая,

*художественно-творческая,

*физкультурно-оздровительная,

*игровая

становится таковой при нравственном аспекте мотивации(благо для другого, помочь кому-то, сделать красиво….) 

Давно известно, что девиантное поведение формируется в условиях «пустого» времени,

времени, не заполненного трудом и другими социально значимыми занятиями. Вовлечение  ребят в трудовую, учебную деятельность, активные досуговые дела способствует формированию и развитию позитивной мотивации правомерного поведения, положительных качеств личности, конструктивных отношений с окружающими. Активная деятельность  детей «группы риска »способствует  изменению системы их отношений, укреплению и развитию позитивных жизненных позиций.

Таким образом, существующие направления воспитательной работы по коррекции девиантного поведения у подростков направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в обшественно-одобряемое либо нейтральное русло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг на сплочени коллектива для учащихся 5-6 классов школы-интерната №6 VIII вида

В данном тренинге, представлены игры, в процессе которых происходит процесс сплочения детского коллектива....

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...

Проблема профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности у детей и подростков

В статье рассматриваются вопросы организации педагогической работы по профилактике и коррекции социально-педагогической запущенности у детей на базе Центра диагностики и консультирования....

Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.

Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...

Организация работы с подопечной и неблагополучной семьей в школе интернате 8 VIII вида № 102

Несмотря на позитивность принимаемых в последние годы мер, проблемы семейного неблагополучия остаются крайне острыми.Семейное неблагополучие-комплексная социальная проблема, которая заключается в нару...

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ

В данной статье представлена реализация профилактической работы в рамках акции «Думай до, а не после!», осуществленная в МАОУ СОШ № 47 г. Томска с целью профилактики химической зависимости, пропаганды...