Внеклассные мероприятия
план-конспект урока (9 класс) по теме

Представляю разработки внеклассных мероприятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Толерантность – признание права на отличие»

Цель: способствовать воспитанию толерантной личности

Задачи:

  1. Ознакомить учащихся с понятием «толерантность»;
  2. Позволить учащимся лучше узнать себя и своих однокурсников;
  3. Способствовать формированию сплоченного, доброжелательного коллектива;

Оформление: использование мультимедийного оборудования;

                        раздаточный материал;

                       фон – классическая музыка (Бетховен «К Элизе»)

Межпредметные связи: история, обществознание

     Ход мероприятия:

     На фоне музыки собираются участники и гости  (слайд 1)

     Приветствие!  

     Сегодня наш час общения будет посвящен человеку, его характеристикам, которые участвуют в процессе социализации.

          Из курса обществознания вы знакомы с понятием социализации (процесс формирование личности). Если говорить проще, мы будем говорить о чертах человеческого характера, которые не  только проявляются с момента рождения, но и приобретаются в процессе всей жизни.

          Сегодня у нас присутствуют гости, которые, я надеюсь, также сделают для себя определенные выводы.

     (слайд 2)

 

     Итак, нас можно назвать счастливыми людьми, т.к. мы живем в 21 веке и являемся людьми 3 тысячелетия. Из курса истории вы знаете, что человеческое общество в своем развитии прошло много этапов. Сегодня, то время,  в которое мы живем, мы с гордостью называем постиндустриальным или информационным. Наверное, трудно найти молодых людей, которые не умеют пользоваться сотовыми телефонами, компьютером, Интернетом.

     Однако, несмотря на развитие общества, основная составляющая единица – человек, к сожалению, не получает должного развития. Все чаще среди основных черт проявляются такие как злость, ненависть, жадность, зависть, корысть… этот список можно продолжить.

     А ведь может быть все иначе. Мы можем и должны все изменить!

     Начать хотелось бы с притчи.

    Притча о Любви!

     Жила-была девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. И обратилась она к 100-летнему старцу:

     - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы дружила я с ней до конца отпущенных мне Богом дней.

     Подумал Старец и сказал:

     - Приходи ко мне завтра рано утром, когда только запоют первые птицы и роса не обсохнет на траве.

     Утром, когда теплое солнышко только встало, пришла Любовь в условленное место… Пришла и увидела 5 девушек, одна краше другой.

      (слайд 3)

     - Вот выбирай, сказал Старец. Одну зовут Радость, другую Удача, третью – Красота, четвертую – Терпение, пятую – Доброта.

     - Они все прекрасны, не знаю кого выбрать…

     - Твоя правда, они все хороши. Ты в жизни встретишься с ними. Может и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

     Подошла Любовь к девушкам, стала внимательно рассматривать.

     Задумалась Любовь.

     Кого выбрали бы вы?

     Любовь подошла к Терпению…

     Сегодня термин терпение принято называть ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

    (слайд 4)

     Тема классного часа: «Толерантность – признание права на отличие»

     Давайте посмотрим как еще в современной литературе трактуют данный термин.

     (слайд 5)

     ТОЛЕРАНТНОСТЬ – сотрудничество, дух партнерства,

                                        - отказ от доминирования, причинения вреда

                                          кому-либо;

                                        - терпимость к чужим мнениям;

                                        - признание своего равенства с другими

     Внимательно еще раз прочтите определения и ответьте на вопросы:

          ПРОЯВЛЯЕТЕ ЛИ ВЫ ТОЛЕРАНТНОСТ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОИМ ОДНОГРУППНИКАМ?

          КАКИМИ ЧЕРТАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ТОЛЕРАНТНЫЙ ЧЕЛОВЕК, ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ?

     (работа с раздаточным материалом)

     (слайд 6)

Черты толерантной личности:

  • Снисходительность;
  • Чувство юмора;
  • Чуткость;
  • Доверие;
  • Альтруизм;
  • Доброжелательность;
  • Умение не осуждать других;
  • Любознательность;
  • Способность к сопереживанию;
  • Гуманизм;
  • Умение слушать собеседника

     

     Итак, МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ НАЗВАТЬ СЕБЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ? КАКИХ КАЧЕСТВ  ВАМ НЕ ДОСТАЕТ?

 

     А теперь я попрошу всех встать. Поиграем в игру «Молекулы». Сейчас вы будете ходить по классу, а по моей команде вы должны объединиться, но по сколько человек, я скажу вовремя хлопка (по 3, по 4, по 5)

     Это ваши команды.

     Каждой команде свое задание (слайд 7)

  1. Составить правила толерантного поведения в техникуме
  2. Составить правила толерантного поведения в группе
  3. Составить правила толерантного общения

     Сейчас мне бы хотелось рассказать вам о диких гусях. Вы спросите почему? Много ли мы знаем про гусей? Они громко кричат и больно щиплются. А еще они летят клином на юг.

     А знаете ли вы. Что гусь выбирает себе пару на всю жизнь? И если одна половинка погибает, другая никогда не найдет себе перу и в скором времени тоже умрет.

     Летя клином, гуси способны преодолевать расстояние в 1,7 раза больше. Чем по одиночке, т.к. уменьшается сопротивление воздуха, и сложнее всего тому, кто летит впереди.

    Если первый гусь устал, он отправляется в конец стаи, и его незамедлительно подменяют. Так они постоянно меняют вожака. И каждый из гусей бывает в этой роли.

     Если один из гусей заболевает или устает, он опускается ниже и сразу с ним опускаются еще двое до тех пор, пока тот не наберется достаточно сил.

     Вы слышали, когда кричат гуси? Когда клин медленно подлетает к горизонту? Это они подбадривают того, кто летит впереди, и точно знают, что их будут также подбадривать, когда они окажутся на его месте.

    Жизнь гусей – это метафора отношений в семье, коллективе.

     Хотелось ли вам чувствовать себя в такой «гусиной стае», где есть забота, защищенность, верность?

     И в заключении зачитаю стих Э. Асадова «Разные свойства»

Заяц труслив, но труслив оттого,

Что вынужден жить в тревоге,

Что нету  могучих клыков у него,

А все спасение – ноги.

Волк жаден, скорее всего потому,

Что редко бывает сытым,

А зол оттого, что, наверно, ему

Не хочется быть убитым.

Лисица хитрит, дурачит всех

Тоже не без причины:

Чуть зазевалась – и все! Твой мех

Уже лежит в магазине.

Щука жестоко собратьев жрет,

Но сделай мирными воды,

Она кверху брюхом тотчас всплывет

По всем законам природы.

Меняет окраску хамелеон

Бессовестно и умело.

Пусть буду двуличным, - решает он.

Зато абсолютно целым.

Деревья глушат друг друга затем,

Что жизни им нет без света,

А в поле, где солнца хватает всем,

Друг другу полны привета.

Змея премерзко среди травы

Ползает, пресмыкается.

Она б, может, встала, но ей, увы,

Ноги не полагаются…

Те жизнь защищают. А эти – мех.

Тот бьется за лучик света.

А вот – человек. Он сильнее всех!

Ему-то зачем все это?

     Итак, Толерантность – это признание права на отличие?

     (слайд  )

     Я надеюсь, что каждый из вас сегодня сделал для себя определенные выводы. Давайте делать мир добрее, приветливее, ведь все зависит только от нас!

                                                   Всего доброго!

  • Снисходительность;
  • Злость;
  • Ложь;
  • Чувство юмора;
  • Эгоизм;
  • Зависть;
  • Чуткость;
  • Доверие;
  • Ненависть;
  • Альтруизм;
  • Доброжелательность;
  • Предательство;
  • Умение не осуждать других;
  • Любознательность;
  • Лицемерие;
  • Способность к сопереживанию;
  • Жажда наживы;
  • Гуманизм;
  • Недоверие;
  • Умение слушать собеседника;
  • Гордость;

Снисходительность – отсутствие строгости

Чуткость – отзывчивость, сочувствие

Доверие – уверенность в искренности, правильности

Альтруизм – готовность бескорыстно помогать другим

Доброта

Уважение

Правила толерантного поведения в техникуме

  • Соблюдать порядок в техникуме, кабинетах, где проходят занятия, уважая труд работников технического персонала;
  • В столовой соблюдать дисциплину, уступать места первокурсникам;
  • Не забывать говорить слова приветствия
  • Молодые люди по отношению к девушкам должны вести себя как истинные джентльмены;
  • Не допускать нецензурной лексики;
  • Проявлять уважение к преподавателям, работникам техникума, другим студентам и гостям

Правила толерантного поведения в группе

  • Полное понимание и терпимость друг к другу;
  • Взаимное уважение;
  • Соблюдать «золотое правило нравственности»: относись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе;
  • Воспитание интеллигентности
  • Воспитание дисциплинированности
  • Уважение к преподавателям

Правила толерантного общения

  • Быть всегда внимательным
  • Быть терпимым в споре и аргументировать свое мнение;
  • Быть гуманным и милосердным;
  • Не допускать обидных и оскорбительных высказываний;
  • Соблюдать правило поднятой руки – если хочешь сказать подними руку;



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

МОУ гимназия № 1

ОТКРЫТОЕ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«БЫТЬ ПАТРИОТОМ РОССИИ!»

Подготовила: учитель истории и обществознания

Швецова Анна Геннадьевна

г. Благовещенск

2011 г.

Тема: «Быть патриотом России!»

ТЕМА: «Быть патриотом России!»

     Цель: воспитывать у учащихся чувство патриотизма

     Задачи:

  1. создавать условия для формирования у учащихся гордости, уважения, любви к своей Родине;
  2. развивать умение добывать информацию из разных источников по заданной теме.

     Форма:   урок нравственности

     Подготовительный этап: 1. Объяснить термин «патриот» своими словами;

                                                2. подготовить информационное сообщение о любом патриоте  

                                                    России

     Оформление: портреты патриотов; мультимедийная презентация

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Широка страна моя родная

Много в ней лесов, полей и рек

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек

     Российская Федерация – самое большое государство на планете. Общая площадь составляет больше 17 млн кв. км., численность населения 140 млн чел., каждый из 140 млн по своему любит своё государство, страну, где он родился и вырос, страну с многовековой историей самобытной культурой.

     Сегодня Россия твёрдо стоит на ногах, является одной из сильнейших держав на международной арене.    

      Но так было далеко не всегда...

      Сколько раз нам приходилось доказывать свою силу, мощь, величие.

      Русский народ – великий народ. Его характеризуют сила духа, железная воля, любовь к своей Родине.

       «Одна у человека мать, одна и Родина» - так гласит русская поговорка.

         Почему Родину сравнивают с матерью?

         Что значит любить Родину?          

     А человека, который любит свою Родину,  называют патриотом.

     Кто такой патриот? Что значит быть патриотом России? Что такое патриотизм? На эти вопросы мы должны с вами ответить сегодня и тема нашего внеклассного мероприятия    

«Быть патриотом  России!»

     Сначала давайте разберемся с термином патриот. У вас было задание подумать над данным понятием и попытаться самим сформулировать определение. Как вы понимаете это слово ( ученики дают свое определение)

     Данный термин появился во Франции, в период Великой Французской революции 1789-1793гг, патриотами себя называли сторонники республики, т.е. те, которые были против  монархии.

     Само же слово греческого происхождения и дословно переводится как соотечественник, Родина.  

     В. Даль так трактует данное понятие «  Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб»;

     В словаре Крысиной данный термин звучит так: «Патриот  -  человек, любящий свое Отчество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей Родины»

 Да, термин сегодня очень актуален, но очень часто его ассоциируют с героями-военачальниками, защитниками Родины. И портреты, которые вы видите на доске тому свидетельство. Да, это великие патриоты, защитники, ничего не пожалевшие ради Отечества, но патриотами можно назвать и других людей.

     Что значит быть патриотом России?

     Еще одно задание, которое вы получили, найти информацию о человеке, которого можно назвать патриотом России.  

    Из  ваших сообщений получилось следующее – посмотрите на слайд. Перед нами известные всем люди , у них разные профессии, интересы, цели в жизни, но их всех можно назвать патриотами. Почему?   (Рассказы учеников)

     Спасибо!

     Далее мне бы хотелось привести некоторые статистические данные из социологического опроса в стране. Считают ли себя россияне патриотами и насколько? 41% назвали себя безусловными патриотами; 43% из них – скорее патриотом; 10% - затруднились с ответом и 6% не считают себя патриотами.

     Чикагский университет также проводил исследования для поиска ответа на вопрос, в какой стране проживает самый патриотичный народ (примечательно, что в России опрос не проводился)

     И все же, получилось следующее:

     Самыми патриотичными государствами являются ( в порядке убывания):

  1. Израиль
  2. Филиппины
  3. Новая Зеландия
  4. Чили
  5. Канада
  6. Австрия
  7. ЮАР
  8. Австралия
  9. США
  10.  Венесуэла

     Самыми непатриотичными стали:

  1. Чехия
  2. Швейцария
  3. Франция
  4. Тайвань
  5. Словакия
  6. Швеция
  7. Польша
  8. Латвия
  9. Германия
  10. Венгрия

     Архимандрит Иоанн сказал: « если в душе и се6рдце ярко горит пламень патриотизма, он сам найдет путь для проявления своей любви к Отечеству!»

     Что же такое патриотизм? Скорее всего это нравственное чувство, которое включает в себя несколько черт, не только любовь к Родине. Давайте подумаем!

    Патриотизм:    - любовь к Родине;

                               - лояльность в отношении к политическому строю;

                               - следование и умножение традиций своего народа;

                              - бережное отношение к историческим памятникам и обычаям страны;

                               - привязанность к родным местам;

                               - стремление к укреплению чести  и достоинства Родины;

                               - воинская храбрость, мужество и самоотверженность;

                               - знание законов и следование им;

    Итак, патриотизм это такое качество, которым  должен (обязан) сегодня обладать  истинный гражданин станы

     В сопровождении музыки учащиеся по одному встают и читают стихотворение

Н. Цыплаковой

Объединяйтесь, патриоты!
Отечества достойные сыны!
За Родину, за правду, за Свободу,
За честь и благоденствие страны!

И, дай нам, Бог, чтоб мы не измельчали
Во имя нашей веры и земли,
И силою народною крепчая,
Россию для потомков сберегли!

Мы - россияне, доблестная слава
От предков нам завещана навек.
За Родину - великую державу,
Чтоб был велик в ней каждый человек!

Объединяйтесь, патриоты!
Отечества святыни сохраним!
За Родину, за счастье, за свободу
Мы победим! Мы победим!!!

      Надеюсь, что каждый из вас сегодня вынес из нашего урока нравственности то полезное, необходимое, важное, что мы называем любовью  к Родине, Отчизне.

Спасибо за внимание!

                             

     

Самоанализ внеклассного мероприятия

Тема «Быть патриотом России!»

      В рамках областного семинара «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека – одно из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания» в  11 классе был проведен урок нравственности по теме «Быть патриотом России!»

     Тема была выбрана мною неслучайно. Такие понятия как патриот, патриотизм всегда являются актуальными и  востребованными среди старшеклассников. Учитывая сегодня сложную ситуацию в стране и мире, связанную с межнациональными конфликтами, угрозой терроризма, считаю необходимым воспитывать у учащихся нравственные качества, основанные на любви и уважении к Родине, человеку.

     Основная цель мероприятия: воспитание у учащихся чувства патриотизма

    Задачи:  создавать условия для формирования у учащихся гордости, уважения, любви к своей Родине; развивать умение добывать информацию из разных источников по заданной теме.

     В ходе подготовки мероприятия  была проведена определенная работа: учащиеся выполняли задание по подбору материала о человеке, которого, по их мнению можно назвать патриотом России; работали с такими понятиями, как патриот, патриотизм

     Формы работы: фронтальная беседа, дискуссия

     Воспитательные приемы: мультимедийное сопровождение,  музыкальное сопровождение, эстетическое оформление.

     На   раскрытие темы также работали: убедительность формулировок, четкость подобранного текста, эмоциональность.

     Содержание классного часа, на мой взгляд, соответствовало тематической направленности и технологии проведения мероприятия уровню развития коллектива класса. 

     Цели и задачи реализованы.