Воспитательная программа класса"Мы вместе"
рабочая программа на тему

Воспитательная программа - это программа развития класса, теоретическая разработка, основанная на накопленном опыт и осуществлённая на практике.Данная работа отражат системно - деятельностный подход в работе с классом.Актуальность программы определяется поиском оптимального варианта организации воспитательного процесса и повышением качества  работы воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc286 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ ВО « Областная санаторная школа – интернат» г. Вязники

                                  Автор:  воспитатель Пилина О.В.

                   

 

Системно-деятельностный подход в работе воспитателя с коллективом класса

Актуальность программы.

Областная санаторная школа- интернат недавно отметила свой 50 –летний юбилей. Это школа с богатым прошлым и не менее интересным будущим. Здесь живут и учатся, проходят специализированное лечение ребята с разных уголков Владимир-ской области. Ежегодно выписывается до 30 % учеников, им на смену приходят но-вички. Все дети различны, требуют индивидуального подхода в работе с ними. Желание взрослых помочь детям познать себя, совершенствовать своё «Я», научить правильно жить в коллективе, принимать участие в развитии самого коллектива – всё это стало основанием поиска системно - деятельностного  подхода в работе с дет-

ским коллективом.

Данная работа проводилась в течение нескольких лет, представленные материалы использовались в работе с классом.

Актуальность программы определяется поиском оптимального варианта организа-ции воспитательного процесса для повышения качества работы воспитателя.  

Модель воспитательной системы

Модель ВС  – это программа развития класса. Данная воспитательная модель – это

теоретическая разработка, основанная на накопленном опыте работы и осуществ-лённая на практике. Предложенная работа  помогает формировать детский коллек-тив и управлять его развитием; на деле реализует процесс воспитания как целена- правленный процесс развития личности ребёнка; создаёт среду, способствующую эмоционально – ценностному, познавательному, социально – личностному развитию ребёнка, сохраняя его индивидуальность.

 

Цели и задачи

Девиз программы: « Стань лучше сам и помоги другому»

Стратегия программы: Выполнение требований  по реализации государственного

заказа по подготовке учащихся к успешному окончанию СШИ и социализации в обществе.

Идея программы: Развитие коллектива класса через личностный рост каждого ученика.  

Цель работы: Создать благоприятные условия в классном коллективе, способство-вать проявлению индивидуальности каждого воспитанника; рациональная организация воспитательного процесса

Задачи: 1 Формирование положительной « Я- концепции» ученика, достижение

                   необходимого уровня компетентности учащихся.

            2. Заложить и развивать основы самовоспитания и самоанализа.

                3.  Выработать умение жить в коллективе и участвовать в его развитии.

                4. Союз активной жизненной позиции детей и деятельности педагога.

Затруднения: Недостотачное количество информации об организации воспита- тельного процесса, отражающего его динамику и максимально адаптированного к условия интернатного учреждения.

Прогнозируемые результаты: Успешные дети = успешный класс.

Основные направления  воспитательной программы

( механизмы взаимодействия; методы, формы работы, технологии)

1.Направление « Здоровье» - защита и укрепление физического и психического здоровья учащихся ( система оздоровительной работы в классе)

- Выполнение режима дня с использованием здоровьесберегающих технологий, ведение « Паспорта здоровья», мониторинг основного и сопутствующих заболеваний

учащихся;

- Сотрудничество с медицинской службой: работа малого медицинского совета (врач, медсестра, ребёнок, воспитатель)- консультации по состоянию здоровья каждого ученика в начале, середине и конце учебного года;

- - Викторины и информационные часы по спортивной тематике (штаб «Сильные, смелые, ловкие);

- Формирование навыков самооздоровления: выполнение утренней зарядки и гимна-тики пробуждения, обтирание;  физкультминутки с упражнениями для глаз, позво-ночника, дыхания; точечный массаж; фито – аромотерапия; работа санитарной комиссии класса

- Посещение учениками кружков ОФП, « Юный турист»;

- Участие в традиционных оздоровительных мероприятиях: общешкольных турслётах ( весна, осень), школьной спартакиаде, Дне здоровья, конкурсе « А, ну – ка, парни»;

- консультации родителей учащихся о состоянии здоровья детей;

Просветительская работа по пропаганде ЗОЖ: воспитательские часы, беседы врача и медсестры (понедельник, 3-я неделя каждого месяца).

Тематические беседы и игры по программе « Здоровье»

5 класс –« Быть здоровым – быть счастливым», « Гигиена – залог здоровья», «О пра – вильном питании», игра « Не болей, ка!», «» Ваше здоровье в ваших руках», «Дви- жжение – это жизнь», «Зимние виды спорта»    

6 класс – « Формула здоровья», « Вредные привычки», Лекарственные растения», игра « Расти здоровым», « «Курить – здоровью вредить», спортивная игра « За здо-ровьем на спортивную площадку», « Здравствуйте, будьте здоровы!»

7 класс – «Первая помощь пострадавшему», «Гигиена жилища», «Профилактика гриппа», «Красивая осанка – лёгкая походка!», «Закаливающие процедуры», «Профилактика гепатита», « Берегите нервы!»

8 класс –« Формула здоровья», «Здоровье девушки», « Здоровье юноши», «Болезни позвоночника. Сколиоз», «О вреде пива», «Лечение светомузыкой», « Лечебные свойства различных видов рукоделия», « Учитесь властвовать собою»

9 класс –  « Вестник ЗОЖ. Микозы», «Суд над вредными привычками», «Релакса- ция», «Биологические ритмы», « Берегите глаза»  

2.Направление « Интеллект» - формирование познавательной компетентности,  навыков самообразования и саморазвития.

- Изучение особенностей учебной деятельности детей, их возможностей с последую-

щей коррекцией ( упражнения на развитие памяти, внимания, мышления с исполь-зованием пособия Н.К.Винокуровой « Развиваем способности детей» и пособия Ф. Картера « Развивайте интеллект»; диагностика школьной мотивации учеников;

- Расширение кругозора учащихся, их познавательной активности: проведение ин-формационных часов( « Круглый стол», « Детские журналы и газеты», « Информа-ционный вестник», « Годы и люди», « У карты мира», «В гостях у Почемучки» и т.д)

еженедельно по четвергам;

-Посещение воспитателем уроков; консультации учителей – предметников; контроль за ведением дневников самоподготовки и читательских дневников.  

- Проведение интеллектуальных викторин и конкурсов;

- Участие в предметных неделях, олимпиадах, международных конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Эрудиты планеты», « Эрудиты России», « Леонардо»;

- Развивающие занятия по программе « Самосовершенствование личности» Г.К. Селевко: 5 класс – « Познай себя», 6 класс – « « Сделай себя сам», 7 класс – « Научи себя учиться», 8 класс – « Утверждай себя», 9 класс – « Найди свой путь».

  3. Направление « Нравственность» - формирование общегражданских и общечелове-ческих ценностей, самовоспитание.

- Диагностические исследования: « Воля», « Отношение школьников к нравственным нормам и нравственным качествам»;

- Поздравления учащихся класса с днём рождения « Волшебный стул»;

-Воспитание желания действовать согласно нравственным знаниям: поисковая работа, шефство над братской могилой № 10, возложение венка к вечному огню;

- Экскурсии в краеведческий музей и « Музей песни», экскурсии по городу «Улицы города рассказывают», « Вязники дореволюционные», « Современная история горо-да», экскурсии в город Владимир,  Муром, Нижний Новгород;  

-участие в общешкольных мероприятиях и смотрах – конкурсах муниципального и регионального уровня;

-Воспитание у учащихся ценностного отношения к себе и другим людям: тематиче-ские воспитательские часы ( понедельник, 1 – я неделя месяца)

5. класс – « Культура общения», «Один за всех и все за одного», «Как мы общаемся», «Новый год шагает по планете», «Что в имени тебе моём?», « Ищу друга», «Эти инте-ресные девчонки», «Мы и другие», «Планета детства»

6 класс – « Я- активист», «Ими гордится школа», «Я чувствую, значит – живу», «Будьте добрыми и человечными», «Просит, поверь», «ЖЗЛ. Серафим Саровский»,
« Светлый праздник Пасха», игра « Садовник»

7 класс  - « Мои жизненные ценности», «Вместе – мы сила», «О чести и достоинстве», «Как завоевать друзей», «Я, кажется, завидую», «Под Рождественской звездой»,
«Мои земляки»

8 класс -« Правила « хорошего тона», « Жизнь как деяние», «Полюби себя – полю-

бишь других», « Из чаши мудрости испей», « Что значит, жить достойно?», « Страна. в которой ты хотел бы жить», «Гнилое слово да не сойдёт с уст ваших»  

9 класс –« Необъявленная война», «Сам себе воспитатель», « Дом, в котором мы живём», «Плюсы и минусы взрослой жизни», «Деньги – плохой хозяин или хороший слуга?», «Семья ваших Я»,

4. Направление « Гражданин» - формирование у школьников гражданско – правовой компетентности.

-Формирование активной гражданской позиции: тематические классные часы( поне-дельник, 2-я неделя месяца);

5 класс – « Я- гражданин России», «История государства российского», « С чего начинается Родина», «Огонь, вода, медные трубы», « Учиться всегда пригодится»

« Дорога в космос»

6 класс – « Права и обязанности детей», «Из истории нашей школы», «Мир детей в мире взрослых», «Моя Родина – Россия», викторина « Колесо истории», «Маленькие солдаты Отечества», экскурсии « Улицы города Вязники рассказывают»

7 класс – « Правила поведения учащихся», «Мои права и обязанности», «Подросток и закон», « Помни имя своё», «Ромашковая Русь», экскурсия в краеведческий музей  

8 класс – « Жизнь и права подростков», игра « Суд над хулиганством», «Зачем человеку свобода?», «От первых стягов земли русской до знамени Победы», экскур-сии «Вязники современные»

9 класс – « Что ты знаешь о паспорте?», правовая игра « Веские доказательства»,

Диспут « Зачем гражданину права?», «От безответственности до преступления – один шаг», « НЕТ – дороге в ад»

-Встречи с представителями правовых структур и органов правопорядка, беседы социального педагога;

-Овладение навыками правовой культуры: работа с пособием Г.В.Резапкиной « Уро-ки самоопределения»;

- Работа учеников класса в ученическом самоуправлении.

5. Направление «Общение» - формирование навыков социального общения , созда-ние в классе благоприятной психологической атмосферы, развитие  классного коллектива.

- диагностические исследования ( социометрия, уровень тревожности, психологи-ческий климат, « Какой мы коллектив?», уровень воспитанности и т.д.)

 - проведение игр , рассчитанных на весь учебный год( с октября по май месяц) и позволяющие решать проблемы взаимоотношений в системе « человек – человек»

 ( Приложение 1)

5 класс – игра « Стань лучше»( авторская методическая разработка .)

.Развивает волю,  трудолюбие, умение детей общаться; помогает ребятам меняться в лучшую сторону.  Создаёт  благоприятные условия для адаптации пятиклассников .

 Помогает формировать и укреплять положительную « Я – концепцию» ребёнка и умение жить в коллективе

6 класс – игра « Звёздный экспресс»

 Создаёт « ситуацию успеха» и способствует самовыражению личности  учащихся.

 Содействует развитию инициативы и творческой активности каждого ученика.

  Благоприятно влияет на психологическую атмосферу в классе

7 класс – игра « Каждый мой день прожит не «зря»(авторская методическая разработка .)

Игра – соревнование, дающая возможность учащимся самостоятельно оценивать

 себя и видеть свои перспективы.

Создаёт условия для понимания учащимися значимости самовоспитания и самоана-

лиза; пропагандирует ценности здорового образа жизни, повышает уровень эмпатии

8 класс – игра « Воспитай себя»( авторская методическая разработка )

 Создаёт условия  самосовершенствования личности, повышает самооценку учащих-ся, способствует развитию классного коллектива.

- разрешение сложных ситуаций в классе с помощью « Стены дружбы» и « Стены обид»

6 Направление « Общекультурная деятельность» - участие в творческих мероприя-тиях, проектная деятельность,  работа в кружках.

-проведение общешкольных театрализованных праздников:

« Весенние именины» , « Новогодняя сказка» -5 класс ( 2008 – 2009 уч. г,)

« Сказ про то , как Добро и Зло боролись», экологический праздник « В некотором царстве - 6 класс(2009 – 2010 уч.г.)

 « Именины январят», «Далёкому мужеству верность храня» - 7 класс( 2010 – 2011 г.)

« Что такое Осень?!», « День рождения сентябрят» - 8 класс ( 2011 – 2012 уч. г.)

« Здравствуй, школа!» -9 класс  ( 2012 – 2013 уч.г.)        

- сохранение традиций класса – поздравлений с днём рождения, проведения Новогод-них огоньков, классных вечеров.

- участие детей в классных проектах « Пять континентов. Система школьного образования разных стран мира», « Весёлые соседи, хорошие друзья»

-работа детей в кружках « Мастерилка», « Хозяин дома», « Макрамэ»,  « Юный турист»   и т.д.

7. Индивидуальная работа с детьми ( личностно – ориентированный подход, направ-ленный на самоопределение и самореализацию личности ученика)

- работа с личностным портфолио, который стал не просто копилкой дипломов и грамот, а стал исследовательской работой, которую ребёнок пишет о себе.

В разделе « Дневник самовоспитания»  зафиксирован не только процесс познания самого себя, показаны учебные и творческие результаты, но и отражён, по возмож-ности, каждодневный труд ученика по самовоспитанию.

-работа по « Индивидуальной воспитательной траектории »

- работа с детьми, требующими повышенного педагогического внимания – индиви-дуальные беседы, ведение дневников поведения и дневников наблюдения, встречи с родителями или опекунами, контроль за посещением кружков, вовлечение детей в работу классного самоуправления;

- работа с одарёнными детьми – работа по индивидуальному воспитательному марш-руту; организация занятий, расширяющих интеллект детей;  привлечение ребят к участию в конкурсах, олимпиадах различного уровня.

8. Работа классного самоуправления – привлечение учащихся к организации и управлению делами в классе

 -выборы актива класса ( сентябрь);

 - планирование работы на полугодие; выполнение запланированных мероприятий;

 -отчёт о проделанной работе( 4 –я неделя месяца), итоги полугодия и года.

-работа учеников класса в лидерском совете школы

9. Направление «Семья»  - партнёрские отношения с семьями учащихся.

- психолого - педагогическое просвещение родителей (индивидуальные консультации для родителей воспитателя, учителей, медиков, психолога, социального педагога, логопеда);

-родительские собрания, тренинги;

-вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс( проведение внеклассных дел, помощь в трудовых делах, совместные экскурсии и праздники);

- участие родителей в работе родительского комитета класса и попечительского совета школы;

Тематика классных родительских собраний:

5 класс – « Трудности адаптации пятиклассников», «Самоподготовка в учебной деятельности школьника»,  «Культура общения в школе и дома», «Ценности семьи и

их значение для ребёнка»;

6 класс – «Семейная круговерть», « Положительные эмоции в жизни человека», «Первые проблемы подросткового возраста», « Вредные привычки. Как им проти-востоять»;

7 класс – «Агрессия, её причины и последствия», «Поощрение и наказание детей в семье», «Плохие отметки хи причины», «Нравственные уроки моей семьи»;

8 класс – « О родительском авторитете», «В кругу сверстников», «Курение и статистика», «Здоровый ребёнок – хороший ученик»;

9 класс – «Как научиться быть ответственным за поступки», «Склонности и интересы подростков в выборе профессии», «Как подготовить ребёнка и себя к будущим экзаменам», «Подведём итоги»

10.Направление « Профориентация» - подготовка учащихся к выбору профессии

-знакомство детей с различными профессиями 5 – 6 класс ( конкурс рисунков, воспитат. часы « Профессии наших мам»,  

-занятия по программе «Все профессии важны», 7 -8 класс; экскурсии на предпри-ятия города, посещение «Дня открытых дверей» в Вязниковском коммерческом кол-

ледже;

- 90 % учащихся стали слушателями подготовительных курсов при ВКК

Результативность работы:

Работа по данной программе даёт положительные результаты ( приложение2)

Приложение 1           ИГРОВЫЕ ПРОГРАММЫ (2008 – 2012 учебный год)

                                           5 КЛАСС

                             ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Это занятия  по теме « Я познаю себя» для пятиклассников

  Примерный перечень изучаемых вопросов: «Какой Я?», « Я познаю себя»,

  « Мой характер», « Мои интересы» , « Моё здоровье», « Я и мой класс» и т.д..

Каждый ученик получает листок с разработкой занятия, по окончании которого

листочек кладётся в папку портфолио.

                            ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП

5 класс                Игра – соревнование « Стань лучше».

         ( методическая разработка воспитателя Пилиной О.В.)

Цель: Возможность педагога показать детям пути работы над собой в деле само-

          познания и развития личности.

Задачи: 1. Развивать волю,  трудолюбие, умение детей общаться; помочь ребятам

                   меняться в лучшую сторону.

               2. Создать  благоприятные условия для адаптации пятиклассников .

               3. Формировать и укреплять положительную « Я – концепцию»

               4. Управлять процессом развития классного коллектива.

                                          ХОД ИГРЫ.

Пятиклассники – народ особый. Они - жизнерадостные, шумные, очень разные

по характеру. В нашей школе - это  большие классы. Кроме того, 5 класс является

переходным в среднее школьное звено, что создаёт определённые трудности.

В сентябре ребята приходят новый кабинет, знакомятся с новыми воспитателями.   Игру нужно начинать после выбора актива класса и проведения классных часов

по знакомству детей с «Правилами поведения учащегося школы – интернат» и

принятия ребятами «Законы жизни пятиклассника». В нём коротко прописаны

основные правила поведения культурного человека, его текст висит на видном месте в классном уголке. Это то, к чему дети должны стремиться.

Воспитателю перед началом игры нужно запастись разноцветными бумажными

жетонами разного цвета по количеству детей в классе, значками со словами «Луч-ший в классе» ( можно небольшими косынками на шею).

Жетончики соответствуют цветам радуги и оценивают ключевые моменты второй половины дня интернированных детей. В октябре, когда игра только начинается,

жетончики выдаёт воспитатель, объясняя условия их получения. В дальнейшем,

эта функция переходит к руководителям штабов классного самоуправления.

      Цвет  жетончика

Условия получения каждого жетона

Кто его выдаёт детям

1. Красный

За отличную оценку, полученную

на уроках

Воспитатель.

Учебный сектор

2. Оранжевый

За активное участие в классных

часах

Воспитатель

Командир класса

3. Жёлтый

За культурное поведение по дороге

в столовую и в столовой

Воспитатель

Санитары

4.Зелёный

За сон в тихий час и выполнение

зарядки пробуждения

Воспитатель

Штаб порядка

5.Голубой

За хорошо подготовленные уроки

на самоподготовке

Воспитатель

Учебный сектор

6. Синий

За выполнение физкультминуток

на самоподготовке

Воспитатель

спортивный сектор

7. Фиолетовый

За добрые слова детям и взрослым,

За добрые дела и поступки

Воспитатель

Командир класса

В течение дня ребята зарабатывают жетоны, воспитатель просит сохранять их, так как в конце самоподготовки подводятся итоги. Пятиклассники подсчитывают каждый свои жетоны. Ученик, заработавший максимальное число жетонов, стано- вится победителем дня. Его записывают в экран победителей игры « Стань лучше»,

ему вручается значок ( или косынка на шею), который сохраняется у него до сле-

дующего дня. Если победителей несколько, также отмечаются все. Сладким призом отмечается победитель месяца, по итогам полугодия - вручаются грамоты и призы.

                     « ЗАКОНЫ ЖИЗНИ ПЯТИКЛАССНИКОВ»        

1. Мы все - жители прекрасной планеты  Земля. Свежий воздух, голубое небо, яркое солнце, чистая вода, разнообразный животный и растительный мир, люди – не удивительно ли это?! Береги свою планету!

2 Ты – гражданин огромной и могучей страны под названием -Россия!Гордись своим

Отечеством, учи историю своего государства, будь достоин звания – россиянин!

3.Санаторная школа – интернат – твой второй дом: здесь ты учишься, живёшь, поправляешь своё здоровье. Здесь чисто, уютно, тепло. Береги свой  Дом !

4.Овладевай культурой человеческих отношений: умей любить людей, жалеть,                прощать.

5. Будь щедрым и бескорыстным. Поступай с другими так, как бы тебе хотелось,

чтобы поступали с тобой.

6. Почаще говори одноклассникам: «Давай дружить!».Не ябедничай за спиной своих

товарищей, не обзывайся , не давай детям прозвищ .

7. Не давай волю кулакам! Не дерись! Гнев – вредное чувство, оно мешает тебе.

8. Будь аккуратным и чистоплотным, береги себя и своё здоровье!

9. Цени своё и чужое время – не опаздывай !

            ИГРА – СОРЕВНОВАНИЕ « СТАНЬ ЛУЧШЕ…» ( экран соревнований)

                                                   Победители дня

                                                 Победители месяца

  октябрь

ноябрь

декабрь

                                          Победители первого полугодия

 

                 

                                  РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ  ЭТАП

В конце года каждый ученик написал сочинение о прожитом годе, о том, как он изменился. Своих достижения каждый смог записать в свою «Корзину добрых дел»,

 о том, что не получилось – в « Горшочек неудач»      

                                    6 КЛАСС

                           ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Это занятия по курсу «Самосовершенствования личности» Г.К.Селевко для 6 класса «Сделай себя сам» и  по методическому пособию Молчанова З.С. «Я – культурный человек»

 Основные темы были таковы: « Какой из меня воспитатель?», «Поведение: от самооценки к поступку, от поступка к характеру», « Воспитание воли»,  « Уча дру –

гих, учимся сами», « Я – культурный человек» и т.д

.

                         ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП

6 класс            Игра – соревнование « Звёздный экспресс»

          ( методическая разработка воспитателя Медведевой С. А, Пилиной О.В.)

Цель: Создание условий для мотивации детей на достижение успеха в разных

            сферах деятельности.

Задачи: 1. Создать « ситуацию успеха» и способствовать самовыражению личности

                  учащихся.

               2. Содействовать развитию инициативы и творческой активности каждого              

                  ребёнка.

               3. Управлять процессом развития классного коллектива.

 

                                                 ХОД ИГРЫ.

Данная игра проходит с октября по май месяц включительно. В сентябре воспитате- ли знакомят детей с правилами игры. Ребята выбирают конкурсы, в которых они могут раскрыть свои таланты и проявить себя в разных сферах деятельности, для

каждого конкурса оформляется экран соревнований

 

Вид деятельности

     Название

      конкурса  

 Участники

     Содержание

Итог достижений

1. Учебно –

  познавательная

«Золотой

 фонд класса»

Отличники     и

хорошисты

Учеба, участие

в олимпиадах

Лучший резуль-

тат по итогам че-тверти, награжде

ние

2. Спортивно –

оздоровительная

«Лучший

спортсмен»

Все ребята

Участие в

спартакиаде

Результат за

год, награждение

3.Художественно-

эстетическая

«Мы ищем

таланты»

Все ребята

Конкурсы,

праздники

Награждение по

итогам экрана соревнований .

4.Социальная

«Добрые

дела»

Все дети

«Корзина  доб-рых дел»

Награждение

5.Организационная

 

« Лидер»

Лидеры

штабов

Выполнение

поручений

Награждение по итогам экрана

соревнований

6.Информационная

«Корреспон-

дент»

Все дети

Выпуск инфор-

мационных

листов

Награждение по

 итогам экрана

соревнований

7. Общение

«Любимец

публики»

Все ребята

Рейтинг

популярности

Награждение

Экраны соревнований висят в классном уголке, промежуточные итоги подводятся по окончании четверти. В конце полугодия на Новогоднем огоньке и в конце года на  классном огоньке, посвящённом окончанию учебного года, грамотами за призовые места были награждены победители всех конкурсов

.

Ожидаемый результат: Увеличение числа детей, добившихся хороших результатов

 в разных сферах деятельности, повышение активности учащихся, создание благоприятной атмосферы в классе.

        ЭКРАН СОРЕВНОВАНИЙ ИГРЫ « ЗВЁЗДНЫЙ ЭКСПРЕСС»

                         Конкурс « Золотой фонд класса»

Имя,фамилия

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итог за год

                          Конкурс « Лучший спортсмен»                        

Имя,фамилие

кросс

тур. слёт

пионербол

ОФП

Итог за год

          

                             Конкурс « Мы ищем таланты»

Имя,фамилия

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

 Итог за год

Художники

1.

2.

Артисты

1.

2.

Поэты

1.

2.

                                           Конкурс « Лидер»

Лидеры штабов

1 четверть

2четверть

3 четверть

4 четверть

итог

Учебный

Ш. порядка

«Санитары»

«Вожатик»

Спортивный

Культ. масс.

                                            Конкурс Корреспондент»

Имя,фамилия

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итог

Выпуск «Молнии»

1,2, 3 место

1, 2, 3 место

1, 2, 3 место

1, 2, 3 место

Информацион-

ные часы

1, 2, 3 место

1, 2, 3 место

1, 2, 3 место

1, 2, 3 место

                                 Конкурс « Любимец публики»

Имя,фамилия

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итог

   

Победителей конкурса « Добрые дела»  записывают с «Летопись добрых дел»                                

лидер» и т.д.          

                          РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ЭТАП

В конце этого учебного года каждый ученик  смог проанализировать свои «Переме-ны» к лучшему и наметить задачи дальнейшего самовоспитания; награды за участие в игре « Звёздный экспресс» пополнили портфели достижений ребят.

                                              7 КЛАСС

                             ТЕОРАТИЧЕСКИЙ  ЭТАП

В седьмом классе занятия соответствовали темам «Научи себя учиться» и « Я -  гражданин». Дети пробовали разобраться в таких вопросах: « 5 – « само» в учении»,

« Я – ученик», « Я – память и мышление», « Я – гражданин».

                               ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП

                                                                                                                                           

7 класс                Игра « Каждый мой день прожит не зря»

                   (методическая разработка воспитателя Пилиной О.В.)

Игра – соревнование, дающая возможность учащимся самостоятельно оценивать

              себя и видеть свои перспективы.

Цель: Создание условий для понимания учащимися значимости самовоспитания.

Задачи: 1. Формировать у детей готовность меняться в лучшую сторону и анализи-

                   ровать свои поступки.

               2. Пропагандировать ценности здорового образа жизни.

               3. Повышать культуру поведения и общения в системе « человек – человек

                                                 ХОД ИГРЫ.

В сентябре воспитатель знакомит детей с условиями игры. У каждого ученика свой

персональный лист, в котором написано его имя, фамилия. Далее, в таблице, в сто-

лбцах указаны дни месяцев, в строках прописаны основные моменты дня ученика.

Жизнь детей в интернатном учреждении очень насыщена и каждая минута используется по назначению. Вечером,  после самоподготовки, воспитатель раздаёт

листы детям, и они по пятибальной системе оценивают себя.

5 баллов -  знаю, понимаю важность, действую самостоятельно и добросовестно

4 балла -  знаю, понимаю важность, но не всегда выполняю хорошо

3 балла – знаю, понимаю важность, но выполняю плохо

2 балла – знаю, но не выполняю

1 балл – не хочу знать, не хочу выполнять, грубые нарушения

Победителем дня может считаться ученик, набравший максимальное количество баллов, однако, в число победителей не может попасть ребёнок, получивший 1, 2 или 3 балла. Фамилия, имя детей, ставших         победителями, вписывается в экран соревно-

ваний. В конце полугодия ребята анализируют и записывают в персональном листе:

«Что получилось! Что не получилось? Над чем надо работать?»  По результатам игры, в конце полугодия и в конце года определяется лучший воспитанник класса. Ему вручается диплом победителя игры. Дети, занявшие 2 и 3 места,  награждаются грамотами.

          ИГРА « КАЖДЫЙ МОЙ ДЕНЬ ПРОЖИТ НЕ ЗРЯ» (Экран соревнований)

                                          Победители дня!

                                            Победители недели!

     

                                            Победители четверти!

                                             Победители полугодия

      Персональный лист учащегося 7 класса                  фамилия, имя

                       Игра «Каждый мой день прожит не зря»

                                               сентябрь                                                        октябрь                

Показатели     дня

 утренняя зарядка

 обтирание

поведение на уроках

поведение в столовой

тихий час

зарядка пробуждения

 самоподготовка

физкульт.минутки

кружки

внешний вид

ученик не дерётся

уважает взрослых

уважает детей

не сквернословит

Общий балл

                                           ноябрь                                                           декабрь

   Показатели        дня

утреняя зарядка

обтирание

поведение на уроках

поведение в столовой

тихий час

зарядка пробуждения

самоподготовка

физкульт. минутки

кружки

внешний вид

ученик не дерётся

уважает взрослых

уважает детей

не сквернословит

Общий балл

Что получилось!?                        Что не получилось?              Над чем работать?

                             РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ  ЭТАП

Этот раздел программы мы назвали « Всё ли получилось?» , « Отчёт самому себе»

                                               8 КЛАСС

                                     

                                  ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  ЭТАП

Тема работы  – « Утверждай себя», « Путь к успеху»

Главными вопросами этого года стали: «Программа самоутверждения», « Я строю

 личность», « Моё место в обществе», « Многоликий лидер» и т.д.  

                                   ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП

     8 класс    «ВОСПИТАЙ СЕБЯ» ( Индивидуальный воспитательный маршрут)»

                                           

          ( методическая разработка воспитателей Пилиной О.В)

 Цель: Создание условий для понимания учащимися значимости самовоспитания

            для успешной компетентности в разных сферах деятельности.

Задачи:1. Продолжить работу по самосовершенствованию личности .

             2. Формировать у детей готовность сохранять духовное и физическое

                здоровье.

                                          ХОД РАБОТЫ.

В 8 классе наши дети стали старше, этот подростковый период – один из непростых

этапов в их жизни. В этом учебном году мы стали больше работать с детьми индиви-

дуально. Воспитатель в начале учебного года пишет на каждого ученика характерис-

тику, обсуждает её вместе с воспитанником. Это своеобразная точка отсчёта. Затем каждому ребёнку предлагается движение вперёд по индивидуальному воспитатель-

ному маршруту, разделы которого так же обсуждаются с детьми. В начале, в середи-не и в конце года ребята подводят итоги работы над собой. В конце года ученик пи- шет характеристику на себя, сравниваются обе характеристики, вносятся изменения в текст первой.

        

                         Индивидуальный воспитательный маршрут .

Ученика(цы)________________________________________ класса__________

                      Разделы     маршрута

Работа над собой

Работа над собой

    результат

                                !  

Начало года

полугодие

Конец года

МОЁ  ЗДОРОВЬЕ

Цель:Хочу быть здоровым!

1. Группа здоровья

2 мой рост и вес

3 Как часто болею?

4 Как улучшаю своё здоровье?

5 мои спортивные достижения

КАКОЙ Я ЧЕЛОВЕК?

Цель:Каким человеком хочу стать

1.Мои положительные качества

2 Мои недостатки

3 Что делаю для их исправления?

4 Мои волевые качества( выдерж-ка,дисциплина,самостоятельность)

5 Моё поведение

6 Мой статус в классе

7 Мои друзья

8 Как помогают мне взрослые?

9 Как помогают воспитатели?

10 Мои личные достижения

КАКОЙ Я УЧЕНИК?

Цель: Каким учеником хочу стать

1. Мои любимые предметы

2 Как занимаюсь на уроках?

3 Моя самоподготовка уроков

4 Что читаю

5 По каким предметам хочу    учиться лучше?

6  Что делаю для этого?

7 Занимаюсь ли дополнительно

8 Кто помогает мне в учёбе?

9 Мои учебные достижения

МОИ  ИНТЕРЕСЫ

Цель: Кем хочу стать?

1 Любимое занятие

2 Какие кружки посещаю

3 Какие дела организую

4 Моё поручение в классе

КАКОЙ Я ГРАЖДАНИН

Цель: Быть гражданином России

1 Мои жизненные ценности

2 Как я забочусь о школе?

3 Как берегу природу?

4 Люблю лия свою Родину?

5 Как познаю свой край?

САМОВОСПИТАНИЕ

Цель: хочу быть воспитанным

Самопознание

Самооценка

Самообразование

                        РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ    ЭТАП

В конце каждого учебного года ребята подводят итоги проделанной работы. Анализируя свои показатели, ученики строят  свою траекторию самосовершенство-вания личности.  

 Результат работы над собой можно отследить в « Дневнике самовоспитания», который есть в каждом портфолио детей и отражает « ступеньки их роста».

Она измеряется тем, как будут сформированы нравственные, общегражданские

ценности ученика, его умение жить в обществе, его стремлении развиваться.

Это отражено в диагностических исследованиях, проводящихся на протяжении нескольких лет в классе( психологический климат, уровень тревожности, межлич-

ностные отношения, уровень воспитанности, уровень сплочённости коллектива)

(приложение 2 )  Результативность работы с классом по воспитательной программе

1. Мониторинг оздоровительной работы показал положительные результаты: увеличилась группа детей, улучшивших своё здоровье и выписанных по выздоровлению.

2. Мониторинг качества знаний: на протяжении всех лет в классе две отличницы и большая группа (до30%) хорошистов; нет неуспевающих детей.

У большинства ребят положительная учебная мотивация.

3. Мониторинг межличностных отношений ( по Морено) показал, что в классе нет отверженных детей, высокий процент предпочитаемых ( 33 – 40%) и лидеров(30%), что свидетельствует о благоприятных межличностных отношениях в классе.

4.На протяжении пяти лет вырос уровень адекватной и высокой самооценки детей, снизился показатель низкой самооценки( высокого уровня тревожности)

5. Все годы сохраняется среднеблагоприятная  и благоприятная атмосфера в классе , отмечается положительная динамика уровня воспитанности.    

6. Дети организованы; игровые программы, рассчитанные на год, обновляются и учитывают возраст воспитанников.

7. В работе по данной программе использовались воспитательные технологии: КТД,

игровые технологии,  технология индивидуальной работы с детьми, социальное проектирование.

       Карта – схема развития личности ребёнка « СТУПЕНИ РОСТА».

Общие сведения__________________________________________________________

              Показатели                      

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Направленность личности

1. Статус ученика

2. Микрогруппа

3. Порученное дело

4. Участие в жизни класса


5. Участие в жизни школы


6. Личные достижения

Нравственное развитие

1. Моральные качества

(доброта, честность, скромность)

2. Волевые качества

(дисциплина, самостоятельность,

ответственность  и т.д.

3. культура поведения

Познавательные способности

1. Успехи в учёбе

2. Желание учиться

3. Самообразование

4. Занятия в кружках

5. Профессиональный интерес

Гражданская позиция

1. Жизненные ценности

2. Забота о школе

3. Забота о близких

Самовоспитание

1. Самовоспитание

2. Самокритичность.

3. Что получается?


4. Что не получается?

Адресная направленность

По нашему мнению, данная работа может быть рекомендована как классным руководителям в общеобразовательных школах, так и воспитателям интернатных учреждений. Игровые методики, предложенные нами в данной работе уже использо-вались нашими коллегами в этом году в пятом и седьмом классах. Данная работа представлена на областном семинаре для заместителей директоров по воспитатель-ной работе по теме « Ученическое самоуправление как фактор успешной адаптации и социализации воспитанников учреждений санаторного типа» 28. 08 2012г, г. Вязни-ки, Владимирской области.

Список литературы.

1. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России

2. Козлова Г.В. « Программа воспитательной работы», « Классный руководитель», № 4, 2000 г.

3. Молчанова З.М,, Тименко А.А, Токарева М.В, «Личностное портфолио школьни-ка», Москва, « Глобус», серия « Воспитательная работа», 2008 г.

4. Селевко Г.К. « Самосовершенствование личности», Москва , изд.» Народное образование», 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа класса "Союз ума и добра"

Программа  представляет собой удачный синтез принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива....

Воспитательная программа класса "Я - среди людй"

Программа деятельности  классного руководителя  "Я - среди людей"  на районный конкурс "Самый классный "классный"....

Проект воспитательной программы класса "Быть человеком"

Проект включает в себя разработку воспитательной программы на три года с 7 по 9 класс....

Воспитательна программа класса "Содружество"

Система работы с классным коллективом в среднем звене школы...

Воспитательная программа класса

Воспитательная программа класса...

воспитательная программа класса "Путь к здоровью"

Программа поможет классному руководителю  в работе по формированию здорового образа жизни среди учащихся и их родителей....

Презентация воспитательной программы класса

Презентация воспитательной программы класса к конкурсу "Самый классный Классный"...