Дебаты как форма внеклассной работы с учащимися
методическая разработка (10 класс) по теме

Попова Елена Александровна

Материал содержит общие подходы к организации и проведению дебатов.

Кроме того, в приложении помещены  разработки дебатов для учащихся 8-11 классов

по различным общественным проблемам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon debaty_kak_forma_vneklassnoy_raboty_s_uchashchimisya_2.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

        

                  Дебаты как форма внеклассной работы с учащимися.

                                                      Попова Елена Александровна.

                                                      МОУ «СОШ № 36» г. Перми

       В условиях модернизации образования все большее значение приобретают в образовательной деятельности различные формы диалога.

       Диалог в образовательной деятельности – способ освоения предметного знания, ученики должны обладать умением  вступать в диалог с книгой, компьютером;   диалог  - это способ взаимодействия ученика и учителя, учащихся между собой,  но чтобы вступить в диалог, необходимо  владеть специальными умениями. Обычные трудности в ведении диалога следующие:

     - неумение правильно поставить вопрос;

     - неравноправие ученика и учителя (авторитарность);

     - неумение кратко формулировать свою точку зрения;

     - трудность   в умении услышать и понять друг друга.

     Нам представляется, что дебаты  как форма обсуждения проблемы помогут решить эти задачи.

     Они позволяют развивать у учащихся следующие умения:

       -  не бояться говорить, рассуждать, вступать в диалог с учителем, товарищами;

       - формулировать свою точку зрения;

       -  слушать и слышать другого человека;

       -  работать в команде.

      Дебаты как форма внеклассной работы сначала возникла в классах, где преподавалась риторика: команда учеников участвовала в районных конкурсах «Юный ритор». (2002-2004 учебные годы). Затем эту форму стали использовать внутри школы.

    Темы выбираются актуальные для учащихся, общественно значимые, учитываются возрастные особенности учащихся. Иногда при подготовке дебатов используются  анкеты, применяются элементы ролевой игры.

     - Дебаты как форма обсуждения проблемы признана учащимися интересной, также они отмечают, что темы выбираются актуальные для их возраста.

     Из числа умений, которые формируются в ходе дебатов, как наиболее для себя значимые учащиеся отмечают умение точно формулировать мысль, работать в команде, умение высказать собственную точку зрения.

     Дебаты развивают  у учащихся  умение общаться в режиме диалога, развивают коммуникативную культуру всех участников  образовательного процесса.

       Технология проведения:

- тема дебатов учащимся заранее неизвестна;

- оптимальное число членов команды – 5 человек;

- время каждого раунда ограничено;

- время выступления каждой команды регламентировано;

- члены команды могут дополнять выступающего;

- другие команды могут задавать вопросы на уточнение и прояснение позиций;

- ведет дебаты чаще всего учитель;

- оценивает работу участников жюри;

- критерии оценки разрабатываются, и они  известны участникам.

                                               

Для определения эффективности данной формы работы было проведено анкетирование среди учащихся 8-11 классов, принимавших участие в дебатах на различные темы.

     - Дебаты как форма обсуждения проблемы признана интересной 85% опрошенных, затруднились определить свое отношение к дебатам 11,7%, отрицательное отношение дебаты вызывают у одного ученика (2,9%)

     - На вопрос: интересны ли им темы, предложенные для обсуждения, положительно ответили 86,3% опрошенных, затруднились ответить 13,6%.

     - Рейтинг умений, которые формируются с помощью дебатов, по степени важности для всех групп в целом получился следующим:

         Уметь точно формулировать мысль – 1 место

         Уметь работать в команде – 2 место

         Уметь высказать собственное мнение – 3 место

         Преодолеть ораторский страх – 4 место

         Уметь слушать и слышать  - 5 место

    - Для группы учащихся несколько раз участвовавших в дебатах (9,11 классы) рейтинг предпочтений несколько иной:

          Уметь точно формулировать мысль – 1 место  

         Уметь слушать и слышать  - 2 место

         Уметь работать в команде – 3 место

         Уметь высказать собственное мнение – 4 место

         Преодолеть ораторский страх – 5 место

  Это объясняется тем, что они уже лучше освоили работу в команде и научились преодолевать страх аудитории, а для новичков в дебатах на первые места выходят преодоление ораторского страха и умение работать в команде. Был также один ответ, что выступление на дебатах помогает самоутвердиться учащемуся. Учащиеся, которые имеют больший опыт участия в дебатах, понимают, насколько важно уметь слышать собеседника, поэтому в данных группах при проведении дебатов больше задается уточняющих вопросов, вопросов на прояснение позиций сторон.

     За время проведения дебатов произошли изменения в культуре диалога учащихся. Это можно наблюдать на учащихся 9-х классов, которые чаще участвуют в дебатах. Ребята достаточно четко формулируют ответы, умеют определять понятия, корректно задают вопросы, выслушивают собеседника, умеют держать тезис на протяжении всего обсуждения.  

      При проведении дебатов по проблемам свободы в школьном образовании и о роли книги в  жизни современного подростка  учащимися активно вносились предложения по совершенствованию работы школы в данном направлении.

       На вопрос: достаточно ли проводить дебаты 1 раз в год, ответы распределились следующим образом: 47,7% ответили – да; и 52,3% соответственно выразили пожелание – можно чаще.  При чем интерес высок и у новичков,  и у «стажистов».

   

   Учащиеся внесли предложения обсудить на дебатах следующие вопросы:

     - плюсы и минусы ЕГЭ

    - взаимоотношения между учащимися

    - подростковый криминал

    - вопросы охраны окружающей среды

    - граффити в культуре города

   - школьник и мобильный телефон

    - школьное самоуправление

    - культура и субкультура

               Это показывает интерес в данной форме общения и заинтересованность в проблемах школы и общества.

    Таким образом, из анализа анкет и наблюдения за учащимися во время дебатов можно сделать следующие выводы:

   - дебаты как форма обсуждения проблемы вызывают у учащихся положительную оценку;

   - темы дебатов интересны для учащихся, следовательно, подобраны правильно;

   - дебаты развивают умения учащихся общаться в режиме диалога;

   - учащиеся заинтересованы в дальнейшем   развитии данной формы внеклассной работы, о чем свидетельствуют предложенные ими темы;

   - дебаты развивают коммуникативную культуру всех участников  образовательного процесса.

                                      

                                                                                                 Приложение№1

Дебаты по проблеме:

Неформальные молодежные движения.

(10 – 11 классы)

1 раунд

  1. Как вы понимаете содержание термина неформальное молодежное движение?
  2. Назовите известные вам неформальные молодежные движения в современной жизни?

                                                                     2 раунд

  1. Определите основную идею предложенных вам для анализа неформальных молодежных движений?
  2. Оцените, насколько опасны они для общества (окружающих людей) и для самого человека, в них участвующего?

                                                                      3 раунд

  1. Что привлекает молодежь в эти движения?
  2. Почему некоторые из них активно поддерживаются взрослыми людьми?

        

 

Материалы в помощь учащимся.

СЛОВАРЬ

     Адепт –  приверженец, последователь какого- либо учения

     Эгоизм –  себялюбие, предпочтение личных интересов интересам других, пренебрежение интересами общества.                    

     Инфантилизм –  сохранение у взрослых людей физиче5ских и психических черт, свойственных детскому возрасту. Эмоциональная неустойчивость, незрелость сужден6ий, капризность, подчиняемость.

     Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и  деятельности людей, в их  взаимоотношениях, а также создаваемых ими материальных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная  культура), конкретных народностей (культура майя), а также специфических сфер деятельности и жизни (культура труда, политическая культура); в более узком смысле – сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, произведения искусства, нормы морали, права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, уме6ния, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей.

Субкультура –   это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах продолжающая культуру нации,

 которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается

 от доминирующей культуры языком, взглядами  на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура  не противоречит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для неё.

                            Кантри – разновидность американской фолк-музыки белых жителей («ковбоев») Юга и Юго- Запада США. Поскольку в кантри-песнях поется об одиночестве, любви, чувствах, повседневной жизни, популярность стиля давно вышла за пределы США. Кантри у многих ассоциируется с образом крепких мужчин и ковбоев Дикого Запада.

Гламур – собственно «чары», «очарование» - оценочное понятие (оценка при этом может быть как положительной, так и отрицательной в зависимости от взглядов говорящего), означающее близость к общепринятым стандартам «роскоши», «шикарного», внешне

«блестящего».

                 

Неформальные молодежные движения  ЭМО

       В 1985 году музыкальные группы в Вашингтоне (США) стали искать новое звучание. В итоге выбрали эмоциональное направление. То есть это крики, стенания и пронзительное гитарное соло. Такое направление окрестили «ЭМО» - сокращенно от слова «эмоциональный».

      В 90-х это направление стало популярно на Западе, и появилась целая субкультура. Основными цветами ЭМО принято считать черный и розовый. Черный – это депрессия, розовый -  торжество жизни. К нам, в Россию, эта культура пришла три года назад.

      ЭМО – так называют себя старшеклассники, которые балдеют от плюшевых зайцев и проповедуют бисексуальную любовь. На самом деле законы природы не нарушают, всё ограничивается имитацией. Мода на бисексуальность пошла, потому что в эмо-культуре мальчики очень похожи на девочек.

      ЭМО носят полосатые гетры и шапочки, не вылезают из розовых кед. Предпочитают узкие джинсы и куртки в крапинку. На сумках – мультяшные герои. С собой – плюшевая игрушка. Глаза подводят черным, губы замазывают тональным кремом. Стрижка – косая челка в пол-лица. Обожают пирсинг, последние тенденции – кольцо в носу и «гвоздики» в уголках рта.

     ЭМО капризны, обычно ноют на тему: «Как все надоело! Друзья – сволочи! Денег нет! Чтоб вы все сдохли, дураки!» Отдыхать любят на детских площадках: пьют портвейн, едят чипсы, курят, причем любят все делать за чужой счет. Собственно и в субкультуру «малышей» они идут, чтобы выжать максимум из своего положения. Мол, пока мы дети, этим надо пользоваться. Отличительных черт три: эгоизм, инфантильность и потребительское отношение к жизни. Самостоятельность и лишние проблемы им не нужны проблемы. Суициды – это не их путь. К ранней сексуальной жизни не стремятся. Ведь это по-взрослому, а значит, не для них.  Считают, что им все должны. Могут употреблять легкие наркотики.

       Это реакция на засилье цивилизации бизнеса, демонстративный отказ жить по правилам капитализма. Это течение – слабое и неполное повторение субкультуры хиппи 60-х годов.

                                      ( по материалам газеты «Комсомольская правда)

Неформальные молодежные движения  ГОТЫ

       ГОТЫ  появились из панк-движения. В конце 70-х панковские группы стали играть более депрессивную мрачную музыку, ударились в настроения безнадежности, неприятие жизни, индивидуализм.

       Официальной датой рождения готики как субкультуры стал 1983 год. В этом году молодежь посмотрела фильм «Голод» с Катрин Денев и Дэвидом Боуи, которые изображали влюбленных вампиров.

С тех пор готическое движение распространилось по миру. Журналисты окрестили таких ребят ГОТАМИ, то есть варварами.

        Одеваются ГОТЫ в стиле Средневековья: корсеты, жабо, кружева. Все черного цвета. Волосы красят в тон одежды. Глаза и губы подводят угольным карандашом. Лица выбеливают.

        Ведут себя подчеркнуто театрально. «Обычных» людей презирают, смотрят на них свысока. Дескать, вы все боитесь смерти, а я с ней  «на ты».

        Они придумывают себе разные клички, чаще связанные с персонажами готических фильмов (вроде «Дракулы» или «Семейки Адамс» и книг. Готическая субкультура напрямую связана с вампиризмом (отсюда белое лицо и траурные одежды). Кровь пьют редко, когда любовь, как знак особого доверия к партнеру.

        Депрессия – больше имидж, чем состояние. Они на тусовках активно обсуждают новости, радуются выпивке. Травмировать друзей проблемами у них не принято. Каждый второй гордится  диагнозом «депрессивно -суицидальный синдром». Играют со смертью: бросаются под машины, режут вены, но с тайной надеждой, что их спасут. На самом деле умирать не хотят.

       Многие ГОТЫ ходят в художественные и музыкальные школы. Отпетые хулиганы среди них - редкость. Употребляют много таблеток от головной боли, чтобы балдеть. ГОТЫ любят мрачные места типа кладбища, но к сатанистам они не имеют никакого отношения. Походы на кладбище – демонстрация презрения к неоновому миру. Для столичных ГОТов субкультура – это лишь способ проведения досуга, а вовсе не образ жизни. Вся суть движения сводится к поддержанию имиджа.

      Эта субкультура относится к искусственно созданным. Для них коммерческие структуры придумали идеологию, выпустили атрибуты, для них шьется одежда, создаются клубы, потому что это все приносит прибыль.

     Могут себя покалечить, испортить здоровье лекарством.  Думают о будущем, хорошо учатся.

                                                          ( по материалам газеты «Комсомольская правда»)

Неформальные молодежные движения  СКИНХЕДЫ

       Движение скинхедов, то есть « бритоголовых» зародилось в Англии. Дело было в 60-е годы. Тогда скины, которые состояли из докеров и грузчиков, ни за что особо не боролись. Они просто ходили на футбол, пили пиво и слушали ска (музыка ямайских рабочих, завезенных британскими колонизаторами). Изначально ряды скинов состояли наполовину из цветных и выходцев из Ямайки.

        В 80-е в Великобритании наступил экономический кризис. Из бывших колоний тысячами поехали гастарбайтеры, особенно много было пакистанцев. Дешевая рабочая сила перенасытила рынок труда.

Скинхеды впали в депрессию, а тут английская националистическая партия  «Правый фронт» взяла их в оборот. В России скинхеды появились в 90-х годах.

          В настоящее время к ним нелегко попасть: места сходок засекречены, берцы (высокие ботинки на модной подошве) в последнее время носить перестали и бомберы (черные куртки без воротников) тоже – не хотят нервировать милицию.

          Движение тоже неоднородно: есть русисты (боны), есть антифа. Лозунг русистов: «Россия для белых!»

Они презирают инородцев, потому что те занимают рабочие места, предназначенные для белых. Если «черный» хочет завести отношения  с белой девушкой, скинхед должен это предотвратить любым способом.   «Мы раскачиваем Россию, - говорят они. Потом грянет революция, и мы придем к власти. Лидерам партии скины не подчиняются. У них один кумир – вожак банды (группы в 5 -10 человек). Единого лидера нет.  Ходят на концерты и футбольные матчи и там вербуют новичков. Многие скины из рабочих семей, больших денег у них нет. На тусовках используют характерное приветствие фашистов: «Зиг хайль!». В пьяном угаре вопят: Слава России! Слава воинам белой расы! В столице есть даже одна женская группировка. Они убивают вьетнамок или китаянок.

       В России движение сразу стало правым и массовым: погромы  на рынках, кровь, убийства.

       Скины могут напасть на бомжа, но только на пустынной улице. «Белых героев», которые убивают иноверцев процентов 10.  Они ядро движения. Остальные звереют только толпой, часто устраивают потасовки на матчах. Спланированные акции бывают нечасто.

        В эту субкультуру вливается две категории детей: те, у кого в почете националистические идеи, и те, кто считает своих родителей неудачниками и ищут человека, который расскажет, как надо жить.

Для скинов важна не столько семья, сколько нация. А рупоры этой нации – вожаки скин-группировок.

        Есть ещё антифа . Это тоже бритоголовые, но они проповедуют традиционные ценности: пиво, девочки, драки, футбол. Они уважительно относятся к мигрантам, считают, что их надо защищать, а националистов истреблять. Разборки внутри движения – обычное дело.

       Появление этой субкультуры в России было реакцией молодежи на проблемы общества: неконтролируемая миграция инокультурных граждан. Этнические мафии, контролирующие мелкий и средний бизнес и не пускающие туда коренных жителей. Милиция, скупленная на корню диаспорами, завоз наркотиков гражданами из азиатских республик.  Все это есть, только скинхеды стали незаметны в толпе.

                                                   ( по материалам газеты «Комсомольская правда»)

Неформальные молодежные движения R & B  (Эр Энд Би)

     Правильный перевод R &  B   - это ритм и блюз.  Эта музыка изначально считалась «черным кантри». Её играли афроамериканцы в деревнях. В 50-е  годы они привезли её с собой  в крупные города Америки. В 90-е годы музыка покрылась налетом гламура и трансформировалась в клубный рэп.

     Это субкультура детей, которые пытаются вести глянцевую жизнь, часто не имея на это денег.

     Перевод «Богатые и знаменитые» - это изначально было шуткой. Но потом многие адепты об этом забыли и стали воспринимать совершенно серьезно. О ритме и блюзе сейчас помнят только музыкальные критики. Почему именно это направление стало родным для фанатов глянцевой жизни? Возможно, потому, что рэперы всегда были падки на золото и блондинок. А тем не нравилось слушать про проблемы улиц. Немного подкорректировали.

       Глянцевую жизнь возвели в культ. Школьники потянулись в солярий, студентки копят деньги на ботокс. По ночам весь этот народ устремляется в элитные клубы. В клубы идут не ради веселья, а ради престижа. На входе отбраковывают некрасивых девушек. Главное улыбка. Грустных и злых в клуб не пускают. Одежда должна быть престижных марок. Подъезжать к клубу лучше на иномарке, чтоб подумали, что приехали на машине с шофером.

      У нищих фанатов гламура есть тоже свои клубы и своя субкультура. Расшифровывается она как

« Rich & Beautiful».   Говоря по- русски: Богатые и красивые». По идее это должно быть течение золотой молодёжи, но мажоров в движении нет. Эта субкультура создана им в пику. На них яркие одёжки с поддельными знаками фирмы, на парнях рэперские кепки со стекляшками (согласно версии это кристаллы Сваровски). Мажоров в их среде никто не любит. Субкультура построена на некотором противоречии с одной стороны  R&B -шники заявляют, что они дети улиц . С другой стороны они всем своим видом кричат мажорам: «Не думай, что ты тут самый крутой! Я тоже так могу!» Одним словом, забияки, Золушки в оппозиции.

        Ушлые бизнесмены, посмотрев, какие толпы стоят под дверями элитных клубов, решили поживиться на чужом горе. Сначала пропиарили движение( столь популярное на Западе), а потом открыли альтернативные заведения. Гламур по бросовой цене! Теперь для них попытки прорваться в настоящее королевство гламура  - лишь забава. Но зато, потерпев неудачу они могут отвести душу

в своем клубе. Если бы этого не было, возможны были бы скандалы с родителями на тему: Я вас ненавижу, за то, что бедные. Субкультура выполняет роль некоего буфера между желаемым и реальным.

       В отличие  от  других субкультур здесь нет идеи. Чтобы сойти за своего, здесь ничего не надо читать (как у готов), придерживаться определенных идеологических взглядов (как у скинов), даже музыку(как практически у всех остальных субкультур) никакую особенную слушать не надо. Всё здесь поверхностно, фальшиво и лживо.

       Эти ребята не читают серьезных книг и не смотрят фильмов, их удел – глянцевые журналы.

                                               ( по материалам газеты «Комсомольская правда»)

                                                                     

     

       ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Урок риторики в форме дебатов. (10 класс)

Тема : Бизнес и мораль.

1 раунд

1. Какое содержание вкладываете в понятие бизнес. Сформулируйте определение понятия.

2. Что такое мораль? Как вы это понимаете?  Дайте свое толкование.

Бизнес – это все, что угодно, но это не место для проявления морали, здесь всё определяется выгодой и целесообразностью. Даже сама мораль.

            Согласны ли вы с этим утверждением?

                                                             2 раунд

« Из  10 заповедей бизнесмена»

  1. Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего
  2.  Богатство не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа.
  1. Государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, а тем более тех, кто не может заработать себе на хлеб. Хозяйствование – это социально ответственный вид деятельности.
  1. Присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе.
  2. В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты.

     Задание: на основе анализа содержания данных заповедей сформулируйте: что такое социально ориентированный  бизнес.

3 раунд

  1. Дайте свою оценку приведенным фактам с точки зрения темы сегодняшних дебатов.

Факт 1. В 90-е годы бизнесменом Сергеем Мавроди была создана печально извест-

             ная  финансовая пирамида МММ. По разным оценкам в результате краха

             АО МММ пострадало порядка 12  миллионов человек. Вкладчики потеряли

             свои сбережения, многие остались без квартир. Четыре года длилось разби-

              рательство. Мавроди отсидел свой срок, но вкладчики так и не получили

              своих денег. На вопрос: считает ли он себя мошенником, Мавроди ответил:

             « Нет. Я никогда не обещал, что верну вклады всем.

Факт 2. Предприниматель Федор Овчинников открыл в Сыктывкаре магазин

             интеллектуальной книги «Сила ума». Многие отнеслись к идее с недове-

             рием, но Он рискнул. В 2007 году пришлось продать 50% бизнеса, чтобы

              получить инвестиции на развитие дела, ему предрекали крах. Прошел год.

             Бизнес развивается: магазины открыты уже в Ухте, Воркуте, Усинске.

             «Это всё стереотипы, что людям в провинции якобы ничего не интересно,

             кроме выживания. Стереотипы! Хорошие книги нужны. Чем мрачнее, чем

             холоднее, тем  больше нужны» -,  считает Овчинников.

                      На вопрос о других новостях он ответил: «Дочка пошла в садик.

            Я снова начал читать книги, поменял Hyudai Accent на Toyota  Camry, но

            из однокомнатной квартиры пока не выехал».

                 Этот сыктывкарский  книготорговец с лицом отличника планирует

             сразиться с московскими акулами книжного бизнеса.

                                                           

      ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ТЕМА: АРИФМЕТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. ЮНОШЕСКАЯ  ДРУЖБА.

                                                                              (7класс)

                                                           1 раунд

 - Как вы понимаете, что такое дружба?

 

 - Допишите неоконченные предложения:

       Дружба – это…

       Друг – это тот, кто…

       Друг и приятель не совсем одно и то же, так как …

                                                           2 раунд

   - Если дружишь с человеком и тебе что-то в нем не нравится: стиль одежды, какие-то привычки, некоторые знакомые, нужно ли стремиться переделать человека или его принимать таким, какой он есть? –

   - Ссориться ли с другом (подругой) если они не прислушиваются к твоему мнению?

   - Что можно прощать другу( подруге), а что нет?

   - Прав ли Аристотель в своем утверждении: «Дружба проникает в жизнь всех людей, но для сохранения её порой приходится сносить обиды»?

   - Если твоим родителям не нравится твой друг(подруга) и они открыто говорят тебе об этом, запрещают дружить, как быть в подобной ситуации?

                                                          3 раунд

     - Неизвестный автор сказал: «Соблюдай обязанности дружбы».

        А какие по-вашему обязанности дружбы?

- Соблюдение каких условий предполагают дружеские отношения? ( Или на чем основывается дружба?)

                                     Дебаты по проблеме толерантности

                                                                                                             Теперь, когда мы научились летать

                                                                                     по воздуху, как птицы, плавать под водой, как

                                                                                      рыбы, нам не хватает только одного: научиться

                                                                                     жить на Земле, как люди.

                                                                                                                                              Бернард Шоу.

Вступление: Кризис в нашей стране показал, что самой  уязвимой сферой человеческих отношений  в современном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Очень часто мы применяем определённые стереотипы по отношению к другим нациям и национальностям. В нашей школе учатся и русские, и татары, и армяне, и азербайджанцы и дети других национальностей. Следовательно, проблема толерантности актуальна и для нас с вами сегодня, потому что строить отношения в нашем многонациональном мире нужно учиться уже сейчас.

               Как мы не видим воздуха и не думаем о нём, когда дышим, так же точно мы не замечаем права, и не думаем о нём, когда пользуемся. Невидимый мир прав постоянно окружает нас, но мы вспоминаем о нём тогда, когда сталкиваемся с какой-либо проблемой.

             На сегодняшних дебатах мы попытаемся начать освоение этой нелегкой проблемы, обсудим,  как понимаем  её, как сегодня уже можем грамотно выстраивать межнациональные личностные отношения.

Сегодня в обществе очень много говорят о проблеме толерантности , её обсуждают на самых различных уровнях, и вы это сегодня увидите. В 1995 году была принята Декларация принципов толерантности. Этот документ был принят на  Генеральной конференции ЮНЕСКО.

     С  этим документом вы тоже сегодня будете иметь возможность поработать.  Мы живём в открытом пространстве, а это диктует свои правила, которым надо учиться.  Это данность, которую нужно принять и понять.  Мир принадлежит вам, молодым, и от вашей культуры, образованности, правильного понимания ситуации во многом зависит, каким будет этот мир, каким будет общество.

1 раунд.

     С различных языков понятие толерантность переводится по-разному. Вашему вниманию предоставлены различные переводы этого понятия.

      Ваша задача определить, чем толкование понятия отличается в различных языках  мира и выявить  ядро понятия  толерантность.  Дать определение этого понятия.

   

Приложение1:

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность и терпение, расположенность к другим.

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо)

Раунд 2

Приложение № 3

«Декларация принципов толерантности»

   Сформулируйте, пожалуйста, основные  принципы толерантности, которые содержит предложенная вам статья из «Декларации принципов толерантности», утвержденной ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года.

Приложение 2

Статья 1.

ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

1.1. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждения. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это, прежде, всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3. Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.  

1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признаёт такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

                          из «Декларации принципов толерантности», утвержденной ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года.

Статья 2.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   УРОВЕНЬ

2.1. На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения  правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.

2.2. Для того, чтобы сделать общество более терпимым, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.

2.3. В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира.

2.4. Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищённых групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, «все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга».

Статья 3.

СОЦИАЛЬНЫЕ   АСПЕКТЫ

3.1. Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живём в век глобализации экономики и всё большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

3.2. Толерантность необходима в отношениях, как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к  набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

3.3. В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищённым группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем, чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности, в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.

3.4. В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов.

Статья 4.

ВОСПИТАНИЕ

4.1. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чём заключается их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

4.2. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

4.3. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодёжи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

4.4. Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе толерантности, прав человека и ненасилия. Это означает необходимость уделения особого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

Раунд 3

 - Сформулируйте понятие межэтническая толерантность.

-  Прочитайте статью и ответьте на вопросы:

     1. О чём идёт в статье речь?

     2. Какой основной принцип демократии нарушен?

     3. Возможно ли предотвратить подобные действия, что для этого нужно

         сделать?

Статья из «Независимой газеты»,

Источник – Интернет, поиск в Yandex по теме «Толерантность»

«Независимая газета»: Расследование дела о погромах на юге Москвы затягивается.

         Москва, 21 декабря. Новые результаты даёт расследование дела о массовых беспорядках, учинённых 30 октября бандой подростков на юге Москвы. Сотрудники столичного уголовного розыска арестовали ещё одного активного участника погромов. 22-летний нигде не работающий москвич Владимир Трубин обвиняется в убийстве гражданина Индии. Трубин был арестован утром 19 декабря по месту прописки – в доме № 10 на улице Кравченко. В Мосгорпрокуратуре рассказали, что, по словам задержанного, одно время он был активным участником экстремистского молодёжного движения «бритоголовых». Как считают оперативники, всё указывает на то, что именно он жестоко избил 35-летнего индуса Брави Шарма (по другим данным, погибшего звали Кумар Шарма Провид), в результате чего  тот скончался. Это произошло в районе рынка возле станции метро «Царицыно», где вечером 30 октября полторы сотни вооружённых арматурой подростков напали на уличных торговцев неславянской наружности. В результате побоев на месте погиб 55-летний выходец из Армении ВарданКулиджанян, ещё 23 человека получили телесные повреждения различной тяжести. Бесчинства продолжались в метро, в переходе между станциями «Каховская» и «Севастопольская». Здесь были избиты ещё более десяти человек, в том числе уроженец Таджикистана 18-летний Карем Джанмамедов, который позднее скончался в больнице. От рук погромщиков пострадали также несколько человек в районе гостиницы «Севастополь», где живут афганцы.

        Источник – агентство РБК.

Заключение: - актуальна ли для школы проблема межэтнической

                             толерантности? Аргументируйте свой ответ..

                             

   

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка

Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....

Влияние организационных форм внеклассной работы на формирование познавательного интереса учащихся к географии (на примере географических игр)

Влияние организационных форм внеклассной работы на формирование познавательного интереса учащихся к географии (на примере географических игр)...

Из опыта работы: ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

просвещение педагогов по вопросам сопровождения детей в СОП...

Методический семинар "Формы внеклассной работы по русскому языку и литературе как средство развития творческой личности учащихся"

Влияние форм и видов внеклассной работы по русскому языку и литературе на развитие творческой активности учащихся в учебном процессе....

Кружковая работа как форма внеклассной работы по русскому языку

                             Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому...