Воспитательная система класса
методическая разработка (11 класс) по теме

В настоящее время Россия переживает одно из непростых периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Воспитательная система класса – это неотъемлемая часть детского коллектива. Она притягивает к себе подростков яркой интересной познавательной жизнью, где они могут реализоваться как личность, независимо от пола, нации, религии, социального положения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema_klassa_0.doc421.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Управление образования Муйского района

МОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 3»

"Утверждаю"

"Согласовано"

директор МОУ  ТСОШ №3

зам. директора по ВР

___________________

_____________________

"_____"_______200_ г.

"_____"_______200_ г.

Модель

воспитательной системы 11 «б» класса

«Познай себя»

Классный руководитель: Козлова Татьяна Евгеньевна

                                   

2012 – 2013 учебный год

                             

Пояснительная записка          

                                                                      Никакое дело нельзя хорошо сделать,

                                                                     Если не известно, чего хотят достигнуть.

                                                                                                           (А.С.Макаренко)

В настоящее время Россия переживает одно из непростых периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Воспитательная система класса – это неотъемлемая часть детского коллектива. Она притягивает к себе подростков яркой интересной познавательной жизнью, где они могут реализоваться как личность, независимо от пола, нации, религии, социального положения.

Как никогда ранее важна в современной  жизни толерантность. Она необходима в отношениях, как между людьми, так и на уровне детского коллектива, так как видна огрубелость чувств, безразличие друг к другу, жестокость, нетерпимость. Все эти и другие проблемы освещены в воспитательной системе.

Воспитательная система «Познай себя» предназначена для учащихся 11 класса. Система построена с учетом психологических особенностей и потребностей детей данного возраста.

Сегодняшние дети – это взрослые XXI века. А что должны знать и уметь взрослые в новом веке, веке деловых людей? Без чего не обойтись сегодня будущему выпускнику школы.

Во-первых, без знаний. Детям интересно узнавать что-то новое, неизвестное. Готовить классные часы на различные темы, вечера, познавательные игры, конкурсы, которые подготовят ребята из клуба «Интеллект».

Во-вторых, без культуры поведения, правил этикета, умения общаться.  В этом им поможет  клуб «Общение».

В-третьих,  без умения отдыхать, организовать свой досуг. Приглашаем в клуб «Досуг».

В-четвертых, без здоровья. Воспитать правильное отношение к здоровому образу жизни смогут ребята из клуба «Здоровье».

На основе своего опыта работы с учащимися старшего звена,  я пришла к выводу, что план воспитательной работы, ежегодно составляемый, целесообразно заменить несколько расширенным аналогом, охватывая сразу два года обучения.

Естественно, конкретные мероприятия будут и должны меняться и дополняться в соответствии с общешкольным планом воспитательной работы, но основные положения остаются незыблемыми при достижении поставленных целей воспитательной работы.

Первые и последние школьные годы – самые ответственные и запоминающиеся. Меняется образ мыслей, стиль жизни, происходит переход из подросткового периода в юность – прекраснейшую пору жизни человека.         Насколько плавным и гармоничным будет этот переход, насколько подготовленным (особенно духовно) вступит подросток в эту пору жизни, во многом зависит от учителя вообще и от классного руководителя, в первую очередь, учитывая степень тесноты общения с его классным коллективом.

Цель воспитательной системы: воспитание  нравственно и физически здоровой, интеллектуальной личности, разносторонне подготовленной к успешной социализации.

Задачи:  

  • Развивать познавательную активность учащихся как условие интеллектуального, нравственного, коммуникативного и физического самовыражения.
  • Формировать интеллектуальный, нравственный, физический потенциал личности ребенка,  готовой  к успешной социализации.
  • Содействовать развитию творческих способностей, коммуникативных умений.
  • Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии.
  • Создать содружество детей, педагогов и родителей.

Ожидаемый результат.

Учащиеся, окончившие школу должны

  • иметь активную жизненную позицию;
  • уметь ставить цель и определять вариативные пути её достижения;
  • видеть варианты развития событий и быть готовой к преодолению трудностей;
  • уметь максимально объективно анализировать достигнутые результаты;
  • владеть коммуникативными навыками ведения диалога, корректного поведения в ситуации конфликта;

  • быть готовой к профессиональному самоопределению в непрерывно меняющихся условиях;
  • стремиться к достижению жизненного успеха;
  • иметь адекватную самооценку, сохранять уверенность в своих силах при возникновении трудностей в достижении поставленной цели.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

  • Администрация школы;
  • Творческая мастерская классных руководителей;
  • Родительский комитет класса;
  • Классный руководитель;
  • Психолог;
  • Социальный педагог;

Принципы, положенные в основу воспитательной системы:

  • Гуманизм
  • Актуальность
  • Толерантность
  • Доступность
  • Добровольность

Через разнообразные формы работы я определяю для себя содержание воспитательной работы в классе, с учетом индивидуальных и психологических особенностей своих ребят и коллектива в целом.

                          Формы работы

Направления воспитательной работы

Экскурсии в помощь учебным программам, предметные недели,

Библиотечные часы, конкурсы «Копилка пятерок», «Самый, самый…»

Познавательная деятельность

Организация дежурства (по классу, школе), трудовые десанты, субботники, работа бригады хозяйственников

Трудовая деятельность

Час общения «Спорт - ты жизнь…», соревнование по баскетболу, волейболу, Осенний кросс

Спортивная деятельность

Уроки мужества, проведение правовых бесед, беседы по ПДД и ОБЖ, часы общения «Устав школы – это закон нашей жизни», «Что такое порядочность?», «Моя семья», музыкальные вечера

Ценностно-ориентированная     деятельность

Классные вечера: «Знаем ли мы друг друга», «Женские истории…», «А если это любовь?», «С днем рождения!»

Традиционные общешкольные вечера;

Самоуправление в классе

Классные часы, беседы, встречи в рамках программы «Дороги, которые мы выбираем»

Свободное общение

Профориентационная деятельность

Развитие личности происходит в тесном взаимодействии:

Воспитывающая деятельность на учебные годы.

  1. Участие класса в общешкольных мероприятиях:

Основной составляющей воспитательной работы в классе, на мой взгляд, является участие класса во всех общешкольных мероприятиях согласно плану работы школы. 

В воспитательной системе школы выделилась системообразующая деятельность – это совместная коллективная деятельность.  Формирование и развитие общественной активности детей происходит через участие в школьном самоуправлении. Учащиеся старшего звена являются членами Совета а старшеклассников и организаторами внутришкольных дел.

Это позволяет четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса в школе и способствует:

  • повышению уровня общительности каждого в отдельности;
  • развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом;
  • рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части дружной и весёлой семьи, название которой – школа;
  • формированию чувства коллективизма и гуманизма у школьника.

  1. Связь с правоохранительными и досуговыми центрами села:

Учитывая возраст моих воспитанников, можно с уверенностью сказать, что потребность в общении со сверстниками у них очень велика. Целесообразно сделать это общение позитивным и максимально интересным.  Поэтому, на мой взгляд, нужно в максимальной степени использовать в воспитательной работе взаимодействие класса с правоохранительными и досуговыми центрами села (ДДТ, РДК, БИБЛИОТЕКА), активно откликаться на поступающие от них предложения и проявлять инициативу самим, тем более что возможность выхода коллектива за рамки школы, представляя свои достижения и делясь опытом, повышает уровень значимости  каждого учащегося для коллектива, способствует формированию чувства собственного достоинства.

  1. Планируемые внутриклассные мероприятия:
  • систематическая еженедельная работа внутриклассных структур (учебный сектор, организаторы-затейники, цветоводы, художники и др.) – как звеньев слаженно работающего механизма по организации жизни класса;
  • проведение ежедневных пятиминуток – планерок «Планы – итоги»;
  • проведение правовых бесед; беседы по ОБЖ и ПДД – через взаимодействие с РОВД, библиотекой;
  • проведение тематических классных часов – Час Общения – темы выбираются самими учащимися или диктуются ситуацией в школе, стране, мире, а также могут быть предложены классным  руководителем;
  • проведение музыкальных, литературных и других вечеров, способствующих эстетическому развитию личности;
  • большое внимание уделяю работе по созданию традиций класса.

Традиция – это раз и навсегда найденная форма поведения, которая несёт в себе огромный потенциал.

Традиция – это ещё и лицо формирующегося коллектива. Традиции, если они добрые, обеспечивают уверенность и защищенность каждому ребенку. Рождается имидж класса и каждого ребенка теперь воспринимают через призму данного имиджа.

Традиционны классные огоньки «Поздравляем с днем рождения!», «Знаем ли мы друг друга?», «День Святого Валентина», «День мамы», организация самоуправления, совместная работа с учащимися и родителями и др.

При работе с детьми ориентируюсь на принцип живого общения: «Делай как я! Давай делать вместе! Делай сам, но если надо я помогу!».

  1. Примерная тематика классных часов:
  • «Устав школы – закон нашей жизни»;
  • «Давайте познакомимся!» или «Знаем ли мы друг друга?»;
  • «Последние годы детства… Что впереди?» (профессиональная и личностная ориентация подростков);
  • «Что такое порядочность?»;
  • «Защищать Отечество – твоя святая обязанность или вынужденная необходимость»;
  • «Женские истории…»;
  • «Спорт – ты жизнь!» (актуальным ли остается вопрос о ведении здорового образа жизни);
  • «Моя семья» и др.

             

  1. Работа с родителями учащихся:

Очень часто приходится слышать мнение, что все идет из семьи. Это действительно так – основные черты характера либо заложены генетически, либо сформированы под влиянием родителей в младенческие годы.

        Идеальным вариантом воспитательной работы и самым продуктивным, на мой взгляд, является равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя, основанное на позитиве.

С этой целью планируется провести следующие мероприятия:

  • традиционные разговоры с родителями учащихся по телефону, причем о каких-либо достижениях их ребенка следует сообщать с той же частотой, что и о неудачах;
  • родительские собрания, традиционно посвященные анализу успеваемости, посещаемости учащихся, обсуждению хозяйственных вопросов;
  • заседания родительского комитета;
  • тематические родительские собрания, направленные на решение общих проблем и улучшение взаимоотношений детей и родителей, например:
  • «Какие мы родители?»
  • «Знаем ли мы друг друга?»
  • «Кто они – взрослые или дети?»
  • «Давайте дружить…»
  • «Даете крылья или обрезаете?»

  1. Индивидуальная работа:

Роль индивидуальной работы очень велика, причем в равной степени и с детьми и с их родителями. В повседневной жизни классного коллектива возникает множество ситуаций, которые выходят за рамки коллективного обсуждения. Очень важно правильно оценить создавшееся положение и определить степень замкнутости диалога. При этом, на мой взгляд, важно помнить о том, что хвалить ребенка лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине.

  1. Работа с педагогами:
  • систематическая организация встреч родителей с работающими в классе педагогами;
  • осведомление учителей предметников о состоянии здоровья учащихся;
  • знакомство учителей с условиями жизни и с взаимоотношениями в семье;
  • индивидуальные беседы ученика и классного руководителя при необходимости решения возникающих проблем;
  • выяснение у учителей- предметников причин снижения результативности работы того или иного ребенка, если таковое имеет место;
  • тесное сотрудничество с психологом школы.

Считаю, что данная система способствует решению поставленной задачи.

Зерна, посеянные в такой комплексной системе, дают свои всходы: формируется личность, готовая к самоутверждению, сплоченный коллектив.

        Для классного руководителя очень важно объективно оценить результаты своей работы. Считаю, что необходимо знать ответы на  вопросы:

  • Как работает моя система на практике?
  • Какова суть произошедших изменений?
  • В чем заключаются возможные недочеты?

Пытаясь найти ответы на поставленные вопросы, я пришла к выводу: необходимо проводить диагностику качества воспитательной работы в классном коллективе.

Виды диагностик

Сроки

1. Анкета для учащихся по определению уровня воспитанности.

сентябрь, апрель

2. Анкета для учащихся по определению склонностей и интересов.

сентябрь

3. Анкета для учащихся «Отношения в классном коллективе».

сентябрь, апрель

4. Методика для изучения социализированности личности учащегося. Анкета для учащихся.

сентябрь

5. Анкета для учителей-предметников по определению уровня воспитанности.

октябрь

6. Методика «Критерий оценки социальных качеств учащихся» для учителей-предметников.

ноябрь

В целом реализация воспитательной системы способствует максимальному сближению интересов родителей, детей и педагога в развитии гармоничной личности. И тогда выполняется одно из самых главных моих правил: «Что бы ни случилось сегодня между учителем и учеником, между учащимися класса, ребенок должен уйти домой из школы с хорошим настроением! Без обиды и досады!».

Философской основой, объединяющей участников образовательного процесса, стала формирующаяся система ценностей и идей коллектива, которая развивает в личности социально значимые качества. Все эти качества я объединяю в понятие «социальная компетентность».  Социальная компетентность, на мой взгляд, включает в себя следующие аспекты:

  • умение принимать решение, делать ответственный выбор;
  • готовность нести ответственность за свои поступки;
  • умение анализировать ситуацию;
  • умение понимать себя, свои потребности и устремления, относиться к себе с уважением, хранить чувство личного достоинства;
  • способность быть успешным в выбранном виде деятельности;
  • умение быть независимым, смело отстаивать свою позицию конструктивными, корректными способами;
  • осознание возможности и необходимости быть субъектом общественной жизни и деятельности.

Все эти качества свойственны людям, имеющим чувство собственного достоинства и объединенным идеей личностного роста. Именно такими я и вижу в будущем своих воспитанников: умеющими отстаивать свои права, раскрывать свои способности, ориентироваться в мире жизненных ценностей и развивать общечеловеческие достижения во всех сферах жизни.

При оценке качества своей деятельности как классного руководителя я ориентируюсь на определенные критерии:

  • Повышение уровня воспитанности и общей культуры учащихся;
  • Взросление классного коллектива, возрастание его сплоченности и удовлетворенности учащихся своим коллективом;
  • Возрастающая упорядоченность жизнедеятельности классного коллектива;
  • Общий устойчивый эмоционально-положительный психологический климат в классе;
  • Активное участие класса в школьных воспитательных мероприятиях;
  • Социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность;
  • Степень вовлечения родителей в дела класса;
  • Осознанный выбор учащимися приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражени

Эффективность работы системы с данным классом подтверждается следующими результатами:

  • Большинство  обучающихся ся занимаются в кружках, спортивных секциях;
  • нет детей,  состоящих на учете в школе и ПДН;
  •  класс занимает призовые места в спортивных соревнованиях, конкурсах;
  •  ребята являются участниками и организаторами  общешкольных дел; в классе есть хороший актив;
  • ученики  этого класса стали  победителями  различных конкурсов на муниципальном уровне.
  • найден тесный контакт с родителями;  родительские собрания посещают все родители.

Основные направления воспитательной

                           системы класса

                                                                                         

 

                                       

                                      Модель

воспитательной системы класса

 

Клуб «Интеллект»                                          Цели: создать условия для  

                                                                                              раскрытия

                                                                                             интеллектуальных, умственных

                                                                                            способностей. Оказать влияние

                                                                                             на формирование трудолюбия,

                                                                                             чувства ответственности, обеспе

                                                                                              чить развитие познавательной

                                                                                              активности учащихся

                                                                                              Задачи:

  1. Создание ситуации успеха.
  2. Научить самостоятельно получать знания.
  3. Способствовать сохранению стабильного уровня успеваемости

4.Обеспечить переход на более качественный уровень усвоения знаний.

5.Формирование внутренней потребности готовности к получению полноценного    образования и дальнейшего самоопределения.

Формы:

  • Классные часы на темы: «Самостоятельность, самообразование, самоуправление»
  • Привлечение учащихся к занятиям в кружках, факультативах, дошкольных образовательных учреждениях.
  • Организация познавательных вечеров, экскурсий.
  • Психологические тренинги, игры, мониторинги успеха.
  • Привлечение учащихся к участию в олимпиадах, конкурсов, научно-практических конференциях.  

Клуб «Общение»

Цель: развитие творческого потенциал

 личности, привить навыки культурного

общения.

Задачи:

  1. Создать  условия для  раскрытия

      собственной индивидуальности.

  1. Сохранение народных традиций и

Обычаев.

  1. Создание творческого коллектива

« К и Компания»

  1. Формирование толерантности.

 Формы:

  • Участие в различных конкурсах: классных, школьных, районных.
  • Знакомство с художественными и историческими ценностями России и Бурятии.
  • Проведение вечеров, классных часов.
  • Посещение занятий детских объединений: «Речевой этикет», «Люди и куклы», «Краеведение»

Клуб «Здоровье»

 

                                                                                   

                                                                               

                                                                                    Цель: привитие навыка выживания

                                                                                     в непростых условиях

                                                                                    современной жизни, сохраняя

                                                                                     психическое и физическое здоровье;

                                                                                    Задачи:

                                                                                   1. Пропаганда здорового образа;

                                                                                   2. Профилактика асоциального

                                                                                       поведения учащихся;

                                                                                   3. Составление индивидуальных карт

                                                                                       здоровья;

                                                                                                                                                         

Формы:

                                                                                 

  • Проведение походов;
  • Посещение бассейна;
  • Посещение спортивных секций, участие в соревнованиях;
  • Участие в работе туристического клуба;
  • Проведение Дня здоровья;
  • Классные часы «Профилактика травматизма и первая медицинская помощь»
  • Беседы по профилактике курения, алкоголизма, наркомании;
  • Участие в школьном конкурсе « Экстремальные ситуации»;

Клуб «Досуг»  

Цель: развитие творческих  и

организаторских способностей

учащихся, привитие интереса

к организации и проведения досуга.

Задачи:

1.Создание условий для раскрытия

   организаторских способностей;

2. Проведение внеклассных  

    мероприятий, игр, конкурсов;

3. Посещение детских объединений;

Формы:

  • Конкурсы;
  • Смотры художественной самодеятельности;
  • Дискотеки;

Занятость учащихся вне учебных занятий


Схема самоуправления

Работа с  проблемными детьми:

  1. Беседа с учащимися о поведении, внешнем виде, посещаемости (в течение года).
  2. Индивидуальные собеседования по итогам успеваемости (в течение года).
  3. Привлечение учителей-предметников для бесед с учащимися по итогам успеваемости (в конце учебной четверти, полугодия, в конце учебного года).
  4. Индивидуальные задания учащимся при подготовке к  общешкольным мероприятиям (новогоднее оформление кабинета, поздравительные открытки ветеранам, учителям к Дню учителя).
  5. Профилактика правонарушений, ЗОЖ (в течение года).
  6. Работа с учащимися, требующими повышенного внимания (в течение года).
  7. Индивидуальные консультации с привлечением социально-психологической службы школы (по мере необходимости).
  8. Личные беседы с учащимися (по мере необходимости).

Семья

(работа с родителями)

ЦЕЛЬ:        

Создание условий для нормального, умственного и физического совершенствования подростка совместно с семьёй.

ЗАДАЧИ:

  • Информирование родителей о результатах учебы ребят.
  • Психолого-педагогический всеобуч родителей. (ПВР).
  • Организация совместной деятельности детей, родителей и педагогов с целью развитие познавательных интересов.
  • Организация совместной работы по совершенствованию физических качеств ребят, укрепление здоровья, социализации подростка.

ФОРМЫ:

  • Тематические родительские собрания с привлечением психологов, медицинских работников.
  • Организация работы родительского комитета.
  • Круглые столы «Вечер трудных вопросов».
  • Праздники «Мир моей семьи» (семейные традиции и праздники).
  • «Родители для родителей». Индивидуальные и групповые консультации, советы, рекомендации (в течение года).
  • Родительский консилиум по успеваемости учащихся, предварительным итогам (в конце полугодия, года).
  • Участие родителей в ремонте классной комнаты; привлечение родителей к помощи в классе, школе (в течение года, май, июнь).
  • Посещение семей учащихся имеющих проблемы в обучении и поведении (в течение года).

Тематика родительских собраний:

  1.  «ЕГЭ: как пережить стресс».
  2.  «Реализация прав ребенка жить и воспитываться в семье».
  3. «Как научить ребенка быть успешным». Итоги 1 полугодия.
  4.  «Мы выбираем».
  5. «Дороги, которые мы выбираем». Заключительное родительское собрание (семья, ребенок, школа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)

система воспитательной работы в классе (5-11)...

Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"

Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...

Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов

Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее  время, когда практические не существует...

Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)

Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления  воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...

Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)

Программа воспитания охватывает два года  школьной жизни (10 и 11  классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...