Сценарий "У войны не женское лицо"
классный час (9 класс) по теме

Затолокина Ольга Васильевна

Музыкально-литературная композиция к Дню Победы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon u_voyny_ne_zhenskoe_lico.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение –

«Средняя общеобразовательная школа № 8» Министерства Обороны Российской Федерации  им.850-летия Москвы

СЦЕНАРИЙ музыкально-литературной сценической композиции, посвященной Дню Победы.  Для 8-11 классов.  2010 год

"У ВОЙНЫ НЕ  ЖЕНСКОЕ ЛИЦО…"

составитель Затолокина О.В.

Место проведения: актовый зал СОШ № 8 МО РФ г.Севастополь

ФОНОГРАММЫ песен о войне пока учащиеся рассаживаются в зале.

ВЕДУЩИЙ:  Не было и горше нет войны

Той, что завершилась в сорок пятом.

Мне слышны, да и тебе слышны

Столько лет слышны ее раскаты.

Мы собрались  сегодня, что бы вспомнить те суровые  уже далекие  годы Великой Отечественной,  чтобы  почтить память погибших и что бы поздравить с праздником и поблагодарить еще живых ветеранов  войны – сегодня они наши гости. Встречайте !

   ( Под аплодисменты входят в зал  ветераны, им вручают  цветы)

ФАНФАРЫ- военный марш, выход  участников

Прошла война, прошла страда,  \

Но боль взывает к людям
Давайте люди никогда об этом не забудем.

Пусть память верную о ней хранят, об этой муке

И дети нынешних детей, и наших внуков внуки.

Пускай всегда годину ту на память нам приводит

И первый снег, и рожь в цвету, когда под ветром ходит.

И каждый дом, и каждый сад в ряду – большой и малый.

И дня восход, и дня закат над темным лесом- алый.

Пускай во всем, чем жизнь полна,  

Во всем, что сердцу мило,

Нам будет памятка дана о том, что в мире было.

Затем, чтоб этого забыть не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье – не в забвенье !

ВИДЕОФИЛЬМ - кадры первого дня войны

ФОН - песня "Вставай, страна огромная"

          Внезапный залп средь мирной тишины,

          Внезапная бомбежка на рассвете.

Так начался он – первый день войны.

Такой, что не бывало на планете !

Еще вчера у каждого был свой

Обжитый дом, была своя работа.

Наш дом отныне – на передовой,

У всех одна судьба – судьба бойца-народа.

И были мы так свято сплочены,

Что несмотря на горести и беды,

Тот самый тяжкий, первый день войны

Был днем начала будущей Победы !

ФОНОГРАММА- ФОН № 1- гаснет свет,

                        прожектор высвечивает ведущего на  краю сцены

ВЕДУЩАЯ:  -   рассказ о первой бомбежке Севастополя  

                         (от первого лица)

    Последние слова:    "Мирная, счастливая  жизнь осталась в прошлом. Свист снарядов и грохот взрывов навсегда перечеркнул все мечты и надежды."

1-я девочка на другом краю сцены в гимнастерке, с пилоткой в руках, ею жестикулирует и читает:

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина ?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.

Разве для смерти рождаются дети, Родина ?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина ?

 юноша в гимнастерке - на середине сцены,

         с пилоткой в руке читает стих:

Тихо сказала : " Вставайте на помощь." – Родина.

Славы никто у тебя не выспрашивал, Родина.

Просто был выбор у каждого – я или Родина.

2-я девушка на другом краю сцены в гимнастерке,

        с пилоткой в руке произносит:

Самое лучшее и дорогое – Родина !

Горе твое – это наше горе, Родина !

Правда твоя – это наша правда, Родина !

Слава твоя – это наша слава, Родина !

ФОН пронзительный и нежный   предыдущие чтецы одевают одновременно пилотки и    уходят вглубь   сцены, а к микрофонам выходят

       3 следующих чтеца

                          Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик.

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их ?

Но горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала: "Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем."

              Мы вас подождем! – говорили нам пажити.

Мы вас подождем! – говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирают товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют,

Но трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За русскую землю, где я родился.

За то, что на ней умереть мне завещано.

Что русская мать нас на свет родила,

Что в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

     ФОН суровый  - 3 чтеца уходят вглубь сцены к предыдущим , образуя   группу, выходят к микрофонам следующие  5  чтецов и читают с

              постепенным  нарастанием эмоций и темпа

-Когда на смерть идут – поют,

А перед этим можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою –

Час ожидания атаки.

-Снег минами изрыт вокруг.

И почернел от пыли минной.

Разрыв – и умирает друг.

И, значит, смерть проходит мимо.

-Сейчас настанет мой черед.

За мной одним идет охота.

-Тяжелый сорок первый год

И вмерзшая в снега пехота.

-Мне кажется, что я магнит,

Что я притягиваю мины.

-Разрыв – и лейтенант хрипит

И смерть опять проходит мимо.

-Но мы уже не в силах ждать

-И нас ведет через траншеи

-Окоченевшая вражда,

-Штыком дырявящая шеи.

ФОНОГРАММА- свист, разрывы, бой

           4 чтеца бегут вглубь сцены и резко замирают одновременно с выстрелами в разных позах 5-й чтец говорит  и вместе с его словами все кто на сцене строятся :

Бой был коротким. А потом

Глушили водку ледяную

И выковыривал ножом

Из-под ногтей я кровь чужую.

ФОН– жесткий

                  Кто скажет нам, что слишком мы жестоки ?!

Взгляни: дымятся головни пожарищ

И угли не остыли. Горький пепел

Лежит на месте мирного селенья.

И только трубы, каменные трубы

Стоят в ночи, крича о злодеянье.

Нет, не были мы никогда жестоки.

    Но смерть детей, сожженных в колыбели,

Но лица молчаливых матерей

С сухими воспаленными глазами,

Но кровь сестер, за ночи поседевших

Взывают к нам о гневе и возмездье !

Пусть скажут нам, что стали мы жестоки !

ВЕДУЩИЙ:  - Плечом к плечу с воинами мужчинами шагали воины-женщины- радистки и санитарки, летчицы и разведчицы…Все тяготы войны легли на хрупкие женские плечи

ФОНОГРАММА-Вокальная группа исполняет                                "Песня о сестре" Е.Долматовского

Помню дым походного привала,

Сон бойцов у яркого костра,

Руку мне тогда забинтовала

Славная военная сестра.

Теплотой и лаской окружила,

Подняла ресницы ясных глаз.

Мне о доме что-то говорила,

Чтобы боль немного улеглась.

Не забыть мне тихий и короткий

Средь лесов раскинутый привал.

Девушку в шинели и пилотке.

Ту, что я сестрою называл.

ФОН – маршевый

Я ушла из детства в грязную теплушку

В эшелон пехоты, в санитарный взвод

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые.

От прекрасной Дамы – в мать и перемать.

Потому что имя ближе, чем Россия

Не могла сыскать.

      Качается рожь несжатая, шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы – девчата, похожие на парней.

ВИДЕОФИЛЬМ – о женщинах-воинах, его сопровождает музыка и стихи –  подсветка с края сцены на девушку-чтеца в гимнастерке.

ФОН- тоскливый

  Не знаю где я нежности училась –

Об этом не расспрашивай меня.

Растут в степи солдатские могилы,

Идет в шинели молодость моя.

   В моих глазах – обугленные трубы.

Пожары полыхают на Руси.

И снова нецелованые губы

Израненный парнишка закусил.

Нет мы с тобой узнали не из сводки

Большого отступления страду.

Опять в огонь рванули самоходки

Я на броню вскочила на ходу.

   А вечером над братскою могилой

С опущенной стояла головой…

Не знаю, где я нежности училась.

Быть может на дороге фронтовой?

ФОНОГРАММА:  участники поют "На всю оставшуюся жизнь"

ВЕДУЩИЙ:  -Приглашает на сцену 1 ветерана- женщину

                     РАССКАЗ  УЧАСТНИЦЫ ОБОРОНЫ Севастополя

             Учащиеся вручают цветы и провожают ее в зал

ЧТЕЦ:  Что такое фашизм, она увидела глазами  своей детской         души, всей ее  чистотой и впечатлительностью.

Это была жестокая школа.

Школа колючей проволоки и окрика.

Школа пули и виселицы.

Школа восторга мести и жажды справедливости.

Она увидела глазами своей детской души свой народ, его горе.

Его силу и благородство.

Она поняла и узнала цену хлеба и слова.

Она поняла, что жестокость есть орудие страха.

Она очень рано стала взрослой.

Но этот опыт жестокости не ожесточил и не озлобил ее души, а потом, как оказалось, проявилось в ней то истинно человеческое, что было заложено.

ВЕДУЩИЙ: - Приглашает на сцену 2-ю гостью

             РАССКАЗ  о войне, оккупации Севастополя глазами ребенка,

 Учащиеся вручают цветы и провожают ее в зал.

ВЕДУЩИЙ делает переход ко всем людям - матерям, сестрам,                            кто был в эвакуации….  Приглашает на сцену поэтессу Майю ЛОБОВУ. Она рассказывает и читает стихи

 Учащиеся вручают цветы и провожают ее в зал.

ФОНОГРАММА- жесткая музыка

                          - выходят учащиеся в военной форме

А мы прошли по этой жизни просто

В подкованных дубовых сапогах.

Махоркой и соленым потом воздух,

Где мы прошли на все века пропах.

    Нас счастье даже в снах не посещало.

Удачами не радовала жизнь.

Мы жили от привала до привала,

В сугробах мерзли и в песках пеклись.

   Что из того, Что там потом поставят

Потомки благодарные навек

Нам монументы ?! – Не для звонкой славы

Мы замутили кровью столько рек.

   Мы горе, что по праву причиталось

И им, далеким, выпили до дна.

Им только счастье светлое осталось,

И мир всю жизнь. Как нам всю жизнь – война.

Прозрачной дымкой тишина объята,

Из глубины неповторимых дней

Глядят на нас российские ребята,

Что смерть попрали смертию своей.

ФИЛЬМ  - военные кадры - сопровождение "Журавли"

         в конце  стоп-кадр, под музыку  девочки в черном выносят свечи,

         мальчики в военной форме – Гирлянду Памяти

ВЕДУЩИЙ: Прошу всех встать и почтить память погибших воинов    

                 МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ.

ФОНОГРАММА- «Лакримоза» + метроном + «Лакримоза»

СТИХИ  во время выноса ГИРЛЯНДЫ ПАМЯТИ

-Имена…имена…Имена                                                    

Всех, ушедших в священное пламя.                                  

Но еще настигает война                                                      

 Ветеранов, оставшихся с нами.                                          

Посмотрите на вечный огонь

Он в сердцах беспокойных и юных                                

Вечный подвиг и вечная боль.                                                        

И звенят опаленные струны.                                  

Память – ей мы навеки верны.                                

Дорогие, суровые лица.                                          

Сколько лет мы живем без войны                          

И война не должна повториться.                      

Ведущий: - Гирлянда памяти будет возложена у Мемориала

              защитникам Севастополя. ( гирлянду выносят из зала)  

              Прошу всех сесть.

ФОНОГРАММА – музыка светлая         Постепенно включается свет

Задохнулись канонады. В мире – тишина.

На большой земле однажды кончилась война.

Будем жить, встречать рассветы, верить и любить…

Только не забыть бы это, лишь бы не забыть.

Как всходило солнце в гари и кружилась мгла.

А в реке меж берегами кровь-вода текла.

Были черными березы, долгими – года.

Были выплаканы слезы вдовьи навсегда.

Вот опять пронзает лето солнечная нить.

Только не забыть бы это! Лишь бы не забыть !

ФОНОГРАММА -песня "День Победы"

                    все выходят на сцену и поют вместе с залом.

ВЕДУЩИЙ: -  Спасибо- ветеранам и гостям…….

                 Ученики провожают гостей из зала, все аплодируют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Женщина на войне… (По книге С.Алексиевич «У войны не женское лицо»)

Познакомить с созданием книги С.Алексиевич, показать правду о героизме и мужестве женщин на войне, способствовать творческому осмыслению произведения, воспитывать человечность в человеке....

Забытая война 1914-1918 годов... "У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО"

   Прошло 100 лет после начала Первой мировой войны...Много это или мало? О ком и что нужно помнить человечеству для того, чтобы война не была забыта? Наш хрупкую планету постоянно бе...

Женщина на войне… (По книге С.Алексиевич «У войны не женское лицо»)

Познакомить с созданием книги С.Алексиевич, показать правду о героизме и мужестве женщин на войне, способствовать творческому осмыслению произведения, воспитывать человечность в человеке....

Сценарий конкурса чтецов на тему «У войны - не женское лицо, у войны - не детское начало!»

Женщина и война. Дети отгремевшей войны... Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в перв...

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо».)

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алекс...

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, "У войны не женское лицо".

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, "У войны не женское лицо"....