Чай - по московски
классный час по теме

Загудаева Татьяна Владимировна

К всемирному дню чая можно провести такой праздник. Основа есть, а дальше работает Ваша фантазия!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chay.doc483 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  МБОУ «Гимназия №4»

                                                                                  Г.о. Дзержинский

                                     

                                                                                           

                                                                             

 

                                                                                   Воспитатель ГПД

                                                                                   Загудаева Т.В

   Сейчас в продаже – множество сортов чая, как обычного, так и с добавками. Сделать выбор трудно, глаза разбегаются.  Традиционно лучшими считаются индийский и цейлонский чай.

  Основные условия приготовления чая:

  1. вода для чая кипятится в посуде для чая;
  2. для заваривания чая пользуются фарфоровым, фаянсовым, с хорошо закрывающейся крышкой;
  3. чай засыпают во влажный, теплый заварник;
  4.  чай ни в коем случае нельзя варить, иначе он теряет вкус и аромат;
  5. заварка всегда готовится на один раз.  

  Китай – родина чая. Традиции употребления напитка уходят корнями в глубокую древность.  Его открытие приписывают императору Шан Нуну в 2737 году до н.э. Китайцы причисляют чай к «семи вещам, потребляемым ежедневно». Чай является не только ежедневным напитком, но и ритуальным.

Понятие чайная церемония родом из Японии. Здесь чаепитие – обряд, которому обучают в специальных школах. Японцы не подают к чаю ни сахар, ни варенье, ни мед, исключение делают только для сушеных фруктов и сухой выпечки. Вся церемония чаепития проходит в полном молчании.

В Европе чай появился только в 16 веке. Португальцы были первые, кто попробовал этот напиток на европейском континенте. Через несколько лет о нем узнали в Голландии, и только в 1592 году в Англии. Где бы ни был англичанин, в 5 часов вечера он обязательно садится за стол, чтобы выпить чаю. Чай с молоком стал для англичан национальным напитком, причем чай добавляют в молоко.

 Культ чая на востоке наиболее характерен для японцев, а на западе – для англичан. Сахар в чай не принято добавлять – ведь он заглушает вкус напитка. В разных странах в чай добавляют молоко, сливки, масло, сало, соль, перец.

  В Россию чай попал благодаря монгольскому Алтын-хану, который прислал в дар русскому царю четыре пуда чайного листа, напиток понравился. Знаменитый самовар появился на сотню лет позже в 18 веке. Чай на Руси пили долго, с сахаром-рафинадом вприкуску из блюдца. К чаю подавали сладости: выпечку, баранки, варенье, мед, конфеты.

Высшие слои общества предпочитали подражать европейской моде и копировать английские традиции – пить чай с молоком и без сладостей.

После короткой беседы,  мы стали готовиться к  празднику «Чай по-московски»

Ход праздника.

             Царь сидит на троне. Вокруг бояре. Входит стражник.

Стражник:  прибыло посольство из Китая!

Царь:  проси заморских гостей!

         Входит посол и сопровождающие его лица. Они вносят коробочку с чаем  на подносе.

Посол: Позволь, государь, вручить тебе подарок от нашего императора. 

     Один из бояр принимает поднос. Все тянуться, чтобы рассмотреть.

Царь: что есть сие?

Боярин 1 (рассматривает коробки): травка какая-то невиданная. Пахнет.

Боярин 2: Так и есть – пахнет. 

Царь: (обращается к послу) Что есть сиен?

Посол: Это чай.

Бояре: Чай?

Посол: В Китае уже давно известен этот напиток. Чай пьют все. Он поистине удивителен, ибо не только излечивает от многих болезней, но веселит душу, прогоняет сон, бодрит, делает людей миролюбивыми и благодушными.

 ( эту речь бояре сопровождают негромкими репликами удивления)

Царь: Как же из этого сделать такой напиток?

Посол: Чай готовят по-особому.

Бояре: По-особому?

Посол: Сначала его растирают в ступке в тончайшую пудру, затем небольшое количество засыпают в чайник и добавляют несколько капель горячей воды. Все это сбивают рисовой метелочкой. Добавляют снова чай и все повторяют до тех пор, пока чайник не станет полным.

Боярин 1: Чай заварить – не дров нарубить.

Боярин 2: Да-а-а!... Наука хитрая.

Посол: (царю) Отведайте нашего чая!

Царь: Отменный вкус!

Посол: (боярам)  И вы тоже отведайте чая!

Бояре пьют, посматривая друг на друга, переговариваются.

Боярин 1: Хорош!

Боярин 2: Да-а-а! Недурно.

Боярин 3: Выпьешь чайку – забудешь тоску. С чая худо не будет.

Царь: А вот подарки наши.

Посол принимает, благодарит.

Царь: А теперь покорнейше прошу в трапезную.

Все уходят.

Чтец 1.               В царских хоромах все двери резные,

                           В окнах узорчатых стекла цветные,

                           В ярких разводах половики,

                           Ярко расписаны потолки.

                           Что там за роспись чудесная!

                           Вся красота поднебесная!

Скоморохи 1 и 2.   Ну, какой же праздник без веселья?

                                 А вот и веселые гости – скоморохи!

Скоморох 1.     Стоит толстячок,

                          Подбочиневши бочок.

                          Шумит, кипит.

                          Уходить не велит.

                          …Что это такое?                        

Дети отвечают.

Скоморох 2.     В небо труба,

                          В землю труба,

                          В середине огонь

                          Кругом вода.

                          …А что это такое?

Дети отвечают. Скоморохи радуются, кувыркаются.             

Чтец 1.          Он кипятится, он ворчит,

                      Он глубоко и тяжко дышит.

                      Пар из ушей его валит.

                      В глазах огонь так жарко пышет!

                      Грозит он часто, что уйдет,

                      Хотя ходить он не умеет.

                     Он прохлаждает нас и греет,

                     И песни тихо напевает,

                     Когда он мирно отдыхает…

                     …А кто это?

Чтец 2.         Раз прислал мне барин к чаю,

                     Велел чай мне заварить.

                     А я отроду не знаю,

                     Как же этот чай варить…

                     Взял тогда, налил водицы,

                     Всыпал чай я весь в горшок…

                    Добавил лук, укроп, морковки

                    И петрушки корешок…

                    Много думал я, гадал я,

                    Чем же мог не угодить!

                    Наконец я догадался,

                    Что забыл я по- со-лить!

Входят матрешки и танцуют.      

Ученик 1.        Как у нашей у Хохлатки

                        Нынче вывелись цыплятки,

                        А из одной скорлупочки

                        Матрешка вышла в юбочке.

Ученик 2.       Пыль клубится по дорожке

                        Едут с ярмарки матрешки

                        На бревнах, на быках –

                        Все с баранками в руках.

Ученик 3.       Хлебом-солью всех встречаем,

                        Самовар на стол несем,

                        Мы за чаем не скучаем,

                        Говорим о том, о сем.

Ученик 4.       Пряники печатные

                        До того нарядные!

                        Мы не сразу их съедим,

                        А сначала поглядим.

Ученик 5.       Любят маленькие детки

                        Всевозможные конфетки.

                        Кто грызет, а кто глотает,

                        Кто за щечкою катает.

Ученик 6.       Весь народ глядит в окошки:

                        Танцевать пошли матрешки.

                        Восемь водят хоровод,

                        А девятая поет:

Ученик 7.       «Дуйте в дудки, бейте в ложки!

                        В гости к нам пришли матрешки.

                        Ложки деревянные,

                        Матрешечки румяные.

Ученик 8.       Сели мы на карусели¸

                        На качели пересели.

                        Сто знакомых встретили

                        На поклон ответили».  

         Дети приглашают на дегустацию разных видов и сортов чая, которая проходит у самовара.  Завершается праздник народными играми, в которых принимают все участие.

Литература:

Разработка                            Л. Кузнецовой учителя УВК №1811 г. Москва

www.kukerman.com/vse_o_chae

images.yandex.ru

           

                             

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в "Московской правде" о выпускном 2010 года

Прощай, школа! Открыты огромному миру. Весь двор увешан разноцветными воздушными шариками, вокруг маленькими группками собираются нарядные молодые люди. Девушки в шикарных вечерних пла...

Доклад на областной конференции:"Коломна и Московская область в битве под Москвой"

Доклад на областной конференции, посвящённой 65-летию битвы под Москвой: "Коломна и Московская область в битве под Москвой"...

Изучение древнерусских фортификационных сооружений (крепостей и монастырей) на территории Москвы и Московской области, как неотъемлемая часть военно-патриотического воспитания в ФГКОУ «Московское суворовское военное училище» МО РФ

О значении изучения древнерусского наследия - фортификационных сооружений и монастырей  Москвы и Московской области для военно-патриотического воспитания воспитанников Московского суворовского во...

Московский физкультурно спортивный комплекс ( Московский спортсмен)

Комплекс «Московский спортсмен» является программной и нормативной основой массовой физической подготовки населения города Москвы. Сдача нормативов и выполнение требований Комплекса поддерживается Пра...