Классный час "Умеем ли мы прощать?"
классный час (6 класс) по теме

Пивоварова Татьяна Геннадиевна

Цель классного часа: поразмышлять с учащимися о важнейшей нравственной  ценности – умении прощать, о сложности нравственного выбора; подготовить учащихся к ситуациям, когда нужно простить человека, проявив сочувствие, сострадание, поняв и приняв мнение другого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.ch_._umeem_li_my_proshchat.rar11.74 КБ

Предварительный просмотр:

УМЕЕМ ЛИ МЫ ПРОЩАТЬ?

ВСЕ ЛИ МОЖНО ПРОСТИТЬ?

Цель: поразмышлять с учащимися о важнейшей нравственной  ценности – умении прощать, о сложности нравственного выбора; подготовить учащихся к ситуациям, когда нужно простить человека, проявив сочувствие, сострадание, поняв и приняв мнение другого.

Ход:

Прощать – это понять, понять – это значит знать,
знать – это приблизиться к порогу мудрости.
Николай Рерих

      Организационный момент.

- Здравствуйте.

Сегодня мы будем работать все вместе и, чтобы нам было комфортно работать, встаньте  в круг, возьмитесь за руки, чтобы почувствовать атмосферу тепла, добра, единения. Представьтесь, выразительно произнеся свое имя.

- Соедините начало пословицы с её концом:

  1. За прощённую вину и Бог ….     ( не мучит)     ( Выходит к доске тот, кто        первый ответил)
  2. Прощаться прощайся, да опять за то же…   (не принимайся) ( Выходит к доске тот, кто  второй ответил)
  3. Прощай, …        (да не стращай)           ( Выходит к доске тот, кто      третийяответил)

Обращаюсь к первому: Выбери 5 человек для своей команды и сядьте за этот стол.

Обращаюсь ко второму: Выбери 5 человек для своей команды и сядьте за этот стол.

 Обращаюсь к третьему: Выбери 5 человек для своей команды и сядьте за этот стол.

Учитель:. Ребята, сегодня у нас очень важная тема занятия, интересная и актуальная для каждого из нас

Мы будем размышлять над вопросами: Умеем ли мы прощать?

                                                                                     Все ли можно простить?

Беседа по теме занятия

Учитель: Есть ли среди нас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руки, пожалуйста... (Обычно все поднимают руки.) Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся.
Ответы участников (все отвечают по очереди в кругу):
– Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить.
– Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию.

– Жизнь меняется в отрицательную сторону...


Учитель:А есть ли среди нас тот, кто сам никогда никого не обижал?
...Да, каждому случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то. А какие чувства испытывает человек, обидевший другого, – обидчик?
Ответы участников (все отвечают по очереди в кругу):
– Гнев, агрессию, боль, чувство вины.
– Жажду примирения.
– Он переоценивает существующую справедливость или себя самого.


Учитель:А как же быть в тех случаях, когда после конфликта, сопровождавшегося обидой, желанием отомстить, тебе предстоит жить рядом с обидчиком, учиться с ним в одном классе? А если этот человек – брат или сестра, отец или мама?

Ответы участников:
– Предстоит  наладить отношения, попросив прощение.


Учитель:Знаете ли вы, что в книгу рекордов Гиннесса занесли одно удивительное слово из языка американских индейцев – «мамихпапинатапа»? Удостоилось оно такой чести за то, что выражает суть такого понятия: «Смотреть друг на друга в надежде, что каждый первым сделает то, чего хотят оба, но не делает этого в надежде, что это сделает другой».
Вспомните хотя бы одну такую ситуацию из собственной жизни и ответьте: чего же хотят оба?
Ответы участников:
– Примирения.
– Извиниться за вольно или невольно нанесенные обиды, простить...
Учитель: А всегда ли любой человеческий поступок можно простить?
Ответы участников:
– Если мы видим, что человек раскаивается, мучится угрызениями совести, считает себя виновным, ему можно отпустить вину, дать возможность почувствовать, что он прощен.
– Если ситуация не ущемляет чувства собственного достоинства, то все-таки не стоит лелеять в себе обиду, взращивать злость и желание отомстить...

Сказка «Прости»
Однажды там, где нужно было произнести Слово, встретилось Молчание с Молчанием. За один шаг до надвигающейся беды узнали друг друга две горькие обиды. Их взгляды выражали одиночество и пустоту, в них было что-то тоскливое.
Вдруг разверзлась бездна меж ними, а за спиной встали непроходимые скалы. Ужаснулись Молчание и Молчание. Они увидели конец своей дороги и осознали, что им не суждено вместе жить, а суждено им вместе умереть.
Немые губы сжались, а языки мучительно искали Слово. Их силы были на исходе... И потянулись руки навстречу, и Слово родилось: «Прости!»

Учитель. В чем суть этой сказки? Кому следует ее рассказать и почему? Какой вывод вы делаете?(Если случилась конфликтная ситуация, не надо молчать, замыкаться в себе, а надо находить решение в диалоге. Надо уметь слышать, понимать и прощать друг друга, ведь все мы делаем ошибки).
(Участники отвечают.) 
Учитель: Сегодня мы с вами говорим о способности каждого из нас прощать, о трудном пути прощения.

В «Толковом словаре русского языка» С. Ожегова слово «простить» расшифровывается как «извинить, не ставить в вину, освободить от какого-либо обязательства». А в словаре В. Даля «простить – делать простым от греха, вины, долга; освобождать от обязательства, миловать».

Накануне я прочитала такую историю. Молодой человек любил кататься на лодке ночью. Он ложился на дно, лодка курсировала по озеру, и он в этой тиши наслаждался той гармонией, которую ощущал: плеск воды, шум ветра, пение птиц. Он забывался в этом блаженстве и не думал ни о чем. Но вдруг он встрепенулся, потому что в его лодку ударилась другая лодка. Он вскочил, готовый разразиться гневом на того, кто находился в соседней лодке, а она оказалась совершенно пустой. Отвязалась от причала, путешествовала одна и врезалась в его лодку. И когда молодой человек, наполнив легкие воздухом, готов был вылить весь свой гнев, вдруг понял, что его выливать не на кого, только выдохнул, не сказав ни слова.

 Получается, что мы можем управлять своими эмоциями. Я предлагаю использовать эту историю как психологическое упражнение. Если у вас будет такая ситуация, когда нужно выплеснуть все, просто хорошенько выдохните, попытайтесь! Ведь порой мы действуем слишком эмоционально, «нас обидели», а если выдохнуть, если представить, что рядом никого нет? Даже из эгоистических побуждений, если вы себя сильно любите и бережете, то не надо гневаться на другого человека. Это трудно. Но возможно.

Специалисты считают, что процесс прощения проходит четыре фазы. 
(Постепенно по ходу рассказа нужно помещать листы с написанными на них фазами на доске для наглядности.)
Фаза открытия: постоянные мысли об обиде.
Фаза принятия решения: человек готов простить обидчика, ведь многие были в подобных ситуациях.
Фаза действий: происходит «примеривание» на себя различных ролей, становится на место обидчика.

Фаза результата: уменьшение негативных чувств и рост позитивных, улучшается мнение об обидчике, налаживаются отношения с ним. У того, кто простил, повышается самоуважение и самооценка.

Прощение – свободный выбор личности. Нельзя никого принудить проявить милосердие!.

Учитель:. В христианстве прощению отведен даже специальный день – день духовного очищения от грехов вольных или невольных – последний день Масленицы накануне Великого поста. Это (участники подсказывают) Прощеное воскресенье. Считалось, что грехи, отпущенные людям в этом мире, не будут зачтены Богом.

-Перед вами лежат листы с вопросами. Я предлагаю ответить на вопросы. (3мин)

Вопросы:



1.  Что же означает теперь для вас слово «простить»?






Возможные ответы:




– Перестать гневаться и винить другого человека.
– Не упрекать человека за нанесенную обиду.
– Не ждать, пока другой исправит ошибку и первым придет мириться.
– Избавить человека от ощущения вины.
– Вернуть и себе, и другому чувство уверенности в себе.
– Справиться с депрессией и тревожностью.
– Не ставить человеку в вину дурную мысль или поступок.
– Относиться терпимо к чужим проступкам.
– Разорвать порочный круг озлобленности и мести.
– Полностью реализовать свои возможности, показав окружающим пример сочувствия, великодушия и мудрости.

2. Что мы чувствуем, когда прощаем себя и другого?

– Удивление.
– Избавление от тяжких мук и обид.
– Счастье, облегчение.
– Радость.
– Желание начать новую жизнь.

3. Ребята, а как дать человеку понять, что ты прощаешь его?

– Если человек осознал свою вину и просит извинить его, надо принять эти извинения.
– Сделать доброе дело тому, кто нанес тебе обиду или причинил неприятности.
– Можно написать дружеское письмо тому, кто нуждается в прощении.

4. Какие качества помогут нам сделать это? 

– Смелость, сострадание, великодушие.
– Любовь.
– Уважение.
– Чувство ответственности.

Обсуждение всем классом.

5. Все ли можно простить?

  Умеете ли вы прощать?

6. Представьте, что вы находитесь на перекрестке трех дорог: «Прощать» , « Не прощать», « Пусть все остается без изменений». Выберите, по какой дороге вы пойдете?

Учитель:Прощение – сложный процесс, требующий сил и энергии, дарующий исцеление от обид, вредно воздействующих на физическое и психическое здоровье человека. Прощение подобно спасательному кругу, который в ситуации обиды не даст утонуть в потоке гнева и агрессии, избавит нас от тяжких мук, которые мы порой несем через всю жизнь.
И пусть некоторые люди говорят, что оно – проявление слабости, что оно может стать отказом от борьбы за собственную точку зрения, проявлением превосходства, снисхождения. Некоторые люди считают даже, что просить прощения – значит унизиться перед другим. Но прощение – это внутреннее, личное освобождение от обиды и отрицательных эмоций.

Заключение

Учитель просит всех взяться за руки, почувствовать тепло, исходящее от каждого. 
Учитель:Я хочу каждому из присутствующих здесь сегодня подарить ангела как символ чистоты и святости. Это не просто игрушка, а знак, который будет напоминать, что прощение – не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью в то время, когда он, казалось, должен быть лишен права на них».

Спасибо вам, ребята, за активное участие.

Советы Дейла Карнеги.

Правило 1: заполните свой ум мыслями о спокойствии, мужестве, здоровье и надежде, ведь «наша жизнь – это то, что мы думаем о ней».

Правило 2: никогда не пытайтесь свести счёты с обидевшими вас, потому что этим вы принесёте себе гораздо больше вреда, чем им.

Правило 3: ведите счёт своим удачам, а не своим неприятностям!

Правило 4: когда судьба вручает вам лимон, постарайтесь сделать из него лимонад.

             Правило 5: забывайте о своих собственных неприятностях, пытаясь дать немного счастья другим. «Делая добро другим, вы в первую очередь помогаете себе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...