материалы к месячнику профилактики вредных привычек
методическая разработка (11 класс) по теме

Ходунова Наталья Васильевна

Данный материал представляет собой тренинговое мероприятияе "СПИД-чума 21 века" для старшеклассников и презентацию по профилактике вредных привычек

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon trening_po_profilaktike_vrednyh_privychek.ppt203.5 КБ
Microsoft Office document icon trening_po_profilaktike_spida.doc256.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Ведущий: 1 декабря в России объявлен Днём борьбы со СПИДом, неизлечимой болезнью, панацеи от которой нет и по сей день. Сегодня мы собрались здесь, чтобы разобраться в причинах этой болезни, научиться защищать себя и своих близких от этой Чумы 21 века.

Знакомство

Игра «Меня зовут…»

Цель: подготовить группу к предстоящей совместной работе и создать соответствующую обстановку и настрой.

Каждый из присутствующих называет своё имя и показывает характерные для себя жесты, которые повторяет вся группа.

Но начнём тренинг с обсуждения так называемых рисков – подумаем, какая категория людей заведомо находится в группе риска, риска заразиться ВИЧ-инфекцией.

Игра "Спорные утверждения"

Цель: эта игра, кроме информирования, даёт возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.

Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями + стикеры:

"Совершенно согласен"

"Согласен, но с оговорками"

"Совершенно не согласен"

"Не имею точного мнения"

Эти листы прикрепляются по четырём сторонам комнаты.

Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны сделать выбор около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: "почему я считаю именно так". Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.

Примеры спорных утверждений:

  1. Наркомания - это преступление.
  2. Лёгкие наркотики безвредны.

   Все наркотики вызывают привыкание. Любой наркотик убивает, это только вопрос

  времени.

  1. Наркотики повышают творческий потенциал.

Те великие, кто это делал, долго не жили. А история пока не припомнит бессмертных произведений искусства, созданных под «кайфом».

Ощущение кайфа не возникает после первой таблетки или инъекции. Напротив, как и при выкуривании первой сигареты, - тошнота, рвота, головокружение и т. д. Более того, эйфория третьей-четвертой дозы быстро исчезает и в дальнейшем наркотики принимают, чтобы снять мучительное, болезненное ощущение (ломку) и просто просуществовать еще один день.

  1. Наркомания - это болезнь.
  2. У многих людей возникают проблемы из-за наркотиков.
  3. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.

Отказаться можно только один раз - первый. Даже однократное потребление наркотика (особенно синтетического, а они, как правило, наиболее дешевые, а значит, наиболее доступны) приводит к зависимости.

  1. Наркомания излечима.
  2. Многие подростки начинают употребление наркотиков "за компанию".
  3. Если наркотики не вводить в вену, привыкания не будет. 
        Любой способ потребления наркотиков приводит к зависимости. Существует закон

дозы: с меньших доз человек переходит на большие, с менее сильных веществ - на более сильные. Это закон без исключений.

  1. Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.
  2. Наркоман может умереть от СПИДа.
  3. Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.

Даже однократное потребление наркотика (особенно синтетического, а они, как правило, наиболее дешевые, а значит, наиболее доступны) приводит к зависимости.

  1. По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.
  2. Наркоман может умереть от передозировки.
  3. Продажа наркотиков не преследуется законом.
  4. Наркомания не излечима.
  5. Лучше бросать постепенно. 
    Проще отказаться от употребления наркотиков один раз, чем потом пытаться сделать это всю жизнь.
  6. Обмена шприцами стимулируют распространение различного рода болезней.
  7. Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатными, если государство хочет решить эту проблему.
  8. Наркоманы - это не люди.
  9. Чтобы решить проблему употребления сильных наркотиков, нужно разрешить лёгкие.

Показ фильма о наркоманах. (30 мин)

В фильме должны быть показаны наркоманы во время "ломки", короткие интервью с рассказом о проблемах, возникающих в связи с приёмом наркотиков. В конце фильма короткая статистика о смертности среди наркоманов.

Игра "Ассоциации". (30 мин)

Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссий.

Для игры необходимы ручки и листы бумаги.

Даётся задание: "назовите 2 - 3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите - "наркотики", "наркомания".

После чего участники по кругу говорят записанные ассоциации, а ведущий записывает их так, чтобы варианты не повторялись. В результате обсуждения ведущий суммирует предложенные ассоциации.

Что движет молодыми людьми, впервые попробовавшими любые наркотические вещества?

  1. Любопытство
  2. Желание казаться старше и самостоятельнее
  3. Неуверенность в себе
  4. Желание уйти от проблем
  5. Недостаточная информированность о вреде наркотиков
  6. Неумение отказать товарищам
  7. «Стадное чувство»
  8. Доступность наркотиков
  9. Реклама
  10. Подражание кумирам

   Подростки, употребляющие наркотики,  не уверены в себе,  не имеют возможности и желания реализовать себя в чём-то ещё, кроме вредным привычек. Они не имеют авторитета в обществе и от этого страдают. Они не думают о будущем.  И совершенно не умеют противостоять своим так называемым друзьям. Ведь всем им кто-то когда-то предложил впервые попробовать. Каково это – быть марионеткой в чужих руках?

Игра "Марионетки".

Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.

Группа участников стаёт вокруг стола. Остальные должны играть роль кукловодов - полностью управлять всеми движениями кукол-марионеток. При этом человек, который играет "куклу", не должен сопротивляться тому, что с ним делают "кукловоды". Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал каждый участник.

После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:

  1. Что вы чувствовали, когда были в роли "куклы"?
  2. Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?
  3. Хотелось ли что-либо сделать самому?

Попытки заставить другого человека что-либо сделать без объяснения истинных причин, а лишь путем обвинений, лести, ссылок на других людей и т. п., называются давлением. Особенно трудно сопротивляться давлению со стороны группы людей, т. е. групповому давлению, т. к. человек обычно стремится быть членом какой-либо группы, соответствовать нормам и ценностям этой группы.

Довольно часто люди не могут противостоять групповому давлению и давлению со стороны одного человека, и уступают, хотя вовсе не желают этого (например, принимают наркотики, курят или вступают в половую связь). Получается, что это не наше решение на самом деле, а нами помыкают другие люди. Очень важно уметь распознать ситуацию, когда на тебя пытаются оказать давление и уметь противостоять ему. Для того, чтобы поучиться принимать собственные решения, а не навязанные другим человеком или группой людей, рассмотрим виды группового давления  и попробуем дать отпор.

Игра "Отказ". (30 мин)

Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.

Работа так же проводится в 5 микрогруппах, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:

  1. Одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.  (неуверенный)
  2. Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить, спрятать  какие-то вещи (предметы, свёртки)  у тебя дома.  (агрессивный)
  3. Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик "за компанию".  (уверенный)
  4. Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку. (неуверенный)
  5. Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него наркотик. (неуверенный)

Задание подгруппам: в течение семи минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа "проигрывает" свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль - "уговаривающего, другой - "отказывающегося". Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.

Игра «Жизнь с болезнью»

Цель: осознание участниками проблем, связанных с наркоманией, увидеть взаимосвязь наркомании и распространения ВИЧ-инфекции.

Материалы: небольшие листы бумаги, ручки на каждого участника.

Ведущий выдает каждому участнику по 12 листочков бумаги и просит написать: на 4 листочках - названия любимых блюд, на 4 - названия любимых занятий, увлечений, на 4 - имена близких или любимых людей.

Когда все участники готовы, ведущий говорит:

«Давайте поставим себя на место человека, который попал в зависимость от наркотиков, для того чтобы лучше понять, что может происходить в его жизни. Итак, человек выбрал удовольствие, которое получает от наркотика. За любое удовольствие надо платить... и не только деньги. Поэтому я попрошу отдать по 1-ой карточке с любимым блюдом, занятием, близким человеком. Зависимость требует следующих жертв, и участники отдают ещё 3 листочка.

После этого ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по 1 листку у каждого участника, это символизирует то, что потребитель наркотиков сам уже не может контролировать ситуацию.

Всё, что осталось у участников - это возможный вариант того, что наркомания может сделать с жизнью человека.

Групповая дискуссия по вопросам:

  1. У человека, использующего наркотики, есть все шансы стать ВИЧ-инфицированным?
  2. Может ли заболеть СПИДом тот, кто колол героин один единственный раз?

Делается вывод, что СПИД – реальная цена, которую может заплатить человек, решивший познакомиться с наркотиками.

Просмотр мультфильма про ВИЧ и СПИД.

Статистика

8000 тысяч ВИЧ-инфицированных в области

Из числа первых ВИЧ- инфицированных детей первые в этом году поступают в Вузы

За весь период эпидемии в Калининградской области было выявлено 3017  ВИЧ-инфицированных женщин.

 У 902 из них беременность завершилась родами, и они родили живыми 451 мальчика и 441 девочку. 

Причем с каждым годом число родов у ВИЧ-инфицированных женщин возрастает. Скажем, если их в 2005 году было 53, то в этом уже будет  больше 100.

Наименование территории

Число инфицированных ВИЧ

Из них больных СПИДом

Количество новых случаев ВИЧ-инфекции в РФ за 3 мес. 2012 г. (предв. данные)

Всего

Детей

Детей, рожденных ВИЧ
инфицированными матерями

Из них умерло

Всего

Детей

Из них умерло

Всего

Детей

Всего

Детей

Российская Федерация

664976

5935

4185

85307

518

17333

337

14595

244

14876

г. Москва

41013

287

220

684

3

453

7

171

2

62

Северо-Западный федеральный округ

89712

661

466

8106

28

1236

15

1033

8

1439

Архангельская область

594

6

3

68

0

11

0

11

0

19

Калининградская область

7683

47

29

2669

10

314

5

309

3

120

Ленинградская область

20419

151

105

1820

2

289

2

278

2

300

Учитывая геополитическое положение Калининградской области, следует отметить, что обстановка в сфере оборота наркотиков характеризуется особой криминогенностью: стремительно растёт число лиц, причастных к незаконным операциям с наркотиками, с каждым годом возрастает смертность, связанная с активным потреблением наркотических средств. Основная причина наркомании зачастую кроется в социальной среде, в которой воспитывается подросток. В Калининградской области более 20 000 детей из семей, которые находятся за чертой бедности. Каждый третий подросток пробовал те или иные наркотические или психотропные средства. Только за 1 квартал 2012 года было задержано 340 человек за употребление наркотиков.

Таким образом, территория Калининградской области оказалась наиболее уязвимой для распространения наркомании. Причиной тому явились следующие факторы:

1) повышенная социальная мобильность жителей (население связано тысячами коммерческих, деловых и иных связей с другими территориями Российской Федерации, стран СНГ, Европы);

2) расположение на пересечении торговых путей, в том числе, на транзитном пути транспортировки наркотиков;

3) недостаточное финансирование программ по противодействию наркомании на муниципальном и региональном уровнях.

    Наркомания – это страшная и ужасная эпидемия, которая охватила весь мир. Для России это наиболее больная тематика, так как статистика наркомании, особенно среди молодежи, не радует, мягко говоря.

    Наркотики убивают мозг, порабощают дух – это известно всем. Тот факт, что наркоманы заражают людей ВИЧ-инфекцией, гепатитами, половыми инфекциями – знают, но не многие. А какова истинная картина эпидемии, какова реальная статистика наркомании не знает, пожалуй, никто.

    На сегодняшний день, как и во всей стране, в Калининградском регионе точный учёт наркотизации подростков и молодёжи ведётся в диспансерах на стадии, когда за помощью обращаются преимущественно больные наркоманией или алкоголизмом. В этом случае под учёт подпадают только те, кто обратился в государственное учреждение, в то время как многие прибегают к помощи частных врачей либо лечатся сами. Количество наркозависимых лиц в регионе колеблется около 25 000.

   Медики могут лишь приблизительно прогнозировать, когда «взорвется»  тот или иной город или область. Наиболее яркими очагами СПИДа, а значит и наркомании, являются Москва, Одесса, Калининград, Тверь. СПИД уже давно разросся дальше круга наркоманов и сейчас никто со стопроцентной уверенностью не может заявить, что застрахован от инфицирования. Наркомания – это современная мировая война, которая также уносит миллионы жизней, ведет партизанскую борьбу и ослабляет физически и морально целые страны.

Обсуждение игры «Вампиры».

Обсуждение:

Как вы чувствовали себя во время игры?

Как сейчас себя чувствуете?

С чем или с кем труднее было расставаться?

Игра «Степень риска»

Цель: закрепить полученную информацию за счет самостоятельной оценки риска заражения ВИЧ-инфекцией при различных формах активности и бытовых контактах.

На полу чертится линия – ЛИНИЯ РИСКА. На одном ее конце размещается карточка с надписью «Высокий риск», на другом – «Риск отсутствует»; карточка «Небольшой риск» размещается ближе к середине линии.

Каждому участнику дается карточка с ситуацией контакта с ВИЧ-инфицированным человеком:

поцелуй в щеку;

уход за больным СПИДом;

инъекция в лечебном учреждении;

укус комара;

беспорядочная интимная жизнь;

жизнь в браке;

прокалывание ушей в салоне;

переливание крови;

проживание в одной комнате с больным СПИДом;

пользование чужой зубной щеткой;

нанесение татуировки в тату-салоне;

плавание в бассейне;

объятия с больным СПИДом;

интимный контакт с потребителем наркотиков;

пользование общественным туалетом.

укол иглой в общественном транспорте

роды

поцелуи

общие полотенца

переливание крови

грудное вскармливание

         общая баня

         рукопожатие

Каждый участник по очереди зачитывает надпись на его карточке и кладет ее на тот участок линии РИСКА, который, по его мнению, наиболее точно отражает степень риска заражения ВИЧ, охарактеризованной записью на карточке. Обсуждаются ошибки. Выстраивается правильная «линия риска».

После игры обязательно проводится эмоциональная разгрузка, для того чтобы вывести участников из игровой ситуации. 

Её текст может быть таким: «То, что произошло сейчас, было только игрой. Я надеюсь, что это никогда не коснется Вас и ваших близких. Я надеюсь, никто из Вас не столкнется с такой ситуацией в своей жизни. Все это было только игрой. И закончилось вместе с игрой...» (вывести на слайд)

Завершение работы

На этом этапе нужно подвести итоги проведенной работы. Выяснить, как участники усвоили информацию, можно с помощью пост-теста.

Также можно провести упражнение «Ощущения»: ведущий просит каждого участника сказать, какие чувства у них вызвало данное занятие. Если есть возможность, можно вручить сувениры наиболее активным участникам, раздать всем папки с информационными материалами. Виедофрагмент «Простые правила против СПИДа».

Тест «Что Вы знаете о СПИДе?»

.

Вопрос

Верно

Неверно

1

Опасно обнимать человека, больного СПИДом

2

Заразиться ВИЧ можно, пользуясь общественным туалетом

3

Люди, которые делают себе внутривенные инъекции, не должны пользоваться шприцами других людей.

4

Нельзя заразиться вирусом иммунодефицита человека, кусая один и то же бутерброд или, когда пьешь из одного стакана с человеком, больным СПИДом

5

Можно заразиться ВИЧ, имея только один интимный контакт без использования презерватива

6

ВИЧ можно заразиться, если ВИЧ-инфицированный или больной СПИДом чихает или кашляет на тебя

7

СПИД - конечная стадия инфекции, вызывающейся ВИЧ-инфекцией

8

Положительный результат теста на ВИЧ означает, что человек болен СПИДом

9

ВИЧ поражает красные кровяные тельца

10

ВИЧ передается через все жидкие выделения человеческого организма

11

ВИЧ передается только тремя путями:

  1. через кровь,
  2. при интимных контактах,
  3. от   матери   к   ребенку   во   время   внутриутробного развития, рождения, кормлении грудным молоком

12

Правильное использование презерватива помогает избежать передачи ВИЧ

13

Многие симптомы СПИДа напоминают симптомы других   заболеваний

14

Одна из проблем, связанных с ВИЧ/СПИДом, состоит в том, что между заражением ВИЧ и моментом проявления заболевания могут пройти годы

Ключ к тесту:

  1. Неверно. Нельзя заразиться вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), касаясь того, кто болен СПИДом, если при этом не контактировать с его кровью.
  2. Неверно. Заразиться ВИЧ можно только при контакте с кровью, спермой или влагалищными секрециями ВИЧ-инфицированного или больного СПИДом человека.
  3. Верно. В противном случае вы рискуете заразиться ВИЧ. Для передачи ВИЧ достаточно маленькой, невидимой глазом капельки зараженной крови в инъекционном растворе, в шприце или в игле. Люди не должны ни с кем делиться шприцами и иглами, даже иглами для прокалывания ушей и нанесения татуировок.
  4. Верно. Еще не было ни одного случая, чтобы кто-нибудь заразился ВИЧ таким способом. Помните, чтобы заразиться ВИЧ, человек должен контактировать с кровью, семенной жидкостью или выделениями из влагалища ВИЧ-инфицированного.
  5. Верно. Чтобы заразиться ВИЧ, человеку достаточно подвергнуться риску всего лишь один раз. Это не значит, что каждый, кто поступал так однажды, получил вирус, но такое могло произойти. Даже один раз - это риск!
  6. Неверно. Вы можете заразиться ВИЧ только при контакте с кровью, спермой или влагалищными секрециями ВИЧ-инфицированного или больного СПИДом. ВИЧ не передается воздушно-капельным путем.
  7. Верно. СПИД - конечная стадия ВИЧ-инфекции.
  8. Неверно. Положительный результат теста на ВИЧ означает лишь то, что человек инфицирован. Быть инфицированным ВИЧ еще не означает, что человек болен СПИДом, т.е. имеет клинические проявления заболевания, хотя при этом человек может передавать вирус другим людям.
  9. Неверно. ВИЧ поражает белые кровяные тельца, так называемые лимфоциты-помощники.
  10. Неверно. ВИЧ передается только через такие специфические выделения как сперма, влагалищные секреции, кровь и грудное молоко. Хотя вирус может быть обнаружен в слюне, слезах, моче, кале и поте, через эти выделения ВИЧ не передается, если только в них не присутствует кровь, т.к. концентрация вируса в этих выделениях невелика.
  11. Верно.
  12. Верно. Чтобы не заразиться ВИЧ следует избегать контакта с выделениями из половых органов (спермой и секретом влагалища) и кровью. Если человек решается на половые сношения, презерватив является лучшим средством предохранения, особенно, если он сделан из латекса с резервуаром (приемником на конце, предохраняющим презерватив от разрыва).
  13. Верно. В результате гибели клеток иммунной системы возникают тяжелые заболевания, вызываемые микробами, которыми в обычных условиях люди не болеют. К таким заболеваниям относятся: туберкулез, пневмоцистная пневмония, токсоплазмоз, грибковые инфекции, герпес, опухоли и др.
  14. Верно. Может пройти 10-12 лет со времени инфицирования ВИЧ, прежде чем у человека появятся явные симптомы СПИДа.

"Совершенно согласен"

"Согласен,  но с оговорками"

"Совершенно не согласен"

"Не имею точного мнения

Одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.  (неуверенный)

Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить, спрятать  какие-то вещи (предметы, свёртки)  у тебя дома.  (агрессивный)

Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик "за компанию".  (уверенный)

Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку. (неуверенный)

Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него наркотик. (неуверенный)

     

   

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения месячника по профилактике вредных привычек

Профилактическая работа в школе -  сложный и очень трудоемкий процесс.  Конечно же, эта работа не должна проводиться только лишь в рамках месячников, декад и т.д.  Но для  многочис...

урок по ОБЖ в 10-м классе "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек"

Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок  с использованием информационно-коммуникационных  технологий  по теме «Вредные привыч...

Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

В презентации описываются такие вредные привычки как курение, употребление алкоголя и наркотических средств и ихвлияние на здоровье человека....

Урок ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...

Урок по Основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе на тему: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек»

Урок разработан по учебнику  «Основы безопасности жизнедеятельности»  Смирнов А.Т., Хренников Б.Ю.  Москва. Просвещение 2013г.Цель: Рассмотреть влияние вредных привычек на здоровье, спо...