Устный журнал "Подвиг"
методическая разработка (9 класс) по теме

Лесникова Валентина Алексеевна

Устны йжурнал рассказывает о ратном подвиге советских изобретателей, конструкторов во время Великой Отечественной войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvig.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Валентина Алексеевна Лесникова,

учитель математики

филиала МБОУ Староюрьевской СОШ в                        

с. Новоюрьево  Староюрьевского района

Тамбовской области

 « Подвиг»

 (Устный журнал о ратном подвиге советских ученых, конструкторов, изобретателей в годы Великой Отечественной войны)

Цель: показать значение научно-технических знаний и создать объективное представление о героической странице нашей истории.

Страница первая – « Грозный 1941».

Страница вторая – «На голубых морских дорогах».

Страница третья – «Нам разум дал стальные руки- крылья…»

Страница четвертая – «За рекою грянула «катюша» по врагу лавиной огневой».

Страница пятая – «В осажденном Ленинграде».

Страница шестая – «В тылу за линией фронта».

Страница седьмая – «Цифры и факты».

«Грозный 1941-й»

 Шесть десятилетий отделяют нас от того дня, когда фашистская Германия подписала акт о капитуляции. Закончилась Победой небывалая по своим масштабам, ожесточенности и человеческим потерям война, бушевавшая на планете 6 лет, а на нашей земле – без малого 4 года – 1418 дней.

Победа означала спасение человечества от порабощения фашизмом, она несла свободу и независимость нашей Родине, возможность ее людям вернуться к мирной жизни: работать, сеять хлеб, растить детей, учиться, радоваться, строить планы на будущее.

Итак, переворачиваем несколько пожелтевших страниц истории огненных военных лет 1941-1945 гг.

22 июня 1941г. на рассвете началась война. Сурово, как приказ, прозвучал призыв, обращенный ко всем  гражданам:

        Вставай, страна огромная,

        Вставай на смертный бой…

 Народ, движимый чувством долга, любовью к Родине встал на защиту своей страны.

И ученые сделали решительный выбор: от сосредоточенной тишины библиотек, от налаженных лабораторных исследований они смело шагнули в жестокие военные будни. Вся их деятельность теперь подчинялась трем целям: конструирование

новых средств обороны  и наступления; научная помощь промышленности, производящей оружие и боеприпасы; изыскание новых сырьевых и энергетических ресурсов, замена дефицитных материалов более простыми и «подручными».

В Казань были вывезены ведущие физические и химические институты; на Урал – геологические; в Среднюю Азию – биологические институты. Переместились на новые места около 4000 научных сотрудников. Благодаря самоотверженному, героическому труду главные физические, химические и технические научные центры начали функционировать в новых условиях чрезвычайно быстро – через2-3 месяца после объявления войны! А это равносильно подвигу!

« На голубых морских дорогах»

 

 Фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего военного флота, а другую – «запереть» на морских базах с помощью различного рода мин и постепенно ликвидировать. В ночь с 21 на 22 июня 1941г.фашистами  были установлены минные заграждения в бухтах Севастополя, на Днестровско-Бугском лимане у Очакова, у Одессы и Феодосии, на подходах к Таллинну и Кронштадту, вблизи Мурманска и Архангельска, в Рижском заливе. Однако удалось обнаружить, что мины – магнитные: они срабатывали под действием магнитного поля корабля. Оказалось, что в механизме три взрывателя. Один, инерционный, срабатывает при ударе о какую-либо твердую поверхность, например о землю. Этот взрыватель уничтожал мину, тем самым не «позволяя» ей попасть в руки противника. Специальная мембрана второго взрывателя зорко «следила», чтобы мину не смогли поднять на поверхность моря: при подъеме она прогибалась, и взрывательсрабатывал. Третий, электрический, взрыватель управлял прибором, «улавливающим», магнитное поле проходящих кораблей.

 

Еще до войны в ЛФТИ под руководством профессора А. П. Александрова были начаты работы, направленные на уменьшение возможности поражения кораблей магнитными минами. В их ходе был создан обмоточный метод размагничивания судов. Он заключался в том, что вокруг корабля создавалось искусственное магнитное поле противоположного направления к собственному полю корабля; в итоге результирующее магнитное поле становилось незначительным и не вызывало срабатывания мины. Перед войной были созданы лишь первые образцы таких устройств. 27 июня 1941 г. был издан приказ об организации бригад по срочной установке размагничивающих устройств на кораблях флота. В одну из бригад добровольно вошел физик профессор И. В. Курчатов. Самоотверженно преодолевая трудности, специалисты уже к августу 1941 г. защитили от магнитных мин основную часть флота.

Был создан и безобмоточный метод размагничивания. Он предложен Северной группой И. В. Климова, затем группой И. В. Курчатова, В. С. Лазуркина, Б. А. Ткаченко. Заключался он в следующем. К станции размагничивания подходил корабль и принимал с нее кабель-виток, через который пропускался затем ток большой силы от аккумулятора станции. Борты корабля «натирались» этим витком и намагничивались, но против собственного магнитного поля корабля. Корабль становился магнитонейтральным. Так защищались от магнитных мин подводные лодки. В апреле 1942 г. группе сотрудников ЛФТИ – А. П. Александрову, И. В. Курчатову, В. Р. Регелю, Б. А. Гаеву, П. Г. Степанову, В. М, Тучкевичу, военным морякам Б. Е. Годзевичу и И. В. Климову была присуждена Государственная премия  первой степени.

« Нам разум дал стальные руки – крылья»

 В ходе войны советская авиационная техника непрерывно совершенствовалась. Авиаконструкторы опирались на исследования, выполненные несколько раньше нашими учеными.

С. А. Христианович дал теорию обтекания тел потоком воздуха больших дозвуковых скоростей, которая определила выбор формы крыла, обеспечивающей наименьшее лобовое сопротивление.

Благодаря трудам профессоров А. А. Дородницына и Л. Г. Лойцянского была создана методика расчета сил трения, учитывающая сжимаемость воздуха при больших скоростях движения в нем обтекаемой поверхности.

М. В. Келдыш выяснил причину и дал теорию сложного и опасного явления – самовозбуждения колебаний с большой амплитудой у крыльев и хвостового оперения самолетов( флаттер), которые вели к разрушению машины; это исследование помогло разработать меры борьбы с флаттером. Группа ученых под руководством профессора А. И. Макаревского предложила методы расчета самолета  на прочность при использовании смешанных конструкций – металлического каркаса и тонкостенной фанерной обшивки, что позволило создавать надежные и легкие самолеты.

В декабре 1942 г. в ЦАГИ в строй вошла аэродинамическая труба, в которой проверялись узлы и модели будущих высокоскоростных самолетов в условиях, аналогичных полету.

В суровых условиях военного времени созданы новые машины:

Истребитель высокого класса Ла-5 конструкции С. А. Лавочкина обладал скороподъемностью, маневренностью, огневой мощью и большим потолком поля (более 11 км); самолет был прост в управлении и легок. Двигатель имел пятиконечную форму и воздушное охлаждение; такой двигатель, как броня защищал летчика.

Самый легкий и маневренный истребитель второй мировой войны – ЯК-3. сконструированный в 1943 г. в конструкторском бюро А. С. Яковлева; его взлетная масса была равна 2,650 т, высота полета почти 12 км, для подъема на 5 км ему требовалось 4,1 минуты.

Двухместный штурмовик Ил-10 с двигателем мощностью 2000 л.с., выпускавшийся с октября 1944г.; благодаря совершенной форме машины обладал лобовым сопротивлением в два раза меньшим, чем другие самолеты; его скорость возросла до 500 км/ч.

Пикирующий бомбардировщик Ту-2, созданный в конструкторском бюро А.Н. Туполева, имел два двигателя мощностью до 1850л.с., потолок полета 9,5 км и дальность 2100 км; развивал скорость до 500 км/ч; его бомбовая нагрузка составляла 100 кг. Специальное оборудование позволяло прицельно сбрасывать бомбы при разных режимах полета – по горизонтали и пикировании. Серийное производство машины началось осенью 1943 г.

За четыре военных года в серийное производство было запущено 25 новых и модернизированных типов самолетов.

« За рекою грянула « Катюша» по врагу лавиной огневой»    

Ученые создали мощные артиллерийские установки, называемые в народе «катюши». Реактивные снаряды имели ряд преимуществ перед обычными: заряд находился внутри, отсутствовала отдача при выстреле. Установки были малогабаритными и монтировались на автомобилях.

Созданию «катюш» предшествовала длительная работа ученых и конструкторов: Тихомирова, Артемьева, Петропавловского, Лангемака, Клейменова и др. К началу войны были разработаны боевые ракеты и специальные порохи; созданы пусковые установки конструкции И. И. Гвая, В. Н. Галковского, А. П. Павленко, А. С. Попова.

Установка БМ – 13 образца 1941г. представляла собой ферму из 16 направляющих, на которой располагались 132-миллиметровые реактивные снаряды массой 42,5 кг. Она монтировалась на грузовике ЗИС-6. За несколько секунд установка выпускала 16 мощных снарядов. Новое оружие впервые было применено в бою 14 июля 19741г.: батарея капитана Флерова произвела залп из семи пусковых установок по железнодорожной станции Орша. Гитлеровцы назвали оружие «адской мясорубкой».

 Для улучшения этого оружия было создано Конструкторское бюро во главе с В. П. Барминым. Большое значение имели исследования ракетного топлива. Ученые Я. Б. Зельдович и Ю. Б. Харитон выяснили, что горение зависит от того , как горящие газы проходят через сопло. В результате смогли перейти к употреблению более дешевого пороха и обеспечить равномерное сгорание зарядов. Была решена и проблема «кучности» снарядов. Профессор Л. Г. Лойцянский предложил особой формы и расположения оперение снарядов для ликвидации «отклоняющих моментов», приводящих к разбрасыванию снарядов.

В 1943г. сотрудники ЦАГИ – академик С. А. Харитонович, профессора Ф.Р. Гантмахер, Л. М. Левин и др. – создали вращающиеся снаряды: в утолщенной части снаряда было сделано небольшое отверстие, через которое тонкой струей вытекали пороховые газы, возникавшая при этом реактивная сила и поворачивала снаряд. «Кучность» огня сразу возросла в 3 раза, а площадь рассеивания снарядов уменьшилась в 7 раз.

С лета 1944г. реактивная артиллерия выступала как мощное средство подавления врага.

«В осажденном Ленинграде»

 

   К 1940г. Ленинград стал крупным центром науки: в нем насчитывалось 146 научных учреждений, более 5,5 тыс. научных работников, около 85 тыс. студентов. Осенью 1941г. Ленинград оказался блокированным с суши. Оставшиеся в городе ученые работали над оборонными заданиями.

Физик академик Ф. А. Фок с сотрудниками занимались составлением таблиц стрельбы из артиллерийских орудий.

Под руководством М. А. Шателена выпускались селеновые выпрямители для военных целей.

П. П. Кобеко, научный сотрудник ЛФТИ разработал методику регистрации  колебаний льда и выяснил причину аварий на «дороге жизни». Под его руководством ученые выяснили. Что степень деформации льда зависит от скорости движения транспорта. Критической оказалась скорость около 35 км/ч. Большое значение имела интерференция волн сотрясения, возникающая при обгоне. Ученые выработали правила безопасного движения на ладожской трассе; составили таблицы и формулы для расчета допустимой скорости передвижения с различными грузами.

Ледовые аварии прекратились.

«В тылу, за линией фронта»

Советская наука в тылу, далеко от линии фронта, боролась за великую цель: бросить на врага всю мощь исследовательского и конструкторского творчества. Вот несколько примеров вклада ученых в развитие оборонной промышленности:

Расширить выпуск самолетов, танков, боеприпасов, для изготовления которых требовалось много жидкого кислорода, помогли работы академика П. Л. Капицы. Он создал упрощенную установку, производительность которой в 4-6 раз превышала ранее достигнутую;

Разработанный академиком В. А. Трапезниковым автомат для точного развешивания пороха, которым наполнялись гильзы снарядов, заменял 16 рабочих, а автомат для обмера гильз – 30 рабочих;

Оптические методы контроля продукции сокращали время на проведение анализов в 25 раз, а расход реактивов – в 20 раз.

«Цифры и факты»

К началу Великой Отечественной войны промышленная база Германии превосходила советскую в 1,5-2 раза, а в 1942г. в связи с захватом богатейших районов СССР – в 3-4 раза;

Советский Союз превзошел противника в производстве военной техники: по орудиям – более чем в 2 раза, по танкам и самоходным артиллерийским установкам – почти в 2 раза, по самолетам – в 1,7 раза, по автоматам и минометам – в 5 раз;

Советская промышленность выпустила за годы войны 137 тыс. самолетов, 104 тыс. танков и САУ, 488 тыс. орудий;

В январе 1945г. мы имели в 2,8 раза больше танков и САУ, чем гитлеровцы, в 7.4 раза больше самолетов.

В ходе войны было проведено не просто оснащение техникой армии, но и ее полное перевооружение. Таких фактов история не знала!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Мы переворачиваем последнюю странницу нашего альманаха. Война закончилась 9 мая 1945 года. Мы должны знать какой ценой она была завоевана. Память о сотнях тысяч погибших в концентрационных лагерях, о миллионах погибших в сражениях призывает нас беречь мир, как самую большую ценность! Как залог жизни!

Пусть примером для каждого будет любовь к Родине, которую проявили наши деды и прадеды в лихую годину Великой Отечественной войны.

Мы должны неустанно стремиться к знаниям, овладевать ими, энергично развивать науку и технику, потому что история доказала «знания – это сила!»

Звучит песня «День Победы»

Литература

 

Алексеев Е. П. Советские ученые -  фронту. – М.: Знание, 1985

Кольцов А. В. Ученые Ленинграда в годы блокады (1941-1943). М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1962.

Оружие Победы. (1941-1945). Худ. В. Иванов. – М.: Молодая гвардия, 1975

СТАРОЮРЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

        ШКОЛА

                

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ

«ПОДВИГ»        

( 60-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВОВ ПОСВЯЩАЕТСЯ)

        УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ

        ЛЕСНИКОВА В. А.

.        МАЙ  2005 Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам математики в 5 классе "Работаем устно"

Слайды презентации содержат задания для устной работы, развивающие вычислительные навыки, мышление, внимание, память....

Устный счет по теме "Десятичные дроби", 5 класс

Устные упражнения используются как подготовительная ступень при объяснении нового материала, как иллюстрация изучаемых правил, а также для закрепления и повторения изученного. В устном счете развивает...

Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...

Устная часть ЕГЭ - как стимул к овладению устной речью.

Сегодня, когда в связи с меняющимся содержанием ЕГЭ, внимание к обучению российских учащихся устному речевому общению на иностранном языке вновь возрастает, возникает необходимость активной разработки...

Презентация " Устная часть в формате ОГЭ. Стратегия выполнения заданий в устной части.

Для того, чтобы подготовиться к ОГЭ наилучшим образом, нужно изучить структуру экзамена: из каких заданий состоит экзамен и что проверяют в каждом конкретном задании. Второй важнейший момент - это стр...

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...