Социальный проект
методическая разработка (7 класс) по теме

Дмитриева Татьяна Вячеславовна

Социальный проект посвящен проблеме социальной адаптации детей с особыми образовательными возможностями в условиях массовой школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88 ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА

Г. ВОЛГОГРАДА

Руководитель: Дмитриева Т.В.

2012-2013

СОДЕРЖАНИЕ

I. Об авторе……………………………………………………………..

II. Краткая справка – аннотация к  проекту………………………….

III. Описание социального проекта…………………………………..

 IY. Механизмы выполнения проекта

1. Этапы реализации…………………………………………………….

2. Программа реализации проекта……………………………………..

3.Предполагаемые методы и способы  решения проблемы эксперимента……………………………………………………………………….

4. Формы работы…………………………………………………………..

Y. Инновационный потенциал проекта…………………………………

YI. Список литературы……………………………………………………..

I. Об авторе

Педагогический стаж работы: 11 лет;

общий стаж работы: 11 лет;

стаж учителя – логопеда 3 года,

стаж работы в данном учреждении 3 года.

Наличия наград, званий, ученой степени, ученого звания нет.

Образование высшее педагогическое, ВГСПУ, 2011г., специальность «Логопедия», присуждена квалификация «учитель – логопед», специализация «Логопедическая работа с детьми, имеющими проблемы интеллектуального развития».

С 2012 года являюсь магистрантом ВГСПУ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», по специальности «Педагогическое сопровождение социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Сведения о повышении квалификации: курсы ВГАПК РО «Профессиональная компетентность учителей – логопедов ДОУ и ОУ», 72 часа, 2011г.; курсы  ВГСПУ «Логопедический  и зондовый массаж - семинар-практикум», 36 часов, 2011г.; ВГСПУ «Нарушения звукопроизношения у детей. Коррекция звукопроизношения. Использование постановочных зондов», 16 часов, 2011 год; ВГСПУ «Организация индивидуальной и групповой  логопедической работы с ребенком с дизартрией», 16 часов, 2011 года.

С 2010 года являюсь куратором педагогических производственных практик студентов ВГСПУ IV и V курсов.

В октябре 2010 года выступала  на районном МО с докладом  на тему: «Приемы работы по формированию навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова».

В ноябре 2010 года была слушателем и участвовала в практическом семинаре на  Международной научно-практической конференции по теме «Актуальные проблемы становления профессиональной культуры педагога интегрированного образования».

В октябре 2011 года была участником I  международного  научно-методического семинара "Специальное и интегрированное образование: организация, содержание, технологии".

В ноябре 2011 года давала открытое занятие по теме «Трехсложные слова с двумя стечениями согласных на уровне предложения и текста» на районном МО учителей – логопедов. Выступала с докладом на тему: «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению  нарушений слоговой структуры слов у младших школьников на уровне предложения и текста». Проводила мастер – класс на тему: «Элементы постановки звуков».

В декабре 2011 года принимала участие  и участвовала в практическом семинаре на  международной научно – практической конференции «Актуальные проблемы специального и интегрированного образования».

В феврале 2012 года принимала участие в региональном научно – практическом семинаре «Коррекционно – развивающая направленность обучения русскому языку в специальных (коррекционных) классах VII вида».

В марте 2012 года принимала участие в международной интеллектуальной викторине «Педагогический марафон» и была награждена дипломом за 1 место.

В апреле 2012 года принимала участие в региональном научно – практическом семинаре «Коррекционно – развивающая направленность обучения математике детей с особыми образовательными потребностями».

В мае 2012 года участвовала во Всероссийском конкурсе «Лучшая статья, научно – исследовательская работа» и была награждена дипломом за 1 место в номинации «Лучшая статья».

Имею печатные работы: статья в сборнике материалов к международной научно – практической конференции «Актуальные проблемы специального и интегрированного образования»; статью  в научно – методическом журнале «Школьный логопед» №1 (40), 2012  «Развивающее пространство для детей с ЗПР на школьном логопункте».

II. КРАТКАЯ СПРАВКА – АННОТАЦИЯ К ПРОЕКТУ

Актуальность проекта

Адаптированный ребёнок – это ребёнок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде. Именно это должно быть целью любой программы, ориентированной на помощь в адаптации к образовательному учреждению детям с нормальным развитием и детям, имеющим какие-либо отклонения от нормы.

В нашей стране дети с ограниченными возможностями здоровья (особыми образовательными потребностями) могут получать образование в специальных образовательных учреждениях, специальных образовательных подразделениях, образовательных учреждениях общего назначения в формах, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании»: очное, заочное, вечернее обучение; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

 Основные задачи, которые призвана решить система образования - подготовить к нормальной личной и общественной жизни детей с нарушениями психофизического развития, корректировать их развитие, создать как можно больше возможностей для их самостоятельной жизни.

Проект направлен на решение социальной проблемы. Сейчас перед нами остро стоит проблема социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями в обществе и привитие другим участникам образовательного процесса  навыков толерантного   поведения   и общения с обучающимися с особыми образовательными потребностями.

III. ОПИСАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»

В последние годы система образования РФ значительно расширилась, включив в себя сферу не только специальных школ, но и специальных классов, отдельных групп детей в общеобразовательной школе. Формируется система коррекционно-развивающего обучения (специальные коррекционные классы, классы компенсирующего обучения, вспомогательные классы и т.д.).

Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы, от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении. Особенно остро названная проблема стоит перед детьми с задержкой психического развития.

Под влиянием постоянных неудач, выходящих за рамки собственно учебной деятельности и распространяющихся на сферу взаимоотношений со сверстниками, у ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать собственную несостоятельность. А так как выбор адекватных средств компенсации в этом возрасте ограничен, то самоактуализация часто осуществляется в разной мере осознанным противодействием школьных норм, реализуется в нарушениях дисциплины, повышенной конфликтности, что на фоне утраты интереса к школе постепенно интегрируется в асоциальную личностную направленность. Нередко у таких детей возникают нервно-психические и психосоматические расстройства (Ш.А.Амонашвили,1984).

К сожалению, проблема работы с детьми, имеющими данный вид отклонения, стала в последнее время ещё более актуальной. По данным психолого-педагогических исследований в 2010 – 2011 уч. г. количество учащихся начальной школы, имеющих ЗПР, составило 25 %. У ребёнка, имеющего ЗПР, сопровождающейся низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, проблемы в адаптации могут привести к серьёзным заболеваниям, школьной дезадаптации и даже школьной фобии.

В связи с возросшим количеством детей, имеющих ЗПР, много споров в педагогической практике идёт вокруг проблемы целесообразности их обучения, а, следовательно, и успешности адаптации в массовой школе.

Так как проблема адаптации младших школьников, имеющих ЗПР, в научной литературе не рассматривается, то и методик диагностики уровня их адаптированности к школе не выработано. Следовательно, существует и проблема.

Проект направлен на решение социальной проблемы. Сейчас перед нами остро стоит проблема социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями в обществе.

Поэтому особенно важно проводить с детьми мероприятия, направленные на умение находится в коллективе.  

Цель  социального проекта «Мы разные, но мы вместе»: привлечение   внимания   школьников,   других участников образовательного процесса,  к   актуальным   социальным проблемам,   в   частности,  в  необходимости   толерантного   поведения   и общения с обучающимися с особыми образовательными потребностями.

Гипотеза  – социальная адаптация детей с ЗПР  к условиям начальной школы и позитивное общественное мнение об обучающихся с особыми образовательными потребностями будут иметь больший успех  и обеспечит навыки толерантного   поведения,    если будут выполнены следующие условия:

- учтены  особенности психофизического развития детей с ЗПР;

- разработан  план  мероприятий проекта, подготовлены конспекты занятий, встреч на основе плана;

- проведена поэтапная работа над проектом;

- учтены индивидуальные возможности учащихся.

Задачи    социального   проекта   «Мы   разные,   но   мы вместе»:

-  создать условия для социальной адаптации детей с ЗПР к условиям начальной школы;

-  формировать позитивное общественное мнение  в  социуме об обучающихся с особыми образовательными потребностями;

- создать  условия для совместного участия взрослых и подростков в общественно – значимой деятельности;

- повышать  общий   уровень  культуры  детей  и  подростков  за  счет получения дополнительной информации;

-  формировать социально-личностные   компетенции:   навыки «разумного социального» поведения в сообществе;

- совершенствовать полезные социальные навыки и умения (планирование предстоящей деятельности,  расчет необходимых  ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.);

- закреплять навыки коллективной работы.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач в проекте, использовались следующие методы:

- теоретические: изучение и анализ  психолого – педагогической литературы, изучение и анализ практического опыта отечественных и зарубежных специалистов;

- эмпирические: анкетирование, педагогическое наблюдение, количественный и качественный анализ результатов деятельности, сравнительный анализ полученных данных;

- дескриптивные: описание результатов проекта, полученных данных, их графическая интерпретация и анализ, обобщение социального проекта.      

База исследования: Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 88 комитета по образованию администрации Тракторозаводского района г. Волгограда.

IY. МЕХАНИЗМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

1. Этапы реализации проекта

1.Подготовительный этап.

• Детальная разработка основных положений  проекта.

• Подготовка коллектива учащихся к реализации проекта.

Штаб проекта:

Гапеева Валерия

Беляева Дарья

Дмитриева Анастасия

Арчаков Егор

Егоров Влад

Калмыкова Алена

Королева Анастасия

Курышев Илья

Крылов Андрей

Переяслова Наталия

Редкозубова Анастасия

Сердюков Виталий

Холодковская Мария    

• Консультация педагогов – организаторов, руководителей.

• Проведение рекламно – информационной работы со школьниками с целью формирования количественно – качественного состава участников проекта.

• Проведение организационного периода с целью выявления творческого потенциала участников проекта.

2.Этап реализации.

• Включение участников в различные формы социально значимой  деятельности.

• Проведение мероприятий по организации социального и коллективного планирования.

3.Заключительный этап.

• Сравнительный анализ и самоанализ изменений, произошедших с участниками в ходе проведения проекта.

• Итоговая диагностика, обобщение опыта.

• Выпуск методических материалов проекта.

• Планирование работы по дальнейшему совершенствованию проекта.

2. Программа реализации проекта

Этапы и их сроки

Содержание

деятельности

Прогнозируемые результаты

Ответственные

1

Первый   этап   –

Подготовительный

(сроки)

•Изучение психолого - педагогической, социологической и методической литературы по теме проекта.

• Определение, исходя из этих условий, и обоснование направленности, а также содержания образовательного процесса.  

•Мотивация участников социально - педагогического эксперимента.

•Развитие рефлексивной

позиции у педагогов.

•Критический анализ научной литературы по проблеме эксперимента.

•Уточненный план Проекта.

•Документальное оформление деятельности соц. проекта.

•Педагогическая концепция развития воспитательной системы учреждения.

•План формирования гражданско - правового воспитывающего пространства.

• Теоретическая, методическая и практическая готовность педагогов,

участвующих в проекте.

2

Второй   этап   –

реализации

(сроки)

•Выработка критериев, отбор содержания и форм

деятельности воспитательного коллектива учреждения. Разработка адекватных поставленным целям педагогических и социально-психологических технологий.

• Построение образовательной программы учреждения как современной формы социального заказа.

•Организация текущей и итоговой рефлексии субъектов образовательной деятельности.

• Осуществление опытно-экспериментальной и диагностической работы.

•Проведение экспериментальной проверки эффективности работы.

•Гуманизация в ОУ всего образовательного процесса.

•Осознанное освоение и принятие детьми основных демократических ценностей.

•Формирование школьного педагогического сообщества -

наиболее высокой формы самоорганизации

воспитательного коллектива.

•Создание социально-педагогических технологий социализации личности.

Критериальная система оценки

деятельности участников учебно - воспитательного процесса.

•Накопление детьми достаточного объема реального личного жизненного опыта, необходимого для их эффективной социальной

адаптации.

3

Третий   этап   – Обобщающий

внедренческий (сроки)

•Уточнение, анализ и обобщение результатов проведенного исследования.

• Обобщенные результаты

реализации разработанной программы эксперимента.

• Корректировка

апробированных социально-педагогических технологий.

•Разработка методик и рекомендаций по формированию в образовательном учреждении определенных условий,

обеспечивающих развитие творческого потенциала личности.

•Проведение семинаров, научно-практических конференций для учителей города и района.

•Подготовка статей в педагогические и социологические журналы.

• Подготовка

монографического издания.

• Практические

рекомендаций по организации различных видов

организационной,

педагогической и управленческой

деятельности, направленной на проектирование и становление в образовательном учреждении

действующей модели.

• Сборник научно-

методических материалов по проблеме эксперимента.

• Публикации в педагогических и

социологических журналах.

• Издание монографии.

3.Предполагаемые методы и способы  решения проблемы эксперимента

Для  решения намеченных  задач исследования и  проверки гипотезы использовались следующие методы:

• анализ   философской,   психолого-педагогической, социологической и методической литературы;

• анализ   образовательных   технологий,   учебных   программ   и планов, учебных пособий;

• педагогическое наблюдение;

• анкетирование, интервьюирование;

 • моделирование педагогической деятельности; статистические методы обработки полученных результатов и др.

4. Формы работы

- Деятельностные акции: «Новогодний подарок от Деда Мороза», «Игрушка на елку».

- Классные часы, занятия: «Уроки толерантности», «Театральный кружок», «Поделись своим секретом», «Танцевальный кружок «Каблучок», «Художественные занятия»

- Мероприятия: «Дед Мороз и Снегурочка для всех!» - новогодний музыкальный спектакль «Веселые старты» - спортивные состязания.

- Конкурсы рисунков и поделок: «Открытка для Деда Мороза», «Новогодняя Игрушка».

         

Y.  ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТА

Обоснование социальной значимости проекта: для того, чтобы привлечь   внимание   школьников,   других участников образовательного процесса,  к   актуальным   социальным проблемам,   в   частности,  в  необходимости   толерантного   поведения   и общения с обучающимися с особыми образовательными потребностями, необходимы усилия педагогических работников, органов власти, родителей,  но в первую очередь самих учащихся, так как они являются наиболее активной и динамичной группой, обладающей собственными склонностями и интересами, своими взглядами на жизнь и собственное будущее. К сожалению, большинство учащихся школы остается пассивной, ошибочно считая, что не в состояние привнести позитивные изменения в жизнь.

Предположительным выходом из данной ситуации является личностное саморазвитие, преодоление собственных ограничений и страхов. Для решения данных проблем нами была предложена и реализуется на практике система кружковых занятий.

Ожидаемые результаты

1. Повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное   практическое   участие   в   улучшении   социальной   ситуации   в местном сообществе.

2. Реальный вклад учащихся в изменение социальной ситуации в школе. Положительные изменения в сознании детей и подростков, повышение уровня общей культуры школьников.

3. Наличие   у   членов   проектных   групп   сформированных   навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.

4. Изменение общественного мнения, увеличения числа учащихся, готовых лично   включиться   в   практическую   деятельность   по   улучшению социальной ситуации.

YI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Битянова М.Р. Адаптация ребёнка в школе: Диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М., 1997.

2.       Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики /Под ред. В.А. Сластенина. М., 1999.

3.       Дубровина И.В. Предмет и задачи школьно педагогической службы // Вопр. Психологии. 1988. № 5.

4.       Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М., 1985.

5.       Овчарова Р.В. Психологический портрет социокультурно и педагогически запущенного ребёнка. Архангельск, 1994.

6.       Пронина А.Н. Программа помощи в адаптации вновь прибывших учащихся // Завуч. 2000. № 6.

7.       Русских Г.А. Адаптивная образовательная среда – условие развития защитных функций личности // Доп. Образование. 2002. № 4.

8.        Степанченко С. Кому неуютно в школе // Школьный психолог. 2000. № 12.

9.        Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В 3-х т. Т. 3. М., 1955.

ПРИЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект на тему: "Формирование социальных установок на здоровый образ жизни."

Тема: "Формирование социальных установок на здоровый образ жизни."Цель: Формирование социальных установок на здоровый образ жизни,ответственного подхода и позитивного отношения к своему умственному, э...

Социальный проект "Табакокурение как социальная проблема"

  С социальным проектом  "Табакокурение как социальная проблема" ребята , входящие в актив  районного Содружества детских общественных объединений "Аист" принимали участие в областном конкурсе социаль...

Социальный проект «Социальная квартира как одна из эффективных форм поддержки и подготовки выпускников школы-интерната к самостоятельной жизни»

Актуальность создания программы      Новые социально-экономические условия в стране затрудняют выпускникам школ-интернатов жизненное и профессиональное самоопределение, адапта...

Методические рекомендации по поиску средств и социальных партнёров для реализации детских социальных проектов

С развитием в городе детского движения всё больше мы говорим о социальной проектной деятельности. Работая над социальным проектом, дети не только заявляют о проблеме, а под руководством координатора –...

Социально - воспитательное направление работы с Активом школьного музея. Социальный проект "По велению сердца"

Проект, направлен на приобщение подрастающего поколения к национальной истории и воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Отечеству и сохранение памяти о людях фронтового поколения....

"Социальное проектирование. Структура социального проекта"

В современных условиях возрастающей потребностью становится проектирование социальных систем, которое в принципе сводится к определению будущего состояния конкретного социального объекта, процесса, яв...