Во сколько завтра вы не придете?
классный час (6 класс) по теме

 

Тема мероприятия: «Во сколько завтра вы не придете?» Борис Крутиер

Цель: создать условия для формирования речевой культуры учащихся.

Задачи:

образовательная – познакомить учащихся с понятием «адресат», «адресант», «комплимент»;

развивающая – развивать умение грамотно выражать мысль, оформлять ее;

воспитательная – приобщить учащихся к культуре речи и поведения.

Участники: учащиеся 6 класса.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки, набор смайлов для рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_ermoshenko_d.p.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия

6 «Б» класс

Тема

«Во сколько завтра вы не придете?»

Разработала Ермошенко Дина Павловна, учитель русского языка и литературы МОУ лицея №6

Волгоград

2013


Тема мероприятия: «Во сколько завтра вы не придете?» Борис Крутиер

Цель: создать условия для формирования речевой культуры учащихся.

Задачи:

образовательная – познакомить учащихся с понятием «адресат», «адресант», «комплимент»;

развивающая – развивать умение грамотно выражать мысль, оформлять ее;

воспитательная приобщить учащихся к культуре речи и поведения.

Участники: учащиеся 6 класса.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки, набор смайлов для рефлексии.

Воспитанный человек, встречаясь с трудностями, всегда уступит им дорогу. Аркадий Давидович Гагулишвили

Ход мероприятия

- Здравствуйте, название нашего мероприятия звучит как «Во сколько завтра Вы не придете», это слова Бориса Крутиера, русского афориста. Как вы думаете, о чем пойдет речь?

- Правильно, о культуре. Ее видов существует очень много. Давайте попробуем дать определение культуре?

- Какие виды культуры вы знаете? Культура чего может быть?

Речи

Поведения

ЗОЖ

Личности

Питания

Труда

- Сегодня мы рассмотрим культуру поведения и общения. Культурный человек, прежде всего, знает правила поведения и правильно говорит.

- С чего начинается общение между людьми?

Ответы детей.

- Конечно же, с приветствия. Знаете ли вы, как люди в разных странах и в разные времена вели себя при встрече?

  1. Тибетцы, например, здороваясь, снимают свой головной убор правой рукой, левую закладывают за ухо, да еще высовывают язык;
  2. У японцев для приветствия применяются три вида поклонов;
  3. На Крайнем Севере охотники, встречаясь, терлись носами;
  4. На востоке было принято подносить руку  ко лбу и к сердцу;
  5. А еще есть самые разные слова для приветствий: словами «Ты ел сегодня?» или «Здоров ли твой скот?» при встрече обменивались жители Монголии и Египта.
  6. «Я вас вижу» - приветствуют друг друга при встрече зулусы.

- Выполним первое задание.

Учащиеся по очереди вытягивают карточки с заданиями, читают и отвечают на них.

Карточки:

  1. Кто первым здоровается при входе в помещение? (входящий, независимо от пола и возраста)
  2. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Проходящий)
  3. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в помещение, или тот, кто выходит? (входящий должен пропустить выходящего)
  4. Как правильно спросить в очереди: «Кто крайний?» или «Кто последний?» («Кто последний?»)
  5. Можно ли входить в магазин с собакой? (нет, даже если собака маленькая)
  6. Как поступить, если рядом с вами в транспорте стоит человек старше вас? (надо встать и уступить место)
  7. Вы чихнули, а находящиеся рядом пожелали «Будьте здоровы!»  Как быть? (поблагодарить)
  8. Как поступить, если вы увидели знакомого слишком поздно и не успели поздороваться или ответить на приветствие? (при следующей встрече все объяснить и извиниться)
  9. Обязательно ли снимать головной убор, входя в помещение?  (юношам - обязательно, девушкам- нет)

- Ну, вот мы и вспомнили самые простые правила поведения.

Просмотр отрывка из мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса»

- Состоялось ли общение между героями? (Да.)

- Что мы называем общением?

- Как можно назвать того, кто слушает, получает информацию? (Адресат.)

- Как называют того, кто говорит, отправляет, передаёт информацию? (Адресант.)

- Эти слова подчёркивают, что в общении участвуют хотя бы двое. Как называют тех, кто общается одним словом? (Партнёры, собеседники, коммуниканты)

- Какие средства общения использует человек? (Язык, жесты, мимику, пантомимику)

- Назовите основное средство общения. (Язык.)

- Что может сказать о человеке его язык, речь?

- Действительно, речь человека - это его “визитная карточка”, его “языковой паспорт”. По этой визитке составляется впечатление о человеке.

Просмотр отрывка мультфильма «Малыш и Карлсон»

- Знаешь, мама, чего мне хочется сильнее всего?

- Ну-ну? – рассеянно отозвалась мама.

- Мне так хочется щенка…

- Мама только вздохнула. Опять Малыш заговорил о своей собаке…

- Мамочка, подари мне щенка, ну пожалуйста…

- А по-моему, Малыш, тебе уже пора одеваться и завтракать, иначе опоздаешь в школу.

- Ясно! Как только я о собаке, ты - про школу. – Малыш огорчённо махнул рукой и отправился умываться.

(По А. Линдгрен.)

- О чём просит Малыш?

- Какие речевые этикетные формулы использовал мальчик?

- Дала ли мама согласие исполнить просьбу Малыша?

- Как можно было ему отказать, чтобы он меньше огорчился?

Вывод: нужно быть внимательным в общении с собеседником, уметь использовать в речи вежливые слова.

Но человек должен проявлять культуру не только в общении, но и в поведении.

Просмотр анимационных ситуаций с неправильным поведением. Дети должны разыграть сценку с правильным выбором действий.

1.Что такое плохо (общение со взрослым):

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4a3c4f05-e073-43be-8d4f-8a8c1dfc64bf/%5BIS-RE_05-06-001%5D_%5BMA_002%5D.swf

Как нужно было поступить?

Разыграйте правильную ситуацию.

2. Что такое плохо (телефонный разговор):

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a4171c29-15f2-4936-a582-d72da3402223/%5BIS-RE_05-06-002%5D_%5BMA_002%5D.swf

Что здесь неверно?

как нужно было поступить.

3. Что такое плохо (одолжил учебник):

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/46e9638e-06b7-44a6-8ef1-47503c0fad68/%5BIS-RE_05-06-005%5D_%5BMA_002%5D.swf

4. Что такое плохо (опоздал на урок):

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/86f21d7f-6613-4b11-930a-d9d2f2f60e0c/%5BIS-RE_05-06-004%5D_%5BMA_002%5D.swf

Как нужно было поступить?

Разыграйте правильную ситуацию.

А теперь давайте пройдем тест.

Тесты распечатаны, учитель раздает детям.

Приятно ли с вами общаться?

На вопросы отвечаем да или нет.

  1. Вы больше любите слушать, чем говорить?
  2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?
  3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?
  4. Любите ли вы давать советы?
  5. Если тема разговора вам неинтересна, станете ли вы показывать это собеседнику?
  6. Раздражаетесь, когда вас не слушают?
  7. У вас есть собственное мнение по любому вопросу?
  8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли её развивать?
  9. Вы любите быть в центре внимания?
  10. Считаете ли вы себя хорошо воспитанным человеком?
  11. Как вы думаете, бывает ли вашим близким и знакомым  иногда стыдно за ваше поведение?

Если вы ответили «да» на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, то можете засчитать себе по одному баллу за каждый положительный ответ. А теперь посчитаем.

1-3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого слова не вытянешь, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, а иногда и тяжело. Вам бы следовало над этим задуматься.

4-6 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник, хотя можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но вы не требуете в такие минуты особого внимания к своей персоне.

От 6 баллов. Вы, наверное, приятный в общении человек. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Но не стоит на этом останавливаться, т. к. у вас есть еще над чем поработать.

Наша сегодняшняя беседа о правилах поведения подходит к концу.

Давайте же запомним несколько правил, придерживаясь которых, вы научитесь сохранять свободу своих действий и решений, не обижая и не ставя в неловкое положение  при этом других.

Вас будут считать людьми вежливыми и воспитанными, если вы научитесь:

  1. Не шмыгать носом;
  2. Не зевать вслух;
  3. Не держать руки в карманах;
  4. Не смеяться за спиной у других;
  5. Не шуметь;
  6. Не перебивать;
  7. Уважать старших;
  8. Не опаздывать;
  9. Пользоваться волшебными словами и т. д.

Просмотр отрывка из мультфильма про волшебные слова (Лунтик. Невежи).

- Как, по вашему мнению, связан этот мультфильм с эпиграфом к нашему уроку?

- Конечно, у человека тогда все хорошо, когда он умеет правильно себя вести, общаться с другими людьми, и за это он может услышать в свой адрес комплимент. Что такое комплимент? (Это приятные слова, похвала.)

Какой комплимент баба Капа сделала гусеницам?

- Сделайте комплимент кому-нибудь из присутствующих.

Итог (рефлексия)

У вас на столах лежат конвертики со смайликами, если мероприятие вам понравилось, выберите улыбающийся смайлик, если оно оставило вас равнодушным, выберите нейтральный смайл, а если вам совсем не понравилось, возьмите грустную рожицу.

Учитель собирает смайлы и приклеивает на общий плакат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сколько раз ты человек"

Познавательный материал для учащихся и их родителей...

Родительское собрание " О, сколько нам открытий чудных..."

На родительском собрание рассматривается вопрос - почему наши дети уделяют недостаточное внимание книге? В ходе проведения родительского собрания вырабатываются совместные решения по этой проблеме. В ...

Скажите, сколько....

Презентация о ядовитых грибах , их двойниках, первых признаках отравления. Удобно использовать учителям  на уроках биологии в 6 классах, а так же на внеклассных мероприятиях....

Литературно-математическая викторина "Сколько..." (по сказкам Андерсена)

Материал предназначен для проведения математических вечеров и внеклассных мероприятия на неделе математики....

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…!»

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…!» Урок-игра. Можно использовать как внеклассное мероприятие....

Анна Ахматова в зеркалах («Над сколькими безднами пела и в скольких жила зеркалах…»).Урок литературы в 11классе.

Задачи  урока:·        исследовать тексты А.Блока и О.Мандельштама, дать им истолкование, попытаться разгадать человеческую сущность поэта;·...

Наглядный материал "Во сколько-на сколько"

Материал содержит стихотворение, помогающее запомнить алгоритм действия при решении задач, содержащих вопросы "Во сколько?" и "На сколько?" одно число меньше или больше другого. А ...