Главные вкладки

    "Покормите птиц зимой"
    план-конспект урока по теме

    Елена Валерьевна Голубева

    Природоохранительная акция.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabota1.doc61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Природоохранительная акция

    «Покормите птиц зимой»

    Цели:

    1.Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним.

    2.Расширить знания детей о птицах.

    создать атмосферу доброжелательности, веселья;

    обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитывать бережное к ним отношение;

    выявить познавательные интересы детей и развивать их творческие способности.

    Задачи:

    Образовательные:

    1.Формирование экологического представления детей об окружающем мире.

    2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.

    3. Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах.

    Воспитательные:

    Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь, осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра. Красоты, справедливости к окружающему миру.

    Развивающие:

    1.Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.

    2.Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".

    Ход занятия:

    1.Организационный момент (вступление в тему).

    2. Усвоение материала.

    3.Практическая часть.

    4.Подведение итогов.

    Ход занятия:

    - Здравствуйте, ребята!

    - Сегодня мы с вами поговорим о птицах. А начнем мы наше мероприятие с опроса.

    - Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)

    - Как изменилась природа с наступлением зимы?

    (Стало холодно, дует холодный ветер, идет снег, снежная крупа, дни стали короче, вода в реках и прудах замерзла).

    - Какие изменения произошли с растениями?

     (Растения стоят без листьев, трава пожухла и покрылась снегом.)

    - Снег защищает землю от мороза и только хвойные деревья стоят зеленые.

    - А есть ли сейчас плоды и семена на деревьях, кустарниках и травах?

     (Есть, но очень мало).

    - Можно ли увидеть зимой насекомых?

    (Нет)

    - Действительно, насекомые спрятались в укромные места, плодов на деревьях мало и нашим друзьям стало холодно и голодно. А вот каким друзьям, вы догадаетесь отгадав загадку:

    Снится ночью пауку, чудо - юдо на суку,

    Длинный клюв и два крыла:

    Прилетит - плохи дела.

    А кого паук боится?

    Угадали? Это : (Птица).

     

     

    - Скажите, все птицы с наступлением холодов могут найти себе необходимый корм? (Нет)

    Голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам. Даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.

    Чтение стихотворения "Как птице перезимовать?" 

    Как птицам перезимовать?

    Известно, что у птах

    Нет ни халатов ватных,

    Ни байковых рубах.

    У многих даже нет гнезда:

    Они в грозу, и в град,

    И под дождём, и в холода

    На ветках сидя спят.

    К. Мухаммади

    - Действительно, многим птицам приходится очень трудно и им приходится покидать родные места, улетая в теплые края.

    - А как мы называем тех птиц, которые улетают от нас? (Перелетные)

    - А как мы называем птиц, которые не улетают от нас, а остаются с нами ? (Зимующие)

    - Правильно, сегодня мы будем говорить о зимующих птицах.

    - Каких зимующих птиц вы знаете?

    (Воробьи, вороны, сороки, синицы, дятлы, снегири, клесты, зяблики, свиристели).

    -Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас и удивить своей красотой и необычными звуками. Но этим птицам тоже зимой приходится очень трудно и мы должны их подкармливать, т.е. вешать кормушки и насыпать туда корм.

    Поговорим о видах птиц.

    Синицы.

    Все синицы птицы лесные. А прилетают синицы ближе к жилью человека не от хорошей жизни: трудно им, голодно в лесу зимой, и поэтому летят туда, где легче прожить, прокормиться. В это время синицы становятся всеядными птицами т.е. едят крошки хлеба, крупу, кусочки сала и мясо. И все-таки очень много птиц гибнет зимой: из 10 синиц до весны доживет всего1 -2. Гибнут не от холода, а от голода. Голодная синица не переносит даже слабых морозов.

    Снегири.

    Снегири очень красивы в своих ярко - красных нарядах. Они птицы солидные, не суетятся и не торопятся, снегири еще и рыцари. Самцы, как бы не были голодны , всегда уступают лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака: тот слегка приподнимет крылышки, покажет всем белое пятнышко у себя на пояснице. Это команда : " В полет". Летает снегирь легко и красиво. Снегири держатся обычно небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку, отломить почку, а затем снова сесть неподвижно на некоторое время.

    Клесты.

    Клестов ещё называют " северными попугайчиками". Они искусно лазают по деревьям, цепляясь за ветки лапками и кривыми клювами. Для клестов зима тоже трудное время года. Питаются клесты семенами хвойных деревьев, а зимой их много.

    Воробьи.

    Мелкие и средние по величине птицы плотного сложения с мощным, конусовидным клювом, приспособленным для шелушения и дробления семян. Длина тела 11—18 см, масса до 40 г. Крылья острые, хвост средней длины, обычно закруглён или обрезан прямо, реже вырезан вилочкой. Окраска менее пёстрая, чем у ткачиков и астрильдов, в расцветке сочетаются серые, буроватые, белые, чёрные, каштановые или рыжие тона.

    Сорока.

    Благодаря характерному черно-белому оперению и необычно длинному хвосту сорока неповторима и легко узнаваема (. Голова, шея, грудь и спина чёрные с фиолетовым или синевато-зелёным металлическим отливом, живот и плечи белые. Также часто белые концы крыльев. Длинный хвост (длиннее тела) и крылья - чёрные.

    Ворона.

    Оперение чёрной вороны — чёрное с зелёными или фиолетовыми отблесками, гораздо зеленее, чем блеск грача. Клюв, лапы и стопы тоже чёрные. Черные вороны отличаются от обыкновенного ворона размером (48—52 см или от 18 до 21 дюймов в длину), и от серой вороны своим черным оперением, но их часто путают с грачом. Клюв вороны крупнее, поэтому, выглядит короче, кроме того у взрослых грачей ноздри голые, тогда как ноздри чёрной вороны покрыты щетинковидными перьями в любом возрасте.

    Галка.

    Эти неприметные птицы чем-то похожи на грачей, только поскромнее и окраской, и размером поменьше. Единственное украшение – серый галстучек вокруг шеи. Всю зиму галки проводят в родных местах, жмутся к человеческому жилищу. Пойманную галку легко приручить. Она будет брать корм из рук человека, сама прилетать и улетать из человеческого жилища. Очень интересно наблюдать за смешными галками. Прикормите их у своего крыльца. Можно бросить и корки хлеба, кухонные отбросы. Они будут бесшумно прилетать и терпеливо ждать, когда их покормят.

    Пищуха. 

    Это небольшие птицы с пестро-пятнистым оперением верхней части тела, рыжеватым охвостьем и серовато-белой окраской брюха. Клюв относительно длинный, изогнутый книзу; длинные и жесткие хвостовые перья помогают удерживаться вертикально на стволах деревьев . Песня — мелодичный свист, с коротким «вет» на конце, зов — высокотональный «циит».

    Дятел пестрый большой.

    «Я большой пестрый дятел, чуть больше скворца. Меня называют «доктором леса». Своим крепким клювом я долблю кору дерева, достаю личинки и жуков. Делаю много дупл для себя и других птиц».

    Черный дятел – желна.

    «Я самый крупный дятел и обитаю в основном в хвойных лесах .Встречаюсь нечасто, но каждая встреча запоминается надолго. Ещё издали можно услышать мой громкий крик – «кли - кли - кли », который издаю на лету. А сейчас усядусь на дерево и приступлю к поискам насекомых. Если вы проходите мимо дерева и увидите большую черную птицу, а только светлый клюв и красная шапочка на голове , то это я - черный дятел «желна»».

    Сойка.

    Размером с галку. Имеет яркое, рыхлое оперение, заметный широкий хохол на голове и довольно длинный хвост. Цвет туловища рыжевато-коричневыйкрыльяхвост (у некоторых подвидов и верх головы) — черные, надхвостье белое, перья на плечах — ярко-голубые с узкими черными полосками. Голова у соек Сибири рыжая, у европейских птиц — беловатая с продольными бурыми пестринами. От кукши можно отличить по белому надхвостью и чёрному хвосту. Взрослые особи имеют рост 15 см и длину с хвостом 25—40 см. Вес 150—200 г.

    Королек.

    Корольки располагают прямым, тонким клювом, края которого вогнуты, а ноздри прикрыты кожистой чешуйкой, слабо выемчатым хвостом, цевкой, одетой роговыми голенищами и рыхлым густым оперением, на темени отличающимся яркими цветами. 7 видов, водящихся в Европе, Азии и Сев.Америке. Желтоголовый К. (R. cristatus), длиной 9,6 см; преобладающий цвет верхней стороны оливково-зелёный с оливково-бурым, верхняя часть головы золотисто-жёлтая, удлиненные перья темени ярко-оранжевые, нижняя сторона ржаво-желтовато-белая, бока рыже-бурые; самка отличается тем, что середина темени не оранжевая, а жёлтая.

    Голуби.

    Голуби могут быть величиной от трясогузки до курицы, с маленькой головой, короткой шеей и сравнительно короткими четырехпалыми ногами. Клюв тонкий, более или менее удлиненный, несколько утолщенный в передней части, у большинства видов слабый. Высота его больше, чем ширина; края надклювья и подклювья загнуты внутрь, иногда подклювье и надклювье не вполне смыкаются. На основании верхней части клюва расположена восковица - нарост, который имеет носовые отверстия, не прикрытые перьями, в виде щелей. 

     С наступлением холодов птицам трудно добывать себе корм,  поэтому мы всегда должны помнить об этом и  насыпать корм в кормушки.

    Чтение стихотворения " Подкормите птиц зимой".

    Подкормите птиц зимой!

    Пусть со всех концов

    К нам слетятся, как домой,

    Стайкой на крыльцо.

    Сколько гибнет их - не счесть,

    Видеть тяжело.

    А ведь в нашем сердце есть

    И для птиц тепло.

    Приучите птиц в мороз

    К своему окну,

    Чтоб без песен не пришлось

    Нам встречать весну.

    А. Яшин.

    С наступлением холодов птицы собираются в большие стаи и улетают в теплые края, где они зимуют до следующего года. У многих птиц здесь остаются их гнезда, в которых они вывели своих птенцов и к ним они вернутся весной.

    Чтение стихотворения "Не разоряйте птичьего гнезда".

    Не разоряйте птичьего гнезда,

    Так счастлива в своем жилище птица!

    Она в гнезде спокойнее тогда,

    Когда над рощею буря злится.

    Храните дерево от топора -

    Оно высокое и вековое,

    Дает нам тень, когда стоит жара,

    Оно чарует все живое.

    Не разоряйте птичьего гнезда!

    Мне больше, чем другому, боль знакома

    Того, чья песня глохнет в холода,

    Кто на земле живет без дома.

    К.Кулиев

    Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода (достаётся корзина с овощами и фруктами) Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому.

    Задание: Покормим птиц (практическое)

    - Давайте не забывать о зимующих птицах и помогать им выживать в холодное время года. Покормим наших пернатых друзей семенами и семечками.

    (Дети насыпают в кормушки корм и вешают их на ветках возле школы).

    Подведение итогов:

    Чем запомнился вам, ребята, наш классный час? Что вы узнали нового? Что вас взволновало?

    Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни. Или своим детям, внукам вы будете рассказывать об исчезнувших к тому времени птицах, животных, показывая их чучела и картинки из книг.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Покормите птиц зимой"

    Презентация приурочена к школьной акции "Покормите птиц зимой"....

    "Покормите птиц зимой"

    Природоохранительная акция....

    Акция "Покормите птиц зимой!"

    Национальный парк "Смоленское поозерье" этой зимой объявило акцию "Покормите птиц зимой!". В этой акции приняли участие и учащиеся Васильевской МООШ Темкинского районаю...

    Презентация "Покормите птиц зимой!"

    Презентация содержит материал о проведении в Васильевской школе акции "Покормите птиц зимой"....

    Экологический проект «Покорми птиц зимою – послужат тебе весною!»

    Данный проект является важным звеном экологического воспитания школьников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей ...

    Покормите птиц зимой

    Презентация об изготовлении кормушек и скворечников и  подкармливании птиц зимой....

    Акция "Покормите птиц зимой" , Проект " Поведение зимующих птиц на кормушке".

    МКОУ «Дарьинская основная общеобразовательная школа»Суджанского района, Курской области  Проект    «Поведение зимующих птиц нашего края на кормушках»  Проект ра...