«Соуправление в начальных классах" теория и практика моделирования»
методическая разработка на тему

Урываева Ольга Анатольевна

"Аннотация

Данное описание  методической разработки адресовано заместителям директо­ров по воспитательной работе общеобразовательных учреждений, а также педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, классным руководителям, воспитателям, старшим вожатым. Оно направлено на обеспечение развития ученического соуправления в условиях общеобразова­тельного учреждения (школы, гимназии, лицея), учреждения дополнительного образования детей. Работа составлена с учётом современных педагогических технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» № 883

Тема: «Соуправление в начальных классах:                                                                                          теория и практика моделирования»  

(методическая разработка)  

Автор:

Урываева Ольга Анатольевна,

учитель начальных классов

Автором данной работы являются Ольга Анатольевна Урываева, преподаватель начальных классов первой квалификационной категории  ГБОУ СОШ «Школа здоровья» № 883.

Аннотация

Данное описание  методической разработки адресовано заместителям директоров по воспитательной работе общеобразовательных учреждений, а также педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, классным руководителям, воспитателям, старшим вожатым. Оно направлено на обеспечение развития ученического соуправления в условиях общеобразовательного учреждения (школы, гимназии, лицея), учреждения дополнительного образования детей. Работа составлена с учётом современных педагогических технологий.

Отличительная черта: организация ученического соуправления в младшем школьном возрасте – уникальном, самоценном этапе развития ребенка – гарантия яркой, полноценной школьной жизни в будущем.

Введение

Актуальность проблемы развития ученического самоуправления

Тема соуправления интересовала меня на протяжении всей педагогической деятельности. Она открывает широкие возможности для воспитания у школьников активной гражданской позиции и обучения лидерству.

В наши дни в процессе  коренного преобразования работы образовательного учреждения соуправление в коллективе класса выходит на качественно новый этап своего развития. Ключевая проблема – сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Участие в соуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции,  ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.

Соуправление в коллективе класса выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах всего коллектива, отдельного ребёнка  и семьи. Как правило, соуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.

Цель: формирование ведущих интегративных качеств личности, устойчивого позитивного отношения детей к школе.

Ожидаемый результат: воспитание современного школьника  как деятельного, уверенного, любознательного человека, умеющего адаптироваться к окружающей обстановке, имеющего активную жизненную позицию, способного креативно мыслить и умеющего реализовывать  полученные знания в жизни.

Азы соуправления должны закладываться с первых лет учёбы. Младший школьный возраст – уникальный, самоценный этап развития ребенка. «Особость» этого этапа в том, что здесь в полной мере завершается построение психической и социальной индивидуальности ребенка, определяется его место окружающих людей.

Большие изменения происходят в младшем школьном возрасте в отношениях детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основе у них начинает определяться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только учителями, но и  товарищами, появляются новые нравственные чувства и потребности.

В связи с этим у детей младшего школьного возраста появляется общественная направленность личности, заинтересованность делами других детей, делами класса. В этом возрасте начинается самопознание – открытие себя – одно из важнейших открытий на свете. А рядом с тобой – другой ребёнок, и надо учиться смотреть и видеть, слушать и слышать, понимать и принимать другого.

В своей работе считаю главным - воспитание личности в коллективе. Не каждый ученик способен проявить себя в учении, но успешным (особенно в младших классах) хочется быть ВСЕМ. Поэтому задача классного руководителя - дать возможность детям проявить себя в коллективе. Основа соуправления  в классе – это «тройственный» союз.

Соуправление – это ответственность  всех членов этого союза: учителя перед учениками и родителями, учеников - перед учителем и родителями, а родителей – перед учениками и учителем. Только при полном взаимодействии всех участников система работает.

Роль родителей.

Я  не случайно поставила это утверждение на первое место. Невозможно в воспитании учителю достичь положительных результатов без помощи родителей – единомышленников. Семья – первая ступенька социализации и самосознания ребенка, и она играет главенствующую роль. Добиваясь сознательного отношения к учебе, труду, поступкам от детей и с родителями необходимо начинать работу с создания в классе родительского соуправления. С первого знакомства на собрании даётся установка на долгую интересную творческую жизнь коллектива. Для достижения цели создать дружный коллектив, в первую очередь должны научиться дружить взрослые члены коллектива. И это очень важно! Ведь мы, взрослые, являемся у детей младшего школьного возраста безусловными авторитетами и стиль общения наш – образец для детей. Сейчас, когда уже можно подводить итоги, хочется отметить, что большинство родителей не просто общаются, но и по-настоящему дружат: сообща решают возникающие проблемы, советуются, и просто дружат семьями. Ни разу не было в классе конфликтов и жалоб.

Целесообразно использовать различные формы работы с родителями: собрания, конкурсы, праздники, круглые столы, встречи за чашкой чая, пикники и т. д.. Родители активно принимают участие в жизни «Дружной семейки». Это не только традиционные экскурсии и праздники. Коллективные выпуски  школьных газет, совместные походы, помощь и организация в проведении уроков и классных часов, создание презентаций и фильмов о наших детях, поиск учебных фильмов и  т. д. – это лишь малая толика деятельности родителей.

Особое место в работе с родителями отводится мониторингу. На протяжении всего периода начальной школы ведется сбор информации через анкеты, тесты, диагностики. Он помогает увидеть проблемы семей, выявить недостаточные знания по каким-либо вопросам, предотвратить нежелательный результат. Системное проведение диагностик помогает установить между мной и родителями отношения доверия, искренности.

Роль учеников.

Создание комфортных условий в школе, благоприятного психологического климата в классе  является одним из условий успешного, осознанного учения и духовно- нравственного развития ребёнка.

На разных этапах становления классного коллектива роль учеников меняется: от исполнителя до организатора или куратора своего направления. Меняется и вид их деятельности: поручение или ответственность – не «пожизненное» наказание. Смена различных поручений и заданий помогает выявить и развивать у каждого ученика его способности. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и социально значимую деятельность. В числе принципов, которые лежат в основе системы поручений, – преемственность (обогащающийся из года в год опыт социальной деятельности), последовательность (постепенное усложнение содержания характера заданий), массовость (участие в делах коллектива и каждого воспитанника).

Роль учителя.

Моя роль – быть «своим парнем», но, в то же время, «серым кардиналом» класса, в хорошем смысле слова, т.е. управлять воспитательным процессом так, чтобы ученики и их родители чувствовали полную независимость и свободу в выборе любых начинаний в области воспитания.

Этапы развития соуправления.

Развитие  соуправления   предполагает  поэтапное  делегирование  полномочий  и  ответственности  детскому  коллективу  и  его  органам  самоуправления.

Можно  выделить  три  этапа   развития  самоуправления,  на  каждом  из  которых  достигается  более  высокий  уровень  соуправляемости  коллектива: ознакомительный, начальный и истинное самоуправление. (см. Приложение № 2) Каждый  этап  отличается  от  предыдущего  уровнем  сложности решаемых  управленческих проблем.  Переход  от  одного  этапа  к другому  соответствует  достижению  коллективом  определенного  уровня  развития  соуправления.

1 этап

Ознакомительный

2 этап

Начальный

3 этап

Истинное самоуправление

1 класс, 1-е полугодие

Цели  деятельности  определяются  классным руководителем, родителями  или  вышестоящими  органами  самоуправления.

Осуществляется  постепенный  переход  к  самостоятельному поиску  путей  достижения  поставленных  целей

1 класс, 2-е полугодие

2 класс,1-е полугодие

Цели  деятельности определяются  совместно  классным руководителем, родителями и  учащимися.  Постепенно  предоставляется  возможность учащимся  самостоятельно  определять  цели  своей  деятельности.

Осуществляется  переход  к тому,  чтобы  поиск  путей  достижения  поставленных  целей  и  их  реализация  осуществлялись  учащимися  самостоятельно.

2 класс, 2-еполугодие

3,4 классы

Учащиеся  самостоятельно  определяют  цели  деятельности  при  консультативной  помощи  классного руководителя.

Пути  достижения  целей определяются  учащимися самостоятельно.

I этап.

Создание коллектива в классе начинается на первом родительском собрании. Выступая перед родителями, необходимо дать установку на приоритет воспитательной работы: «Дружба и взаимопонимание в коллективе – основа успешного образовательного процесса, а дружба среди учеников начинается с позитивного, миролюбивого отношения взрослых, т. е. родителей, друг к другу». На этом же собрании проводится анкетирование для заочного знакомства с ребятами и родителями. Целесообразно дать задание - подготовить к 1 сентября презентацию о ребёнке  (в любой форме, но надеюсь, что скоро они все будут в электронном виде), которую представит первоклассник самостоятельно на Дне Знаний или (если не готов выступать перед другими детьми) разместит на стенде.

Самый ответственный и  трудный период – адаптационный, когда идёт становление коллектива, стремление к лидерству одних и, напротив, замкнутость и потерянность других детей. И в этот момент так необходимо провести диагностику. Эффективность формирования коллектива младших школьников достигается также в результате использования таких методов и приемов как треннинговые занятия с использованием игровой деятельности. Эти занятия позволяют проявить и сформировать лучшие человеческие качество первоклассников: взаимопомощь, открытость новому опыту, коммуникабельность, способность принимать конструктивные решения, неконфликтность.

Затем детям распределяются самые различные поручения, при этом оговаривается обязательное чередование поручений.  Цель - выявить способности и интересы ребят. Так как невозможно каждому ребёнку дать «свое» задание, формируются группы по разным направлениям, которые являются в дальнейшем основой самоуправления в классе. В каждой группе назначается ответственный, которого первый раз выбирает  классный руководитель, в дальнейшем – или по желанию конкретных учеников, или голосованием внутри группы. За основу взято деление на сектора ответственности, группы с одинаковым направлением. В группе, в среднем, по 5 человек.

II этап

Первым  и  самым  важным  для  нас  было  наполнить  жизнь  ученического  коллектива  многообразной  по содержанию  деятельностью,  использовать  формы  массовой,  коллективной,  групповой,  индивидуальной  работы  с  учащимися,  которые  бы  позволили  каждому  из  них  включиться  в интересную  и  значимую  для  него  деятельность.

. Одним из важнейших видов деятельности на этом этапе является экскурсия. Она объединяет всех участников коллектива – учеников, классного руководителя и родителей. Выбор темы и маршрута обсуждается заранее на родительских собраниях, как итог путешествия – выпуск газеты. Для первоклассников посещение первой экскурсии – грандиозное, незабываемое событие! Они впервые самостоятельно, без присмотра родителей, путешествуют, познают мир.

После окончания первого полугодия в классе появляются возможности укрепить и продолжить работу по соуправлению. Сектора уже формируются самостоятельно, но с учётом интересов, способностей каждого ученика. Например, учебный сектор – только те ребята, которые ответственно, «по взрослому», относятся к учёбе и уже имеют авторитет среди одноклассников. Замечательно, что при этом другие учащиеся с удовольствием выполняют и следят за выполнением своих поручений, не считая свои обязанности менее значительными. На этом  этапе ребята сами придумывают и коллективно составляют правила поведения ученика, при этом я полностью сохраняю «авторское» право и они записываются в оригинальном варианте. В классе появляется таблица «Наши достижения», выполненная в форме стенной газеты.За её ведением только на первом, ознакомительном этапе, следит классный руководитель, т.е. сам оценивает работу детей. Так как у ребят проявился большой интерес к собиранию наклеек, то они стали использоваться в виде своеобразной оценки - поощрения. Отсутствие наклеек сигнализирует о том, что можно проявить себя хорошо не только в учёбе, но и в других внутриклассных делах. Необходимо отметить, что таблица «Наши достижения» пользуется огромным успехом у родителей! Каждое родительское собрание начинается с того, что они толпятся у плаката, с интересом разглядывая таблицу.

учёба

дежурство

поведение

спорт и здоровье

участие в жизни класса

На  II этапе вводится «Портфолио ученика», а так как одним из главных условий является его самостоятельное ведение, появляется ещё одно направление в работе – научить работать с ним и сформировать умение следить за своей папкой, самостоятельно её оформлять, систематизировать материал.

На  этом этапе роль учителя и родителей всё ещё является направляющей, преобладающей, зачастую контролирующей. Приходится напоминать, подсказывать или предлагать свои варианты в любых видах деятельности, но право выбора уже за учениками. Так,  например, в «редакции» побывали все - выпускали газеты на различные темы, и это было обязательным заданием, а вот тему выбирали любую, по интересу. Самое  важное в этой работе – сближение по интересам, общение вне урока. Родители с пониманием  относятся - в этот период ученики с радостью ходят друг к другу в гости и выполняют общественное задание. Некоторые  родители сами с удовольствием принимают правила игры. Накануне Нового года мама Стаса провела увлекательный урок по художественному труду «Объёмная снежинка», полностью подготовив оборудование и заготовки для вырезания. Занятие прошло на высшем уровне! И ещё всю школу украсили !

Роль соуправления начинает расширяться. По мере становления коллектива в целом и каждой личности в отдельности, когда у ученика формируется способность не только контролировать других, но и анализировать свои поступки, можно считать начинается «истинное» соуправление, т. е. 3–й этап.

III этап

Истинное  соуправление означает организацию и проведение различных видов деятельности в школе не только учителем, но и учениками и родителями.

Каждый  ученик класса самостоятельно принимает решение об участии в жизни класса. Поручения распределяются по желанию, для этого проводится анкетирование. Расширяется круг ответственности. Например, организована «Скорая помощь» для учеников, нуждающихся в дополнительных занятиях. Название отряда или выбор песни – тоже выбор учеников. Организуется и проводится самостоятельно утренняя зарядка. Таблица «Наши достижения» ведётся только детьми (сами отслеживают параметры оценивания и вывешивают наклейки). Ученики следят за очерёдностью дежурства. На этом этапе интересно проходят классные часы и новостные пятиминутки,  которые готовят дети по своим интересам. Например, о спорте: появились свои «комментаторы», которые освещают спортивную жизнь страны или клубов. Многие родители готовят выступления для уроков или внеклассных мероприятий. Да и поручения значительно расширились, ученики придумывают новые, даже названия звучат интереснее! При организации праздников дети сами подбирают номер художественной самодеятельности, предлагают свои варианты выступления. Праздничный огонёк тоже готовят  самостоятельно, при этом распределяя роли, придумывают интересные задания для класса (конечно, родители дома помогают!). А главное - не только провести, но и пригласить родителей, а потом организовать  уборку класса.

И вот я подхожу к самому интересному этапу распределения поручений – не по призванию и приказанию, а по воле случая. Для этого используется Колесо Фортуны и поручения раздаются по случайному выбору. К этому моменту в классе происходит разделение всех поручений на четыре сектора, на четыре направления, необходимость которых была выработана коллективно за четыре года деятельности всех участников «тройственного союза». Каждое направление тоже имеет свои сектора, где каждый ученик сможет показать себя, проявить свои индивидуальные возможности. Почти все они придуманы детьми, а значит и их выполнение будет не формальным, а творческим.

По секрету всему свету!

Редакция газеты,

Неизвестное и интересное.

Новости со всего света

Уши, лапы и хвосты и другие погодные явления!

Радость дня

Календарь событий, разделы на сайте класса.

Выпуски газет, молний,

Рассказы о событиях в мире:               о серьёзном и смешном.

Прогнозы погоды и народные приметы,

рассказы о животных.

Команда по хорошему настроению:

неожиданные весёлые сюрпризы.

Самые знаменательные события класса, что было и что будет.


Вот что значит настоящий, верный друг!

Наши правила – нам и выполнять!

Дежурить – это же здорово!

Общество добрых дел

Шефская работа

Кто в классе хозяин?

Соблюдние правил поведения на уроках, переменах, в столовой,        во время экскурсий.

Выполнение обязанностей дежурного по классу.

Придумывать и предлагать добрые дела для всех.

«Неизвестный друг», «Дарю тебе свою любовь»

Проведение зарядки, игр, конкурсов и праздников для первоклассников.

Поддерживать кабинет в чистоте и красоте, организация трудовых десантов.


Ученье – свет, а  неученье – тьма.

Скорая учебная помощь

Мы сделаем уроки интересными!

Доверяй, но проверяй!

От великого до смешного

«Экспокласс»

Организация помощи         в изучении различных предметов

Презентации к урокам, проведение этапов или целого урока

Проверка наличия РНО, ведения дневников, готовности к урокам

Популярные научные статьи, тематические беседы

Сменная

выставка творческих работ,
коллекции,

мини-музеи


Что наша жизнь – игра!

Игра – дело серьёзное!

Творческая группа

Всё о спорте

Изобретать и удивлять

Волшебный сундучок

Проведение разных игр для класса

Проведение праздников, изготовление открыток.

Знакомство с новостями спорта, организация спортивных состязаний.

Удивлять нас своими техническими изобретениями.

Собираем необычные вещи, показываем удивительные фокусы.

Заключение

Итак, подводя итоги, хочется сказать о необходимости и целесообразности системы соуправления в классе.  Осознать  своё место в коллективе, проявить лучшие свои качества всем участникам тройственного союза класса - это главное направление моей воспитательной работы. Организация соуправления:

  1. Учит ребят умению руководить и подчиняться.
  2. Учить быть требовательными, объективными, самостоятельными.
  3. Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма.
  4. Вырабатывает правильное отношение к критике.
  5. Создаёт условия для проявления и развития способностей каждого  ученика.
  6. Даёт возможность чётко и качественно организовать работу в классе.

Стремление не просто участвовать в жизни класса учеников и их родителей, а творчески раскрывать свой потенциал – ещё одно преимущество соуправления. Школа действительно становится для многих ребят вторым домом.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа объединения "Начальное моделирование" для детей 6 - 10 лет

У многих детей развит художественный вкус и умение находить различные более целесообразные и интересные способы решения поставл...

Работа в Начальном моделировании

Презентация к рабочей программе по "Начальному моделированию", какие цели преследуем, с чем и как работаем, работы детей - всё это можно найти в данной презентации....

Практико-ориентированный проект по теме: «Моделирование современного урока литературы в условиях перехода в ФГОС второго поколения»

•        Отличительной  особенностью ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося....

План-конспект открытого занятия «Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой «Начальное техническое моделирование»» «Моделирование ракеты»

План-конспект открытого занятия«Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой«Начальное техническое моделирование»»...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Начальное техническое моделирование для малышей»(начальн.62часа),Титова Е.В.2021-2022 уч.год

Дополнительная общеразвивающая программатехнической направленности«Начальное техническое моделированиедля малышей» Возраст обучающихся: 5 – 7 лет Срок реализации: 1 год...

Конспект урока речевой практики для учащихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на тему "Моделирование диалогов поздравления и пожелания"

Цели урока:Образовательная: способствовать формированию умения составлять новогодние поздравления и пожелания.Коррекционно-развивающие:Способствовать развитию мыслительной деятельности через выполнени...

Разработка и использование дидактических пособий из практики работы объединения трехмерного моделирования

В статье рассмотрены современные тенденции в сфере 3D технологий и их изучения. Рассмотрены сложности, возникающее при обучении  в дополнительном образовании детей трехмерному моделированию и ани...