"Здоровьесберегающая роль внеклассной работы"
методическая разработка по теме

Громова Ольга Борисовна

Каждое образовательное учреждение помимо решения педагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, особенно воспитанников специальных (коррекционных) школ, содействовать охране и укреплению их здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gromova_o.b.doc1009.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ

(КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №4 (VIII ВИДА)

                    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ РОЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

     воспитатель группы продлённого дня

первой квалификационной категории

 Громова Ольга Борисовна

г. Мончегорск

2011год

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский справедливо указывал «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя, от здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

      Каждое образовательное учреждение помимо решения педагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, особенно воспитанников специальных (коррекционных) школ, содействовать охране и укреплению их здоровья.

       В этой связи воспитательный процесс в нашей школе строится на основе сохранения здоровья всех воспитанников.

       Научить детей жить без конфликтов и стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье, усилить мотивацию учения, привить принципы здорового образа жизни поможет применение в воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий.          

       Классными руководителями спланирована работа на классных часах по формированию здорового образа жизни воспитанников. В различных формах обучающиеся получают информацию о вреде правонарушений, поведении  на улице, воде, и т.д.

В школе регулярно проводятся различные акции, которые пропагандируют здоровый образ жизни: это конкурс плакатов, рисунков, агитбригады, миниатюры, видеоролики, лекции.

                   

 

                                     Профилактическая декада «SOS»

                     

Проблемы взаимосвязи правильного питания и поддержания организма в хорошей форме, диетического питания и активности, профессионального и любительского спорта и его влияния на продолжительность жизни – это те вопросы, которые классные руководители обсуждают со своими подопечными. Всесторонне обсуждаются вредные привычки молодёжи такие, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков и их влияние не только на физическое, но и на психическое здоровье организма. Классный  руководитель рассказывает детям, что необходимо для здорового образа жизни, те же советы дает и родителям. Индивидуальная работа проводится с воспитанниками, состоящими на внутришкольном учете: беседы, лекции, работа со специалистами.

       

Творчески организована спортивная работа: проводятся спортивные соревнования, игры.

 

Так же в каникулярное время все воспитанники бывают на свежем воздухе, организуются соответствующие мероприятия.

В целях пропаганды здорового образа жизни среди обучающихся, воспитанников СКОШИ № 4 ежегодно проводятся:

  1. Тематические недели «Спорт - наш друг», «Спорт против наркотиков», противопожарной безопасности, безопасного поведения на льду и воде, по правилам дорожного движения;
  2. Дни здоровья, в том числе «Всероссийский день здоровья»;
  3. Спортивные праздники «Физическая активность и здоровье», «Здоровье и мы», «Здоровье и бодрость», «Будь здоров», «Слава тебе, солдат», «Богатыри на земле русской»;
  4. Спортивные мероприятия «Поиграй со мною, мама», «Неразлучные друзья: папа и сыновья», «А ну-ка, парни», «Масленица», «Остров спортивных испытаний»;
  5. Спортивно-военизированная игра «Зарница» и «Зарничка»;
  6. Турниры по теннису;
  7. Первенство школы по футболу;
  8. Первенство школы по шашкам;
  9. Товарищеские встречи по футболу, баскетболу, волейболу с Оленегорской школой-интернатом и детским домом №1 г. Мончегорска.
  10. Товарищеские встречи по баскетболу и волейболу между учителями и воспитанниками школы «Матч века»;
  11. Осенние походы в окрестности г. Мончегорска: «В царство флоры и фауны», «Край родной, навек любимый» и др.

Обучающиеся, воспитанники школы-интерната регулярно участвуют в городских и областных соревнованиях, где занимают призовые места.

       

На территории школы-интерната великолепный двор. На нем оборудована игровая площадка.

 Малые игровые формы и спортивно-игровой комплекс дают возможность воспитанникам заниматься спортивными играми на свежем воздухе во время «Часа здоровья» и во второй половине дня круглогодично.

Зимой кроме прогулок на свежем воздухе дети катаются с ледяной горки, а также на коньках и лыжах, проводят конкурсы на лучшую или оригинальную снежную фигуру.

       Отдельное внимание в школе отводится гигиене - все воспитанники имеют сменную обувь, перед едой моют руки.

 

Помещения, в которых занимаются воспитанники, часто проветриваются и имеют оптимальную температуру и освещение, в них проводится обеззараживание воздуха при помощи облучателя – рециркулятора бактерицидного, а также влажная уборка.

       Большое внимание уделяется профилактической работе с воспитанниками и их родителями. В школе создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни.

       Во время внеклассных занятий с воспитанниками также проводится динамические паузы, пальчиковые игры, упражнения для снятия зрительного утомления, упражнения, корректирующие осанку, упражнения для снятия общего и локального утомления,  физминутки - всё это благотворно влияет не только на физическое развитие, но и на психику ребёнка. Комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания, возрастной категории воспитанников.

                                       

        Немаловажным фактором, влияющим на здоровье обучающихся, воспитанников, является режим дня. Режим дня – это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учётом возраста и состояния здоровья. Режим дня считается правильным, если предусматривает достаточное время для необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечивает на протяжении всего периода бодрствования высокую работоспособность. Правильно организованный режим дня создаёт ровное, бодрое настроение, интерес к учебной или творческой деятельности, играм, способствует развитию ребёнка.

        Режим дня в школе – интернате строится в соответствии с периодами повышения и спада работоспособности, которая зависит от интенсивности физиологических процессов. В режим дня обучающихся, воспитанников предусматриваются основные компоненты:

  1. учебные занятия в периоды подъёма работоспособности;

               

  1. отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе;

                                     

  1. регулярное и достаточное питание;

           

  1. гигиенически полноценный сон;

                       

  1. время для свободных занятий по собственному выбору (чтение, музыкальные и танцевальные занятия, рисование и другая творческая деятельность, спорт, самообслуживание, компьютерные игры и т.п                

       

        Хочется отметить, что в школе - интернате активно внедряются в практику  работы разные виды терапий, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития воспитанников, но и здоровьесбережения, социализации, такие как:

  1. изотерапия (творческий акт, позволяющий  ощутить и понять ребёнком самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды);

                         

  1. фототерапия (позволяет «играть» с реальностью и ее зримыми отображениями, выбирать то, что для человека наиболее интересно и важно сейчас, творчески комбинировать разные элементы реальности друг с другом и даже создавать иную, новую реальность);

                       

  1. сказкотерапия (направление, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими);

                     

  1. песо́чная терапи́я (это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития);

                         

  1. игротерапия (здесь используется терапевтическое воздействие игры, преодоление психологической и социальной проблемы, затрудняющей личностное и эмоциональное развитие);

                         

  1. гарденотерапия (направление педагогической реабилитации при помощи приобщения к работе с декоративными растениями при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств);

                       

  1. иппотерапия (является комплексным многофункциональным методом реабилитации и социальной адаптации, при котором в качестве инструментов выступает лошадь);

                       

  1. арт-терапи́я (метод, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество);

                       

  1. куклотерапия (проигрывание и использование кукол в учебном процессе развивает речь и познавательные способности воспитанников);

                     

  1. трудотерапия (использование трудовых процессов с лечебной целью. При некоторых заболеваниях. трудотерапию применяют для повышения тонуса организма, нормализации обменных процессов, используя при этом труд на свежем воздухе, требующий участия многих мышц);

                         

  1. лекотека (игра - основной метод Лекотеки);

                                     

  1. а также решение коррекционных задач с помощью компьютерных технологий (лабораторией компьютерных технологий обучения детей информационно-коммуникационных технологий РАО разработаны компьютерные программы, которые активно используются в коррекционной работе школы-интерната).

                                 

         Задача педагогического коллектива сводится к созданию условий для включения в этот творческий процесс познания и саморазвития каждого воспитанника; поиск методов, адекватных его психофизиологическим особенностям и способствующих формированию позитивного здорового образа жизни. И если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.

 

                                 

Желаем всем
крепкого здоровья!

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о роли внеклассной работы

Внеклассная работа. Формы внеклассной работы, используемые учителем математики....

Роль внеклассной работы в обучении немецкому языку.

Внеклассная работа по немецкому языку дает возможность ученикам использовать немецкий язык как средство общения,показывает широкие возможности его использования,доказывает необходимость его изучения!...

«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, в совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)

Учитель английского языка Егорова В.С.МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и...

Роль внеклассной работы по истории через проектную и исследовательскую деятельность - путь к становлению самодостаточной личности.

Данный творческий отчёт представлен на педагогическом совете с целью обобщения опыта работы по данному направлению....

Роль внеклассной работы в воспитании детей с нарушением интеллекта

Роль внеклассной работы в воспитании детей с нарушением интеллекта ...

Роль внеклассной работы в формировании исторического сознания молодого поколения о Великой Отечественной войне.

Роль внеклассной работы в формировании исторического сознания молодого поколения о Великой Отечественной войне....

Роль внеклассной работы по русскому языку старших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Роль внеклассной работы по русскому языку старших школьников с ограниченными возможностями здоровья....