Классный час: "Толерантность"
классный час (10 класс) по теме

Ветрова Людмила Ивановна

Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального   развития индивидуума, группы, общества в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС «МИР ТОЛЕРАНТНОСТИ»

Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей

Форма проведения: виртуальная экскурсия по Миру толерантности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, нарисованное дерево толерантности. Этапы классного часа:

1.   Вступительное слово учителя (1-2 мин.).

2.   Основная часть занятия - экскурсия по Миру толерантности (40 мин). Река знаний: ознакомить подростков с понятием «толерантность», показать многоаспектность термина «толерантность».

Дворец милосердия: обсудить проявления толерантности и нетерпимости в

обществе.

Берег  согласия:   дать  возможность  школьникам  оценить  степень  своей

толерантности.

Залив   талантов:   показать   функциональную   роль   чувства   собственного

достоинства;     поддержать    процесс    формирования    у    воспитанников

позитивной    самооценки;    дать    возможность    ребенку    осознать    свои

способности, личностные черты.

Город   дружной   семьи:    создание   непринужденной,   доброжелательной

атмосферы в группе; повышение внутригруппового доверия и сплоченности

членов группы.

Дерево толерантности: рефлексия, подведение итогов.

3.   Заключительное слово учителя (2-3 мин).

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

Сегодня наш разговор посвящен толерантности .16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл ,который оно несет очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального   развития индивидуума, группы, общества в целом.

Вам иногда приходят в голову интересные мысли. Вы хотите знать, как устроен мир, как общаются между собой живые существа, человек или животное. Не зависимо от того, где вы спите, радуетесь или плачете, что вы кушаете, есть у вас телефон, играете ли вы в шашки или нет, каждый имеет право на любовь, признание другими и толерантное отношение к себе.

Не для всех, может быть, понятен смысл этого слова. Поэтому наша цель сегодня -разобраться в сущности понятия «толерантность», обсудить проявления толерантности и нетерпимости в обществе. А чтобы Вы поняли, что это за мир, я расскажу Вам одну притчу:

«Жили много лет назад два молодых человека - Тол и Ран. Тол - по образованию инженер, говорил обычно быстро, всегда на одной ноте и иногда резко и грубовато. Ран по образованию был психолог, говорил протяжно, мягко, словно усыплял собеседника. Они были друзьями и решили разводить сады, но у Тола цветы росли хилыми, неяркими и почему-то вяли, а у Рана цветы были радостные, красивые, жизнелюбивые. Не мог понять Тол, почему же у Рана такой красивый сад. Как-то оба юноши сидели на лужайке и беседовали. Тут-то Ран и признался Толу, что любит в своём саду каждый цветочек, дружит с каждой травинкой. После такого открытого разговора Тол долго думал о необходимости принятия других в этом мире, он все понял, и сад его заблагоухал, и в честь двух этих юношей был назван цветущий, чувственный, понимающий, дружелюбный Мир толерантности».

Итак, давайте начнем нашу экскурсию по этому замечательному и загадочному миру.

1-й ученик :Вначале мы проплывем по реке Знаний. Что же она нам поведает? Что же означает это слово на разных языках?

*    с французского - отношение, при котором допускается, что другие могут действовать или думать иначе, нежели ты сам;

*   с испанского - способность признавать отличные от собственных идеи или мнения;

*   с английского - готовность быть терпимым, снисходительным;

*       с китайского - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

*        с арабского - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

В Российской энциклопедии социологии толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям.

2-й ученик: В «Декларации принципов толерантности» ЮНЕСКО мы найдем следующие формулировки: «Толерантность означает уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности»; «Толерантности способствуют знания, открытость, свобода мысли, совести и убеждений»;  «Толерантность - не терпимое отношение к несправедливости (в смысле внутреннего сопротивления), не отказ от своих убеждений или уступка чужим, не снисхождение или потворство, а активное отношение, признание и уважение прав и свобод человека. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим: свобода придерживаться своих убеждений и предоставление этого права другим, отказ от догм и абсолютных истин, признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире, сохраняя свою

индивидуальность, - вот принципы толерантности. В результате расширяются возможности для достижения согласия между людьми за счет обогащения собственного опыта и вариативности коммуникации с другими, отличными от нас».

3-й ученик: Толерантность - это реализуемая готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различные мировоззрения, ценностные ориентации, стереотипы поведения. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь. Толерантность является сравнительно поздним порождением культуры, а следовательно, и поздним порождением психики человека, поскольку условия социальной действительности в гораздо большей степени способствуют формированию «интолерантности» - явлению, противоположному по своему содержанию толерантности. Осознание актуальности толерантности отдельным человеком предполагает его длительную духовную работу над собой.

4-й ученик: В настоящем и будущем человеческий род делится и будет делиться на общества, которые мы называем государствами и которые разделены строго определенными границами и режимами, часто противостоящими друг другу. Если не все государства многонациональны, то все они поликультурны. Всякий раз, когда образуется государство, мы можем быть уверены, что различия себя уже обнаружили и вскоре заявят о себе во весь голос.

Ни одно общество, о чем убедительно свидетельствует история и те события, которые происходят в наши дни, не может пока гордиться тем, что оно толерантно. Сегодня, в начале XXI века, приходится признать, что прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к взаимопониманию между людьми. По-прежнему сильно стремление к единообразию, к абсолютному господству, к уничтожению независимости, индивидуальности. Оно проявляется не только на уровне внешней и внутренней политики государств, хотя именно в этой области его разрушительные последствия наиболее зримы, но и в повседневном межличностном общении.

5-й ученик: Ни одно общество не обладает иммунитетом против интолерантности, даже если в законах и конституции страны закреплены принципы мультикультурности и свободы убеждений и их выражения, а также подтверждена приверженность этим ценностям как образу жизни. И если в такой стране не зафиксированы случаи насилия на почве нетерпимости в таком же масштабе, как в странах, где массовое уничтожение, зверские убийства и многочисленные потоки беженцев, к сожалению, стали фактом повседневной жизни, все же и там нередко поощряют или по крайней мере терпят менее заметные проявления нетерпимости и другие формы дискриминации, не привлекающие особого внимания средств массовой информации, но остающиеся весьма реальными для страдающих от них людей.

6-й ученик: Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве, которая зачастую реализуется непосредственно через средства массовой информации и которая приобретает наиболее драматический характер, когда физическому насилию подвергается большое количество людей. Хотя насилие по этническому признаку старо, как мир, совершенно очевидно, что это не единственная причина для насилия, имеющая место в наши дни. Другие, не менее старые и не менее болезненные причины насилия и жестокого

обращения, основанные на половых, религиозных, сексуальных и возрастных различиях, а также наличии физических недостатков и недееспособности, все еще присутствуют в нашей среде и все еще достаточно устойчивы. В данном случае интолерантность выражается в насильственных действиях на стадионах во время футбольных матчей или других спортивных соревнований. Преподаватель: Из этого можно сделать вывод, что ситуация в целом такова: толерантность превратилась в ключевую проблему для всего мира; не менее остра эта проблема и в странах, считающихся стабильными и свободными, признающих толерантность как существенную составляющую свободного общества и стабильного государственного устройства.

Толерантность - не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия    между    этносами,    социальными    группами,    во    имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, регилиозной или социальной среды Презентация на тему : «Толерантность»

А мы продолжаем нашу экскурсию и приближаемся к Дворцу милосердия.

Как   вы   думаете,   почему   в   мире   толерантности   есть   дворец   с   таким названием?

Удивительно мир многоликий,

Всё теряя, его обретаем,

Был Бетховен глухим, но великим,

И Асадов был слеп, но читаем.

И тому, кто судьбою обижен,

Отчего бы не быть даровитым,

Оказавшись на корте в Париже,

Можно стать и без ног знаменитым.

Жить слепому поэту непросто,

В ранах сердца рождаются рифмы,

 Но когда я иду по помосту,

Исчезают подводные рифы.

В этих словах слепого поэта Николая Омельченко, безусловно, говорится о жизни людей с ограниченными возможностями, но, как Вы думаете, помимо физических проблем отличаются ли они чем-то от других людей? Нет, они такие же равноправные жители нашей планеты, но к ним нужно относиться с пониманием и милосердием.

Нельзя отрицать тот факт, что люди отличаются по возрасту, национальной

принадлежности,    вероисповеданию,    политическим    взглядам,    уровню

интеллектуального развития и темпераменту, и очень часто на почве таких

различий возникают нетерпимые отношения даже между близкими людьми.

Но в Мире толерантности любят каждого, не сравнивая ни с кем.

Но возникает вопрос: а все ли Вы проявляете толерантное отношение друг к

другу? Давайте и выясним это на береге Согласия. Для этого я предлагаю

выполнить  небольшой тест,  который  поможет хотя  бы  приблизительно

определить  степень  терпимости,  уважения  к  чужому  мнению.  Условия

проведения: отвечайте быстро, не задумываясь (приложение 1).

А теперь подсчитайте баллы. Чем выше ваш балл, тем выше ваш уровень

толерантности.

Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы

все были преданными друзьями. Но мы можем жить в согласии друг с

другом, ценить друг друга, принимать окружающих такими, какие они есть,

т.е. быть толерантными.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы задумались о результатах этого теста и при

необходимости попытались изменить своё отношение с окружающими,

СКАЗОЧКА О СЧАСТЬЕ

На свете жил один король,

Богатый и могучий.

 Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

 Гулял он, спал, обедал,

 А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король: «Нельзя так жить!» -

И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти?

И вот король в карету сел -

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета бодро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

 Девчонка в драном платьице.

- О всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

- Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! -

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл...

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

- О мой король, - вскричал солдат,

 -Тебя я видеть очень рад!

 Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

- А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! -

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл...

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

 Вдруг на дорогу вышла с гор

 Сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король,

 Старуху одинокую.

Мой дом - вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из лесу я дрова –

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

 А вдруг поможет кто-то...

- А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!

 -Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл...

Вот лето кончилось.Жара

Сменяется ненастьем.

 Король торопит:

- В путь пора,

Еще немного - и ура!

 Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой –

Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

 Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

 Сказал: «Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

 Солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва

 Старушке ты поможешь:

До дома довезешь дрова.

Распилишь и уложишь...» -

Тут вышла полная луна.

 И осветила путь она.

 Нелегкий путь, обратный путь

 Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

 Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!

Как бы вы назвали поведение короля в начале истории? .Как вы думаете, почему изменился король? Всегда ли в жизни происходят такие изменения? Чему нас учит эта сказка?

Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Сделав добро ,человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие ,будь то случайный попутчик , бродяга или друг, -это и будет проявление доброты.

А определить свою ценность и значимость в мире мы сможем в Заливе талантов.

У каждого из нас случаются приступы хандры, плохого настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. Предлагаю вам вспомнить свои достоинства, достижения, способности, лучшие черты и записать их в таблицу (Приложение 2). (Учащиеся заполняют, затем несколько человек зачитывают.)

Посмотрите, мы только что выяснили, что все мы одинаковые и одновременно разные. Оказывается, вы такие талантливые и способные! Предлагаю из данной таблицы сделать себе памятку и записывать в неё все свои достижения. Если бы мы ценили собственную индивидуальность, нам было бы легче принимать других.

Ребята, давайте, сейчас поработаем в группах. Необходимо продумать , изобразить и объяснить эмблему толерантности (работают 3 группы)

Мы завершаем нашу экскурсию. И по традиции Мира толерантности каждый, посетивший его, должен вырастить дерево толерантности. Но сделать это возможно, если вы хорошо усвоили, по каким принципам и правилам живут толерантные люди. Я предлагаю вам выбрать из предложенных вариантов те, которые характеризуют толерантное отношение. (Выбирают и прикрепляют к нарисованному дереву магнитами.)

Итак, давайте посмотрим, что же у нас получилось. (Дети по очереди зачитывают выбранные определения.)

Заключительное слово учителя.     Мир толерантности. Неважно, какого цвета твоя кожа, к какой национальности ты принадлежишь, где живешь - в роскошном многоэтажном доме или маленькой комнате, в какой школе ты учишься, какой статус имеют твои родители, как ты одет, есть ли у тебя свой сотовый телефон. Любить здесь так же естественно, как дышать, и на доброту здесь нет запретов так же, как на свет и воздух. В этом мире между людьми нет запрещающих заборов, нет преград и нет лишних людей, и ничто не мешает одному человеку при встрече видеть другого, обрадоваться ему и протянуть руки ему навстречу.

Раскрытые ладони и сердце одного здесь всегда встречают такие же ладони и сердце другого. Это прозрачный и спокойный мир, здесь много тепла и нежности и нет боли непонимания. Это простой и честный мир. Тут не надо

завоевывать  любовь  другого  через унижение  более  слабого  и  не  надо

выгадывать или обманывать, потому что все, что человеку надо, есть в

каждом для каждого.

Здесь нет ссор и войн, нет драк и клеветы, нет кличек и обзываний. Это

планета преисполнена изобилия добрых чувств. Ты нуждаешься в понимании

- тебя поймут. Тебе хочется согреться - тебя согреют и сердцем, и руками, и

дыханием, и всем теплом души.

Но в Мире толерантности любят каждого, не сравнивая ни с кем. Наверное,

поэтому в этом мире есть Город дружной семьи.

Давайте докажем, что мы все с вами можем проживать в этом городе. И сделаем мы это с помощью простого упражнения.

На первый взгляд, мы все с вами разные, но всё же можно найти и сходства (например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос» или «Мы похожи тем, что мы жители Земли», или «Мы одного роста» и т.д.). (Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся в кругу.)

Посмотрите, оказывается, мы все чем-то похожи, мы держимся за руки, а это признак дружбы. Так давайте относиться друг к другу по-доброму, терпеливо и уважительно, (звучит песня «Родина моя» в исполнении С. Ротару). Давайте поаплодируем друг другу (ребята садятся на места)

Приложение 1 ТЕСТ

Вопрос

Ответ

Баллы

1. Предстоит ролевая игра. Что Вас устраивает?

А Чтобы участвовали те, кто

признает и знает правила игры.

Б)  Чтобы  играли  те,  кто  не

знает еще правил

2.     Вы     спокойно     встречаете     жизненные

А) Нет.

трудности, неприятности?

Б) Да

3.   Болезненна   ли   для   Вас   ситуация,когда

А) Нет.

приходится отказываться от своей идеи, потому

Б) Да

что   аналогичную   идею   предложили   Ваши

друзья?

4. Вызывают ли у Вас неприязнь люди, которые

А)     Они     вам     неприятны,

нарушают правила общественного поведения?

потому   что   не   умеют   себя

контролировать.

Б)   Не   вызывают   неприязни,

если    они    не    переступают

допустимых границ

5. Можете ли Вы легко найти контакт с людьми,

А)   Вам   всегда   это   трудно

которые имеют иные, чем у Вас, верования,

сделать.

обычаи, намерения?

Б) Сравнительно легко

6.  Как  Вы  реагируете  на  шутку,  объектом,

А)  Пытаетесь  найти  ответ  в

которой становитесь?

такой же шутливой форме.

Б) Вы не переносите ни шуток,

ни самих шутников

7. Согласны ли Вы с бытующим мнением, что

А) Да.

многие люди пытаются делать «не своё дело»,

Б) Нет

стремятся казаться лучше, чем есть?

8.   Вы   приводите   в   компанию   знакомого,

А) Вы рады за знакомого.

который      становится      объектом      общего

Б)      Вам      неприятно,     что

внимания. Ваша реакция?

внимание уделено ему, а не вам

А теперь подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы: 1-Б, 2-Б, 3-А, 4-Б, 5-Б, 6-А, 7-Б, 8-А. Сложите баллы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Мои достоинства

Мои лучшие черты

Мои   способности   и таланты

Мои достижения

Черты толерантной личности

 V Расположенность к другим.

V  Снисходительность.

V Доброжелательность.

V Доверие.

V  Чуткость.

^Умение владеть собой.

V  Умение слушать.

V   Способность к сопереживанию.

V Альтруизм.

V Терпение.

V Доброжелательность.

V Умение не осуждать других.

V Гуманизм.

V Способность к сопереживанию.

V Чувство юмора.

Черты интолерантной личности

V Непонимание

V Игнорирование

V Эгоизм

V Нетерпимость

V Выражение пренебрежения

V Раздражительность

V Равнодушие

V Цинизм

V Немотивированная агрессивность

Список литературы

1.   Байбаков   A.M.   Введение   в   педагогику   толерантности:   учеб.-метод. пособие для педагогов и студентов / Под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2002.

2.  Безлюлева Г.В, Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. -М.: Вербум, 2003.

3.   Берн   Э.   Игры,   в   которые   играют  люди.   Психология   человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ./ Общ. ред. М.С. Мацковского; Послесловие Л.Г. Ионина и М.С. Мацковского. - СПб.: Лениздат, 1992.

4.  Декларация принципов толерантности // Учительская газета. - 2003., 12 сентября.

5. Зюзько М.В. 5 шагов к себе: кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1992. 6. На пути к толерантному сознанию / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2000.

6.     Рожков    М.И.,    Байбородова    Л.В.,    Ковальчук    М.А.    Воспитание толерантности у школьников: учеб.-метод. пособие. - Ярославль, 2003.

7. Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / Под ред. Л.И. Новиковой. - М.: АПК и ПРО, 2003.

8. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. - М.: Генезис, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Толерантность"

Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей. Уметь находить выход из проблемных ситуаций, которые возникают в реальной жи...

Заседание МО классных руководителей «Толерантность Учителя»

Заседание МО классных руководителей совместно со  школьным психологом, направленное на осмысление понятия "толерантность" в работе педагога...

Презентация классного часа "Толерантность"

Собственная разработка классного часа. 8 класс....

Классный час "Толерантность"

Интересная разработка классного часа. 8 класс....

Классный час "Толерантность - это дружба!"

Разработка открытого классного часа (5 класс)...

классный час "Толерантность"

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, нетерпимость к ...

Классный час "Толерантность? Толерантность!"

Толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания,...