Развитие патриотического сознания и гражданского достоинства подростка
статья по теме

Токмакова Светлана Юрьевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nachalo.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Токмакова Светлана Юрьевна

Учитель истории МБОУ Яснинская СОШ №2

Оловяннинского района

Забайкальского края

Развитие патриотического сознания и гражданского достоинства подростка

Патриотизм – это не значит только одна любовь к Родине. Это гораздо     больше. Это – сознание своей неотъемлимости от родины и неотъемлимое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

А.Н.Толстой

          Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех сферах его деятельности.            Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотического сознания и гражданского достоинства, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.

        По мнению современных ученых и педагогов, патриотизм имеет три составляющие: глубинное чувство принятия страны; чувство своей принадлежности и чувство причастности (свой личный вклад) к делам страны, своей малой родины, родной школе, классу, семье.

      Любовь к Родине — чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно. Это сложная и длительная работа. Главная цель деятельности – воспитание гражданина-патриота. В современных условиях развития общества сложно привить любовь к своему отечеству, помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны, научить искренне переживать за судьбу народа и страны, вызывать у молодого человека в душе те качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

   При этом необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой — через ее историю, третий — через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Наверное, сколько людей — столько путей. Трудно, но учитель должен находить патриотическую тропиночку к каждому сердцу.        В первую очередь сам учитель должен быть  искренним и убежденным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Родине, а увлекательно исповедовать и доказывать ее своими делами, полными энергии и преданности.  

  К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

      Реализуя государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» коллектив школы разработал целевую программу «Я гражданин России». Патриотическое воспитание школьников, организуемое в школе как один из аспектов целостного воспитательного процесса, призвано:

  1. формировать у детей гражданского отношения к себе, своей семье, школе, Отечеству, планете Земля;
  2. формировать у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооружённой защите;
  3. изучать историю и культуру Отечества и родного края;
  4. физически развивать учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни;
  1. консолидировать и координировать деятельность школы, семьи, общественности, жителей посёлка в патриотическом воспитании детей.

Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан нашего поселка. Однако приоритетным направлением программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в школе, как интегрирующего центра совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций.

Программа включает в себя следующие направления:

  1. «Связь поколений»
  2. «Растим патриота и гражданина России»
  3. «Мой край родной»

  В ходе реализации мероприятий программы патриотического воспитания молодежи используются разные формы работы, это встречи с ветеранами войны и тружениками тыла, конкурсы патриотической песни, классные часы, акции, соревнования, вечера Памяти, митинги и т.п.

  Воспитание гражданственности и патриотизма происходит в первую очередь на уроках общественных дисциплин. В преподавании истории учителя ориентируются на объективность трактовки исторических событий с позиции гражданственности, исторической преемственности, уважения к своим предкам вне зависимости от их мировоззрения и идеологии.

   Рассказывая на своих уроках о высокоморальном поведении,  стараюсь обращаться непосредственно к духовному миру подростков. Подростки очень чувствительны к такому обращению, они открываются, становятся чуткими, впечатлительными, более близкими к учителю. Повествуя подросткам о вершинах человеческого благородства – о подвигах героев Великой Отечественной войны, наших земляках, участниках той войны, которые, отдавая жизнь во имя свободы и независимости Родины, выражали презрение к врагу, в страшных муках сохраняли гражданскую гордость и ощущали свое моральное, духовное превосходство над врагом, я пытаюсь заставить подростков обратиться именно к себе, задуматься над вопросом: "На что способен я?".  Каждый ребенок пытается почувствовать и понять, что он сын великого племени и в то же время сын великого народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету... Мы должны прочувствовать слова А.С.Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. И еще: Клянусь вам моею честью, что я ни за что на свете не согласился бы переменить Родину, ни иметь другую историю, чем история наших предков, какую нам послал Господь». Ведь только через собственное осознание красоты и величия гражданского подвига и происходит понимание и воспитание патриотизма. Рассматривая события военной истории нашего государства, стараюсь сделать так, чтобы каждый ребенок научился переживать успех своей армии как свой личный успех, чтобы его сердце сжималось от ее неудачи, а ее вожди становились его героями. Обращаясь на уроках истории к образам великих предков, их деяниям и нравственным примерам мы постигаем дух России. Мы понимаем, насколько важна и целесообразна деятельность педагогов по воспитанию у учащихся положительных качеств личности на примере жизни и деятельности этих людей. Беседы с участниками войны, чтение писем с фронта и воспоминаний участников боев, наряду с рассказом учителя, накладывают на подростков  особый отпечаток.

    С 1985 г учащиеся нашей школы ухаживают за могилой гвардии майора С.М.Медведева, погибшего от ран, полученных в годы войны. Долгие годы школьники вели переписку с его женой и однополчанами. По инициативе детей к 65-летию Великой Победы, при поддержке администрации нашего поселения, силами самих ребят был заменен памятник на могиле воина. То желание, интерес, стремление принести пользу, которое проявляют ребята, осуществляя эту работу, это лишь небольшой пример того, как через соприкосновение с судьбой отдельно взятого человека происходит формирование у подростков чувства любви к родному краю, гордости за свое Отечество. В этом и заключается сила положительного примера. А когда она сочетается с любовью к Родине, когда мотивами поведения человека, его действий становятся благородные цели, она умножается во сто крат.

    Через изучение героического прошлого нашей Родины, подвожу учащихся к пониманию того, что патриотом является тот, кто болеет душой за бедственное положение страны, кто стремится участвовать в решении ее современных проблем вместе с народом.

   Для чего необходимо прививать современной молодежи любовь к Родине? С какого возраста необходимо это делать и нужно ли это? Над этими вопросами стоит всерьез задуматься, ведь именно от того, как сегодня обучена и воспитана молодежь, сможет ли выпускник школы социализироваться, то есть найти своё место в жизни, зависит будущее нашей страны. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Библиографический список

  1. Андреева И.Н. Формирование культурных ценностей молодёжи в сфере досуга
  2. Капустина З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России./ Педагогика. 2003.- №9
  3. Лутовинов В.И. Современное понимание гражданско-патриотического воспитания российской молодежи./ Молодежь и общество.- 2007. - №3

Патриотизм, любовь к своей Родине, своим истокам должен формироваться с самого раннего детства, а в школе развиваться целым комплексом мероприятий.

[18]. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. Т.2. – с.160. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся. Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что  именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

   Это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество.

   Поэтому в нашем понимании гражданско - патриотическое воспитание, это не только военно-патриотическое, а и художественное, экологическое, туристко - краеведческое, спортивно-оздоровительное развитие творческих детских инициатив.

   И сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

   Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических навыков и волевых качеств, готовности к защите Родины.

   На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру. А это значит:

 • помочь детям увидеть, что можно изменить мир: семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему;

• вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.

в современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместе с тем нет задачи и сложнее. Но сложно не означает невозможно, поэтому каждому воспитателю (мастеру, классному руководителю), заболевшему этой проблемой, целесообразно продумать собственную идеологию воспитания чувства любви к Родине. Предлагаю в ее основу положить примерно следующие размышления.

.

 

 Академик Д. С. Лихачев писал: «Патриотизм — это благороднейшее чувство. Это даже не чувство — это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа...». Иными словами, между культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы формируем культурного человека. Чем выше культурный уровень, тем богаче чувство патриотизма.

В словаре русского языка С.И.Ожегова понятие «патриотизм» рассматривается как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Очевидно, патриотизм в нашем понимании этого слова, должен лежать в основе воспитательной работы, проводимый как классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе, старшими вожатыми, так и педагогами в целом.

    Патриотизм, любовь к своей Родине, своим истокам должен формироваться с самого раннего детства, а в школе развиваться целым комплексом мероприятий.

    Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным состоянием личности, характеризует высший уровень её развития и проявляется в её активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

 Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями,

     Гражданско-патриотическое воспитание школьников в последние годы приобретает особенно актуальное значение, так как в результате порождённых социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, прежняя система патриотического воспитания претерпела множественные

 изменения: в сознании школьников появились пробелы.

    В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека

 Становится задача гражданско-патриотического воспитания с самого раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказывать школа.

    Успешное решение этой задачи требует глубокого осмысления российскими школьниками всего происходящего, выработки активной жизненной позиции и повсеместного вовлечения их в полноценную практическую деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает необходимость формирования  у

 подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и деятельностных качеств. Среди них важное значение имеют патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

  Молодое поколение является стратегическим ресурсом государства и одновременно одним из важных субъектов его социально-экономической политики. От того, как сегодня обучена и воспитана молодежь, сможет ли выпускник школы социализоваться, то есть найти своё место в жизни, зависит будущее страны. Вспомним слова Некрасова: «…А что такое ГРАЖДАНИН? Отечества достойный сын!...»

   В результате различных проявлений социально-экономического кризиса в стране с начала 90-х годов было упущено такое важнейшее направление, как воспитание гражданственности и патриотизма.

  Патриотизм  - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

 На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

 В современном мире любому обществу нужны здоровые, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.

 Для этого необходима комплексная, системная и постоянная работа по патриотическому воспитанию.

            Патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, повышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к его защите. Сегодня мы, работая над системой гражданско-патриотического воспитания, рассматриваем её именно в аспекте социализации личности, которая направлена на воспитание:

активной жизненной позиции;

Политического самоопределения;

 Грамотности;

Культуры общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагогического потенциала творчества А.Е.Кулаковского в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся на интегрированный уроках по истории

Проблема переизбытка информации, обилие недостоверной информации с которыми в век информации сталкивается каждый школьник является одной из самых важных. Ведь не правильное использование информа...

Роль уроков литературы в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся

Роль уроков литературы в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихсяМ.В. Шамбанович,г. Белово, Кемеровская обл. К сожалению, события последнего времени в политике, экон...

«Развитие патриотических чувств и гражданских убеждений у членов детских общественных объединений»

Выступление на районном методическомобъединении старших вожатых (октябрь 2014 г.)...

Программа воспитательно- образовательной деятельности, направленной на формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся.

Проблема гражданского становления подрастающего поколения - одна из актуальнейших в современном образовании. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование гражданской компетентности ч...

Доклад Тема: Формирование гражданско-патриотического сознания у воспитанников.

Патриотическое воспитание обучающихся в настоящее время приобретает актуальность не только в образовании, но и в обществе в целом. В своих работах знаменитый ученый, педагог-новатор Василий Александро...

Статья «Формирование гражданско-патриотического сознания у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время»

Статья «Формирование гражданско-патриотического сознания у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время»...

Формирование патриотических чувств и гражданского сознания учащихся в процессе исторического образования.

Статья обобщает из опыта работы как применимы методы, приемы и средства обучения, которые способствуют воспитанию патриотизма у обучающихся....