Программа кружка "Петелька к петельке"
рабочая программа (6 класс) по теме

Баяндина Любовь Николаевна

Умение многое делать (и уметь хорошо делать!) собственными руками для себя и своих близких - залог уверенности в себе. Закрепить эту уверенность поможет кружок "Петелька к петельке".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petelka_k_petelke.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное (областное)

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №4

СОГЛАСОВАНО                                                 УТВЕРЖДАЮ

Председатель МС                                                Директор школы

М.В. Карасёва________                                        О. Н. Самойлова_______

Воспитатель Баяндина Л.Н.

Умение многое делать (и уметь хорошо делать!) собственными руками для себя и своих близких – залог уверенности в себе. Человек, владеющий каким – то мастерством, не спасует перед любой другой проблемой: он знает, что может постичь и любое другое дело, если в нем окажется потребность. Закрепить эту уверенность поможет кружок «Петелька к петельке», в котором предлагаются темы для самостоятельных работ из самых разнообразных областей деятельности. Кружок «Петелька к петельке» предлагает разные возможности,  ничего не навязывая.

Ручное вязание – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого  около 5 тысячелетий. Основы его заложили кочевники-бедуины.

Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира  и сняв латы, не считали зазорным проводить длинные зимние вечера в своих замках за вязанием. С XIII века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышлёных мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.

Веками отточенное мастерство вязания  актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения.

Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных моделей  вязание  стало любимым занятием многих. Научиться вязать крючком проще, чем спицами.

I. Пояснительная записка.

Данная программа призвана помощь учащимся, имеющим склонность к декоративно – прикладному искусству, реализовать свои природные задатки в одном из популярных его направлений –  вязании крючком. Занятия этим видом творчества будут способствовать развитию художественного вкуса, осознанному выбору ими профессии в дальнейшем и более успешной адаптации на современном рынке труда.

Цель программы заключается в создании условий для развития и коррекции  качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.

Задачи программы:

  1. формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.
  2. сформировать у учащихся обширное представление о женском рукоделии, декоративно- прикладном искусстве, обучить различным видам рукоделия на основе полученных знаний, умений и навыков на уроках технологии;
  3. развивать творческие способности учащихся посредством изготовления изделий практического характера своими руками;
  4. воспитывать бережливость к материалам, оборудованию, трудолюбие, усидчивость, ответственность, рационализаторство; аккуратность в процессе выполнения работы, взаимопомощь и самоконтроль.

Формы и методы проведения занятий.

Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи, содержание учебного материала, занятия необходимо проводить, применяя разнообразные методы и приёмы обучения: словесные, наглядные, практические.

Почти каждое занятие по темам включает практическую и теоретическую части. Последняя занимает большую часть занятия, где ребята выполняют графические работы, зарисовывают рисунки, выполняют саму работу.

Кульминацией работы обучающихся являются конкурсы и выставки. Из этого следует, что основной формой проведения занятий является практическая работа.

 

Программа «Петелька к петельке» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой вязания крючком. При выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над орнаментом, определении плотности вязания, расчёте петель применяются знания из областей черчения, рисования, математики.

Программа рассчитана на 1 год обучения – 34 часа занятий. В группе дети, как не имеющие специальных навыков из области вязания крючком, так и умеющие вязать крючком. Программа разработана для учащихся  6 класса, количество детей в группе 12  человек.   Режим работы  – 1 раз в неделю по 1 часу.

       

             Предложенный в программе широкий перечень изделий не подлежит выполнению в полном объеме, а предназначен для более широкого выбора изделий в соответствии с интересами и запросами участников кружка, для оптимизации обучения, как начинающих, так и имеющих определенные навыки в работе.

Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана  программа кружка.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГБ (О) С КОУ С(К) О школы-интерната VIII вида №4, типовой программой для специальной (коррекционной) образовательного учреждения VIII вида под редакцией Е.Д.Худенко, образовательной программой ОУ.


В конце обучения учащиеся должны:

ЗНАТЬ

УМЕТЬ

Правила поведения,

 ТБ.        

Основы материаловедения: классификацию и свойства волокон.  

Инструменты и материалы.

Основные приёмы вязания крючком, технику вязания.

Основные способы вывязывания петель.

Условные обозначения, понятие «раппорт».

Основы цветоведения.

Способы вязания по кругу.

Основные мерки, правила измерения.

Плотность вязания и порядок расчёта прямых и наклонных контуров.

Виды ручных трикотажных швов, их применение.

Последовательность изготовления изделий.

Последовательность выполнения ВТО и заключительную отделку готовых изделий.

             

Правила ухода за трикотажными изделиями.

                                                                                                       

Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами,  булавками, электрическим утюгом.

Различать нитки из натуральных и химических волокон; шерстяную и х/б.

Правильно пользоваться вязальными крючками, швейными иглами, булавками, подбирать соответствующие №№ крючков и ниток.

Чётко выполнять основные приёмы: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбики с 1, 2, 3 и более накидами, рельефные столбики, рогатки из 2 столбиков с накидом, веер из нескольких столбиков с накидом, 2, 3 и более столбиков с накидом из одной вершины, пышный столбик, пико, вытянутая петля. Закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли.

Вывязывать петли несколькими способами: за обе нити, за переднюю, заднюю нить петли, в середину ножки над перемычкой или под ней, перед ножкой, за ножкой, под перемычку,  под продолжение перемычки сзади, подхватывая одну из нитей перемычки.  

Свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по вязанию крючком. Вязать согласно раппорту узора.

Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий.

Вязать по кругу и по спирали плоские и объёмные изделия.

Снимать  и записывать мерки.

Правильно определять плотность по горизонтали и вертикали; рассчитывать количество петель  и рядов для вязания деталей изделий.  

Соединять детали трикотажных изделий с помощью швов «за иголку», «тамбурный».

Вязать салфетку, игрушки, шарфик, шапочку, варежки, носки, сумку, косынку, воротнички, кружева, элементы растительного орнамента.

Выполнять ВТО и заключительную отделку готовых изделий.

Ухаживать за трикотажными изделиями и хранить их согласно правилам.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

п/п

Тема

Общее

кол-во

часов

В том числе:

Теор.

Практ.

1.

 Вводное занятие. Основы материаловедения.

Основные приёмы вязания крючком.

1

0,5

0,5

2.

Упражнения из столбиков и воздушных петель.

 Условные обозначения.

1

0,5

0,5

3.

Основы цветоведения. Вязание узорного полотна.

1

0,5

0,5

4.

Модные аксессуары в одежде: серьги

                                                  бусы

                                                  броши

                                                  воротнички

4

4

4

5

0,5

0,5

0,5

0,5

3,5

3,5

3,5

4,5

5.

Вязаные игрушки.

7

0,5

6,5

6.

 Пинетки, тапочки.

6

0,5

5,5

7.

Итоговое занятие. Выставка работ учащихся.

1

-

1

ИТОГО:

34

4,5

29,5

                                                          ТЕМА 1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ.

    Теоретические сведения. Цель и задачи кружка. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития художественного вязания. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом.

                                               

                                                 Происхождение и свойства ниток, применяемых для вязания. Виды волокон (натуральные и химические). Виды и применение химических волокон. Качества и свойства изделия в зависимости от качества ниток и от плотности вязаного полотна. Свойства трикотажного полотна.

                                                Положение рук во время работы. Основные приемы вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.

Практическая работа. Отработка приемов вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.

ТЕМА 2

УПРАЖНЕНИЯ ИЗ СТОЛБИКОВ И ВОЗДУШНЫХ ПЕТЕЛЬ.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

    Теоретические сведения. Зарисовка условных обозначений основных приемов вязания: воздушных петель и столбиков. Зарисовка схемы для выполнения узора.

   Практическая работа. Вывязывание образца по схеме. Расчет петель для определения размера квадратной прихватки.

ТЕМА 3

ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ. ВЯЗАНИЕ УЗОРНОГО ПОЛОТНА

   Теоретические сведения. Понятие о цвете. Свойства цвета: тон (светосила), цветовой оттенок, насыщенность. Теплые и холодные цвета, ахроматические и хроматические. Цветовой спектр. Колориметрический круг. Основные и дополнительные цвета. Символическое значение цвета.

   

                                          Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов. Правила вязания круга, квадрата, пятигранника (многогранника). Анализ схемы салфетки.

   Практическая работа. Вязание трех образцов столбиками без накида: образцов круга, квадрата, пятигранника.

ТЕМА 4

МОДНЫЕ АКСЕССУАРЫ В ОДЕЖДЕ: СЕРЬГИ
                                                                      БУСЫ                  

                   БРОШИ

                              ВОРОТНИЧКИ

Теоретические сведения. Для девушки во все времена очень важным является создание собственного образа. Ведь именно наш образ во многом обуславливает отношение к нам окружающих. Правильно подобранные аксессуары к школьной форме, вечернему костюму, спортивной одежде могут добавить нашему облику ту самую изюминку, которая надолго запомнится окружающим и подчеркнет нашу индивидуальность.
Практическая работа.

Вязание  и оформление аксессуаров в одежде.

ТЕМА 5

ВЯЗАНЫЕ ИГРУШКИ.

   Теоретические сведения. Анализ образцов игрушек. Выбор ниток. Правила вязания игрушек. Зарисовка схем вязания различных типов конечностей, деталей для оформления мордочки. Составление эскизов. Последовательность выполнения игрушек.

   Практическая работа. Вязание образца, расчёт петель. Вывязывание основы для деталей игрушки. Сборка и оформление изделий.

ТЕМА 6

ПИНЕТКИ, ТАПОЧКИ

   Теоретические сведения. Зарисовка схем выполнения узоров. Последовательность выполнения изделия.

   Практическая работа. Вязание образца, расчет петель. Вывязывание и отделка изделий.

I уровень. Вязание изделий для куклы.

II уровень. Вязание изделий на себя.

ТЕМА 7

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

  Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Правила техники безопасности при работе с крючками, швейными иглами, булавками, ножницами, электрическим утюгом.
  2. Наличие инструментов:
  1. вязальные крючки различной толщины;
  2. ножницы;
  3. швейные иглы;
  4. булавки;
  5. кисточки;
  6. сантиметровая лента;
  7. электрический утюг;
  8. гладильная доска.
  1. Наличие материалов:
  1. пряжа и нитки разной толщины и цветов;
  2. калька;
  3. миллиметровая бумага;
  4. акварельные краски;
  1. Специальная литература.
  2. Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:
  1. таблица «Основные приёмы вязания»;
  2. схемы изделий;
  3. коллекции ниток;
  4. образцы вязания;
  5. изделия;
  6. инструкционные карты;
  7. дидактические карточки.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Журналы «Валентина», «Вязание», «Anna», «Diana», «Verena», «Sandra».

2. Павлович С.С. Узоры вязания на спицах и крючком. - Минск,1990.

3. Столярова А.М. Вязаная игрушка. – М., 2000.

4. Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком. – М., 2000

5.Для тех, кто вяжет. Сборник. ( Под ред. Л.Ю. Кереевой) – СПб, СКФ “Человек”, 1992 – 376 с.

6.С.Кириянова  «Волшебный клубок»  Москва, издательство АСТ, 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа: "Волшебные петельки"

Вязание крючкомСрок 2 года...

Рабочая программа по теме: "Затейливые петельки"

Среди старинных видов женских рукоделий вязание занимает одно из первых мест по популярности. Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность н...

«Техника вязания, виды петель» Методическая разработка раздела программы дополнительного образования детей «Волшебная петелька» для детей 10-12 лет

Техника вязания – виды петель: раздел  первого года обучения,образовательной программы "Волшебная петелька",включает изучение технологии вязания крючком. Работа по схеме, искусство составления ко...

Программа кружка "Волшебная петелька"

Истоки способностей и даро-вания детей – на кончиках их...

Программа для творческой группы "Петелька за петелькой"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Петелька за петелькой» для творческой группы ориентирована на развитие творческой личности ребенка, на создание условий его са...

Рабочая программа кружка «Волшебные петельки»

Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообраз...

Программа внеурочной деятельности «Петелька»

Программа для обучающихся 6- 7 классов.  Программа развивает у обучающихся интерес к ручному виду деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельн...