Клуб знатоков русского языка
методическая разработка (6 класс) по теме

внеклассное мероприятие по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klub_znatokov.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс

Клуб знатоков русского языка


Цели игры:
 
• выявить наиболее одаренных, творческих учеников;
• повторить в форме занимательной игры основные разделы школьного курса русского языка;
• проверить знания и умения учащихся в следующих разделах: фонетика, лексика, морфология, фразеология, этимология, словообразование, синтаксис.
Условия игры.
   
Играют 2 команды, в каждой по 6 участников, команда готовит название, девиз, по возможности, сценку или песню. Игру проводят двое ведущих, помощники -мудрецы (они раскладывают и собирают карточки, разыгрывают сценки, раздают фишки за правильные ответы). Члены ученого совета подводят итоги игры.
     В конкурсе знатоков могут принимать участие и болельщики 5-х, 6-х классов, которые приносят дополнительные очки командам.

ПЕРВЫЙ ТУР (проводит учитель)

Задание. Закончите определение.
1. Орфография — это раздел науки о языке, который изучает (систему правил написания слов);
2. Синтаксис — это раздел науки о языке, изучающий (строение словосочетаний и предложений);
3. Пунктуация — это раздел науки о языке, который изучает (систему знаков препинания);
4. Морфология — это раздел науки о языке, который изучает (слово как часть речи);
5. Фонетика — это раздел науки о языке, в котором изучаются (звуки языка, ударение, слог,);
б. Этимология — раздел науки о языке, изучающий (происхождение слов).

 

ВТОРОЙ ТУР

Ведущий 1: Задания для тех, кто дружит с фонетикой и орфографией,
Задание 1. В каких словах звуков больше, чем букв? (Яма, растение, Юля, поем, знаем, елка.)

 

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы и объясните правильное написание.
Зам_реть от восторга, отп_рать замок, прик_снуться к прошлому, написать изл жение, р_сло р стение, пос_деть рядом, пос_деть к старости, пол_скали белье, л скать котенка.
Ведущий 2: Конкурс болельщиков. Задания для тех, кто дружит с лексикой:
1. Как написать слово глаз тремя буквами? (Око.)
2. Какой город парит в воздухе? (Орел.)
3. Какой хищный зверь течет быстрой рекой? (Тигр.)
4. Какой город самый сердитый? (Грозный.)
5. Что общего в словах: паровоз, самосвал, самолет? (Два корня.)
Ведущий 1: Высокочтимые мудрецы! Прошу вас дать ответ на первый наш вопрос: что означает слово чилибуха? Повторяю: чи-ли-бу-ха. Мудрецы обмениваются мнениями.
                                     СЦЕНКА «ТРИ МУДРЕЦА»
1-й мудрец: Чилибуха — это название реки. Можете мне поверить, что это так.
2-й мудрец: Чилибуха — это порода дерева. Ну, как вам объяснить... Небольшое такое дерево.
3-й мудрец: Не слушайте их. Чилибуха — это, если хотите знать, не река и не дерево, а особо приготовленное, остро приправленное жаркое из дичи. Охотники угощали меня чилибухой, уж я-то знаю, что это такое.

Ведущий 1 (обращаясь к командам): Определите, кто из мудрецов прав.
Участники поднимают карточки с номерами 1, 2,3.

   (Прав 2-й мудрец, Чилибуха — это небольшое вечнозеленое деревце тропических лесов, в семенах, коре и древесине которого содержится сильно действующий растительный яд — стрихнин.)
Ведущий 1 (обращаясь к мудрецам со вторым вопросом): Что значит слово тугрик?
     1-й мудрец. Если мне не изменяет память, это денежная единица.
     2-й мудрец. Я считаю, что это название старинной одежды, Я когда-то имел возможность щеголять в ней.
    З-й мудрец. Это название музыкального инструмента, похожего на дудочку.
(Участники поднимают карточки с номерами.)
     (Прав 1-й мудрец. Тугрик — денежная единица в Монголии.)
     
Задание 1. Из примеров, приведенных ниже, выберите устаревшие слова.
(Коллективная работа команд с заданиями. Ответы передают ученому совету.)
1) Победой прославлено имя твое;
    Твой щит на вратах Цареграда.
2) Твой конь не боится опасных трудов, Он, чуя господскую волю,
    То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю.
З) Олег усмехнулся — однако чело
     И взор омрачилися думой.
4) Теперь отдыхай! Уж не ступит нога
    В твое позлащенное стремя.
5) Из мертвой главы гробовая змея,
    Шипя, между тем выползала...
6) Дружина пирует у брега...

     Задание 2. Найдите слова-синонимы в следующих предложениях:
1) В один прекрасный вечер Гаврик объявил, что ждать больше не желает.
2) Раздался великолепный свист.
З) Но вот настал конец этой восхитительной жизни.
Ведущий 2: Пока команды выполняют задания, болельщики участвуют в аукционе «Помоги команде»,
      Сесть в галошу, ахиллесова пята, от корки до корки, как рыба в воде, красная строка.
     
Задание 2. Вспомните общеупотребительные слова, в которых сохранился устаревший корень. (Например: очки, перстень, перчатки.)
Ведущий 1: Теперь выполним задания по морфологии.
     Задание 1. Определите часть речи. Составьте со словами словосочетания, из которых было бы ясно, какая это часть речи. Как называются такие слова?
 
Стих ( сущ., глагол), жгут (сущ., глагол), пила (сущ., глагол).
Мой (местоимение, глагол), три (числит, глагол), покрывало (глагол прош. вр., сущ.).
Ведущий 2 проводит с болельщиками новый аукцион «Помоги команде».
     
Задание 1. Назовите как можно больше глаголов, которые пишутся с не слитно.
Ведущий 1: Сейчас мы займемся этимологией слова. Ответьте на следующие вопросы:

1. Почему скатерть в сказках называется самобранкой? За что ей себя бранить?
(Самобранка — не от слова бранить, а от слова брать.)
2. Князя Олега назвали вещим, потому что ему ведома была каждая весть.
 А почему известного сказочного героя прозвали Кощеем?
(От слова кость, в значении «худой, тощий человек, ходячий скелет».)
3. Иногда говорят: «Было-то было, да быльем поросло».
 Чем поросло то, что было, и почему именно поросло?
(Былье
 — трава, былинка.)
4. Мы говорим: Биться не на живот, а на смерть.
 Что здесь означает слово живот? Как понимать это крылатое выражение?
(Живот
 — значит «жизнь», «сражаться не щадя живота».)
Ведущий 2: Вспомним о словообразовании.
     Задание 1. В каком слове нет приставки?
(Подогнуть, подозрение, подоконник, подолбить, подушка, пододеяльник.)
    Задание 2. Кто больше? Назовите слова с суффиксом -арь.
(Пекарь, лекарь, аптекарь, ухарь, библиотекарь, звонарь, пахарь.)
Ведущий 1: Предлагаю задания по синтаксису и пунктуации.
      Задание 1. Расставьте знаки препинания в данных предложениях. Подчеркните грамматические основы.
1) Над полями и лесами все ярче и ярче светит солнышко.
2) Потемнели в полях дороги посинел на реке лед.
З) Прилетели белоносые грачи торопятся поправить свои старые гнезда.
4) Скоро оденется лес листвою зацветет на опушках черемуха защелкают над ручьями голосистые соловьи.

Ведущий 1: Каждая команда получает письмо. Прочитайте его внимательно.
     Обратите внимание на то, что письмо это было написано еще в прошлом веке. За З минуты вы должны написать ответ. (После того, как участники зачитают свои ответы, ведущий читает полученное письмо.)
     Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо... нету у меня ни отца, ни маменьки. Только ты у меня один остался. А вчерась мне была выволочка.. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку. А я начал с хвоста. А она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню.
Ведущий 2: Пока участники выполняют задание течение 3-х минут, болельщики участвуют в аукционе «Помоги команде».
Закончите пословицу
 
Сладкая ложь лучше
Как аукнется, так
Тише едешь —
По одежке встречают, по
Не спеши языком, спеши
За двумя зайцами погонишься,
Готовь сани летом, а
     Задача-шутка. Что общего с точки зрения языка между словами родители и тапочки?
    (Оба существительных обозначают парные предметы, а потому чаще употребляются в форме множественного числа, чем единственного.)
     Ведущий 1: Обратимся к нашему досточтимому ученому совету чтобы он подвел итоги конкурса команд. Вам слово, члены ученого совета!
(Подведение итогов игры. Подсчет очков, которые принесли командам болельщики. Награждение команд.)
Поздравляем команду-победительницу.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия в Клубе знатоков английского языка как способ повышения мотивации изучения английского языка

Выступление на педагогическом совете по вопросу повышения уровня мотивации обучающихся....

Урок-конкурс по русскому языку в 5 классе «Заседание клуба знатоков русского языка»

Данный урок может быть использован  как дополнительный по русскому языку, так и   внеурочное занятие по предмету. Урок- конкурс направлен на   расширение кругозора учеников, в...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Заседание клуба "Знатоки немецкого языка"

laquo;Первая  любовь» - тема  близкая  каждому  подростку  в  возрасте  15 – 16  лет,  поэтому  при  обсуждении  этой  тем...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб знатоков английского языка"

Рабочая программа внеурочной деятельности  направлена на  развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций совреме...

Рабочая программа Клуб знатоков английского языка

Рабочая программа внеурочной деятельности по англ.языку- Клуб знатоков английского языка...