Что такое алкоголь?
классный час по теме

Чемакина Марина Игоревна

 

Цель: выяснить первоначальный уровень знаний учащихся об алкогольных напитках; о действии алкоголя на  внешний вид и особенности по ведения человека; о влиянии алкоголя на различные органы и системы человека; объяснить учащимся понятия «алкоголь», «этиловый спирт», «этанол»;  сформировать у учащихся представление об опасности  воздействия алкоголя на здоровье и жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_alkogol.rar2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час « Что такое алкоголь?»

Цель:

  1. выяснить первоначальный уровень знаний учащихся об алкогольных напитках; о действии алкоголя на  внешний вид и особенности по ведения человека; о влиянии алкоголя на различные органы и системы человека;
  2. объяснить учащимся понятия «алкоголь», «этиловый спирт», «этанол»;
  3. сформировать у учащихся представление об опасности  воздействия алкоголя на здоровье и жизнь.

Словарь: «алкоголь», «этиловый спирт», «этанол»

План классного часа:

  1. Что такое алкоголь?
  2. Действие алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека.
  3. Как алкоголь влияет на организм человека?

Материалы для классного часа:

  1. 12 карточек с изображениями различных напитков: молоко, простокваша, газированная вода (лимонад), газированная вода (кола), минеральная вода, квас, сок, пиво, водка, вино, шампанское, алкогольный коктейль
  2. Раздаточный  материал – карточки с изображением этикеток алкогольных и безалкогольных напитков.
  3. Раздаточный материал – изображение «Этанола» и «Солнышка».
  4. Раздаточный  материал – конструктор для создания фоторобота внешности  пьяного человека.
  5. Картинки с изображением «особенности поведения» , «ситуации», «внутреннее строение человека»

Ход классного часа:

Часто от взрослых вы дети слышите такие слова, как «алкоголь», «алкогольные напитки». А какие напитки  называются алкогольными? Для  того чтобы разобраться в этом, рассмотрим несколько  рисунков.

(Детям предлагается 12 карточек с изображениями различных напитков: молоко, простокваша, газированная вода (лимонад), газированная вода (кола), минеральная вода, квас, сок, пиво, водка, вино, шампанское, алкогольный коктейль.

 Назовите, пожалуйста,  какие из изображённых на рисунке напитков являются алкогольными, а какие – нет.

На основании, какого признака можно сделать  заключение о том, алкогольный это напиток или нет? (алкогольные напитки  - это те, в состав которых входит алкоголь)

А что такое алкоголь? Давайте попробуем разобраться.

Независимо от того, пьёт человек шампанское, вино, пиво, водку, коньяк или другие алкогольные напитки, он вводит в свой организм этиловый  спирт. Этиловый (он же винный) спирт, или этанол, входит в состав всех без исключения спиртных напитков. Он представляет собой бесцветную, прозрачную, летучую, воспламеняющуюся  жидкость, которая легко смешивается с водой.

Термин «алкоголь» - это синоним слова «этанол» или «этиловый спирт»  (слайд 2)

В разных напитках содержится различное количество этанола. Для  того, чтобы выяснить количественное содержание алкоголя в любом виде спиртного, достаточно изучить этикетку бутылки, на которой указано, какую часть от общего объёма напитка составляет этиловый спирт, например,

в пиве – от 2 до 6 % этилового спирта

в сухом вине – от 7 до 12 %

в водке около 40 %. Этот признак поможет  нам понять, является ли данный напиток алкогольным

(Работа с карточками. На карточках изображены шесть этикеток различных алкогольных и безалкогольных напитков. Задача детей, определить какой это напиток, с помощью негативного персонажа – Этанола и позитивного – Солнышка)

При выполнении и обсуждении задания особое внимание следует уделить тому факту, что пиво – это, несомненно, алкогольный напиток, о чём свидетельствует информация,  о содержании в нём этилового спирта, указанная на пивных этикетках.

Вывод: таким образом, алкогольными напитками являются те, в состав которых входит  даже незначительное количество алкоголя (этилового спирта, этанола)

А если мы не знаем, что именно выпил человек, можно ли по каким-либо признакам догадаться, что он употребил алкогольный напиток и находится, как принято говорить, «в состоянии алкогольного напитка»?

(Работа с карточками: путём сочетания  отдельных элементов каждой группе надо составить портрет человека, находящегося в  состоянии алкогольного опьянения (по принципу составления фоторобота)).

Вывод: у человека находящегося в состоянии алкогольного опьянения меняется внешность, а именно по характерным признакам внешнего вида окружающие могут понять, что человек употреблял алкогольные напитки:

  1. Покраснение лица (и шеи)
  2. Покраснение и повышенная влажность слизистой оболочки глаз
  3. Затуманенный, тяжёлый взгляд
  4. Отёчность лица
  5. Неопрятность и неряшливость в одежде  

Посмотрите ещё раз на портреты «героев» (обратить внимание детей на составленные фотороботы) (слайд 3)

Как выглядят эти люди, может выглядеть только нездоровый, больной человек. Злоупотребление спиртных напитков это вредная привычка, которая постепенно  превращается в болезнь – алкоголизм – и лишает человека здоровья.

Скажите, пожалуйста, только ли по изменению  внешнего вида мы понимаем, что человек находится под воздействием алкоголя? (ответы детей)

Правильно ребята не только внешность, но и  особенности поведения человека могут свидетельствовать  об употреблении спиртных напитков.

(Показ картинок «особенности поведения»)

Какие признаки могут свидетельствовать, что изображённые  на рисунках люди находятся в состоянии алкогольного опьянения. (слайд 4)

  1. часто появляется агрессивное или развязное поведение по отношению к окружающим;
  2. смена настроения;
  3. речь становится более громкой и часто невнятной, при этом человек проявляет излишнюю «болтливость»;
  4. отсутствие правильной координации движений;
  5. суетливость или наоборот, заторможенность движений

Вывод:  узнать об употреблении человеком алкоголя и нахождении его в состоянии алкогольного опьянения можно по изменению его внешнего  вида и поведения.

Подумайте и скажите в  чём причина того, что у человека, принявшего алкогольные напитки, так меняется внешний вид и поведение? (ответы детей)

Недаром народная мудрость гласит: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Смысл данной пословицы именно в том, что контроль сознания над мыслями, чувствами, эмоциями и над их выражением у пьяного человека отсутствует. В состоянии алкогольного опьянения человек теряет способность критически оценивать себя. Он перестаёт обращать внимание на свою внешность и поведение, может стать  агрессивным, наглым, вести себя развязно.

Кроме того, в нормальном состоянии человеку присущ инстинкт самосохранения: его назначение в случае опасности за счёт возникшего чувства тревоги предупредить нас о ней и тем самым заставить принять меры самосохранения.

А алкоголь изменяет сознание человека:

  1. настроение на первом этапе опьянения у него повышается, у него возникает ощущение бесстрашия, и поэтому его инстинкт самосохранения притупляется.
  2. он может совершать поступки, которые никогда не совершал бы, будучи трезвым, а значит, и поведение его становится более неадекватным, не соответствует окружающей его ситуации.
  3. он находится и живёт как бы в нереальном мире.
  4. на более поздних стадиях опьянения повышенное возбуждение может смениться заторможенностью, сонливостью, что также не будет соответствовать требованиям действительности.

В дальнейшем  человек, употребивший спиртное, становится опасным для самого себя и для окружающих (алкоголь толкает человека на необдуманные поступки).

(Показ картинок «Ситуации»: пьяный человек устроился на тротуаре; пьяный человек обращается к вам на улице; пьяный человек садится за руль автомобиля и предлагает поехать с ним)

Детям предлагается рассмотреть последовательно каждую ситуацию, ответить на вопросы: (слайд 5)

  1. Какая возникает опасность в данном случае?
  2. Кто подвергается этой опасности?
  3. Какое поведение при встрече с таким человеком будет наиболее правильным?

Теперь мы знаем особенности поведения человека, находящегося под воздействием алкоголя, в нереальном мире. Просчитать его поведение бывает невозможно, оно может угрожать и подвергать опасности не только его здоровье и жизнь, но и здоровье и жизнь окружающих людей, следовательно, можно сделать такой вывод: надо избегать любого контакта с пьяным человеком и в случае необходимости прибегнуть к помощи взрослых. А проще говоря, следовать поговорке: «увидел пьяного обойди!»

Мы с вами поговорили, как воздействует алкоголь на   внешний вид  и поведение человека. Но каково его влияние на  работу внутренних органов?

(детям раздаются  картинки «Внутреннее строение человека», на которых они закрашивают те внутренние органы, на которые влияет алкоголь)

Мозг. Является «главнокомандующим» всего организма. Именно по его команде функционируют все органы и системы человека. Для нормальной работы мозг нуждается в полноценном потреблении энергии. А когда  в организм поступает алкоголь, мозгу необходимо гораздо  больше количество энергии, чтобы управлять работой органов. Но это как раз невозможно, поскольку именно алкоголь перекрывает каналы поступления кислорода в мозг. В результате наступает кислородное голодание, которое приводит к гибели множества мозговых клеток, не способных уже восстановиться снова. Появляются головные боли, чувство повышенной тревоги, мнительность, ухудшение процессов мышления, ослабление памяти.

Сердечно - сосудистая  система. Главный орган данной системы - сердце. Прокачивая кровь по кровеносным сосудам к другим органам и системам, оно тем самым обеспечивает поступление в них энергии и питательных веществ, а следовательно, поддерживает в них жизнь. Алкоголь нарушает работу сердца, человек часто ощущает слабость, повышенную утомляемость, внезапное обильное потоотделение, головокружение, появляются боли в области сердца, и как следствие, может наступить инфаркт – гибель сердечной мышцы.

Дыхательная система – одна из важнейших систем организма. Дыхание – синоним жизни. При частом и неумеренном употреблении алкоголя процесс дыхания нарушается, а это, в свою очередь, приводит к снижению общей сопротивляемости организма. Вот почему страдающие алкоголизмом люди гораздо чаще имеют такие заболевания, как хронический бронхит, пневмония, трахеобронхит, воспаление лёгких.

Пищеварительная система. Главными специфическими («алкогольными») негативными последствиями для пищеварительного тракта являются: гастрит желудка, язва желудка и двенадцатиперстной  кишки, поражения печени, желчного пузыря, желчных протоков и поджелудочной железы.  Холецистит, панкреатит, гепатит и цирроз –это диагнозы страдающих алкоголизмом.

Мочевыводящая система. Функция системы состоит в том, что  она обеспечивает процесс выделения (удаления) из организма нежелательных веществ.  При этом работа ложится на почки. Алкоголь воздействует на почки, приводя к нарушению процесса выделения влаги из организма. Кроме того, из-за нарушения  взаимодействия данной системы с головным мозгом происходит и такое неприятное явление, как «недержание мочи» или  непроизвольное испускание ее во время сна.

Задание:

  1. Представьте, что у вас день рождения. К вам пришли гости. Выберите блюда и напитка, которыми вы будете угощать приглашённых к вам детей.(слайд 6)
  2. Посмотрите на рисунок. Найдите ошибки, сделанные художником. Что вредит здоровью?(слайд 7)

Загадки об алкоголе (слайд 8)

Основной вывод занятия: (слайд 9)

  1. Алкогольными напитками являются все те, в состав которых входит даже незначительное количество алкоголя (этиловый спирт, этанола);
  2. Действуя на человека, алкоголь изменяет его сознание, внешний вид и поведение, которое перестаёт соответствовать реальности. Алкоголь угрожает здоровью и жизни, как самого человека, так и окружающих его людей, поэтому пьяный человек – это опасно!
  3. При регулярном употреблении алкоголя страдают практически все органы и системы человека, и наносится непоправимый вред его здоровью!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

 Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)

Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")

Игра для повторения темы " Африка" 7класс...