Программа экологического воспитания детей в социально-реабилитационном центре
методическая разработка по теме

Зюзина Татьяна Владимировна

 

 Модифицированная программа экологического воспитания детей социально-реабилитационного центра

I. Аналитическая записка

Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели детские учреждения  к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в воспитательный процесс. В нашем учреждении центральное место в воспитательной системе занимает формирование у детей  экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:

–  к природе (экология природы), 
– к себе как составной части природы (экология здоровья), 
– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).

В Центре  накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию детей, совместной деятельности педагогов  Центра, школы и родителей. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.


Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением. 
Программа призвана объединить все воспитательные структуры , обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании  воспитанников  СРЦ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_ekolog.vospit.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

 Модифицированная программа экологического воспитания школьников

I. Аналитическая записка

Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели детские учреждения  к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в воспитательный процесс. В нашем учреждении центральное место в воспитательной системе занимает формирование у детей  экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:

–  к природе (экология природы), 
– к себе как составной части природы (экология здоровья), 
– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).

В Центре  накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию детей, совместной деятельности педагогов  Центра, школы и родителей. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.


Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением. 
Программа призвана объединить все воспитательные структуры , обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании  воспитанников  СРЦ.

2. Цель и задачи Программы

Цель:  создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.

Задачи:

  1. воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;
  2. формирование экологического мышления и экологической культуры детей;
  3. развитие таланта и способностей как особой ценности;
  4. формирование здорового образа жизни  воспитанников.

3. Прогнозируемый результат

Результат экологического воспитания – воплощение модели  воспитанника, обладающего экологической культурой.

5.   Содержание Программы экологического воспитания

Программа экологического воспитания школьников включает следующие   направления воспитательной деятельности: «Экология природы», «Экология здоровья», «Экология души». Каждое из них ориентировано на приобщение воспитанников  к тем или иным общечеловеческим ценностям.

Направление «Экология природы»

 

Младший школьник
(1–4 классы)

Подросток
(5–8 классы)

Старшеклассник

Цель:

Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности

Задачи:

Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера.

Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации.

Общие творческие дела

Дни защиты окружающей среды от экологической опасности
Природоохранительные акции «Мой экодом», «Пернатые друзья», «Птичья столовая», «Зеленая красавица», «Чистый район»
Тематические беседы «День птиц», «День воды», «День Земли»
Конкурс экологических сказок.

Формы работы с группой

Общение с природой

Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы.

Выезды на природу с маршрутными наблюдениями. Обследование флоры и фауны местной территории.

Экологический мониторинг. Выращивание на
участке Центра цветов. Научно-исследовательская деятельность.

Экологические игры

Загадки природы. Осторожно, их мало! Почемучкина поляна. Лесная аптека.

Знатоки природы. Путешествие в мир природы. Знакомые незнакомцы. Поиск нарушителей природы.

Экологический КВН. Организация и проведение игр для младших школьников.

Экологические проекты

Разведка прекрасного и удивительного. Зеленый класс. «Жалобная книга» природы.

Экологическая почта. Не проходите мимо! Красная книга района. Чистый двор. Чистый район.

Экологический паспорт района. Экология нашей реки. Разработка экологических троп.

Часы общения, беседы-рассуждения

«Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Прогулки в Природоград», «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля».

«Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета», «Страницы любопытных фактов», «Природа родного края», «Красная книга Астраханской области», «Деревья разные бывают».

«Природа в произведениях искусства», «Человек есть существо природное и духовное», «Экологический кризис: шанс на спасение».

  Посещение Этно-краеведческого музея с .Енотаевка.

Досуг

Кружки «Цветоводство» (на базе двора Центра), «Юный эколог», «Моделирование и конструирование из вторсырья».
Клуб друзей природы (деятельность «Зеленого патруля», просветительская деятельность в районе, экскурсии по парку школы, опытническая деятельность на  участке  двора).
Научное общество учащихся «Экос»: «Общество любознательных» (3–4 классы), «Творческие мастерские» (5–7 классы), «Исследовательская работа» (8–9 классы).
Музей истории школы: музейные уроки «Экология края», «Природоохранная деятельность нашей школы», поисковая работа.
Детская филармония: музыкально-познавательные программы «В мире животных», «Осенняя прогулка», «весеннее настроение», «Цветочная фантазия», «Зимняя сказка» и др.
Видеолекторий: познавательные программы «Защитим природу», «Сохраним планету», «А сердце чистейшей породы» и др.; просмотр и обсуждение фильмов «Белый Бим Черное ухо», «Ко мне, Мухтар!», «Белый пудель» и др.
Летний экологический лагерь.

Работа с семьей

Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе»
Экологические акции «Чистая улица, село», «Мой экодом», «Мой двор», «Посади дерево», «День вместе».

Заповеди

Вылечи каждое раненое дерево. Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев.

Предполагаемый результат

Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив.

Направление «Экология здоровья»

 

Младший школьник
(1–4 классы)

Подросток
(5–8 классы)

Старшеклассник

Цель

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи

Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду.

Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую подготовку учащихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда.

Формировать валеологическую культуру школьников. Повышать уровень физической подготовки учащихся. Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций

Общие и совместные творческие дела

Спартакиада школьников.
Малые  Олимпийские игры (1 раз в 4 года). 
Дни здоровья. 
Организация дежурства в группе. 
Трудовые десанты. 
Работа по благоустройству Центра и его территории.

Формы работы с группой

Ведение валеологических карт, книги классных спортивных рекордов.
Акции «Дети и дорога», «За безопасность жизни детей»

Психологические тренинги «Кто я?». Активные игры на воздухе («Бизон»). Подвижные игры на прогулках. «Веселые старты».

Психологические тренинги «Кто я, какой я?». Спортивно-развлекательные игры. Игра «Азимут».

Тренинги «Сам себе психолог». Вечер физкультуры и спорта. Военизированные и спортивно-развлекательные игры. Организация работы летних трудовых бригад.

Часы общения, беседы

«Как стать Нехворайкой», «В гостях у Мойдодыра», «Твой режим дня», «Вредные привычки. Как их искоренить?»

«Что дает спорт человеку», «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы», «Суд над сигаретой», «Труд человека кормит, а лень портит».

«Здоровье нации. Как его сохранить?», «Суд над наркотиками», «Достаточно ли родиться, чтобы стать человеком?

Работа с семьей

Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология».
Соревнования воспитателей и воспитанников.
Походы выходного дня.

Заповеди

Просыпайся утром с улыбкой. Научись быть всегда жизнерадостным. Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и здоровье проешь. Занимайся спортом. Умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью.

Предполагаемый результат

Осознание учащимися значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях.

Направление «Экология души»

 

Младший школьник
(1–4 классы)

Подросток
(5–8 классы)

Старшеклассник

Цель

Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника

Задачи

Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира.

Воспитывать ответственное отношение к учению, развивать познавательную активность. Воспитывать чувство национальной гордости, бережное отношение к памятникам истории и культуры, гражданскую ответственность за свое поведение. Развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки. Осознавать собственную значимость в окружающем мире.

Формировать потребность в самообразовании в условиях развития науки, культуры и техники. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны. Формировать эстетические вкусы и идеалы, инициативность, творческое отношение к окружающему миру. Ориентировать школьников на «постоянный труд души».

Общие и совместные творческие дела

Интеллектуальный марафон. Экологические викторины. Экскурсии в музеи, на выставки.

Формы работы с группой

 Посещение и обсуждение видеороликов. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция «Помоги ветерану». Акция доброты и милосердия.

 Часы общения, беседы-рассуждения.

«Герб и флаг России», «Защитники земли русской», «Азбука юного гражданина», «Правила поведения в обществе», «Что важнее: знать или выполнять?», «Зачем учиться в школе?», «Твой читательский формуляр», «Мои увлечения», «Про великих и знаменитых», «Слово о родном крае».

«Люблю тебя, мой край родной», «Моя родословная», «Жизнь замечательных людей», «Мои земляки», «Учиться с увлечением. Возможно ли это?», «Наши Читательские Интересы», «Из истории праздников», «В мире профессий», «Ребенок и его права», Встречи с интересными людьми.

«Что могу я сделать для своего Отечества?», «Защита Родины – долг каждого», «Конституция – основной закон государства», «Обязанности и  ответственность», «Доброта и гуманность сегодня», «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?», «Моя профессия. Какой ей быть?», «В мире красоты и искусства», Творческие гостиные.

Досуг

Кружки художественно-эстетического и познавательно-практического направления. Концертные программы к различным праздникам. Выставка «Город мастеров». 
Музей истории школы: экскурсии; встречи с ветеранами, с интересными людьми; музейные тематические занятия  «Наши истоки», «Выпускники школы – защитники Отечества»  и др.
Видеолекторий: познавательные программы  «Астраханский край родной», «На экране герои былин» и др., просмотр и обсуждение фильмов нравственно-этической проблематики.

Работа с семьей


Помощь в организации и проведении праздников. Посещение библиотек, выставок,  и видеолектория.

Заповеди

Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее. Сохраняй традиции и культуру своего народа. Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их!  Каждое дело – творчески, иначе – зачем! Раскрой себя в любой инициативе.

Предполагаемый результат

Осознание воспитанником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Осознание детьми необходимости познания прекрасного в окружающей действительности.
Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира.

6.   Мониторинг

С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование воспитанников. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле,  к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде,  оказать помощь природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты деятельности: о апробации инновационной программы «Ступени в жизнь» и социально-реабилитационной программы "Мир чудес"

Аналитический отчёт о результатах апробации инновационной программы «Ступени в жизнь»...

Программа экологического воспитания детей на кружке « Мир, в котором я живу»

Экологическое образование и воспитание учащихся - это веление времени, продиктованное самой жизнью: чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо о...

Программа экологического воспитания детей на кружке « Мир, в котором я живу»

Экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенн...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Рабочая программа музыкального руководителя ОСГБУСОССЗН "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" "Музыка и мы" Возрастная категория 7-11 лет

Программа «Музыка и мы» определяет содержание и организацию реабилитационной деятельности по общекультурному направлению. Данная программа способствует формированию музыкальной культуры у ...