Классные часы
классный час (10 класс) на тему

Камкова Татьяна Сергеевна

Методические разработки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа

 «Государственная символика России».

Содержание.

I. Методическая характеристика темы

        Одной из актуальных тем классных часов являются темы связанные с государственной символикой Российской Федерации. Классный  час  «Государственная символика России» призван для осознания учащимися значимости  государственной символики как воплощения социокультурного контекста России.

II. План классного часа

  1. Тема классного часа
  2. Цели  классного часа (развивающие, познавательные, воспитательные).
  3. Задачи, вытекающие из целей.
  4. Оформление классного часа
  5. Место проведения
  6. Используемые средства.
  7. Предварительная подготовка.

III.         Ход проведения классного часа

IV. Литература

Цели: 

Развивающие:

  1.  развитие интеллектуального, эстетического, нравственного потенциала учащихся;
  2.  развитие интереса к истории создания символики страны.

Образовательные:

  1. расширение знаний  истории государственных символов Российской Федерации, их истории, сущности и значения в различные периоды истории.
  2. расширение знания истории своей страны;

Воспитательные:

  1. формирование уважения к символам государства
  2. воспитание у детей чувства  патриотизма и гражданственности

Задачи:

  1. закрепление  и расширение  знаний о символике своей страны
  1. воспитание любви к своей Родине
  2. формирование ценностного отношения к государственным символам России.

Время занятия:   40 минут.

Оформление:  Государственный герб России, Государственный

флаг России, текст Государственного гимна России.

Место проведения: учебный класс.

Средства: 

  1. интерактивная доска
  2. мультимедийная презентация
  3. фонограмма   гимна РФ

Предварительная подготовка:

  1. Подбор документального материала по теме
  2. Создание презентации
  3. Подбор музыкального сопровождения

План  проведения классного часа «Государственная символика России»

1. Вводное слово классного руководителя.

1.1 Символы России

1.2 Герб России

1.3 Герб СССР

1.4 Государственный флаг

1.5 Знамена РФ

1.6 История гимнов России и СССР

2. Заключительное слово классного руководителя.

Ход классного часа.

Педагог:  Дорогие друзья, все вы уже давно знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн Российской Федерации. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины - России.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление. Так символом Парижа является Эйфелева башня; небоскребы, статуя Свободы – символы США.

Какие символы России вы можете назвать?

(учащиеся предлагают свои варианты)

Педагог: Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными?

(учащиеся высказывают свои мнения)

Педагог: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело - сине красный триколор; герб – двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Сегодня я предлагаю вам вспомнить ответы на эти вопросы, а может быть и узнать что-то новое. А начнем мы с герба. Что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы.

Воспитанница:  Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству. Изучением гербов занимается историческая дисциплина геральдика.

Воспитанница:  Гербы возникли в ХП веке в связи с общим развитием европейских цивилизаций. Основатель единого Русского государства великий московский князь Иван III Васильевич (1462-1505) создал печать, эмблемы которой составили основу Российского государственного герба. Все последующие русские государи использовали подобные печати в своем делопроизводстве вплоть до конца XVII в.. В модифицированном виде эмблемы располагались на разнообразных государственных печатях Российской империи вплоть до 1917 года.

Воспитанница  Знакомый нам вариант герба РСФСР утвердился в 1920 году. Однако, правильный герб широко стал распространяться гораздо позднее. В 1925 году герб был узаконен конституцией. Основное изображение – эмблема серпа и молота в лучах восходящего солнца. Эмблема размещена в гербовом щите. Он обрамлен хлебными колосьями, изящно соединенными внизу лентой, на которой помещен девиз.

Работа шла и над гербом СССР. II съезд Советов СССР 31 января 1924 года утвердил Конституцию СССР, в которой было записано: «Герб СССР состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца о обрамленном колосьями, перевитыми красной лентой с надписью на шести языках: русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском, тюрко-татарском». С 1956 года надпись на гербе «Пролетарии всех стран соединяйтесь» стала даваться на 15 языках.

Воспитанница:    В Российской Федерации еще в 1991 году возникла мысль о возвращении двуглавого орла в герб. Новый закон о гербе одобрен 20 декабря 2000 года Советом Федерации, а 25 декабря подписан президентом РФ В.В. Путиным. В статье 1 записано « Государственный герб РФ представляет собой четырехугольник, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла находится скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона».

 (Демонстрация герба)

Педагог:  У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где н6аходятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.

Воспитанница:  Появление в России бело-сине-красного флага большинство историков связывают с царствованием Алексея Михайловича. В 1667-1669 гг., для защиты торговых караванов на Волге и Каспийском море была построена флотилия, и встал вопрос о морском флаге, который указывал бы на государственную принадлежность корабля. Известно, что царь отпустил на корабельные флаги около 220 метров материи трех цветов: красную, белую и синюю, но рисунок флага до нас не дошел. Такого же цвета флаг использовал и Петр I.

Воспитанница: В послепетровское время под влиянием немецкого окружения царствующих особ триколор почти угас. И так было до 1883 г., до появления высочайшего повеление царя Александра II, в котором было сказано: "В торжественных случаях, когда признается возможным дозволить украшение зданий флагами, употреблять исключительно русский флаг, состоящий из трех полос, верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цветов".

Воспитанница:  Революционная Россия начала XX в. не сразу отвергла трехцветный флаг. После Февральской революции 1917г. в период власти Временного правительства использовался в качестве государственного бело - сине - красный флаг. Лишь 8 апреля 1918г. Я. М. Свердлов, выступая на заседании фракции большевиков ВЦИК, предложил утвердить боевой красный флаг национальным российским флагом. Удивительное совпадение: спустя 73 года, день в день, правительственная комиссия Совета Министров РСФСР одобрила возвращение трехцветного флага. А 21 августа 1991 г., после провала, так называемого путча, Верховный Совет РСФСР постановил "считать исторический флаг России - полотнище из равновеликих горизонтальных полос белой, лазоревой и алой - официальным флагом Российской Федерации".

Воспитанница:  Цвет полос государственного флага несет в себе глубокий смысл. Белый всегда означал Свободу, синий - Богородицу, под покровом которой находится Россия, красный - Державность. Есть и другое (неофициальное) толкование символики цветов: белый - мир, чистота, совершенство; синий - вера, верность, постоянство; красный - энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.

Воспитанница: Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона (Конституционные законы о гербе, гимне и флаге были подписаны В. Путиным 25 декабря 2000 г.), а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Воспитанница: Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.

Педагог:  Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго. Что же мы знаем о гимне?

Воспитанница:  Гимны, как торжественные культовые песнопения, зародились в глубокой древности и очень долго оставались такими. Использование этого понятия в смысле национального и государственного музыкально-поэтического символа, подобно гербам и флагам, - явление сравнительно недавнее. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны. 

Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования.

Воспитанница:   Первый официальный гимн России был написан в Х1Х веке на английскую мелодию поэтом В. Ф. Жуковским и назывался он “Молитва русских”. В годы Великой Отечественной войны возникла необходимость в поднятии патриотического духа Советской армии и всего народа, в том числе и через создание нового гимна страны. Он был принят в 1944 г. – на музыку А. Александрова, на слова поэтов С. Михалкова и Г. Эль-Регистана. С небольшими изменениями этот гимн просуществовал до распада СССР.   (Звучит гимн «Союз нерушимый») 

Конечно, данный текст отражал классовые и партийные интересы определенной группы населения и являлся патриотическим кредо победившей революции, но не следует забывать, что с этим гимном также связаны многие этапы нашей страны.

Воспитанница: В 2001 г. был утвержден Государственный гимн России, написанный С.В. Михалковым на музыку А.В. Александрова. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. В словах гимна звучит идея возрождения величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны, всех тех, кто хочет ее процветания. 

Педагог:  Государственный гимн исполняется при вступлении в должность Президента РФ, руководителей органов власти; во время официальной церемонии подъема Государственного флага и других официальных церемоний, во время различных торжественных мероприятий. Я прошу вас встать под гимн России      

(звучит гимн России)

Вывод:  Настало время подвести итог нашего классного часа. Государственные  символы есть не что иное, как связь между прошлым и будущим. И возможно, именно нынешние символы,  которые включают в себя элементы предыдущего опыта, сплотят россиян, воодушевят нас на созидательную деятельность во  имя  процветания России – нашей Родины. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.

Использованная литература:

  1. Артамонов  В.А.,  Соболева Н.М.,  Символы России, - М.: Панорама, 1993
  2. Геральдика России: XVIII - начало XX века / Сост. Л.Е. Шепелев. СПб.: Аврора, 2003.
  3. Патриотическое воспитание школьников: метод. Пособие. М., 2005
  4. Пудовина Е. И., Государственные праздники Российской Федерации,- М.: Айрис-пресс, 2005.
  5. Патриотическое воспитание: Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И.А. Пашкович. Волгоград, 2006.

Приложение.

Гимн России

(муз. Г. Александрова, сл. С. Михалкова)

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

Припев:

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Припев:

Классный руководитель   9 –Б                              Т.С. Камкова

01.09.11 г.



Предварительный просмотр:

 Федеральное государственное казенное общеобразовательное       учреждение

Московский кадетский корпус   «Пансион воспитанниц Министерства обороны    Российской Федерации»

                                                   

                                                                              УТВЕРЖДАЮ

                                                                                         Старший воспитатель                                                                  

                                                                                                 (начальник курса) 10 курса

                                                                                               Солдатова  О.А.________

                                                                                            «    »    февраля 2013 г.

        

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«125 лет со дня рождения

великого педагога, писателя- А.С. Макаренко»

                               

                                               СОСТАВИТЕЛЬ:

                                                         Камкова Т.С.

                                                                                                   Кл. руководитель 10«Б»

                                                           

г. Москва

2012-2013 учебный год

Внеклассное мероприятие: «125 лет со дня рождения великого педагога, писателя- А.С. Макаренко».

Цели:

1. Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью великого русского педагога, писателя А.С. Макаренко.                                                                 2. Развивать у воспитанниц потребность в высоких нравственных качествах на примере выдающихся личностей.                                                                                 3. Воспитать уважение учащихся к профессии учителя.
4. Вырабатывать умения правильно построить взаимоотношения в коллективе.
5.Расширить и углубить знания воспитанниц о жизнедеятельности А.С. Макаренко.

Задачи темы:

1. Расширить знания воспитанниц о жизнедеятельности А.С. Макаренко
2. Воспитывать
уважение учащихся к профессии учителя.
3. Сформировать у учащихся ценностное отношение к семье, способствовать формированию умения строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Основные понятия: личность, семья, счастье, нравственность, воспитание, обучение и производственный труд, педагогическое наследие.

Подготовительная работа:

1.Обсуждение темы и формы мероприятия.
2. Выучить стихи
3. Формирование групп, определение заданий.
4. Выявление лидеров групп (ответственных). Помощь классного руководителя.
5.Подбор и отбор материала по теме.
6. Обсуждение хода мероприятия с лидерами.
7. Подготовка участников.

Место проведения: учебная аудитория.

Прогнозируемые результаты:

• расширение знаний воспитанниц о жизнедеятельности А.С. Макаренко;
• формирование у учащихся ценностного отношение к семье;
• овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
• воспитание
уважение учащихся к профессии учителя, проявление уважительного отношения к страшим;

Предварительная подготовка

В ходе подготовки к проведению мероприятия необходимо составить список высказываний педагогов, писателей, о воспитании, о личности, о семье и ее месте в жизни каждого человека. Воспитатель делает собственную подборку материала. Оформление классной доски.  

Ход занятия

                                          «Научить человека быть счастливым нельзя,
                                       а воспитать его так, чтобы он был счастливым – можно».
                                                                                                          А.С. Макаренко

I. Актуализация темы

Классный руководитель. Добрый день, воспитанницы! Сегодня мы встретились, чтобы поговорить о великом писателе, о педагоге-новаторе -А. С. Макаренко.

Классный руководитель. 13 марта исполняется 125 лет со дня рождения великого педагога, писателя и новатора А. С. Макаренко. А.С. Макаренко оставил своѐ педагогическое наследие, которое ориентировано на будущее – «педагогику завтрашнего дня». Педагогика завтрашнего дня А.С. Макаренко была деятельностной, результаты его системы работы с беспризорными детьми в коммуне имени Ф.Э. Дзержинского, где не было «ни одного процента брака», – возвращение стране достойных граждан. Особенно актуально в настоящее время проанализировать ценностные основания его педагогики в связи с новой волной социального сиротства, появлением беспризорности, отказом общества от своих духовных и нравственных идеалов, официальной идеологии.

Воспитанница 1. На первом месте среди проблем богатого теоретического наследия педагога-новатора – проблема воспитания и развития личности. Макаренко разработал концепцию «проектировки» личности, суть которой – в лаконичной формуле: «Человек не воспитывается по частям». Его идеал – гармония личности и коллектива. Человек становится личностью в семье, в коллективе, в единении со своим народом. А. С. Макаренко разрешил для себя и для нас эту философскую, а правильнее сказать, общечеловеческую проблему: воспитать человека – значит «воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость».

        Макаренко одним из первых поставил в полном объѐме вопрос о мастерстве в педагогике, он оставил оптимистический завет молодым педагогам, утверждая, что мастерство – это то, чему можно научиться, и что каждый педагог может стать большим мастером.

II. Основная часть

 

Воспитанница 2. Антон Семенович Макаренко родился 13 марта 1888 года в Белополье (Сумский уезд Харьковской губернии).

Работал учителем, был заведующим железнодорожным и городским училищами. Широкую известность педагог приобрел в начале 1920-х годов, когда предложил решение проблемы резко возросшего из-за гражданской войны числа беспризорников. С 1920 года А.С. Макаренко руководил трудовой колонией имени М. Горького для несовершеннолетних правонарушителей (до 1926 года она находилась под Полтавой, с 1926 года - переведена в Куряж возле Харькова). В 1927 году он организовал и возглавил детскую трудовую коммуну им. Ф.Э. Дзержинского, где проработал до 1935 года, в 1936 году руководил колонией имени М. Горького под Киевом.

Воспитанница 1. В 1937 году Макаренко переехал в Москву, где занимался литературной работой. В условиях хозяйственной разрухи он разработал и осуществил систему воспитания "трудных" детей, совместив в своей педагогической методике теорию воспитательного коллектива и практику трудового воспитания. Успех "системы Макаренко" в значительной мере оказался связан с личностью самого Макаренко, и после его смерти ничего подобного добиться никому не удалось. Деятельность колонии имени М. Горького отражена в прозе А. С. Макаренко: "Педагогическая поэма" (1935) и "Флаги на башнях" (1938). Книги увидели свет с минимальными правками благодаря личному участию М. Горького. Воспитанию в семье посвящена "Книга для родителей".

Воспитанница 2. Макаренко Антон Семёнович – великий русский педагог и писатель. Отказавшись от спокойной семейной жизни и от научной деятельности, он посвятил себя воспитанию детей.

Время, в которое он жил и работал, было очень непростым для нашей страны: голод, нищета, детская беспризорность. Его воспитанниками были подростки со сложными судьбами: сироты, бездомные, малолетние правонарушители.

Макаренко не поддерживал идею врожденной доброкачественности или порочности людей. Он верил, что правильное воспитание - это определяющее условие для формирования достойного человека.

Воспитанница 3. Успехи педагога были основаны на использовании огромного воспитательного потенциала коллектива, сочетании школьного обучения с производительным трудом, соединении доверия и требовательности. Ко всем своим воспитанникам, имевшим зачастую агрессивный характер, Антон Семёнович относился с уважением, пониманием и любовью. Он создавал колонии для «трудных» детей и подростков, ставил их на правильный путь и искренне верил в то, что доброта и любовь помогут этим несчастным детям вырасти настоящими людьми.

Классный руководитель. Антон Семёнович Макаренко работал с коллективом единомышленников, с учителями, которые отдавали всю свою любовь детям. В одном из своих рассказов Антон Семёнович Макаренко описывает преподавателя словесности, который работал в колонии с «трудными» детьми.

(Чтение учителем, рассказа «Преподаватель словесности»)

«ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СЛОВЕСНОСТИ» А.С.МАКАРЕНКО

… Мефодий Васильевич Нестеров - наш преподаватель словесности.

Был это преклонных лет человек, блестел лысиной и серебром в бороде, и борода у него была спутанная, милая, стариковская. Но отличался он от всех преподавателей удивительным выражением достоинства и человеческой простоты, и мы любили в нем это выражение и прощали старику и строгий взгляд поверх очков и суровость требований.

Доходили до нас слухи о тяжелой и неудачной его карьере, об одиноком его учительском демократизме, но сам он никогда о себе не говорил. Мы в то время еще не вполне ясно различали за его фигурой великие тени революции…

Старик читал всегда стоя за кафедрой, предпочитал простую, точную речь, в которой редко встречалось открытое горячее слово. Но зато в его мимике было столько эмоций и правды, столько ума, то восхищенного, то осуждающего, то сомневающегося, столько сдерживаемой силы души, что мы неспособны были оторваться от его лица. Читая нам, он сам жил горячо и глубоко, хотя и не хотел показывать нам эту свою настоящую человеческую жизнь. Не хотел почему-то показывать и сдерживался, может быть, еще и потому, что уже сорок лет читал он литературу юношам, и уже неловко было ему волноваться перед ними.

Но все-таки мы два раза видели, как он плакал во время лекции. Первый раз это было, когда он говорил о «Песне про купца Калашникова», но тогда он плакал скромно и старался показать, будто у него глаз засорился. А передавая «Слово о полку Игореве», он плакал свободно и доверчиво, и мы одновременно преклонились и перед его стариковской слезой, и перед силой «Слова». Он умел так рассказывать о нем, что его слезы глубоко волновали нас.

Начинал говорить о «Слове» Мефодий Васильевич неожиданными словами:

- Мы с вами уважаем гражданскую литературу, такую литературу, когда к нам обращается не только поэт, но и гражданин, когда он зовет нас, волнует, побуждает к действию... Представьте себе, такой поэт, великий поэт, страстный, настойчивый, жил в XII в. и оставил нам свой горячий призыв, призыв гражданина! Юноши, если кто-нибудь, когда-нибудь перед

вами начнет поносить гражданскую поэзию, напомните ему «Слово о полку Игореве». Впрочем, давайте читать!

Он поправлял очки, подносил книгу к близоруким глазам и, уже волнуясь, приступал к чтению. Читал он просто, но он умел незаметно вложить в каждое слово столько чувства, такую убежденность, что древнее слово неожиданно хватало за сердце.

«…А мои ведь куряне опытные витязи: под трубами повиты, под шлемами укачаны, концом копья вскормлены; дороги им известны, овраги им знакомы; луки у них натянуты, колчаны открыты, сабли отточены...»

Мефодий Васильевич опускал книжку, смотрел на нас строго поверх очков

и говорил глухо, сберегая старые силы:

- Видите, были люди, доблестные люди, сильные, воспитанные для борьбы... Юноши, эти люди были мужественны, и они знали, что за ними стоит русская земля. Знали, семь веков назад знали, знали, может быть, не хуже, чем мы с вами. Смотрите, как они умирали.

Он читал дальше: «С утра до вечера, с вечера до рассвета летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья харалужные... На третий день к полудню пали стяги Игоревы!» Читая это, старик уже плакал, плакал странно: в его голосе не было слышно слез, они сбегали из-под очков и терялись в спутанной седой бороде. Он снова опускал книгу, снова смотрел на нас, и мы не могли оторваться от его лица. Он спрашивал у нас сурово, как будто и мы виноваты в чем-то:

- Отчего? Отчего погибли эти доблестные сильные люди, любящие свою

русскую землю?

Так же сурово, с неотразимым осуждением, он читал дальше:

«...ибо говорил брату: «Это мое и то мое же». «Не победоносным ли брежием себе волости вы расхитили? К чему ваши золотые шлемы и копья польские и щиты?!»

Старик уставал от горя и сдержанности, он опускал голову и говорил тихо:

- Юноши! Много страдания у этого поэта. Это было трудно видеть, как погибает русская земля, как погибают доблестные люди от эгоизма, от жадности, от разделения: «Это мое и то мое же». Так погибала красивая, богатая, мужественная Русь. Может быть, и сам поэт погиб где-нибудь в Половецких степях.

Он отдыхал снова, потом говорил сухо и спокойно последние слова:

- Видите: более семисот лет тому назад так сильно, с убеждением, с чувством поэты призывали русских людей к единодушию, к защите Родины. А против них стояли не только половцы, стояли и свои хищники, грабители,

насильники - Гориславичи и другие. Видите? Ну вот. Вы все поняли? Вы поняли, как это было?

Мы отвечали ему, преодолевая волнение:

- Поняли, Мефодий Васильевич! Спасибо вам!

Тогда он улыбался просто, по-домашнему:

- Ну и хорошо! Я так и думал, что вы поймёте, юноши!

Классный руководитель. Вам понравился рассказ «Преподаватель словесности»?

• Как вы думаете, какие ученики сидели в классе?

• Интересно ли им было слушать своего учителя?

• Относились ли они с уважением к своему учителю?

• Можете ли вы поверить в то, что за партами в классе находились малолетние правонарушители и «трудные» дети?

• Как преподаватель вёл урок? Какие мысли и чувства вкладывал он в свои слова?

• Как ребята себя вели? Как они слушали? Почему?

• Какие человеческие качества ценили ученики в своём преподавателе?

(Учитель и учащиеся обсуждают рассказ, обращая внимание на выделенные словосочетания и предложения. Человеческие качества, которые ребята отмечают в Нестерове Мефодии Васильевиче, можно записать на доске или показать на слайде.)

Классный руководитель.  А вы помните своих первых учителей? (Предполагаемые ответы воспитанниц)

Воспитанница 3 читает стихотворение А. Дементьева «Не смейте забывать учителей!

Не смейте забывать учителей.

Они о нас тревожатся и помнят,

И в тишине задумавшихся комнат

Ждут наших возвращений и вестей.

Им не хватает этих встреч нечастых,

И, сколько бы ни миновало лет,

Слагается учительское счастье

Из наших ученических побед!

А мы порой так равнодушны к ним,

Под Новый год не шлем им поздравлений.

И в суете, и попросту из лени,

Не пишем, не заходим, не звоним!

Не смейте забывать учителей!

Ведь лучшее все в нас от их усилий,

Учителями славится Россия!

Ученики приносят славу ей!

Не смейте забывать учителей!

Классный руководитель. Какие качества учителя остаются на все времена? (Предполагаемые варианты ответов: «Доброта, любовь, понимание, честность, требовательность, справедливость» и т.д.)

Классный руководитель. А какими будут учителя через 20 – 30 лет?

(Учитель раздаёт учащимся на парты карточки, которые ребята должны заполнить. Например, продолжи фразу: «Я думаю, через 20 лет учитель будет …»)

Чтение нескольких вариантов ответов воспитанниц.

 

Заключение.

Классный руководитель. Есть люди счастливой судьбы. Счастливой не в том смысле, что жизнь щедро рассыпала перед ними свои дары — бери и пользуйся. Напротив. Путь этих людей кремнист и труден. Все новые и новые преграды возникают впереди. Но идут вперед эти люди. Идут потому, что не могут не идти. Это их путь. Единственный. Другого для них нет. Преодолевая одни препятствия, они обретают силы для борьбы со следующими ради конечной высокой цели, которая владеет всеми их помыслами. В этом их счастье. Счастье трудного пути. Счастье творческого дерзания. Самое высокое на земле счастье — жить с людьми и для людей.

Таким был и Антон Семенович Макаренко, человек непоколебимой убежденности и широкой души, блестящий педагог-практик и теоретик, поднявший науку о воспитании на новую ступень, наконец, талантливый писатель. Замечательные книги Макаренко еще долгие годы будут нашими помощниками и друзьями, нашими мудрыми советчиками. Они учат нас самому главному — человечности.

Спасибо всем за участие в нашем мероприятии. Всего вам доброго!

Используемая литература

  1. Костелянц Б. А.  С. Макаренко. — М., Гослитиздат, 1954;
  2. Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-ми томах. — М.: Педагогика, 1983—1986. — Т. 1-8.
  3. Ермилов В. Избранные работы. — М., Гослитиздат, 1956, т. 3
  4. Лукин Ю. А. С. Макаренко. — М., Советский писатель, 1954;
  5. Хрусталёва В. А. С. Макаренко. Библиографический указатель. — М., 1955



Предварительный просмотр:

Федеральное государственное   общеобразовательное учреждение «Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации»

                                                                      «Утверждаю»

                                                                                                   Старший воспитатель  9 курса

                                                                                                 «Пансион воспитанниц» МО РФ

                                                                                            «______»__________2012г.  

                                                                         О.А.Солдатова

                                                                                                           

Классный час, посвященный 280-летнему юбилею кадетского движения в России.

«Кадетские корпуса в России. История создания, традиции, преемственность».

                                                              Классный руководитель 9-«Б» класса    

                                                              Т.С. Камкова

Москва 2012

Содержание

  1. Введение.
  2. История формирования и развития военно-учебных заведений в России. Кадетские корпуса дореволюционного периода.
  3. Быт и нравы в кадетских корпусах.
  4. Военно-учебные заведения советского периода: суворовские и нахимовские училища. Современные кадетские корпуса в России.
  5. Заключение.

Цели: 

  1. развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать историческую информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
  2. расширение и углубление знаний по истории Отечества;
  3. воспитание инициативного, самостоятельного, государственно мыслящего патриота, готового брать на себя ответственность за судьбу страны.

Задачи:

  1. ознакомление с историей развития кадетского образования в России,
  2. освоение форм и приемов работы с различными типами исторических источников, умение применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
  3. приобщение учащихся к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к прошлому, к традициям своего народа;
  4. формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта;

Время занятия: 40 минут

Оформление: интерактивная доска, мультимедийная презентация

Место проведения: кабинет самоподготовки

План классного часа

Тема: «Кадетские корпуса в России. История создания, традиции, преемственность».

Введение.

Воспитатель: Преобразования, происходящие в России, затрагивают практически все сферы жизни и деятельности нашего общества. Продолжается активный процесс становления новой российской государственности, соответствующей изменившимся внутренним социально-экономическим реалиям и международным условиям. Создаются институты гражданского общества, новое демократическое государственное управление и местное самоуправление, механизмы их функционирования и взаимодействия. Претворение в жизнь этих задач напрямую зависит от развития среднего образования в стране, качества обучения и воспитания молодых россиян.

Воспитание и обучение молодежи в любой стране является определяющим элементом в деятельности государства, его важнейшей функцией. В условиях коренного обновления российского общества, когда меняются нравственные, духовные и материальные ценности граждан, в первую очередь молодежи, важно приобщить ее к нашей истории, духовной культуре, формировать у молодых людей высокие патриотические чувства, верность конституционному и воинскому долгу по защите Отечества.

В этих условиях военная школа России, как составная часть всей системы образования страны, также ищет более эффективные пути воспитания и обучения военных кадров. Одним из таких апробированных направлений является создание широкой сети кадетских корпусов. Несомненно, что при формировании таких учебных заведений должен учитываться накопленный исторический опыт.

Глава I. Кадетские корпуса в России. История их формирования.

Воспитатель: Зарождение в России закрытых военно-учебных заведений началось по воле Императора Петра Великого; в 1701 году, вернувшись из заграничного путешествия, царь основал в Москве Школу Математических и Навигацких наук, будущий морской корпус. В 1712 году, также в Москве, Пётр 1 основал Инженерную Школу, за которой через несколько лет последовали и другие, Инженерные и Артиллерийские Школы в С. Петербурге. Эти школы соединены вместе, после ряда переформирований, были преобразованы в 1762 г. в Артиллерийский и Инженерный Шляхетный Кадетский корпус, который в 1800 году утратил значение специального учебного заведения и получил название 2-го кадетского корпуса.

Воспитанница:

Императрица Екатерина Великая основала в Москве 1-й Московский кадетский корпус. Эти старейшие военно-учебные заведения были родоначальниками следующим за ними корпусам, постепенно создававшимся по всему простору необозримой России.

В царствование Императора Александра 1 были созданы ещё 2 корпуса: (Пажеский, 1-й Сибирский в Омске), при Николае 1 восемь корпусов: (Оренбургский-Неплюевский), Нижегородский, Полоцкий, Петровский Полтавский, Орловский, Воронежский, 2-й Московский Владимирский Киевский), при Александре 2- девять корпусов: (3-й Московский, Вельский, Ярославский, 2-й Оренбургский, Псковский, Тифлисский, Николаевский и Александровский в С. Петербурге и Сибирский), при Александре 3-м один корпус: (Донской) и при Николае 2 семь корпусов: (Суворовский в Варшаве, Одесский, Сумски, Хабаровский, Владикавказский, Ташкентский и Иркутский.

Воспитанница: Эти 31 кадетских корпуса жили совершенно одинаковой внутренней жизнью и имели совершенно одинаковую систему образования и воспитания кадетов. Кадетские корпуса в России были ни с чем не сравнимы, особый мир, из которого выходили крепкие духом, сплоченные между собой, образованные и дисциплинированные будущие офицеры, воспитанные в идеях непоколебимой преданности Царю и Родине.

Но наибольшее значение и развитие кадетские корпуса получили в начале нашего столетия, когда в 1900 г., волею Императора Николая 2, во главе всех Военно-Учебных заведений встал великий князь Константин Константинович, со званием их главного начальника, а с 1910 и до дня своей кончины в 1915 г. - Главного Инспектора. Являясь одним из самых культурных людей России того времени, человек большой гуманности и обладая даром привлекать к себе сердца молодёжи, которую он и любил, и понимал, Великий Князь открыл ей своё большое сердце и посветил ей лучшие силы своей исключительно красивой души. Революция 1917 г. нанесла ряд тяжёлых ударов кадетским корпусам. В 1917 г. Кадетские корпуса были переименованы в трудовые школы, а к лету 1918 г. - распущены. В областях занятых Белыми Армиями сохранилось лишь  несколько кадетских корпусов, в составе которых находились также много прикомандированных кадетов почти всех корпусов из других областей России, остались в том или ином виде, или же восстановлены на территории Украины, под именем "Войсковых бурс" при гетмане Скоропадском. Крушение белых фронтов юга России в конце 1919-го и в 1920 годах, положило конец существованию кадетских корпусов на русской земле, заставило командование приступить к их эвакуации, далеко не всегда успешной, и к устройству спасённых кадет в Югославии.

Воспитатель: Десять Российских кадетских корпусов находясь за рубежом, продолжали сохранять традиции кадетского воспитания и образования, что позволило практически всем воспитанникам этих корпусов занять в жизни достойное положение, некоторые стали известными и уважаемыми людьми стран своего проживания. Во Франции корпус-лицей Императора Николая 2 существовал до 1964 г.

Воспитанница: 21 августа 1943 г. Правительство Советского Союза принимает постановление № 901 "О неотложных мерах по восстановлению народного хозяйства в районах, освобожденных от немецких оккупации", и, в частности: п.1 . "Об организации для детей воинов Красной армии и партизан Отечественной войны, а также детей-сирот, родители которых погибли от рук неметско-фашистских оккупантов суворовских военных училищ… типа старых кадетских корпусов со сроком обучения 7-8 лет". В постановлении наряду с решением хозяйственных первоочередных задач проявилась государственная забота о детях, лишившихся родителей. Для них предписывалось создать сеть детских воспитательных учреждений, в т.ч. "девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов по 500 человек в каждом, со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом воспитанников".

Глава II. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ,  СОВРЕМЕННЫХ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ. ИХ РОЛЬ И МЕСТО В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ВОЕННОЙ  ПОДГОТОВКИ.

Воспитатель: 1 декабря 1943 года в девяти суворовских военных училищах начались плановые занятия, началась история каждого училища. Центральные и местные газеты, радио посвятили этому событию специальные статьи, заметки, сообщения.

Воспитанница: В декабре 1943 г. каждому училищу в торжественной обстановке было вручено Боевое Красное знамя, День его вручения стал большим праздником и считается днем рождения училища. Для большинства СВУ, в том числе и для нашего Воронежского, этим днем является 19 декабря 1943 года.

Условия учебы в первые недели и месяцы были очень тяжелыми. Не хватало топлива, часто отключалось электрическое освещение. В классах было так холодно, что замерзали чернила, и воспитанники сидели за партами в шинелях и шапках. Спальни и классы освещались керосиновыми лампами и трофейными плошками, когда гас свет. В этот период в училищах не было в достаточном количестве парт, учебников и наглядных учебных пособий. Учебные приборы и различные плакаты изготавливались руками самих воспитанников под руководством офицеров и преподавателей.

Училища начали жить по строго установленным правилам. Распорядок дня, как в воинской части: подъем по сигналу горна, физзарядка, утренний смотр, завтрак, занятия.

Воспитатель: Офицерско-преподавательский состав училищ основное внимание с самого начала уделял учебе. Воспитанники изучали те же образовательные предметы, что и в школе, но, кроме того, с ними проводились занятия по военной подготовке. Во внеклассное время - игры на свежем воздухе, занятия спортом, дополнительные занятия по общеобразовательным предметам для восполнения пробелов у некоторых учеников за предыдущие классы.

Воспитанница: 4 июня 1944 года ГКО принял постановление об открытии в стране еще шести суворовских военных училищ: Горьковского, Казанского, Куйбышевского, Саратовского, Тамбовского и Тульского. Начальниками этих училищ были назначены генерал-майоры К.А. Железняков, В.В. Болознев, генерал-лейтенант Г.Г.Невский, генерал-майоры П.А. Дьяконов, А.А. Куценко, И.С. Хохлов.

При организации этих училищ использовался годичный опыт создания и практической деятельности первых девяти суворовских военных училищ.

Война еще продолжалась и трудностей в деле создания новых специальных учебных заведений с пансионатом для воспитанников было достаточно.

1944/1945 учебный год уже заканчивали 15 СВУ, в которых обучалось более 7500 воспитанников.

Воспитатель: Однако, как подтверждают архивные документы, начальник ГУК НКО СССР и начальник УВУЗ ГУК НКО СССР обращались в первой половине 1945 г. к заместителю наркома обороны СССР генералу армии Н.А. Булганину с предложением открыть к 1 сентября 1945 года еще шесть суворовских военных училищ в Одессе, Смоленске, Свердловске, в одном из пригородов Ленинграда, в Московской области и на территории Белоруссии. В эти училища планировалось принять три тысячи воспитанников. Руководство ГУК НКО СССР и УВУЗ ГУК НКО СССР мотивировало это предложение тем, что еще при наборе в 1944 г. мальчиков, отцы которых погибли на фронте, кандидатов было около 60 тыс., принято же было только три тысячи ребят, то есть 5% желающих.

Воспитанница: В Суворовские военные училища принимались мальчики с 10-летнего возраста. Учебные классы имели нумерацию с 1 по 7 (выпускной), позже классы были переименованы в отделения, а параллели классов в роты. Воспитателями назначались лучшие офицеры, имеющие достаточный опыт в воспитательной и педагогической работе, преимущество отдавалось офицерам, имеющим боевой опыт. С 1964 г., суворовские военные училища (Московское), стали переводиться на трёхлетний срок обучения, а с 1969 г. - на двухлетний срок обучения. Суворовские военные училища продолжали лучшее традиции русских кадетских корпусов, берущее своё начало с 1699 года.

 Воспитанница: В начале 90-х годов по инициативе офицера запаса, бывших воспитанников послевоенных суворовских военных училищ, в г. Москве при общеобразовательных школах начали создаваться кадетские классы и кадетские школы выходного дня. Их основной целью является оказание помощи государству в воспитании на основе исторических ценностей патриотов своей Родины, способных встать на защиту государственных интересов. В связи с необходимостью подлинного восстановления Русских кадетских корпусов - продолжения подготовки высококвалифицированных кадров, сознательно готовящих себя к служению Отечеству, с 1991 г. стихийно, без участия государства, начался процесс восстановления кадетских корпусов в России.

Воспитанница: Первые кадетские корпуса возникли в Новочеркасске и Новосибирске в 1991 г. В 1993 году по инициативе и исключительно на средства Московского суворовско-нахимовского Союза был создан первый Московский Великого Князя Дмитрия Донского кадетский корпус. Корпус был организован в Южном административном округе на базе средней школы № 83.  В 1997 году получил статус государственного и вошёл в систему Московского Комитета образования. Началом для создания кадетских образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации, не входящих в систему Министерства обороны Российской Федерации, стали: распоряжение президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г.  № 118-рп "О создании образовательных учреждений - кадетских школ (школ-интернатов)" и постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. № 1427, утвердившее "Типовое о кадетской школе (школе-интернате)", которые определили официальный статус общеобразовательных учреждений - кадетская школа (кадетская школа-интернат).

Воспитанница: В настоящее время такие учебные заведения действуют в Москве, Воронеже, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Оренбурге, Нижнем Новгороде, Мурманске, Ростове Великом, Твери, Орле, Екатеринбурге, Волгограде и других городах Российской Федерации.

Особо необходимо выделить три кадетских корпуса в Красноярском крае по 1000 мальчиков в каждом. Организованы корпуса в 1997-1999 гг. лично губернатором края Лебедем А.И. и финансируются из краевого бюджета.

Глава III.  Преемственность.

Воспитатель: Российская военная школа имеет почти 300-летний опыт подготовки кадров для армии и флота. Она доступна для совершенствования, ее потенциал огромен. Поэтому сегодня очень важно сохранить преемственность, не растерять накопленный столетиями педагогический опыт, приумножить славные достижения российской военной мысли.

Особенно хорошо зарекомендовала себя дореволюционная система кадетских корпусов. В стенах этих учебных заведений всегда царил особый жизненный уклад. Выпускников кадетских корпусов отличали мужество и крепость духа.

Воспитанница: Правопреемниками кадетских корпусов явились созданные в годы Великой Отечественной войны суворовские военные училища. Они накопили солидный опыт обучения и воспитания будущих офицеров, подготовив в общей сложности свыше 100 тысяч человек.

Воспитатель: На сегодняшний день в ведении Министерства Обороны РФ находится 7 СВУ: Екатеринбургское, Казанское, Московское, Санкт-Петербургское, Тверское, Ульяновское и Уссурийское.

А эксперименты с суворовскими училищами продолжаются. В 1992 году начался переход с двухлетнего обучения на трехлетнее, сегодня этот переход уже завершен.

Сегодня основой воинского воспитания суворовцев становятся славные традиции русской армии, ее офицерства. И, несомненно, большую роль и воспитании суворовцев играет изучение традиции их предшественников - кадетских корпусов России. Да и у самих суворовцев за полувековую историю сложились сланные традиции.

Гордостью суворовцев являются космонавты Ю.Глазков и В. Джапибеков, генерал-полковник Б. Громов, летчик-испытатель О.Гудков, академики А. Витушкин и В. Панов, писатель О. Михайлов, народный артист России Г. Васильев, спортсмены Ю. Власов, В. Попенченко и многие другие.

Воспитанница: Для дальнейшей плодотворной работы нынешних суворовских училищ и ракетно-артиллерийского кадетского корпуса необходимо в первую очередь решить следующие основные проблемы.

Первая из них - использование в системе первоначальной подготовки офицерских кадров российской армии богатейшего опыта кадетских корпусов и суворовских военных училищ. При ее решении следует сначала на научной основе определить оптимальную продолжительность обучения в суворовском училище.

Вторая проблема - подготовка кадров для работы в СВУ. Специально подготовленные офицеры-педагоги очень необходимы сегодня армии и флоту.

Нуждается в серьезном улучшении и нынешняя средняя школа, где начальную военную подготовку заменили предметом ОБЖ - основы безопасности жизнедеятельности.

Третья проблема - сохранение истории и традиций училищ.

И четвертая проблема - использование выпускников СВУ. Выпускнику необходимо предоставить как можно больше возможности для самостоятельного выбора дальнейшего жизненного пути.

Список литературы.

1. Алпатов Н.И. Историческая справка о кадетских корпусах в России XIX в. // Советская педагогика. 1944.№ 1.

2. Волков С.В. Русский офицерский корпус. М.:Воениздат, 1993.

3. Галушко Ю.А., Колесников А.А. Школа российского офицерства. Исторический очерк. М., 1993.

4. Греков Ф.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. 1700-1910. М., 1910.

5. Гурковский В.А. Кадетские корпуса Российской империи. М., 2005.

6. Зайончковский П.А. Справочник по истории дореволюционной России. М., 1978.

7. Исаков ЕЛ. Военная быль: о доблести, добре и красоте. М., 2000.

8. Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты. СПб., 1998

10. .. Леман А.И. Очерки кадетской жизни. СПб., 1888.

Приложение 1

Обязанности кадета:

  1. Кадет есть будущий слуга Отечества и защитник его от врагов внешних и внутренних.
  2. Каждому кадету надлежит быть: благочестивым, беспредельно преданным Отечеству, быть правдивым во всем, беспрекословно повиноваться начальникам, быть храбрым и терпеливо переносить все тяготы, которые подчас бывают неизбежны.
  3. Кадет обязан строго и точно соблюдать воинскую дисциплину и порядок в корпусе.
  4. Он обязан также точно и добросовестно исполнять все служебные обязанности, возложенные на него во внутренней, строевой и хозяйственной службах.
  5. В течение первого года обучения кадет должен хорошо усвоить основные служебные требования, обязательные в его повседневной жизни.
  6. По всем надобностям он обязан всегда обращаться только к своему непосредственному начальнику. По делам же личным, до него касающимся, и не относящимся к службе, он имеет право обратиться непосредственно к сотенному командиру, но только с разрешения своего непосредственного начальника.
  7. О случившемся с ним нездоровье кадет обязан без промедления доложить своему непосредственному начальнику.
  8. Кадет не имеет права самовольно отлучаться из корпуса, не получив на то разрешения.
  9. Каждый кадет должен иметь и вне корпуса бодрый и молодцеватый вид. Соблюдать со всей точностью правила отдания воинской чести.
  10. Кадет обязан вести себя прилично, с посторонними быть вежливым, не вмешиваться в споры, не участвовать в уличных сборищах и беспорядках.
  11. Он должен помнить, что по его поведению за пределами корпуса, будут судить не только о нем, но и о корпусе в целом и мундире, который он носит.
  12. Обо всех замечаниях, сделанных ему встретившимися начальниками, или переданных приказаниях кадет обязан доложить своему непосредственному начальнику.
  13. Оружие, снаряжение, обмундирование и прочие состоящие на нем казенные вещи кадет обязан беречь и содержать всегда в полной исправности. При отправлении в лазарет, в отпуск или в карцер он обязан сдать казенные вещи (указанные в перечне) в цейхгауз.
  14. Кадет должен быть чистоплотен, опрятен и соблюдать в этом отношении следующие правила:
    - встав утром, убрать постель, вычистить одежду, сапоги, починить разорванное, умыть лицо, шею, руки, выполоскать рот, почистить зубы и причесаться; затем, помолившись Богу, вполне исправным явиться к утреннему осмотру;
    - ходить в баню не менее 2-х раз в месяц, белье менять не менее одного раза в неделю; летом - купаться только в отведенных местах и с разрешения начальников;
    - ноги содержать в чистоте и чаще менять носки. Ногти на руках и ногах иметь остриженными; - волосы на голове иметь коротко остриженными; ежедневно расчесывать их расческой; - белье не занашивать; сырого белья или носков не надевать. Не сушить белье в жилом (спальном) помещении и не развешивать его, где попало; - одежду носить бережно. Чинить ее своевременно. Крючки и пуговицы должны быть надежно и крепко пришиты. Обувь всегда должна быть исправна и почищена; - подушки и постель кадет обязан сам заправлять и содержать опрятно, проветривая и выколачивая их не реже одного раза в неделю (обычно по субботам). Под матрацем и подушкой не держать никаких вещей.
     Под кроватью не иметь сора. 

Приложение 2.

Государи РОССИИ

и их деяния в становлении кадетского воспитания и образования 

В.И.Травин. Дом Романовых в истории Первого кадетского корпуса

Петр Первый

Создал первые учебные заведения, ставшие впоследствии прообразами кадетских корпусов - Навигацкую (1701), инженерные (1712,1719,1722) и артиллерийские (1712,1722) школы, Морскую академию (1716)

Анна Иоанновна

Образовала корпус кадетов шляхетных детей (1732), впоследствии - 1 кадетский корпус

Екатерина II

В ее правление Объединенная Артиллерийская и Инженерная школа преобразована в Артиллерийский и Инженерный кадетский корпус (1762) и образованы Корпус чужестранных Единоверцев (1775), Шкловское Благородное училище (1778), впоследствии Шкловский КК (1792)

Павел I

Ввел номера кадетским корпусам - 1й КК и 2й КК, основал Императорский военно-сиротский дом (1798), впоследствии - Павловский КК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Материал к классному часу "Изобретения, изменившие человечество", представлена презентация классного часа и к нему текст.

Материал и презентация  были  подготовлены, как методическая разработка  для проведения классного часа в рамках недели машиностроительных  профессий, для обучающихся по профессии "...

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...