Организация внимания, волевых усилий и мышления детей.
статья (7 класс) по теме

Ридель Елена Петровна

в данной статье речь идет речь о способах, вызывающих интерес к учебе и придающих ему эмоциональную окраску.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья14.05 КБ

Предварительный просмотр:

Организация внимания, волевых усилий и мышления детей.

Активность учеников в процессе диалога увеличивает возможность учителя организовывать и усиливать их внимание, волевые действия и мышление детей, что обеспечивает интенсивный процесс проникновения в сознание учеников нравственных понятий, этических смыслов. Достигнутое ребятами осмысление проблемы занятия приводит их к личностному открытию смыслов в области представлений о нравственном устройстве человеческих отношений и жизненных ситуаций. Это важно, так как дети сами начинают чувствовать, как их волевые усилия и мышление влияют на продвижение диалога. Педагогу необходимо эффективно использовать данный ресурс построения диалогического взаимодействия.
   Актуализировать внимание и волю учеников можно через ценностно-окрашенное представление в их суждениях по проблемам занятия, через доверие к мнению детей, пробуждение ответственности за результаты ведущегося обсуждения темы. Вместе с этим возможно использование игровых или других моделирующих ситуаций урока. Например:
«Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие. Чтобы оно получилось, от нас с вами многое зависит»; «...Допишите сами конец этой сказки, дальше мы обсудим ваши мысли».

Такие способы вызывают интерес к диалогу и придают ему эмоциоиальную окраску.

Личное обращение к детям во время проведения урока также активизирует работу внимания и воли ученика. В этом случае обращении имеет цель и соответствующую ей форму обозначения участия ребёнка в диалоге, а не упрёка или авторитарного воздействия. Например: «Дима, твоя позиция отличалась от Таниной, можешь ты что-нибудь добавить, подтверждая своё мнение?»; «Света, чему радуется твой гномик на нашей полянке?»

Актуализирование внимания и воли детей является значимым фактором, влияющим на интенсивность их логических и теоретических построений. Подчинение действий педагога данной задаче позволяет ученикам глубже проникнуть в содержание урока, более детально рассмотреть нравственные проблемы, полнее понять суть разговора. От мышления школьников в значительной степени зависит реализация построения этического диалога, а также то, насколько полно учитель может задействовать методические ресурсы построения занятия. Поэтому для эффективной организации мышления детей важно опираться на способность их интеллектуальных действий, значимых для процесса рассмотрения нравственных проблем. Это требует особого внимания педагога, поскольку именно интеллектуальный процесс осознания нравственных вопросов приводит к итоговым выводам ведущегося диалога и осознанному пониманию жизненных ситуаций.

В процессе ведения диалога важна формулировка задаваемого вопроса, его теоретический объем, что должно быть связано с ходом мыслей детей и познавательной стороной этического разговора. Теоретический объём зависит от возраста учеников, места вопроса в логике диалога и познавательной значимости результатов диалога. Например:

Учитель: Что движет человеческими поступками? 

Женя: Наверное, нравственные чувства.

Учитель: Приведите пример такого чувства.

Ира: Чувство доброжелательности.

Учитель: А понимание другими проявлений подобных чувств возникает само по себе?

Артём: Нет, развитость нравственных чувств позволяет понимать поступки других людей.

    Учитель: Так! Хорошо. Значит, отношения людей строятся на основании проявления и понимания чувств  другого человека?

Ира: Да, здесь играют роль нравственные чувства.

Учитель: Согласен. Нравственные чувства обогащают нас, действуют во благо человеку и его отношениям с окружающими. Сегодня мы и поговорим о нравственных чувствах, постараемся найти их в себе. (9-ый класс).

Вопросы педагога могут быть открытыми или закрытыми. Закрытые вопросы удобно использовать для доказательной линии, его утвердительный этапов или сужения широты мышления учеников. Закрытый вопрос может быть призван обозначить проблему, в которой заключается тема урока. Открытый вопрос предполагает свободные варианты ответа, закрытый вопрос требует один из данных вариантов. Открытые вопросы могут расширять мышление детей, давать возможность 6oлее подробного рассмотрения проблемы, развёрнуто подавать содержание занятия. Те и другие вопросы важны для обогащения процесса диалога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение совместной деятельности педагогов и родителей в формировании трудовой мотивации учащихся с ослабленными способностями к волевым усилиям

В работе представлены рекомендации классному руководителю по формированию трудовых навыков у учащихся 5-11 классов школ VIII вида, система работы с родителями, а также, на примере учащегося одного кла...

РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЛУБ РОЛЕВОГО ФЕХТОВАНИЯ»

Статья в сборнике городской научно-практической конференции "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ: опыт, возможности, перспективы"...

Беседа для учащихся 6 класса по формированию здорового образа жизни на тему «Вредные привычки и волевые усилия»

Цель: показать  учащимся, как вредные привычки влияют на поведение человека и развитие его личности; заставить учащихся задуматься о последствиях вредных привычек.Привычки формируются в результат...

Методические рекомендации организации внимания на уроке

В данной статье представлены теоретические обосновния использования приёмов активизации внимания во время урока, описаны конкретные методы и приёмы....

Развитие волевой регуляции поведения у детей

Материал рассказывает о проявлениях волевого поведения, мотивах, его определяющих, а так же правила, которых стоит придерживаться для формирования данного навыка...

Авторский материал. Игры на развитие внимания, памяти, мышления детей 5-7 лет "Умная головушка"

В авторском материале представлены игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов у старших дошкольников с ОВЗ...