Работа с одарёнными детьми
статья по теме

Таратынова Марина Николаевна

В данной работе содержится материал о формах работы с одарёнными детьми, об организации работы летней творческой школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odaryonnymi_detmi.doc608 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   Содержание

1. Актуальность                                            

2. Цели и задачи

3. Формы работы по реализации целей и задач.

       3.1. Проведение предметных декад

       3.2. Сетевое взаимодействие с дистанционными школами

       3.3. Участие в районных, краевых и Всероссийских конкурсах и  олимпиадах

       3.4. Контроль за  обязательным участием обучающихся  в конкурсах разного уровня                    

4. Зональная научно-практическая конференция

5. Работа летнего лагеря «Талантливые дети»

6. Совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя.

7. Взаимодействие с другими структурами социума для создания благоприятных условий    

    развития одарённости

8. Оценивание результатов реализации проекта

9. Диссеминация опыта

10. Заключение

11 Литература

         

                        

1. Актуальность

    Развитие образовательной системы – одно из приоритетных направлений политики нашего государства. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает создание условий для развития творческой личности, способной к инновационной и исследовательской деятельности, что позволит  расширить возможности детей в развитии личностного потенциала, умений ориентироваться в информационном пространстве. От подготовленности, целевых установок миллионов талантливых  российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.

  Одним из направлений Программы развития школы является работа по программе «Одаренные дети». Управление развитием одаренных и талантливых обучающихся осуществляется через создание реально-виртуальных сред.

2. Цели и задачи

Цель:  разработка и реализация системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одарённых и талантливых школьников.

                                   

   Задачи:

• создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых и талантливых детей;

• включение проблемы работы с одарёнными и талантливыми детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и экспериментальной работы учителей школы;

• создание максимально благоприятных условий (реально-виртуальных образовательных сред) для интеллектуального развития одарённых и способных детей как в учебном процессе, так и во внеурочное время;

• стимулирование творческой деятельности одарённых и талантливых детей.

  1. Формы работы по реализации целей и задач

Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в нашей школе строится следующим образом:

 

                                     3.1. Проведение предметных декад

       Школьные предметные декады – это совокупная форма методической, учебной и внеклассной работы, представляющей собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на развитие познавательного интереса, кругозора и творческих способностей обучающихся.

      Необходимость проведения предметных декад обусловлена тем, что они позволяют рассматривать с разных сторон проблему обучения и развития обучающихся, с широким использованием внутренних ресурсов активизации познавательной деятельности.      Сущностью предметной декады является создание эффективной системы взаимодействия обучающихся и учителей, направленного на развитие познавательных и творческих способностей обучающихся и пропаганду престижа знаний.

     Школьные предметные декады проводятся ежегодно учителями с целью повышения профессиональной компетентности, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся. Предметные декады вводятся в учебно-воспитательный процесс школы с целью повышения интереса учащихся к изучению предмета либо цикла предметов.

       В нашей школе мы ежегодно проводим предметные декады по всем предметам. При этом главными действующими лицами, как на этапе подготовки, так и на этапе проведения являются дети. Атмосфера праздника, творчества, окружающая всех участников различных мероприятий, способствует повышению мотивации, обогащает новыми мыслями, чувствами, переживаниями, что благоприятно сказывается на результативности образовательного процесса. Продуманность и хорошая организация обеспечивает 100% участие учеников в проводимых мероприятиях.

     Во время проведения предметной декады в нашей школе проходит научный марафон: обучающимся предлагается ответить на вопросы по предметам, таким образом реализуются метапредметные цели.

            3.2. Сетевое взаимодействие с дистанционными школами

        Дистанционное обучение – это способ обучения, характеризующийся рядом специфических черт:

·взаимной пространственной удаленностью обучающихся, обучающих и источников информации;

·набором специальных технологий, обеспечивающих двунаправленное взаимодействие субъектов образовательной деятельности и источников информации;

·ориентацией на самостоятельную образовательную деятельность обучающихся.

    Целью сетевой дистанционной школы является повышение уровня доступности качественного образования для различных категорий обучающихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и на основе персонализации учебного процесса.

      Сетевая дистанционная школа – одна из виртуальных форм организации учебно-воспитательного процесса, решающая следующие задачи:

        ·установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

       ·обеспечение учащимся возможности выстраивания индивидуальной образовательной траектории;

       ·обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы среднего полного общего образования;

       ·развитие способностей к самостоятельной познавательной деятельности;

       ·освоение основных этапов познавательной деятельности на учебном содержании мультимедийных и полиграфических средств обучения, ресурсов Интернет;

       ·вовлечение в единое образовательное пространство  учащихся удаленных от образовательных центров школ и организация обучения распределенных по интересам групп учащихся;

       ·обеспечение условий для получения общего полного образования детям с ограниченными возможностями здоровья;

       ·участие в учебном процессе преподавателей различных учреждений, работающих на основе дистанционных технологий (ДТ);

      ·использование ресурсов сетевой дистанционной школы для оптимизации учебного процесса в рамках традиционной классно-урочной системы;

      ·предоставление учащимся учебной информации (электронные учебники и учебные пособия, мультимедиа

 В настоящее время в школе  6 дистанционных групп обучаются в Новосибирской дистанционной школе  «Школа - плюс» по обществознанию, математике, русскому языку и литературе. Ежегодно около 30 учащихся школы принимают участие в заочной олимпиаде Всероссийской школы математики и физики «Авангард» и получают приглашение на обучение.

Положительная динамика числа обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах и конкурсах

 

Учащиеся старших классов принимают участие в работе сессий при АКДЮЦ, летней математической школе при БГПУ.

  3.3. Участие в районных, краевых и Всероссийских конкурсах и  олимпиадах

        Наши учащиеся из года в год принимают участие в самых разнообразных и очень интересных всероссийских дистанционных мероприятиях для школьников, которые предоставляют им уникальную возможность проявить себя в самых различных областях знаний, умений и навыков. Принимая участие во всероссийских конкурсах и олимпиадах, они получают шанс заявить о себе, как о талантливой, образованной и всесторонне развитой личности. Как здорово, когда есть возможность принять участие в состязании, в котором твоими соперниками будут сверстники со всей страны. Задача таких мероприятий - пробудить интерес к предмету, к познанию, к творчеству, а девиз - КАЖДЫЙ МОЖЕТ СТАТЬ УСПЕШНЫМ!

               У участников развивается умение логически мыслить, чувство юмора, нестандартность мышления. Таким образом,  мы стараемся привлечь учащихся к интеллектуально-творческой деятельности, ведь все эти конкурсы и олимпиады - один из способов увлекательного познания мира. Они предоставляют школьникам возможность попробовать себя в разных направлениях, чтобы раскрыть свои способности!

      Проявить, раскрыть свои творческие способности помогают и эвристические олимпиады. Принимая участие в эвристических олимпиадах, наши ученики не только получают удовольствие от обучения, но и радуют нас оригинальными ответами на уроках. Не только старшеклассники, но и ученики начальной и средней школы могут творчески проявить себя, а заодно и освоить компьютерные технологии.

      С помощью эвристических заданий можно увлечь своим предметом любых учеников, где проявляются индивидуальная самобытность и креативные способности учеников. Эвристические олимпиады – необходимое дополнение формализованному контролю и ЕГЭ.
    Проверено – систематическое участие в эвристических олимпиадах изменяет мышление участников в творческую сторону. А это позитивно влияет не только на успехи в учебе, но и на жизненные достижения.

    Дистанционные эвристические олимпиады незаменимы в профильных классах, так как дают ученикам уникальную возможность проверить себя в выбранном профиле, создать личное портфолио, необходимое при поступлении в вуз. Участие во Всероссийских олимпиадах повышает авторитет школы. Командный рейтинг позволяет нам сравнить подготовку наших учеников с уровнем творчества в других школах.

   В этом учебном году учащиеся нашей школы принимали участие во многих дистанционных олимпиадах: по литературе, русскому и английскому языкам, математике.
Каждая олимпиада – яркое событие в жизни многих учеников, и они с нетерпением ждут следующей.

                             Участие во Всероссийских конкурсах  и олимпиадах

Обучающиеся приняли участие в конкурсах, которые проводили  Центр  развития мышления и интеллекта (г.Самара), ЦДМ «Фактор роста», ООО Центр продуктивного обучения, Проект «Эрудит», Центр творческих инициатив «SNAIL» (г.Омск), Центр дополнительного образования одарённых школьников (г. Киров), издательство Macmillan, Центр развития одарённости,

 

                                       

Участие в краевых конкурсах

     В ноябре 2012 года наши учащихся стали участниками дистанционной интеллектуально-развивающей игры для школьников – «Ума палата». Игра проходит на сайте Городского детского оздоровительно-образовательного (профильного) центра «Потенциал» с ноября 2012 года по март 2013 года. По условиям игры каждую неделю в пятницу на сайте выставляются задания для участников по возрастным категориям. Задания рассчитаны на развитие логичности и нестандартности мышления, сообразительности, поисковой активности и любознательности. Все задания условно разделены на три раздела: логика и нестандартная математика, смекалка и внимание, эрудиция. Задания не занимают слишком много времени, вместе с тем они развивают, обучают, расширяют кругозор.

          Каждую неделю на сайте появляется рейтинг сильнейших за неделю. Каждый месяц объявляется рейтинг сильнейших за месяц. Поэтому вероятность попасть в список лучших велика у каждого участника каждую неделю! На сайте публикуется только позитивная информация об успехах участников. Если кто-то из участников не справился с заданием, это никому не станет известно. Активные участники будут иметь возможность проявить себя в очных мероприятиях центра (профильные смены, игра «Детектив-шоу»).

         Все участники, прошедшие игру от начала до конца, в конце учебного года 2012-2013 года получат сертификат с собственным рейтингом.

        В марте 2012 года 8 учащихся нашей школы приняли участие в полуфинале ежегодного краевого интеллектуального конкурса, который проходил в Алтайском краевом детско-юношеском центре. Вопросы были взяты из различных областей науки, таких как физика, литература, математика, и, в основном, были направлены на выявление эрудированности школьников.

       Обучающиеся ежегодно принимают  участие в   конкурсах, организуемых АКДЭЦ (Заочный краевой экологический марафон), языковой  школой «Бейкер стрит».

3.4. Контроль за  обязательным участием обучающихся  в конкурсах разного                     уровня

Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио,  которое может содержать дипломы, грамоты, сертификаты, результаты тестирования, поделки, стихи, фотографии, рисунки, отзывы об урочной и внеурочной деятельности обучающегося.

       Кроме этого, в нашей школе   каждый учитель – предметник ведёт контроль за  обязательным участием обучающихся  в конкурсах разного  уровня, заполняя специальную карту учёта внеурочной деятельности обучающихся.

                          4. Зональная научно-практическая конференция

    Каждый год в школе проходит  ученическая научно-практическая конференция. В её работе принимают  участие обучающиеся всех ступеней: от начальных классов до выпускников школы.

Цели конференции:

  1. Формирование творческой личности, обладающей навыками самостоятельной научно-исследовательской работы.
  2. Смотр достижений учащихся, апробация результатов научно-практической деятельности.
  3. Ознакомление учащихся с современными научными достижениями.
  4. Пропаганда творческой научно-исследовательской работы учащихся и ее широкое распространение

Участие учеников  в  конференции  -  шаг  к самостоятельной жизни, поиск своего места в обществе,  активное включение в процесс самообразования и повышения уровня знаний. Школьная конференция является важным этапом исследовательской деятельности учащихся, основы которой закладываются уже в начальной школе. Дети учатся наблюдать и экспериментировать, проходят  весь путь исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

 Ученики начальной школы получают первый опыт публичного выступления не только перед своими одноклассниками, но и перед незнакомой аудиторией, поскольку на Малой конференции   присутствуют родители. Развитие исследовательских навыков имеет свое логическое продолжение в основной школе. В течение учебного года с учащимися ведутся занятия под руководством библиотекаря, психолога и заместителя директора по научно-экспериментальной работе.

 Библиотекарь учит ребят работать с  научной литературой, делать выписки, аннотации, собирать научную информацию. Создан каталог исследовательских работ учеников, состоящий в данный момент из 475 наименований. Он находится в школьной библиотеке, учащиеся обращаются к рефератам при подготовке докладов и сообщений, а учителя – при подготовке уроков и разнообразных внеклассных мероприятий. Психолог  ведет познавательно-коммуникативную работу, развивает речевые способности. В его обязанности  также входит диагностическая  работа: например,  проведение тестов, определяющих склонности к различным видам деятельности, выяснение доминирующих интересов в той или иной области знаний, а также уровня самооценки и мотивации. Заместитель директора знакомит школьников с научной организацией труда, логикой учебного исследования, с основами проектировочной деятельности.

Организация и проведение школьной научно-исследовательской конференции является, с одной стороны, эффективной формой профессионального роста преподавателей (они руководят работой секции, организуют и направляют в необходимое русло дискуссию, помогают ученикам при подготовке докладов). С другой стороны, конференция  стимулирует развитие познавательного, научного и творческого потенциала школьников, формирует их коммуникативные умения. Пожалуй,  самый главный положительный итог подобной работы состоит  в том, что после конференции появляются новые интересные идеи.

Проведение научно-практической конференции помогает выявить одаренных детей,  развивает самостоятельность, индивидуальные творческие интересы и способности учащихся разных возрастов,  сформирует чувство ответственности за порученное дело, помогает  осознать практическую значимость проделанной работы и убедиться в ее востребованности, открывает перспективу интеллектуального роста школьника

 В 2012-ом учебном году   состоялась  II    научно-практическая конференция учащихся Заринского образовательного округа «Шаг в науку», в которой приняли участие педагоги и обучающиеся из Косихинского, Залесовского, Кытмановского и Первомайского районов.

О высокой заинтересованности школьными предметами свидетельствуют данные рисунка

В исследовательском процессе активное участие принимают родители (особенно на первой ступени обучения). Поэтому, необходимо с ними организовать работу. От родителей потребуется помочь своим детям  в правильном выборе темы: не навязывать свою, не ограничивать в выборе и уж ни в коем случае не  выполнять работу за ребёнка. Приобщая детей к исследовательской деятельности, нацеливаемся не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.

Среди воспитанников– дипломанты муниципальных, региональных, Российских конкурсов и конференций, обладатель Гранта администрации Алтайского края для поддержки талантливой молодежи, награждены медалью «Одаренный ребенок» и занесены в энциклопедию «Одаренные дети России».

Лучшие исследовательские работы отмечены дипломами.

                                                   Лучшие исследовательские работы

Название работы

Где принимали участие

Результат

Математическое путешествие в мир гармонии

http://portfolio.1september.ru/work.php?id=570719

Диплом

Золотое сечение

http://portfolio.1september.ru/work.php?id=554249

Диплом

Поэтический альманах

http://portfolio.1september.ru/work.php?id=570741

Диплом

Симметрия в природе

http://portfolio.1september.ru/work.php?id=570719

Диплом

Выявление закономерностей «золотого сечения» в архитектуре

Краевая итоговая научно-практическая конференция для одаренной молодежи и школьников «Будущее Алтая»

Диплом

Множества

IX Педагогический фестиваль «Internet и образование»

Сертификат

Изучение свойств листа Мебиуса

Региональный конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в образовании – 2009»

Сертификат

Анализ уравнений и неравенств, содержащих параметры

Краевая итоговая научно-практическая конференция для одаренной молодежи и школьников «Будущее Алтая»

Диплом

Содружество – семейный КВН

http://edu-reforma.ru

Диплом

Фестиваль PRO движение

http://www.online-festival.ru/index.php?area=1

Диплом

Проценты и банковские расходы

http://portfolio.1september.ru/work.php?id=570719

Диплом

Число Пи

http://portfolio.1september.ru/work.php?id=570719

Диплом

Математика и  экология

http://portfolio.1september.ru/work.php?id=570719

Диплом

        Деятельность организаторов проекта осуществляется через заседания предметных секций, лекции, семинары, консультации с научными руководителями, экспедиции. Учащиеся избирают индивидуальную форму работы или объединяются в творческие группы. Подбор исследовательской задачи по сложности и объему позволяет задействовать в этой форме работы учащиеся самых разнообразных возрастов, способностей и склонностей, что говорит о чрезвычайно высокой адаптивности этой формы обучений. Обучающиеся могут самостоятельно избирать тему для работы и научного руководителя.

                                           

Научная поддержка

Организации, осуществляющие научное сопровождение

Количество специалистов, сопровождающих

научное сопровождение

Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования

консультации

Алтайский государственный университет

консультации

Алтайская государственная педагогическая академия

консультации

Новосибирская дистанционная школа  «Школа - плюс»

3

Алтайский краевой центр информационно-технической работы

1

Московская заочная школа «Авангард»

1

Горно-Алтайский государственный университет

2

Историко-краеведческий музей

консультации

Школьный центр психолого-социального сопровождения.

консультации

Студенты вузов (выпускники школы)

15

        

Использование приобретённого опыта в дальнейшем. Система организации исследовательской деятельности построена так, что у школьника обязательно есть возможность продолжить исследовательскую деятельность, для того чтобы закрепить успех, учесть результаты обратной связи, особенно по результатам реализации собственной исследовательской стратегии, для того чтобы обеспечить новый уровень личностного развития.

                                           5.   Летний лагерь «Талантливые дети»

      В 2010 году было решено объединить усилия педагогов по развитию детской одаренности по трем направлениям и создать летний школьный развивающий лагерь для одаренных детей. Теперь каждое лето с 1 по 15 июня на базе нашей школы работает летний лагерь «талантливые дети», который является логическим продолжением урочной деятельности и созданием условий для реализации идеи непрерывного образовательного процесса в работе со всеми обучающимися, выявлением и выращиванием интеллектуального потенциала одаренных детей, укреплением здоровья, формированием способностей и интересов.

                                                     Направления:

1 Математическое (Школа юного математика) Руководитель - Перетокина В.Б.

2 Лингвистическое (Школа юного лингвиста) Руководитель – Таратынова М.Н.

3 Естественно-научное (Школа юного биолога) Руководитель – Пивнева Т.В.

 

    В основу деятельности летнего лагеря мы закладываем коллективную творческую деятельность, основанную на свободном самоопределении ребенка, создание среды для самореализации личности на многовариативной основе образовательную деятельность в рамках программно-вариативного подхода к деятельности детских объединений.

      Технология организации работы в лагере ориентирована на создание среды, которая предполагает возможность раскрытия и развития интересов и способностей личности каждого на создание условий, позволяющих обеспечить удовлетворение каждого учащегося в соответствии с индивидуальными интересами и особенностями использование принципов обогащения и углубления, дифференциации и индивидуализации, сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности, единства деятельности, обучения и развития использование обучающих, развивающих, соревновательных методов.

Педагоги проводят обучающие занятия, творческие практикумы, мастер-классы и другие мероприятия для участников лагеря. Кроме того, педагоги учат ребят основам научно-исследовательской и проектной деятельности. Авторы проекта организуют поездки в город Новосибирск. Участники лагеря побывали в зоопарке, Ботаническом саду, Новосибирском художественном музее, музее бересты, институте , музее……..

Развивающий лагерь рассчитан на учащихся 5-10 классов. Деятельность лагеря сопровождает психолог. Вся работа лагеря сопровождается фото- и видеосъемкой. По окончании смены каждый участник получает сертификат о прохождении обучения. Самые активные и успешные участники лагеря поощряются грамотами и призами.

                                             План работы лагеря на 2012 год

День недели

Мероприятия

Учителя

1 июня

1. Открытие лагеря

2. Введение в исследование

3. «Познавая себя и других»

овладение учащимися способами и приёмами конструктивного взаимодействия с окружающими;

обеспечение учащихся средствами познания других людей и самопознания;

формирование мотивов самоактуализации;

развитие навыков групповой работы;

развитие рефлексии, эрудиции.

Лопатина Т.В. Пивнева Т.В.

Перетокина В.Б. Таратынова М.Н

Абрамова Л.А.

4 июня

1. Выступления участников научно-практической конференции.

2. Работа над выбором темы «Мои научные исследования в различных областях»

Перетокина В.Б.

Таратынова М.Н.

5 июня

1 Подготовка к конкурсу по различным школьным предметам «Занимательная школа» дистанционного летнего лагеря «Снейл»

2 Интеллектуальный конкурс - тренинг

Перетокина В.Б.

Таратынова М.Н.

6 июня

1. Исследование структуры экологической популяции.

2. Работа по секциям

Пивнева Т.В.

Перетокина В.Б.

Таратынова М.Н.

7 июня

1. Видеосюжет «В мире науки».

2. Работа по секциям

3. Занятие с элементами тренинга «Тайны моего «Я».

Перетокина В.Б.

Таратынова М.Н.

Шомина Т.В.

8 июня

1. Работа над выбором темы к научно-практической конференции.

2. Требования к оформлению презентаций

Перетокина В.Б.

Таратынова М.Н.

Пьянзина И.Н.

11 июня

1. Видеосюжет «Сокровища Третьяковской галереи».

2. Работа по секциям.

3. Мои права и обязанности.

Перетокина В.Б.

Таратынова М.Н

Аникин Д.А.

Подаруева Н.К.

июня

1.Участие в конкурсе по различным школьным предметам «Занимательная школа» дистанционного летнего лагеря «Снейл».

2.Посещение Новосибирского художественного музея, зоопарка, музея восковых фигур и Ботанического сада

Перетокина В.Б.

Таратынова М.Н.

14 июня

1.Суперинтеллект

2. Тальменский район в прошлом и настоящем

Аникин Д.А.

Шомина Н.В.

15 июня

1. Работа по секциям

2. Работа с научной литературой по выбранным темам.

3. Подведение итогов работы лагеря «Талантливые дети» .

4. Планирование работы лагеря «Талантливые дети» на 2012-2013 учебный год.

5. Заполнение книги отзывов о работе лагеря «Талантливые дети»

Летний развивающий лагерь позволяет любому заинтересованному ребенку, отвлекшись от повседневной учебной суеты, заняться тем, что ему особенно интересно, с чем он, возможно, связывает свои планы на будущее. Увлекательная программа лагеря меняет представление об учебе как о необходимом и скучном деле.

Выстраивая работу с одаренными и способными детьми в каникулярный период, мы достигаем максимальной индивидуализации в организации поисковой, исследовательской и проектной деятельности ученика. Есть благоприятная возможность определить индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка. Деятельность каждого тематического дня логически продолжает урочную деятельность и создает условия для реализации идеи непрерывного образовательного процесса в работе со всеми участниками лагеря и конечно с одаренными детьми, процесса оздоровления, развития индивидуальных и творческих данных.

6.  Совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя

        Гармонично развитая, творческая личность – это цель образования. Полноценное развитие ребенка зависит не только от школы, а напрямую связано с семьей. В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами». От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность. Сила и действенность семейного воспитания определяет всю будущую жизнь человека. Поэтому мы взяли активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в системе образования, так и в семье.

            Обществу во все времена были нужны одарённые люди, но далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности.

            Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. При этом существует главное правило участия в научно – исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения, только личный интерес, личная увлечённость.
     В школе создаются условия для равноправного взаимодействия школы и семьи в развитии личности учащегося. Дни открытых дверей; тематические лекции для родителей; привлечение родителей к участию в проектно-исследовательской деятельности; анкетирование; мониторинг развития индивидуальных способностей учащихся; работа “Родительского всеобуча” по вопросам поддержки развития талантов у своих детей, сложностей коммуникации, социализации одарённых детей, а также трудностей подросткового возраста, вопросов адаптации учащихся на каждой ступени, снятия стресса учащихся при подготовке к экзаменам – это не полный перечень вопросов, которые школа решает совместно с родителями.

     Принцип открытости, прозрачности деятельности учреждения реализуется через отчёт о реализации Программы развития, публичные отчёты директора школы перед родителями и общественностью, творческие отчёты школы и педагогов, публикации в СМИ, материалы сайта образовательного учреждения.

Мы стараемся привлечь и родителей к участию в различных конкурсах, при этом реализуем следующие цели:

  1. популяризация семейных ценностей;
  2. привлечение к совместному участию широкой аудитории детей и взрослых, заинтересованных в сохранении и укреплении традиций семьи;
  3. создание творческого сообщества «СЕМЬЯ-ШКОЛА-ДЕТИ»;
  4. формирование в семье мотивации достижений, ориентация на успех.

Мы уверены, что не только дети, но и взрослые наделены разносторонними талантами, дарованиями. Убеждены, что творчество, жизненный опыт и мудрость родителей, бабушек, дедушек в полной мере раскроются в конкурсах, когда родители и дети рисуют эмблему своей семьи, пишут эссе о том, что объединяет их семью, почему важно быть вместе, создают стихи, проза, разработки, помогающие провести время весело и с пользой.

Особенность таких конкурсов в их воспитательной направленности. Задания всегда проникнуты идеей единения, сплочения всех членов семьи, идеей дружбы народов нашей страны. Участие в таких конкурсах способствует самовыражению детей и взрослых, развитию социального мышления, универсальных компетенций, креативности, толерантности.

Учащиеся вместе с родителями приняли участие в следующих конкурсах:

  1. Семейная интернет-викторина 17.11.2011 (интернет-карусель).
  2.  «День мамы» .Центр творческих инициатив SNAIL.
  3. «День папы». Центр творческих инициатив SNAIL.
  4. Семейный новогодний КВН «Математика +Английский язык»

Таким образом, складывающиеся на современном этапе качественно новые партнерские отношения социума, семьи и школы позволяют обеспечивать осознанное цельное саморазвитие одарённой личности.

 

7. Взаимодействие с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости

        В основе деятельности ОУ, по вопросу создания благоприятных условий развития одаренности  детей развития одаренности ребенка, лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего  подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.

         В современном мире роль образования очевидна. Образование – одно из важнейших условий развития экономики и гражданского общества. Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России затрагивает школу, которая вынуждена и должна изменяться, чтобы удовлетворять требованиям государства и общества.
И одно из условий реализации этих задач – использование традиций и опыта сотрудничества с высшей школой.

          Любая система работает эффективно только при наличии обратной связи, когда одно звено совершенствуется, приспосабливаясь к требованиям другого. Поэтому школа и вуз должны научиться слышать друг друга и выработать формы сотрудничества, которые позволят решить две основные задачи:

1. Повышение уровня знаний выпускников – будущих абитуриентов;

2. Информационно-профориентационная деятельность, направленная на осознанный выбор выпускниками специальности и повышение мотивации к обучению.


Основные направления взаимодействия вузов со школами на современном этапе:

  1. Контакты учителей школ с преподавателями вузов с целью консультаций и обмена опытом.
  2. Научно-методическая работа, которая содержит следующие формы: проведение совместных круглых столов по наиболее важным вопросам совместной деятельности, организация методических семинаров при кафедрах вуза с участием преподавателей школы; организация ежегодных студенческих научно-практических конференций с привлечением учащихся школ; рецензирование преподавателями вузов исследовательских и проектных работ учащихся школ; привлечение к участию в научно-практических конференциях на базе вуза учителей школ; проведение на базе вуза предметных олимпиад и конкурсов среди учащихся средних школ.
  3. Профориентационная работа, готовящая учащихся к профессиональному самоопределению: проведение дней открытых дверей в вузе; встречи с учителями, учащимися и их родителями с целью проведения бесед о правилах приема в вуз и условиях обучения в нем; представление вуза с показом видеороликов, презентаций и рекламных буклетов о вузе и направлениях подготовки; приглашение школьников на вузовские мероприятия (смотры художественной самодеятельности, КВН).

        В свою очередь, школа – площадка для научного исследования. Специалисты вуза имеют возможность провести качественную экспертизу той богатой информационной базы, которая наработана школой за много лет. Школа также является базой практики для приобретения и совершенствования методических навыков студентов, получающих диплом учителя. Именно здесь студенты могут апробировать полученные в вузе компетенции.

       Вопросы взаимодействия школ и вузов волнуют в равной степени и школьных        учителей, и преподавателей вузов. Вуз принимает школьных выпускников, школы готовят вузовских абитуриентов, т.е. школа и вуз делают одно общее дело.

                  Тальменка – типичный посёлок, расположенный недалеко от Барнаула. Образовательной доминантой города является Алтайский государственный университет. Многие выпускники школ района выбирают его для продолжения образования. В АГУ ведется работа, направленная на активизацию взаимодействия со школами города. Многие из форм работы, перечисленных выше, уже стали традиционными, некоторые направления институт только начал осваивать. Кроме традиционной профориентационной работы, проведения Дня открытых дверей, это привлечение кафедр к работе со школьниками, проведение конкурсов и олимпиад, участие в предметных олимпиадах и работе летнего лагеря талантливые дети».

             Опрос учителей школы показал высокий уровень осознания ими сущности и важности интеграции школы и вузов. Вуз получает реальное представление об уровне подготовки современных школьников и возможность участвовать в его повышении, получая хорошо подготовленных абитуриентов и студентов.

               В свою очередь, школа заинтересована в росте своего престижа и статуса на рынке образования. Учителя могут повысить свое профессионально-квалификационное мастерство, дополняя его новыми формами деятельности и новыми видами знаний. Учащиеся получат образование, отвечающее современным требованиям и стандартам, а также навыки научно-исследовательской деятельности. Родители имеют возможность узнать о требованиях к образованию в вузе, а также убедиться в правильности профессионального выбора своих детей.

                 Таким образом, систему сотрудничества школы с вузами даже в посёлке в настоящее время можно выстроить так, чтобы максимально удовлетворить самые разные потребности учащихся, предоставить возможность получения высшего образования по разным направлениям, что позволит обеспечить выпускникам перспективную и интересную работу в будущем, конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

      Кроме того, участники летнего лагеря посетили Новосибирский Ботанический сад, Новосибирский зоопарк, Новосибирский художественный музей, единственный в мире музей бересты, Институт археологии и этнографии Сибирского отделения  Российской Академии наук, побывали в научных лабораториях  Института цитологии и генетики и  Центр атомной энергии.

                     8. Оценивание результатов реализации проекта

  1. Использование для повышения престижа творческих достижений ресурсы школьных СМИ.
  2. Функционирование стенда «Ими гордится школа».
  3. Школьный конкурс «Ученик года».
  4. Научный марафон.
  5. Информирование о достижениях ребенка через классные собрания и сайт школы.
  6.   Система поддержки талантливых и одаренных  детей на уровне муниципалитета.

Привлечение учащихся к выполнению творческих учебно-исследовательских работ имеет глубокий воспитательный характер. Оно способствует развитию целеустремленности, трудолюбия и силы воли, формированию стремления к познанию, самостоятельности.

Для того чтобы достичь результатов, учащимся порой приходится пересмотреть множество специальной литературы, проанализировать, сделать отбор материала, обработать его. Иногда желаемого результата сразу достичь не удаётся. Вот где закаляется характер!

        Практика показывает, что по окончании школы, ребята, занимающиеся исследовательской работой, не сомневаются в выборе профессии. Они выбирают предметы для сдачи ЕГЭ именно те, по которым вели исследовательскую работу в старших классах, успешно сдают экзамен и продолжают обучение в профессиональных учебных заведениях.

Увеличилось количество учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью  во внеурочное время.

                                                    9. Диссеминация опыта  

  1. Педагогические советы: «Система поддержки одарённых детей».
  2. Координирование научно – методическим советом работы ШМО по теме «Одарённые дети».
  3. Заседания школьных методобъединений «Разработка критериев, тестирование для выявления одаренных детей».
  4. Семинары классных руководителей: «Дети индиго: кто они?», «Одарённость – дар, одарённые – проблема?»
  5. Методический обучающий тренинговый семинар классных руководителей «Работа с одарёнными в контексте психического и физического здоровья ребенка».
  6. Работа кабинета здоровья «Внимание! Одарённый ребёнок!»
  7. Психолого-педагогический лекторий «Становление и развитие творческой личности в семье».
  8. Участие в краевой научно-практической конференции «Развитие системы поддержки одарённых  детей в Алтайском крае»

Данный опыт работы мы рекомендуем к внедрению в деятельность общеобразовательных школ. Основные теоретические положения и результаты работы педагогов нашли отражение в публикациях. Результаты обсуждались на IV и V Всероссийской научно-практической конференция «Актуальные проблемы математического образования в школе и педагогическом вузе, 2004 г, 2009 г., региональной методической неделе АКИПКРО 2006 г., заседаниях районных методических объединений педагогов. Опыт школы в данном направлении успешно внедрен в 7 школах района.

В школе сформировалась инициативная группа учителей, готовых оказать помощь в организации исследовательской работы с учащимися. Свой опыт распространяем на различных уровнях.

Распространение инновационного опыта

Название работы

Где распространялся

Результат

Организация работы с одаренными детьми

V Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы математического образования в школе и педагогическом вузе, 2009 г

Публикация в сборнике

Мониторинг математической подготовки учащихся

V Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы математического образования в школе и педагогическом вузе, 2009 г

Публикация в сборнике

Система внеклассной работы по развитию самостоятельности и творческой активности учащихся с учетом личностно-ориентированного подхода

Региональная образовательная выставка 2005 г

Почетная грамота

Проектно-исследовательские методы обучения в условиях предпрофильной подготовки учащихся средней школы

Региональная образовательная выставка 2006 г

Диплом

Организация исследовательской работы при обучении математике

Региональная образовательная выставка 2007 г

Диплом

Развитие креативных способностей учащихся на уроках английского языка

Региональная образовательная выставка 2009 г

pnpo.akipkro.ru  files/2006/programma_

Диплом

Формирование ключевых компетенций учащихся через применение ИКТ в обучении математике.

Региональная образовательная выставка 2009 г

pnpo.akipkro.ru  files/2006/programma_

Диплом

Повышение качества образования через диссеминацию инновационного педагогического опыта.

Региональная образовательная выставка 2009 г

pnpo.akipkro.ru  files/2006/programma_

Диплом

Развитие ключевых компетентностей одаренных детей через исследовательскую деятельность в школьном образовательном пространстве

Всероссийский заочный конкурс «Мастерская учителя» (ЗАВУЧ.ИНФО)

http://www.zavuch.info/metodichka/zavuch-info/master-uchitel/fiz-mat/kluch_kompet_isled_dey 

Диплом

Развитие системы поддержки одаренных детей

Краевая научно-практическая конференция «Развитие системы поддержки одаренных детей в Алтайском крае», 2012 г.

Публикация в сборнике

7. Заключение

         И в заключение…  Взгляните на своих детей и воспитанников. Посмотрите в их глаза. Может быть именно они - гении? Возможно, эти ребята талантливы? Или одарены?

      Главное, дайте понять ребенку, что его любят и ценят за то, какой он есть, а не за какой-то особый талант. Цените в своих детях такие хорошие свойства, как: щедрость, готовность помочь, терпение, ответственность, надежность, целенаправленность, чувство юмора. И тогда в вашем ребенке раскроются все таланты, которые со временем принесут свои плоды.

        И ещё чуть-чуть… Садовые растения очень разнообразны: цветут в разное время, одни стелются по земле, а другие стремятся ввысь, но все вместе они составляют гармонию целого. Тюльпаны вовсе не розы, шиповник не герань, а ромашки не похожи на орхидеи. Каждый цветок хорош по-своему.

 

                                              Литература

  1. Белобрыбкина Е.А. Подготовка учителя к формированию ключевых компетентностей школьников // Стандарты и мониторинг,- 2007.- № 6.
  2. Гладышев Г.М., Букина, И.И. Диссеминация инновационного опыта учителей и образовательных учреждений – новая педагогическая стратегия российского образования: учеб.-метод. Пособие / под ред. С.А. Алёшиной. – Оренбург: ГУ «РЦРО», 2008. – 177 с.
  3. Исследовательская деятельность школьников. Интернет-портал http://www.researcher.ru/servermap.html
  4. Материалы курсов при АКИПКРО «Новые технологии обучения»
  5. Управление качеством образования. /Под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество  России, 2000
  6. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: научное издание / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 544с.
  7. Шамова  Т.И. «Исследовательский подход в управлении школой»,   Москва, 1992 г.

Зональная научно-практическая конференция

Взаимодействие с  

различными структурами социума

 Сетевое взаимодействие с дистанционными школами

Контроль за  обязательным участием обучающихся  в конкурсах разного                     уровня

Участие в районных, краевых и Всероссийских конкурсах и  олимпиадах

Проект «Талантливые дети»

Работа летнего лагеря «Талантливые дети»

Проведение предметных декад


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы работы с одарёнными детьми, с отстающими детьми.

Планы индивидуальной работы с одарёнными детьми и имеющими пробелы в знаниях учениками....

Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Работа с одарёнными детьми и со слабоуспевающими детьми

Работа с одарёнными детьми даёт и учителю, и ученику стимул к эффективному и результативному сотрудничеству, в результате которого повышается личностно-мотивированное, заинтересованное отношение к уче...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...


 

Комментарии

Андрейченко Олеся Николаевна

Здравствуйте, Марина Николаевна! С большим интересом ознакомилась с Вашим опытом работы с одарёнными детьми. Особенно понравилась идея летнего лагеря, спасибо.