Музыкально-литературная композиция
методическая разработка (7 класс) по теме

Ревякина Юлия Александровна

 

Литературно-музыкальная композиция

 «Перед ним я навеки в долгу», посвященная

80-летию со дня рождения Л.В.Кокышева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_fone_slova_iz_stihotvoreniya_l.doc360.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Майминская средняя общеобразовательная школа№2"

Литературно-музыкальная композиция

 «Перед ним я навеки в долгу», посвященная

80-летию со дня рождения Л.В.Кокышева

Подготовил: 

учитель русского языка и литературы

Ревякина Ю.А.

2013, с.Майма

Цель: познакомить обучающихся с биографией и творчеством алтайского писателя - сказителя Лазаря Васильевича Кокышева.

Задачи:

1. Развивать навыки выразительного чтения у обучающихся;

2. Показать удивительный поэтический мир алтайского писателя;

3. Формировать у обучающихся духовно-нравственные потребности.

Оборудование: презентация, синтезатор, портрет Л.В. Кокышева, рисунки, видео, алтайские песни.

Ход мероприятия:

На фоне слова из стихотворения Л. Кокышева:

«Как прекрасен и добр мой Алтай!

Как богат он – поди сосчитай!

Перед ним я навеки в долгу.

Как его я прославить могу?»

На фоне видео «Горный Алтай» ученик(ца) ___ класса читает стихотворение «Какая тишь – я сам себе не верю!» или «Я по склону горы одиноко брожу.» «Я по склону горы одиноко брожу»

Я по склону горы одиноко брожу.

Там, внизу, распростерся родной городок.

Сквозь листву золотую туда я гляжу,

Как струится людской муравьиный поток.

Постою, опершись на рябиновый ствол,

Поразмыслю немного над жизнью людей.

Ничего, что от них я на время ушёл –

Очень многое нынче отсюда видней.

Люди строят судьбу свою, строят страну,

Люди вечно спешат, люди всюду нужны,

И не часто приходят сюда, в тишину –

Просто нет у них времени для тишины.

Упрекать их – не вправе. А жизнь все летит!

Я иду по траве, по живому ковру,

И невольно душа моя нынче грустит,

Как рябиновый куст на осеннем ветру!

«Какая тишь – я сам себе не верю!»

Какая тишь – я сам себе не верю!

На всём земном пространстве – ни огня.

Мне кажется, весь мир за тёмной дверью

Приник, притих – и слушает меня.

Вот ветерок, дохнув тепло и сыро,

Вошёл на ощупь, слышимый едва.

От запахов невидимого мира

Побаливает сладко голова.

Вот вдалеке – зарниц сухие вспышки

(На краткий миг прозрел – и снова слеп).

Как будто кто-то, зажигая спички,

Следит в ночи, добро ль восходит хлеб.

Я слышу, как трепещит кора земная,

Как дышат и работают поля,

Как шепчутся сквозь сон – о чём, не знаю –

Рядком, как на насесте, тополя.

Какая ночь! В потоках звёздной пыли

Плывёт Земля. В веках ей плыть и плыть…

Быть может, все друзья меня забыли,

И всё равно я счастлив жить и быть!

1 ведущий: У человека литературы две биографии. Одна та, что изложена в анкете, она состоит из фактов и дат. А вторая, как правило, биография его таланта, гражданской зрелости в духовной жизни. Эта вторая биография более интересная, чем первая.

2 ведущий: Нашу встречу мы посвящаем алтайскому писателю Лазарю Васильевичу Кокышеву. Ему в этом году исполнилось бы 80 лет. Он очень любил свою Родину – Алтай, и всё его творчество посвящено Горному Алтаю.

1 ведущий: Он оставил неизгладимый след в алтайской литературе. Человек с незаурядными творческими способностями, хорошо владевший искусством слова, блестящий знаток алтайского фольклора, автор многих интересных произведений. Кокышев заслужил любовь и признание многочисленных поклонников его таланта.

Чтец «Вечер в горах»

Солнце в тучу медленно садилось.

И на мох прилёг устало я.

Надо мной берёза наклонилась,

Словно ты, любимая моя.

Я лежу. Заметно, как темнеет.

Горный вечер тишину привёл.

На закатном небе столбенеет

Дикий и воинственный козёл.

Вот он, будто тишины пугаясь,

Вздрогнул и стремглав умчался прочь…

Замигали звезды, зажигаясь,

Из-за ёлок выглянула ночь.

Тишина… И сквозь не устало

Горных рек доносится мотив.

Дремлют в вышине немые скалы.

Головы над вечностью склонив.

Весенний ветер сердце растревожил…

Не уходи, луна, светлей гори!

Мне тяжело. И потому, быть может,

За косогором плачут глухари.

Но вот уже не слышны ветра стоны

И нет звезды на небе ни одной.

А кедры не скупятся на поклоны.

Прощаются с красавицей луной.

Идёт весна. В душе, однако, вьюга,

Но я дождусь. Дождусь своей зари!

Пускай молчит далёкая подруга –

Не нужно горько плакать, глухари…

 

2 ведущий: Лазарь Васильевич Кокышев родился 20 октября 1933 года в селе Кумжулу Шебалинского района Горно-Алтайской автономной области.

1 ведущий: Отец – Василий Константинович был человеком образованным, грамотным. Окончил Университет народов Востока. Работал секретарём райкома комсомола. В 1933 году ему довелось сопровождать Н.У. Улагашева (алтайского сказителя) в Москву. В 1941 году он ушёл на фронт, а в 1942 году семья уже получила на него похоронку.

Чтец: «Отец» 

Хлопнул дверью, вышел не простился.

Мать сидела молча у стола.

Не пришёл назад, не возвратился –

Понапрасну, видимо, ждала.

Было все запутано и сложно.

Мать сказала:

- Нет у вас отца… -

И забились быстро и тревожно

Детские наивные сердца.

В темноте не спал я до рассвета.

Думу передумал не одну,

И решил, что ни за что на свете,

Как отец, не брошу я жену.

Бились сосен шумные вершины.

За селом трещали трактора,

А на полках – в вёдрах и кувшинах –

Брань отца гудела до утра.

Мать трудилась до заката в поле.

Проходил в заботах день за днём.

Об отце не вспоминали боле.

Ничего не слышали о нём.

Но однажды ночью я проснулся.

Отчего – и сам не мог понять.

Я протёр глаза и повернулся:

Надо мною наклонилась мать.

- Встань, сынок…

Нагрянул враг проклятый…

(Я молчу – спросонья не пойму.)

Твой отец идёт на фронт солдатом,

Вот снеси курут и хлеб ему.

Горы. Рань. Прохладная погода.

Я пешком пришёл в военкомат.

Там рыдали женщины у входа

И сержанты строили солдат.

Я стоял растерянно в сторонке –

Ни один солдат мне не знаком.

И смеялись местные девчонки

Над моим домашним узелком.

Люди волновались и спешили.

Солнце припекало всё сильней.

Вдруг, смотрю, - отец!

Отец в машине.

Я вдогонку бросился за ней.

Эх, отец! Ничто не изменилось

На лице нахмуренном и злом.

И машина скрылась за углом,

Только пыль над улицей клубилась.

Наш отец погиб под Сталинградом,

Но нередко думаю сейчас:

Он, наверно, был бы с нами рядом,

Если б тот подарок взял от нас.

2 ведущий: Мать – Арина Сайналовна – женщина добрая, очень бережливая, трудолюбивая, одна воспитала 4 детей. Работала в селе дояркой. Позднее Л. Кокышеы посвятил много стихов матери. Назовёт её «милая», «старая», «нежная», «добрая», «слабая». Это ей, своей матери, посвящает роман «Арина». Вот такие строки Лазарь посвящает своей матери…

Чтец: «К матери» 

Упал я, споткнувшись на трудной дороге,

В тумане, в котором не видно ни зги.

Склонись надо мною в любви и тревоге,

О милая мама,

Мне встать помоги!

Не думалось мне, что такое случится:

Речные долины, просторы тайги,

Мне были доступны, открыты, как птицы –

О старая мама,

Мне встать помоги!

На помощь! На помощь! Как долги минуты!

Ленивое время, быстрее беги!

Жизнь с нами обходится грубо и круто –

О нежная мама,

Мне встать помоги!

Когда я ребёнком решался, бывало,

И первые, робкие делал шаги,

На помощь так вовремя ты поспевала –

О добрая мама,

Мне встать помоги!

Упал на дороге, безлюдной и пыльной,

Один. Далеко и друзья, и враги.

Я думал – я взрослый. Я думал – я сильный.

О слабая мама,

Мне встать помоги!

Восторжен, доверчив, махая руками,

Я шёл, не пугаясь ни гроз, ни пурги,

Но кто-то подсунул мне под ноги камень,

И ты, моя мама,

Мне встать помоги!

Мне стыдно сейчас, моя мама седая,

Но я заплачу все земные долги,

Добьюсь, довоюю, своё наверстаю,

Лишь ты, моя мама,

Мне встать помоги!

1 ведущий: Детство писателя прошло в селе Кумжулу, в одном из самых красивых мест Горного Алтая. В детстве он был пастухом – пас овец, лошадей. Это была трудная для ребёнка работа. Об этом он написал книгу «Дети гор». Будущему писателю довелось испытать первые глубокие переживания.

2 ведущий: Учился там же в Кумжулу, в маленькой школе. Ее добрые голубые окна смотрели на мир тихо и  нежно, «на ее низеньком крыльце я часто мечтал о своем будущем, даже не предполагал, что стану писателем».

1 ведущий: Лазарь рос смышленым мальчишкой. Вспоминает его тётя-Мария Николаевна Чендекова: «Всегда удивлял своей открытостью, изумительным чувством юмора, прекрасно пел частушки и на русском и на алтайском языке».

2 ведущий: «В школе Лазарь учился  хорошо, очень много знал наизусть, прекрасно рисовал. В 4-м классе все экзамены сдал на 5-ки. Не любил лишь математику,» –  вспоминает учительница Агафья Васильевна Карамаева. В Камлаке Лазарь закончил 4 класс и поехал учиться дальше в Шебалино. После окончания 8 класса Лазарь едет в Горно – Алтайск в областную национальную школу.  В 1952-57 гг. Кокышев учится в Москве в литературном институте имени А. М. Горького.

Чтец: «К новым людям» 

До свидания, мама прощай!

Над горами – осеннее пламя.

До свиданье, мой маленький край!

Я вернусь по весне

С журавлями.

Скоро птицы на юг полетят

И по-птичьи тоскливо заплачут,

Но они возвратятся назад, -

Разве может случиться

Иначе?

Разве можно весной усидеть

Вдалеке от родного гнездовья,

Разве можно

О родине петь

Вдалеке от родного гнездовья?!

И в Москве мне свой край не забыть…

Вечерами,

Конспекты листая, захочу я опять побродить

По гористым тропинкам Алтая.

И захочется так,

Что – невмочь,

Хоть беги на вокзале за билетом, -

И опять я бессонную ночь

Проведу у окошка без света…

Слышу, кедры мне шепчут:

«Держись!

Будет дождь,

Будет слякоть и вьюга!

Не страшись, -

Ты идешь в эту жизнь

От железной рогатины плуга…!»

И дорога ложится к ногам,

И огромное солнце восходит –

К новым людям

И к новым краям

Беспокойное сердце уводят.

1 ведущий: Писать начал со школьной скамьи. Первая книга вышла в 1956 году, а всего их у него было около тридцати. Перевёл на алтайский язык стихи Пушкина, Лермонтова и других поэтов.

2 ведущий:  Для стихов раннего творчества Л. Кокышева  характерно чувство уверенности героя – творца и хозяина своей судьбы. Первый сборник стихов поэта вышедшей в 1956 году «Золотое озеро». Объектом внимания поэта является многообразие чувств лирического раздумья о судьбах людей и мира.

Герой моей книги на заводе,

                                              в полях.

Мой герой не умрёт в веках.

Моя книга не уместица на полке,

                                                     Не сможешь ее

                            прочесть до конца (на алтайском языке).

1 ведущий: В сборниках «Туба» и «Встречи» чётко выявлялась другая характерная черта творчества Л. Кокышева- объёмное воссознание образов – характеров его героев, в таких его известных стихах, как «Рыженькая», «Отец», «Ожидание» и др. крупными мазками рисует поэт образ женщины, твёрдой духом, заботливой и самоотверженной матери.

Песня "Журавли".

Журавли, журавли...

Улетают от нас журавли.

Спой мне песенку, мама, -

Ты помнишь ее, дорогая.

Эту песню на крыльях

Опять журавли принесли

И опять унесли,

Далеко-далеко улетая...

К материнским ладоням

Моя прикоснулась щека.

Вижу детство свое,

Легкокрылое и озорное:

Журавли..Журавли..

Чуть заметно плывут облака,

Над горами плывут,

Над деревней плывут,

Надо мною ...

2 ведущий: Гражданская и художественная зрелость, рост национального сознания героя, особенно четко выявляются в стихах об актуальных проблемах родного народа: «Старый аил», «Новорожденному», «Рассвет» и др.  Жизнь  прожитая в аиле пронизывает все существо героя: здесь он впитал в себя радость, добро и тепло, здесь он вырос и сформировался, и поэтому:

О тебе я печалился даже во сне.

Дом заброшенный, отчий аил,

Словно детство  нежданно

                                                Проснулось во мне –

Сколько грусти и нежности

Ты пробудил.

Чтец: «Старый дом»

Дом заброшенный,

Бедный мой, дряхлый старик,

Здравствуй, здравствуй, узнал ты меня?

Это я, самых долгих дорог ученик…

Что-то в печке осевшей не видно огня,

Да и пыльные окна незрячи уже!

Дом заброшенный, отчий аил,

Словно детство нежданно проснулось в душе, -

Столько грусти и нежности ты пробудил!

Ведь когда я остался в войну за отца,

я чинил тебя крепкой древесной корой…

Ты топился по-черному, дым у лица

Плавал едко, но был ты живой и родной.

Колыбели берестяной вспомнился скрип.

Вьюг слепящих

Пронзительный вспомнился стон.

И весенних капелей  я вспомнил, старик,

Смех серебряный, праздничный звон!

Где же ты мой домовой, что меня так пугал,

Где тепло очага, чаепитье гостей?

Только ветер скулит, прижимаясь к ногам;

Да и сам я давно уж промерз до костей.

Нежный мамин напев не согреет теперь:

«Спи, - я слушал, зажмурясь, - коровы придут,

Как увидят, что спишь, - и положат под дверь

Белый, будто луна, пребольшущий курут».

О тебе я печалился даже во сне.

Дом заброшенный, отчий аил,

Словно детство нежданно проснулось во мне,-

Столько грусти и нежности

Ты пробудил!

 1 ведущий: Любовь к «малой» Родине, родному алтайскому языку, сама жизнь - бытия художественно выражаются через близкие географические и национальные образы, реалии, детали. «Малая Родина» - это лога с запахом кипрея, озеро черно – голубыми глазами, бурные реки, голос родных мест.

Чтец: стихи об Алтае «Тихо мерцают снежинки на соснах»

Тихо мерцают снежинки на соснах.

Звезды звенят. Все безмолвно кругом.

Время уснуло в пространствах морозных.

Где я? Когда я? в столетье каком?

Сердце на миг отпустили тревоги -

Это не часто бывает со мной.

Чу! На заснеженной поздней дороге

Песню поет кумандинец хмельной.

Смолкнет, проехав. Поселок таежный

Спит погруженный в сугробы на треть.

Выдра-отшельница, зверь осторожный,

Тихо выходит на звезды смотреть...

 2 ведущий: Некоторые стихи Л. Кокышева, стерилизованные под фольклор, стали народными песнями.  Песня «Первый снег».

Первый снег...

Первый снег

Пробегает дорожкой.

Первый снег...

Первый снег-

Прилипает к окошку.

Первый снег -

Словно заячья шубка.

Первый снег...

Первый снег -

Словно девичья шутка.

Первый снег...

Первый снег

Над дорогой кружиться

И, несмелый такой,

Мне на плечи ложится.

Он боится тепла,

О морозе мечтает.

Первый снег...

Первый снег,

Он, конечно, растает.

Может быть потому

Он до слез мне приятен.

Первый снег

Первый снег.....

1 ведущий: Многожанровая реалистическая поэзия  Л. Кокышева – предмет гордости алтайского народа.

Чтец «Вечер в горах»

Солнце в тучу медленно садилось.

И на мох прилег устало я.

Надо мной береза наклонились,

Словно ты, любимая моя.

Я лежу.

Заметно, как темнеет.

Горный ветер тишину привел.

На закатном небе столбенеет

Дикий и воинственный козел.

Вот он, будто тишины пугаясь,

Вздрогнул

И стремглав умчался прочь…

Замигали звезды, зажигаясь,

Из-за елок выглянула ночь.

Тишина…

И сквозь нее устало

Горных рек доносится мотив.

Дремлют в вышине

Немые скалы,

Головы над вечностью склонив.

 2 ведущий: Нашу гостиную хочется закончить строками одного из стихотворений Л. Кокышева:

Потянет в странствия,

В далёкие края.

И в тот же миг,

Как с борта корабля,

Ещё дороже вдруг

Покажется своя

Родная, отчая

Алтайская земля!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев"

Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев" посвящена Дню полного освобождения ленинградцев от вражеской блокады. В композицию вошли стихи, песни, посвящённые подвигам ленинградцев....

Сценарий музыкально-литературной композиции Памяти павших будьте достойны!

Использованный музыкальный материал: « Победный марш»слова и музыка Е.Никоновой,« Священная война» муз. А Александрова, сл.. В. Лебедева-Кумача, «Русь непокорная» муз.,слова В. Шурака, «Сини...

Урок-концерт. Музыкально-литературная композиция, посвящённая празднику Победы,"Даавно закончилась война"

Воспитание у детей чувства патриотизма, любви к Родине, знания истории и памяти павших героев, уважения к ветеранам....

Музыкально-литературная композиция "Песни Великого Подвига"

«Песни Великого Подвига» музыкально-литературная композиция Цель: формирование чувства патриотизма и памяти о подвиге людей в годы Великой Отечественной войны через песенное творчество...

Презентация к музыкально-литературной композиции "Уж постоим мы головою за Родину свою!"

В презентацию входит 18 слайдов. Для создания были использованы репродукции картин, схемы, карты. Этот материал поможит в проведении мероприятия, также для егопоказа можно использовать музыкальное соп...

Музыкально-литературная композиция“The World of love”

Используется языковой материал 4 языков разных языковых семейств, разных культур: русский, татарский, английский, немецкий. Характеризуется самобытность языков, идет сравнение языковой культуры через ...

Музыкально-литературная композиция "Память сердца"

Урок, посвященный самым знаменитым песням о Великой отечественной войне. Урок будет полезен как учителям истории, так и учителям литературы...