Турнир смекалистых (для учащихся 5-6 классов)
методическая разработка (5 класс) по теме

Колчина Ирина Васильевна

Проведение недели математики давно стало хорошей традицией в общеобразовательной школе.  Цель недели математики – повысить интерес учащихся к изучению предмета, вызвать у них положительные эмоции, обогатить и расширить кругозор дополнительными знаниями.

Предлагаю сценарий проведения турнира смекалистых для учащихся 5 - 6 классов.

Цель турнира: развивать интерес к математике; воспитывать культуру математического мышления; прививать навыки самостоятельного решения задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Проведение недели математики давно стало хорошей традицией в общеобразовательной школе.  Цель недели математики – повысить интерес учащихся к изучению предмета, вызвать у них положительные эмоции, обогатить и расширить кругозор дополнительными знаниями.

Предлагаю сценарий проведения турнира смекалистых для учащихся 5 - 6 классов.

Цель турнира: развивать интерес к математике; воспитывать культуру математического мышления; прививать навыки самостоятельного решения задач.

Т у р н и р  с м е к а л и с т ы х                                                                                               (для учащихся 5 – 6 классов)

   Подготовка к игре. В игре участвуют две команды по 6 человек (команда девочек и команда мальчиков). Домашнее задание:

*придумать название команды, девиз, эмблему и  приветствие;

*выучить стихотворение о математике;

*найти высказывание о математике;

*составить задание (кроссворд из 10 слов) для команды соперников.

   Оборудование:

  1. карточки-задания для команд и для капитанов;
  2.  ответы для ведущего и для жюри;
  3.  доска для записи;
  4. колокольчик для жюри;
  5.  плакаты с высказываниями о математике;
  6.  музыкальное оформление.

   Ход игры.

I. Вступление.

    В е д у щ и й. Начинаем турнир смекалистых пятиклассников (шестиклассников). В программе: разминка команд, конкурс капитанов, конкурсы для команд и конкурс болельщиков. В игре участвуют две команды: команда девочек и команда мальчиков.

   Команда девочек:…(название, девиз, пожелание соперникам).

   Команда мальчиков:…(название, девиз, пожелание соперникам).

   Жюри:…(учителя, учащиеся старших классов).

   Ведущий турнира:…(учитель математики или старшеклассники).

Каждая команда читает стихотворение, посвященное математике.

Е. Шустер. О математике.

Говорят, математика очень суха,

Говорят, математика неодолима,

Но всякий признается в том без греха,

Что знать математику необходимо.

  О сухости скажет плохой ученик,

  О трудности – парень ленивый,

  Но кто в математику глубже проник,

  Тот будет довольно счастливым.

Без арифметики алгебры нет.

Без геометрии шагу не ступишь,

Ни в море, ни в небо, ни к миру планет

Без счета билета не купишь.

  И пусть ты не думал в науку идти,

  В селе остаешься иль будешь рабочим,

  Чтоб всюду достойную лепту внести,

  Математику знать советую очень.

Е. Петрова. Важная наука.

Цифры растянулись в длинный ряд,

Формулы…  А где же ты, романтика?

Ведь еще немало говорят:

«Скучная наука – математика».

  Не спеши-ка с выводами, друг,

  В технике, науке и природе –

  Все, что нынче видишь ты вокруг,

  По ее законам происходит.

Ведь в тайге не вырастет завод,

Люди не откроют тайны Арктики,

Тепловоз по рельсам не пойдет

Без «сухой науки» - математики.

  В космос мы пускаем корабли.

  Небо режут сотни самолетов.

  Разве их создать бы мы смогли

  Без математических расчетов?!

К звездам нас помчит поток ракет,

Позовут далекие  галактики,

Потому что в целом мире нет,

Нет важней науки математики.

**Жюри подводит итоги представления команд.

II. Проведение конкурсов.

   В е д у щ и й. Начинаем разминку команд.

Задание №1. «Отвечай, не задумываясь».

   1.Можно ли между цифрами 5 и 6 поставить какой-либо знак, чтобы получилось число больше 5 и меньше 6?              /Запятую. 5,6/

   2.Даны числа: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.  Что больше: их сумма или произведение?      /Сумма 45, произведение 0. Сумма больше, чем произведение./

Задание №2. «Язык мой – друг мой».

   Если вместо точек написать прописью определенные числа, тогда можно прочитать слова…  Какие именно?

   По…л                             /Подвал/

   Р….а                               / Родина/

   С…жка                            /Стрижка/

   И…рия                             /История/

Задание №3. Назвать пословицы и поговорки, содержащие числа.

Задание №4. Какие высказывания о математике вы знаете?

**Жюри подводит итоги разминки команд.

 

  В е д у щ и й . Игру продолжит конкурс болельщиков.

Задание №1. Возьми два слова СОМ и СЕТЬ,

                 Взгляни на буквы и ответь:

                 Как переставить буквы эти,

                 Чтоб два числа иметь в ответе?        /Сто и семь./

Задание №2.Мой первый слог – предлог,        

                     Второе – летний дом,

                     А целое порой решается с трудом.    /Задача./

Задание №3. Назовите слова математического содержания, которые начинаются с буквы «п».

  В е д у щ и й . Конкурс капитанов. /Капитаны получают задания в конвертах./

Задание №1.Применяя знаки действий, запишите:

   число 1 тремя двойками                    /2-2:2=1/

   число 10 четырьмя тройками            /3*3+3:3=10/

Задание №2. 

  1.Трое играли в шашки. Всего сыграли три партии. Сколько партий сыграл каждый?      /По две партии./

   2.Двое играли в шахматы четыре часа. Сколько времени играл каждый?                              / Четыре часа./

Задание №3. В доме 100 квартир. Сколько раз на табличках написана цифра 9?      /20 раз./

** Жюри подводит итоги конкурса болельщиков.

 В е д у щ и й . Пока капитаны заняты своими заданиями, проводим конкурсы для команд.

Задание №1. «Считай, не зевай».

  В игре участвуют обе команды. У каждого в руках – табличка с числом (у каждой команды табличка своего цвета). В 5-6  шагах перед командами – стул. Я, ведущий, предлагаю пример, каждый  устно считает результат. Тот, у кого оказывается соответствующее число, бежит к стулу и садится. Очко  засчитывается той команде, представитель которой сядет на стул раньше.

Увеличьте 2,6 на 3                  /5,6/

Умножьте 0,29 на 10              /2,9/

Найдите 50% от 5                   /2,5/

Найдите частное 0,35 и 0,7    /0,5/

            Разделите 3,2 на 32                 /0,1/

Задание №2. Каждая команда предлагает свое задание (кроссворд)  соперникам.

/Команды разгадывают кроссворды./

  В е д у щ и й . Предлагаем вашему вниманию сценку из жизни геометрических фигур.  /Инсценировка стихотворения./

Е. Панин. Треугольник и квадрат.

Жили-были два брата:

Треугольник с Квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший – треугольный.

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать Квадрат:

«Почему ты злишься, брат?»

Тот кричит ему: «Смотри:

Ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три,

 У тебя же их четыре».

Но Квадрат ответил: «Брат!

Я же старше, я – квадрат».

И сказал еще нежней:

«Неизвестно, кто нужней!»

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал: «Приятных

Я тебе желаю снов!

Спать ложился – был квадратным,

А проснешься – без углов!»

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел он – нет квадрата.

Онемел…  Стоял без слов…

Вот так месть! Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

** Жюри подводит итоги конкурса  капитанов и конкурса команд.

III. Подведение итогов игры.

Выступление председателя жюри.

Подведение итогов игры.  Объявление победителя.

Награждение  победителей, участников игры и активных болельщиков.

Литература

  1. Игнатьев Е. И.  В царстве смекалки. – М., Наука, 1979
  2. Кордемский Б. А.  Математическая смекалка. – М., Просвещение, 1981
  3. Кордемский Б.  А. Увлечь школьников математикой. – М., Просвещение, 1981
  4. Перельман Я. И.  Живая математика. – М., Наука, 1978
  5. Труднев В. П.  Считай, смекай, отгадывай! – М., Просвещение, 1970


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по информатике для учащихся 6 классов "Турнир смекалистых"

Повторение и закрепление ос­новного материала, представленного в неординарных ситуациях, расширение связей с другими предметами. Охватывает темы "Усторйство компьютера", "Файлы и папки", "Информация",...

Внеклассное мероприятие "Турнир химиков" для учащихся 8-х классов

Данное мероприятие можно проводить как с учащимися одного класса, так и с большим колличеством детей. Представленны задания для детей, бланки ответов, презентация для проведения и для проверки с ответ...

Сценарий "Турнира смекалистых" для учащихся 9 класса

Мероприятие в рамках сетевого взаимодействия (для учащихся 9 классов)...

Турнир смекалистых. Игра для учащихся 7 класса по математике, физике, информатике

Мероприятие проводится в игровой форме в рамках предметной физико-математической декады с целью повышения интереса обучающихся к предметам естественно-научного цикла....

История Средних веков. Итоговое занятие для учащихся 6 классов "Средневековый турнир смекалистых"

Игровые формы обучения делают увлекательной и интересной работу учащихся, одним из главных достоинств игры  является повышение интереса  предмету,  процесс обучения становится занимател...