Литературно-музыкальная композиция "На поклон к В.П. Астафьеву"
методическая разработка (10 класс) по теме

Старикова Татьяна Викторовна

Ведущие знакомят зрителей с биографией писателя. Композиция сопровождается презентацией, муз. оформлением, инсценированием отрывков из произведений писателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon na_poklon_k_v.p._astafevu.zip2.78 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                        Автор: Старикова Т. В., учитель

                                   русского языка и литературы

 высшей категории МОУ «Украинская СОШ»

                                                   Косихинского района Алтайского края

На поклон к Астафьеву.

Цели: - расширить представление  учащихся о жизни  и творчестве В. Астафьева;

           - способствовать развитию  интереса к личности и творчеству писателя;        

          - выяснить, какие проблемы поднимает писатель в своих книгах, поразмышлять над     этими проблемами;

            - заинтересовать учащихся  вопросами нравственности произведений;

            - побудить учащихся к размышлению над своей собственной судьбой, к поискам путей нравственного самоусовершенствования;

            -  помочь учащимся увидеть  актуальность  проблем, поднятых автором,

 Он писал для того, чтобы читатель

 сумел услышать боль каждого.

М. Дудин

Первостепенная задача писателя –

противостоять злу, утверждая добро.

В. П. Астафьев

на фоне музыки (Прелюдия до-диез минор, соч. 9)

 ЧТЕЦЫ: «Последняя встреча».

Тяжёл для Красноярска нынче год –

Зима бедой в сердца людей стучится,

Из всех домов спешит с утра народ

С писателем Астафьевым проститься.

Огромен нескончаемый поток.

Печаль и боль на незнакомых лицах.

В руках цветы. Вот привезли венок –

От президента – гости из столицы.

Хороших слов немало прозвучит

Из уст друзей на воздухе морозном…

Он не услышит их. Он промолчит.

И не увидит женщин многих слёзы

- Прощай, прощай, великий наш Земляк!

Украшен гроб твой в траурном убранстве.

Животворящий свет души иссяк,-

Она летит в заоблачном пространстве.

Наград, заслуг былых не перечесть

Перед страной родной и перед краем…

Пока твои на полках книги есть –

Ты будешь жив, любим и почитаем!

Ты не сгибал ни перед кем спины,

Ковром не стлался перед сильной властью,

Как верный сын в дни мировой войны

Ты воевал за мир, свободу, счастье!

Ты ненавидел подлость, месть и ложь,

А жизнь особой, чистой меркой мерил

И не ценил карьеру ни на грош.

Своим друзьям, жене и Богу верил.

И, не смотря на творческий свой рост,

Им не кичился, как и орденами,

Был, как учитель, - скромен, добр и прост,

Старался бодрым выглядеть с годами.

…В последний раз склоняюсь над тобой,

Желаю, как все верящие люди:

Пусть в небесах душа найдёт покой

И пусть земля для тела пухом будет.

Ведущий 1: 29 ноября 2001 года ушёл из жизни замечательный русский писатель Виктор Петрович Астафьев.  Слайд - фото Астафьева

Ведущий 2:   Кто для нас Виктор Петрович Астафьев? Это писатель. Личность. Человек.

Гражданин, проживший жизнь с веком наравне. Фронтовик, защитник природы. Видный общественный деятель.  Известный российский писатель и сценарист, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, лауреат российской премии «Триумф» за высокие достижения в литературе и искусстве. В 1999 году, на 75-летие, награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 2 степени. 

Ведущий 1: Это всё о нём. И сегодня, уже после смерти, его книги и статьи особенно актуальны и злободневны.

(слайд)       Писатель и время… Эти понятия тесно переплетены. Писатель только тогда писатель, когда умеет выразить свое время, когда у него отзывчивое сердце, когда он тревожит читателя, и заставляет его думать о мире и себе в этом мире. Как жил? Что провозглашал? Что осуждал? Куда звал?  

- А что бы сказал он нам, молодым, сегодня?

 Ведущий 2. «Как это я умудрился столько прожить? По какому праву? Чем я лучше тех молодых парней, которых сам закапывал на обочинах военных дорог? За что судьба даровала мне счастье жизни? Достоин ли я его? Всё ли делал для других? Всегда ли был честен перед собой? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не отталкивал ли с дороги локтями слабых?

Ведущий 1:   Что с нами стало?! Кто и за что вверг нас в пучину зла и бед? Кто погасил свет добра в нашей душе? Кто задул лампаду нашего сознания, опрокинул его в темную, беспробудную яму, и мы шаримся в ней, ищем дно, опору и какой-то путеводный свет будущего. Зачем он нам, тот свет, ведущий в геенну огненную? Мы жили со светом в душе, добытым задолго до нас творцами подвига, зажженным для нас, чтоб мы не блуждали в потемках, не натыкались лицом на дерева в тайге и друг на дружку в миру, не выцарапывали один другому глаза, не ломали ближнему своему кости. Зачем это все похитили и ничего взамен не дали, породив безверье, всесветное во все безверье. Кому молиться? Кого просить, чтоб нас простили? Мы ведь умели и еще не разучились прощать, даже врагам нашим...»

Ведущий 2. Наверное, так бы начал свою речь Виктор Петрович Астафьев, а, может, иначе, может быть, такими словами: « Память моя, Память, что ты делаешь со мной? Всё прямее, всё уже дороги…Стою на житейском ветру одиноким деревом, завевают во мне ветры, выдувая звуки и краски той жизни, которую я так любил и в которой умел находить радости даже в тяжёлые свои дни и годы».

Ведущий 1: Сегодня мы поразмышляем над его творчеством, выясним те проблемы, которые писатель поднимает в своих книгах. Современны ли эти проблемы в наши дни?

Творчество любого писателя невозможно рассматривать отдельно от его биографии, потому что без жизненных трудностей, без опыта, без встреч и расставаний, без радостей и печалей не взрастает ни один художник. Та среда, в которой родился и жил человек, несомненно, накладывает отпечаток на его характер, мировоззрение. А у творческой личности – и на его произведения. Пожалуй, Виктор Петрович Астафьев – один из ярких представителей русской литературы, чья писательская деятельность постоянно соприкасалась с его жизненным путем, с его судьбой.

Ведущий 2:   Конечно, странно было бы утверждать,  что только место рождения определило судьбу Виктора Петровича Астафьева. Те жизненные передряги, которые пришлось пройти ему, те беды, которые свалились на его детскую голову, скитания и метания – все это оказало влияние на его зреющий талант.

(слайды)     Река Енисей. Сибирь суровая и нежная – родина писателя, здесь он обрёл и последнее своё пристанище.

Ведущий 1: (слайды) Виктор Петрович Астафьев родился в селе Овсянка Красноярского края, что находится на берегу могучего Енисея. Для односельчан и для всех красноярцев он был советчиком и защитником. Он очень любил женщин. Считал, что именно русские бабы несут страну на своих плечах. А в его жизни самые дорогие женщины уходили одна за другой. Вначале  - мать, оставившая шестилетнего мальчика одного в этом суровом мире (мать утонула в Енисее в 1932 году), потом бабушка, потом грудная дочка, умершая от голода в послевоенные годы, и последней ушла Ирина – взрослая горемычная дочь, самая страшная астафьевская беда. Но мало кто знает, что у Виктора Петровича была сестрёнка, умершая ещё до его рождения. И он однажды сказал: «Больше всего не хватает её – сестры. Как она мне сейчас нужна».

Ведущий 2: Слайд (портрет матери) С той поры, как утонула Лидия Ильинична, мама писателя,  река отметиной пройдёт по всем его произведениям, и, может быть, поэтому он провел на реках лучшие, обостренно памятливые часы, сошедшиеся потом в рассказы, повести, целые книги. Правда, в них нет матери живой, воплощенной Лидии Ильиничны. Всюду она проходит только любимой тенью, одним молчаливым взглядом, щемящим воспоминанием. Мать осталась в его жизни чистым светом, самою добротой, и он не стал мутить этот светлый символ подробностями быта, поступками, диалогами.

Песня «Мама» (1куплет)

Инсценировка отрывка из рассказа «Васюткино озеро».

(Васютка и мать. Васютка поел, полистал учебники, оборвал листик календаря).

Васютка: До 1 сентября осталось всего девять дней.

Мать (недовольно): К учению надо готовиться, а ты в лесу пропадаешь.

Васютка: Чего ты, мамка! Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощёлкать вечером.

Мать: «Охота, охота!» Надо орехов, так пусть сами ходят. Привыкли парнишкой помыкать да сорить в избе.

(Васютка собирается : берёт ружьё, рюкзак).

Мать: Ты от затесей далеко не уходи – сгинешь. Хлеба взял ли с собой?

Васютка: Да зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.

Мать: Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать.

Васютка: Ладно, ладно, мам. Не спорю, если уж таков старинный порядок: идёшь в лес -     бери еду, бери спички.

(Васютка спокойно сунул краюшку в мешок и, насвистывая, уходит).

«Затеси» -  «Записка» - выразительное чтение монолога. «Аве Мария» (звучит мелодия)

 Ведущий 1:     Сын «забывает» специально свою мать на автовокзале, оставляя в её кармане не деньги, а записку. Этот человек обрубил свои корни, а без корней, без прошлого человек не может жить. Отказаться от матери – это преступление. Астафьев пишет в конце рассказа: «Жаль, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я лично бы нарубил виц, порол бы его, порол до крови, до визга, чтобы далеко и всем было слышно».

Ведущий 2: Уже в 65 лет, весь убелённый сединами, много повидавший на своём веку, он скажет: «…если бы мне было дано повторить жизнь, я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, восторгами и горестями утрат. И лишь одно я бы попросил у своей судьбы…- оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь, и особенно остро не хватает сейчас». Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может.
Говорит это вам человек, который имеет право на доверие, – он пережил свою мать».

Памяти матери он посвятил повесть «Перевал» (показать книгу).

Ведущий 1: Позднее он писал: … я естественно тянулся ко второй моей и неизменной матери – земле.  Здесь, в Овсянке, в окружении родных и близких пройдут такие короткие, но самые лучшие детские годы. Детство Астафьева – это и бабушка Катерина, и дед Илья, на чьем попечении он остался.

Ведущий 2. Оставшись сиротой, мальчик жил  у  бабушки и дедушки – Катерины Петровны и Ильи Евграфовича. (слайд) Cамые светлые воспоминания были связаны с ними. Но дедушка умер рано. Он часто вспоминает о своей бабушке, Катерине Петровне, которая заменила ему и отца и мать. Вглядитесь в эту фотографию. Суровое сухое лицо у астафьевской бабушки. Ведь не зря её в деревне звали «генерал». Всю любовь и нежность, на которую способно мужское сердце, отдал писатель бабушке. Несмотря на внешне крутой нрав, ее доброты хватает на всех. Но умела бабушка в тяжелую минуту поворачиваться к свету.

Ведущий 1:  Голодно в деревне, самим есть нечего, а она брошенного щенка несет; обманул ее внук, но пряничного коня она ему все же купила, штаны ему сшила, а он их тут же погубил. Но она не сердилась: слава богу, сам жив остался. Уже став взрослым, он вспоминает о ней с любовью и благодарностью в рассказах «Монах в новых штанах», «Зорькина песня», «Ангел-хранитель», «Бабушкин праздник», которые позднее вошли в сборник «Последний поклон».

 Детство Астафьева – это и «Далекая и близкая сказка», где мальчик впервые услышал музыку, которую играл на скрипке слепнущий Вася-поляк, и плакал от необъяснимого чувства, заполнившего детскую душу. Детство – это и бабушка Катерина. И дед Илья, на чьем попечении он остался. Рассказ «Запах сена» -  о многочисленной семье, где детей было столько, что на всех не хватило имен, поэтому двоих сыновей бабушка звала Кольчами. Только одного младшим, другого - старшим.

      Нелегкая, голодная жизнь таежного села в тридцатые годы прошлого века нашла отражение в рассказе «Ангел-хранитель».  Глава семьи, бабушка главного героя, вынуждена обменять золотые сережки, память о его умершей матери, на продукты, которые быстро закончились.

Инсценировка отрывка из рассказа «Ангел-хранитель»

Внук-рассказчик: В тот год, именно в тот год, безлошадный и голодный, появились на зимнике мужики и бабы с котомками, понесли барахло и золотишко, у кого оно было, на мену, в «Торгсин». Наша семья, ведомая бабушкой, изворотливой в хозяйстве, предприимчивой в делах, не раз голодавшей и бедовавшей за свою жизнь, мало-мало перебивалась. Бабушка усохла. Кость на ней выступила, характер ее, крутой и шумный, заметно смягчился.

          Бабушка затолкала в котомку вязаные праздничные скатерти, отнесла их в город и променяла на хлеб. Потом дедушкин новый полушубок отнесла, потом свою, бережно, по деревенской традиции хранимую — для смертного часа — одежду: платье, чулки, платок, чувяки и нижнюю юбку. Есть надо было каждый день, а барахло на рынке всё падало и падало в цене. Да и сколько барахла в крестьянской семье, которая никогда не жила в больших достатках?

        Но пересаливать и хлебать совсем сделалось нечего. Начали и мы есть картофельные очистки, неободранное просо пополам с мякиной, всякую дрянь стали есть. Я всегда был в семье на особом положении. И мне всегда отделялся самый лучший, самый сладкий кусок. И никто против этого не возражал — так должно быть, так положено. А после того как я переболел лихорадкой, да еще ревматизм меня донимал постоянно, все наши особенно заботились обо мне и отказывали себе во всем, только чтоб я был сыт, одет и не хворал.

Ослабел я скорее всех. Начал опухать. И ноги, худые мои ноги перестали меня слушаться, ходил я, шатаясь, голова у меня кружилась. Тягостно и угрюмо сделалось в нашем доме. Стойко державшаяся бабушка хоть и наставляла нас, носи платье, не складывай, терпи горе, не сказывай, но сама все чаще и чаще смахивала с лица слезы, тревожный ее, иссушенный бедою взгляд все дольше задерживался на мне. Однажды наелись мы мерзлых картошек. С молоком ели картошки, с солью, и вроде бы все довольны остались, но меня начало мутить и полоскало так, что бабушка еле отводилась со мною.

Бабушка сидит у прялки. Кольча-младший и дед сидят за столом. Внук смотрит в окно.

—Мужики! Надо что-то делать, мужики.... — Пропадет парнишка. А он пропадет — и я не жилец на этом свете. Я и дня не переживу, - говорит бабушка.

—Что ж, мама, — проговорил медленно Кольча-младший и опустил глаза. — Тут уж считаться не приходится... Тут уж из двух одно: или потерять парнишку, или...

Бабушка заплакала. Кольча-младший достал кисет, начал лепить цигарку, но отвернулся, словно  поперхнувшись, закашлял и с недоделанной цигаркой, с кисетом в руке быстро вышел. Дед  вышел за ним.

Внук: Мне в голову взбрело, будто хотят меня куда-то отправить, может, к тетке Марии и к ее мужу Зырянову, у которых я уже гостил в год смерти мамы, но жить у бездетных и скопидомных людей мне не поглянулось, и я выпросился поскорее к бабушке.

— Бабонька, не отправляйте меня к Зырянову. Не отправляйте. Я хоть чего есть стану. И картошки голые научусь... Санька сказывал — сначала только с картошек лихотит, потом ничего...

Бабушка резко подняла голову: « Это кто же тебе про Зыряновых-то брякнул?»

— Никто. Сам подумал.

Бабушка подобрала волосы, вытерла глаза ушком платка и прижала внука к себе:

—Чё ж тебя, как худу траву с поля, выживают? Удумал, нечего сказать! Дурачок ты мой, дурачок!

Отстранив внука вышла. Вскоре вернулась.

—Вот! — произнесла бабушка и разжала пальцы.

—Вот, — повторила она. протягивая внуку золотые сережки. —Матери твоей покойницы.  Все, што и осталось. Сама она их заработала, к свадьбе. На известковом бадоги с Левонтием зиму-зимскую ворочала. По праздникам надевала только. Она бережлива, уважительна была...

Внук  потрогал сережки пальцем.

 Бабушка  зажала руку.: «Тебе сберегти хотела. Память о матери. Да наступил черный день...»

Ведущий 2: Эта старая русская женщина воплотила в себе мудрость крестьянского опыта, она была первым учителем жизни. Писатель вспоминал:  «Бабушка была мне отцом и матерью - всем, что есть на этом свете дорогого для меня. Я помню каждую морщинку её усталого лица. Она возвращалась домой поздно - поздно, с вечерней зарёй».

Ведущий 1: Виктор Петрович был уже взрослым, когда умерла бабушка, жил далеко на Урале. Начальник отдела кадров вагонного депо, где он работал, не отпустил его на похороны.

Ведущий 2: Позднее, в «Последнем поклоне» Виктор Петрович скажет о бабушке такие слова: «Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушкины глаза, отдать ей последний поклон. И живёт в сердце вина, гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, близких и любимых людях, отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта…»   

Чтец: Бабушка, Овсянка, земляника

Да мечта о розовом коне.

Жизнь как ненаписанная книга,

Как цветок герани на окне.

Мчится время, пролетают годы,

Но опять к Шалунину быку,

Возвращает память, плещут воды.

Здесь вся жизнь на этом берегу.

Нет роднее родины на свете,

Чем дурман черемух по весне,
Чем простые заповеди эти,

Что шептала бабушка тебе.

 Инсценировка отрывка  из рассказа «Последний поклон»

 Витя заходит в избу, остановился около порога и наблюдает за бабушкой, которая, склонившись, мотает нитки. Она его не видит, а чувствует.
Бабушка: Што ж ты стоишь, батюшко, у порога? Подойди, подойди! Перекрещу я тебя, милого. У меня в ногу стрелило…испужаюсь или обрадуюсь – и стрельнет…
Витя: Я думал, ты меня не узнаешь.
Бабушка: Да как же не узнать? Что ты, Бог с тобой! /Бабушка пытается встать, но пошатнулась, Витя ловит ее/ - Остарела я, батюшко, остарела…ноги. Што ты смотришь? Хороша стала твоя бабушка?
Витя /обнимает ее/: Живой я остался, бабонька, живой!..
Бабушка: Молилась, молилась за тебя /целует его в гимнастерку, в сердце/.
Витя: Потому я и выжил.
Бабушка: Дай-кось я погляжу на тебя /гладит, ощупывает внука. Большой-то какой ты стал, большой!.. Вот бы мать-то покойница посмотрела да полюбовалась…(замолчала бабушка, заплакала) - Жизня-то какая была! Не приведи господи!.. А меня бог не прибирает, путаюсь под ногами. Да ведь в чужую могилку не заляжешь. Помру скоро, батюшко, помру  (погладила внука по голове). – Устала я, батюшко, вся устала. Восемьдесят шестой годок… Работы сделала – иной артели впору. Тебя все ждала. Жданье крепит. Теперь пора. Теперь скоро помру. Ты уж, батюшко, приедь похоронить-то меня… Закрой мои глазоньки… Пойдем, пойдем на могилку к матери сходим.
Уходят. Звучит музыка ( Поль Мориа «История любви»)

Ведущий 1. Но скоро всё изменилось в мирном сибирском селении. Зловещий 33 год искорёжит земли и души, разорит крепкие хозяйства, а самих хозяев пустит по ветру по всему белу свету.  

Ведущий 2: И ещё не знает будущий писатель, чем обернётся для него эта беда. Ждут его впереди великие мытарства и скитания по чужим углам.

 Ведущий 1: По настоянию отца стал жить в его новой семье. В 1936 году Виктор остался круглым сиротой. До марта 1937 года был беспризорником, затем был  отправлен в детдом-интернат в посёлке Игарка. (слайд)

Ведущий 2: В интернате встречаются два человека, которые сыграли важную роль в жизни Астафьева: это Василий Иванович Соколов, который был воспитателем, а затем директором детдома и учитель литературы и поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский. Василий Иванович, будто угадал, что Витю не только много унижали, попрекали хлебом, даже тем, что он зачем-то живет, но и достаточно много топтали в прямом и переносном смысле.

Витя любил читать без разбора и передыха все, что попадало в руки, дрался из-за книг, даже воровал их, не считая это большим грехом.

         На протяжении тех лет, которые он прожил в детдоме при Василии Ивановиче, тот частенько твердил ему о его “природных данных”, о ” несомненной литературной одаренности “, и от этих слов Витя впадал то в лихую, дурашливую веселость, то в смущение. Однако, потихоньку начал сочинять стишки, участвовал в школьном рукописном журнале и напропалую врал ребятишкам, пересказывая прочитанные книги.

  Ведущий 1:       Замечательный человек, встретившийся ему в начале жизненного пути, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт. (слайд) Он преподавал русский язык и литературу. Впервые за все время существования 5-Б класса даже у лентяев в графе “поведение” появились отличные оценки. Игнатий Дмитриевич стал приносить на уроки свежие журналы, книжки – это было тогда редкостью – и обязательно читал вслух 10-15 минут. Всем было очень интересно. Дети очень полюбили самостоятельную работу – не изложение писать, не зубрить наизусть длинные стихи, а сочинять, творить самим.

Ведущий 2: В мае 1941 г В.Астафьеву исполнилось 16 лет – детдом нужно было покидать. С этого времени у писателя начинается взрослая жизнь.В 1942 году ушёл добровольцем на фронт.  (слайд)  Был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Астафьев оставался простым солдатом. В 1944 году в Польше был контужен. Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями "За отвагу", "За победу над Германией" и "За освобождение Польши". Несколько раз он был тяжело ранен.

    После демобилизации в 1945 году уехал на Урал, в город Чусовой, Пермская область (слайды)

Ведущий 1: Литературная деятельность началась в 1951 году, в газете «Чусовской рабочий» появился его первый рассказ «Гражданский человек». С тех пор он  не оставлял пера до последнего года жизни. (слайд) "Ни дня без строчки" - это девиз неутомимого труженика, истинно народного писателя.(2 слайда)  В 1953 году вышел первый сборник рассказов «До будущей весны», а в 1958 году Виктор Петрович Астафьев принят в члены союза писателей РСФСР. Признание читателей пришло с повестями «Перевал», «Звездопад», «Кража». В 1961 году Виктор Петрович окончил Высшие литературные курсы. В1979 году он вернулся на свою родину, которую всегда считал источником творческого вдохновения.

Ведущий 2: (Слайд)   Важнейшие темы творчества Астафьева — военная и деревенская.

  О многом заставляют задуматься произведения Астафьева. Писал о том, что болело.

Рассказы Астафьева – это воспоминания о своём детстве, этой удивительно светлой и прекрасной поре, о Сибири. Проникнутые верой в человека, в его нравственные силы, они заставляют быть добрее друг к другу, к другим людям, их бедам и радостям.

(слайд) «Конь с розовой гривой», «Последний поклон», «Васюткино озеро», «Фотография, на которой меня нет», «Заветное». «Печальный детектив».

Ведущий 1: Это автобиографические рассказы о трудном, голодном детстве, о судьбе мальчика, оставшегося сиротой. В мире произведений Астафьева много страданий, они наполнены желанием спасти человеческое в человеке. Славу писателю принесли романы «Царь-рыба» (слайд), «Прокляты и убиты», повести «Последний поклон» (слайд)

(Слайд) Война стала центральной темой творчества Астафьева. Роман «Прокляты и убиты»  наполнил энергией сопротивления безвременной смерти. Именно этим романом Астафьев подвёл итог своим размышлениям о войне как о преступлении против разума. Роман очень высоко оценён не только литературной критикой, но и отмечен правительственными наградами.

Ведущий 2: Более двухсот книг издано в нашей стране и за рубежом, по произведениям Астафьева сняты кинофильмы, поставлены спектакли (слайд «Произведения В.П. Астафьева)

Ведущий 1: «Художником чистого золота» назвал Астафьева Юрий          Бондарев.  Михаил Дудин отмечал, что « Астафьев – писатель редкостного умения вглядываться в жизнь людей, подмечать в ней всё, судить это подмеченное, размышлять о нём и сочувствовать человеческой душе». (слайд) Виктор Астафьев — совестливый писатель, тут и личная боль его, и способ повествования.(слайд) А сочувствовать Астафьев мог всему живому на земле: дереву, травинке, животному и, конечно, человеку.

Ведущий 2: Нравственные проблемы: добра и зла, чести и бесчестия, правды и лжи, проблему воспитания в семье, проблему «отцов и детей», отношение к природе и вообще к родной земле – очень волновали писателя. Его произведения утверждают такие нравственные ценности, как честность, бескорыстие, высота чувств, вера в добро.

Ведущий 1:  (слайд) «Первостепенная задача писателя – противостоять злу, утверждая добро», – говорил Астафьев. Он не идеализирует своих героев, не щадит ни героев, ни читателей. Читать Астафьева – не развлечение, так как его книги в ответ на искренность  писателя ждут от читателя прежде всего совестливой требовательности к самому себе.

Ведущий 2: Наряду с нравственными  проблемами  произведения Астафьева ярко высвечивают ещё одну   проблему – отношение человека к природе. Жизнь человека и природы тесно связаны между собой и не удивительно, что многие авторы в своих произведениях раскрывают  её.  В рассказах Астафьева поражает жестокость людей по отношению к природе. Мало кто понимал, что природа – это храм, а не мастерская. В повести «Царь-рыба» писатель утверждает, что человек должен жить в мире с природой, не разрушая её гармонии, не грабя её, забирая всё, что только можно. Автор  осуждает браконьерство в широком смысле слова. Неподдельной болью о судьбах своей страны и народа, искренностью поражает эта  повесть.

Два произведения Астафьева – «Царь-рыба» и «Последний поклон» заканчиваются молитвой и проповедью:

          «Боже  праведный,  подаривший  нам  этот  чудесный  мир  и  жизнь  нашу,  спаси  и сохрани нас!» (слайд)

Ведущий 2: Защищая природу в своём творчестве, Виктор Петрович прежде всего защищает человека, борется за сохранение всего лучшего, что было, есть и будет в нём. Из прекрасной земли поднялся этот человек и украсил её своим добрым и чистым талантом.

Писатель любил свой край, непостижимо прекрасную енисейскую Сибирь, но тонко чувствовал, что ниточка, соединяющая человека и природу, теряется. Поэтому его рассказы – это колокол, бьющий тревогу, это наказ нам, читателям.

Ведущий 1: Большую роль в воспитании человека может сыграть книга «Затеси». (слайд) Интересное слово, не правда ли?  Слово, обладающее способностью оставлять глубочайшие следы в памяти, сердце, душе каждого, кто его произнесет. Слово, которое способно «выжигать» на сосуде, имя которому душа человеческая, огненную скорбь, кипящее негодование, неописуемую боль, целительную надежду и всепоглощающее чувство стыда.
Ведущий 2:       Это цикл поэтических миниатюр, которые объединены одной мыслью автора: «заставить читателя слышать боль каждого». Однажды Астафьев был в храме. На плите, под которой был похоронен царь строитель Давид, есть слова, знакомые каждому грузину: «Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на моё сердце, чтобы слышал я боль его» Автора поразили эти слова до глубины души. Затеси – это зарубка, срез, стёс, сделанный чем-то острым на дереве. Это метка, которая указывает дорогу, тропинку. В названии книги лежит метафора. Астафьевские «затеси» тоже оставляют зарубки, только в нашем сердце, в душе, в нашей памяти (слайд). Эти короткие записи-миниатюры позволяют автору вести  задушевную беседу с читате лем, исповедоваться перед ним. Эту книгу можно назвать книгой мудрости, потому что в ней яркими красками запечатлена,увы, неяркая жизнь человечества; жизнь, утратившая волшебный стержень доброты, чести, достоинства; жизнь, в которой человек забыл о матери-природе, о своих близких, забыл уроки истории, те страшные даты, которые были высечены на лучезарном небосводе горем, скорбью наших предков.

Ведущий 1:        «А не получится ли так, что человек и братья его забудут самих себя, канув в бездну времен, в неизвестное черное небытие?» - спрашивает в своих произведениях В. П. Астафьев (слайд). Вполне возможно, так оно и будет, если мы, люди,  не изменим отношение к себе, ко всем и ко всему, что нас окружает.

Какие поэтические миниатюры вам запомнились? Что за проблемы поднимает писатель в них? 

 «Хвостик» (слайд) Художественный пересказ миниатюры.
Ведущий 2: Идёт описание Овсянского острова. Это прекрасный уголок, формой напоминает голову, в любое время года красив по-своему. Особенно весной, когда цветёт черёмушник. Но пришёл человек. Построил гидроэлектростанцию. Захудала на острове трава, усохли кустарники, перестала цвести и рожать черёмуха, обуглились, почернели её ветки. Люди стали строить дачи, под песню «То ли ещё будет», расползлись по острову. Астафьев выносит приговор высшему существу - человеку. «В смысле выделения мусора и нечистот с человеком никто не может сравниться – ни птица, ни зверь».
Ведущий 1: Над чем же смеётся мальчик? Картина такая. На поляне после недавнего отдыха среди объедков и битого стекла стоит консервная банка, а из неё торчит хвостик суслика, скрюченные задние лапки. Банка стоит на газете, где крупно написано: «В защиту природы».
Это заглавие подчёркнуто ярко-красным цветом (кровью зверушки).
Своей миниатюрой автор еще раз показывает, как человек уничтожает красоту природы своими руками; жестокость этого мальчика пугает писателя. Именно из таких мальчиков появляются «стрекачи» и другие убийцы и насильники, которых Астафьев изобразил в рассказе «Людочка».  Здесь добро сталкивается со злом.

Ведущий 2: Земля – твой мир, твой отчий дом,

Твои любовь и дети.

Храни его своим трудом

И песней на рассвете (слайд)

Это любимые строки Виктора Петровича Астафьева из стихотворения Михаила Дудина.

Будучи прозаиком, он замечательно знал поэзию и пропагандировал ее. При этом его всегда волновала тайна мастерства. Как возникает магия слова? Из чего рождается поэзия?

В заглавиях Астафьева «прочитываются» имена близких ему художественных натур: «Есенина поют».

В исполнении вокальной группы звучит песня на стихи С.Есенина «Над окошком месяц»

Ведущий 2: Словами этой песни начинается  миниатюра В.П. Астафьева «Есенина поют». А дальше: «И от пальцев рук, ног, от корешков волос, из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом, хочется куда-то побежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце…» Такое воздействие оказывала эта песня на автора. Под песни Есенина Астафьев размышляет о жизни деревни. Песня навевает ему эти мысли о жизни двух одиноких старух (потому что дети выросли и разъехались, мужья, видимо, умерли; а эти женщины доживают свой век), об одной лошади на три полупустых деревни, о  неудачном годе для крестьянина.

Ведущий 1: Почему в рассказе поется песня именно Есенина? Кто такой Есенин?

  Русский поэт, который в своих стихах говорил о своей родине, о деревне, потому что сам родом из деревни. И он близок по духу деревенским жителям. « Отчего же это так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта!.» Об отношении Есенина к деревне говорят следующие строки: «..Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут….чтоб отмучиться той мукой, которой не перенес, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь … потому  льнем, тянемся к слову рязанского парня, чтоб еще и еще раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль…» Поэт всегда следил за жизнью деревни и переживал за нее. Он страдал вместе со всем народом из-за того, что жизнь из русской деревни уходит.

Ведущий 2: В конце рассказа много вопросительных предложений, в которых Астафьев спрашивает: «И в самом деле, где ты, наша липа – липа вековая? Теплый очаг? Месяц? Родина моя, Русь где ты?»

  1. Как вы понимаете эти слова? Диалог с аудиторией.

Ведущий 1: (Многие деревни в России, на Руси, опустели, потому что некому в них жить. Люди уезжают  в города. И получается, что деревни уходят, исчезают. Это больно отзывается в душе автора.)

  1. А есть ли хоть какая-то надежда на то, что жизнь в деревнях возродится, что не совсем они исчезнут? Диалог с аудиторией.

Ведущий 2: (Да, есть. Об этом говорит и Астафьев. «Едва-едва просочился из-за реки блеклым пятнышком свет в деревенском окошке. Живы старушки». Хоть маленькая, как это «блеклое пятнышко», есть. Это не просто свет из одного окошка, а это надежда на то, что жизнь в деревнях не совсем потухла, что, может быть, кто-то еще придет на этот свет, и жизнь продолжится. )

Ведущий 1:  Надежда на возрождение деревень есть еще и потому, что поют песни Есенина, деревенского поэта, который так любил свою родину, воспевал ее. Раз его песен не забыли, значит будет жить русская деревня, Россия. И душа Есенина как бы летает над землей, над деревнями и смотрит, как живут люди сейчас, и вселяет надежду в души россиян.

Ведущий 2: Итак, о чем же заставляют задуматься книги В.П. Астафьева? (слайды) Писатель заставил нас поразмышлять над жизненными проблемами, посмотреть, а точнее всмотреться в себя, в близких и знакомых. Задуматься над тем, что в человеке живет два начала: зло и добро. А вот что победит? Это зависит и от самого человека, и от общества. И книги Астафьева, взывая к человеческому разуму и человеческой душе, заставляют задуматься о том, какие мы есть. Человек должен отвечать за все живое вокруг.

Ведущий 1: -  Современно ли творчество В.П. Астафьева?      Диалог с аудиторией.

Творчество В. П. Астафьева современно, потому что шедевры не имеют срока давности, а его книги действительно шедевры литературного искусства. Кроме того, те уроки, которые преподает Виктор Петрович своему читателю, необычайно остры в наше время. Например, проблемы экологии, поднятые в "Царь-рыбе", не утратили своей злободневности, а напротив стали еще значимее в нашем обществе...

Ведущий 2: Творчество В.П.Астафьева современно, потому что автор в своих произведениях поднимает проблемы нравственности, долга, бережного отношения к природе и всему живому на земле. Как любой гуманист, он хотел оставить мир лучше, чем тот, в который пришел.

Ведущий 1: Астафьевские дни проводятся в апреле, в 2009 году отмечалось 85 – летие писателя. Выставки, конференции, различные встречи. Шумно, суетливо, чего так не любил Виктор Петрович. В этом же 2009 году писателю была присуждена (посмертно) премия Солженицына.

Ведущий 2: Возле автодороги Красноярск—Абакан установлен памятник нашему земляку (слайд)   В 2006 году   скульптор Игорь Линевич-Яворский соорудил памятник В. П. Астафьеву в Красноярске (слайд)  Сооружена и   мемориальная скульптура самого писателя и его супруги (слайд).

Ведущий 1: Пройдут годы. Другие люди будут открывать книги писателя. И тогда по листам пробежит радостный трепет, рожденный счастьем бытия, и они заговорят голосом. И может быть, именно так:

       И сладко мне стремиться из потемок,

       Чтоб, взяв меня в ладонь, ты,

       Дальний мой потомок,

       Доделал то, что я не довершил.    

Ведущий 1: О смерть–разлучница, оставь его

      И нас – до срока - не зови,

      Чтоб всем нам помнить про Астафьева

      И жить в согласье и любви!

Ведущий 2: Не сказав, как следует «прости»,

Бабы сразу же заголосили

Надо б на руках тебя нести

Не по Красноярску – по России.

Ведущий 2: Слайд 51 (звучит «Лунная соната» Бетховена)

Астафьев скончался  в ночь с 28 на 29 ноября. Похоронили Виктора Петровича, как он и просил, на овсянском кладбище, рядом с могилой дочери Ирины. Это далековато от Красноярска. Но, к счастью, поэтому могиле писателя не грозят митинги, экскурсии и прочая мирская суета.  В морозном тумане застыли берёзы и ели, падал мелкий колючий снег. Сотни людей стояли, не замечая студёного ветра,  и слёзы замерзали у многих на щеках…

           

    Чтецы:

                     Ну вот и нет тебя, мой друг,

Друг неухоженных и сирых.

Перо вдруг выпало из рук,

И стало холодно над миром.

Ты так любил лесной привал,

Таёжных трав благоуханье,

От жизни праведной устал,

Ушёл в бессмертье, как в изгнанье.

Мне не понять – зачем живу,

Хоть в этом трудно признаваться…

Учил весной жевать траву

И заразительно смеяться!

Ты был для многих – старший брат,

Горьки, увы, слова прощанья!

Сильнее всех земных наград

Лишь всенародное признанье.

Ведущий 1: Но останется с нами

Это имя в веках,

Болью, верой, мечтами

Биться в наших сердцах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."

Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...

Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы

Литературно-музыкальная композиция в сопровождении презентации. Достаточно важный момент в представлении - это перестроения. Доступна и интересна любой возрастной группе учащихся....

Литературно-музыкальная композиция "Память сердца"

Всё дальше и дальше уходит от нас в глубь прошлого Великая Отечественная война. Всё меньше её живых свидетелей и участников. Придёт время - и мы будем узнавать о событиях и людях военных лет только из...

Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся в небо"

Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся  в небо" разработана в рамках проведения недели, посвященной  Дню космонавтики....

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...

Литературно-музыкальная композиция " Свет рождества" для музыкально-драматического кружка "АМПЛУА"

Таня: Рождество - праздник этот самый длинныйОн веселый и старинный,Наши предки, пили, ели,Веселились две недели.Наряжались и шутили,Праздник ждали и любилиТак давайте же у насВстретим мы его сейчас!Н...