Главные вкладки

    методические разработки к внеклассной работе по русскому языку
    учебно-методический материал по теме

    Нестандартный урок по русскому языку в 6 классе по теме " Употребление местоимения в речи", Ток - шоу " Слова - загадки",Брейн - ринг Сказки", брейн - ринг" Выучи русский "язык

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Неделя русского языка:

     «Язык мой, давай с тобой дружить!»

     ( году русского языка посвящается)

    Цель: способствовать выработке у учащихся культуры речи, повысить интерес к изучению русского языка, учить детей делать самостоятельно выводы, развивать художественный вкус.

     Ход мероприятия:

    На рекламном стенде висит объявление:

    Внимание! Внимание! Всем! Всем!

    Если вы хотите знать:

    как появилась русская азбука;

    можно ли сломать язык;

    что такое баклуши и можно ли их бить;

    сколько слов в русском языке;

    почему чучело -  гороховое, барышня – кисейная, а друг – закадычный;

    происходит ли слово врач от слова врать

    и ещё множество ответов на вопросы: где? когда? откуда? почему? зачем и как?

    и, наконец, если вы хотите стать ещё грамотнее,

    тогда принимайте участие в Неделе русского языка!

    В программе Недели:

    • Понедельник «Юс малый и юс большой» (утренник для 1 – 4 классов)
    • Вторник «Послушаешь мудрого – сам ума наберёшься» (для учащихся 5 – 6 классов)
    • Среда «Час занимательного русского языка»
    • Четверг «В гостях у словарей» (для учащихся 9 класса)
    • Пятница «Язык мой – друг мой» (для учащихся 7 – 8 классов)

    Понедельник. День первый

    Библиотекарь: Не все, наверно, знают, что это буквы древнерусского алфавита. Ну, две-то из него вы знаете наверняка. Какие?

    Сейчас я вам назову несколько выражений, а вы мне объясните, как они связаны с древнерусским алфавитом.

    Прописать ижицу.

    Ходить фертом.

    Учить аз да буки – школяру муки.

    Азбуку древние русичи получили, когда в 988 году на Руси вместе с христианством появились церковные книги на славянском языке – Евангелие, Псалтырь, проповеди и поучения учителей церкви. Азбука эта называлась кириллицей по имени славянского первоучителя Константина (Кирилла) Философа. Не все эти буквы соответствовали звукам древнерусского языка. Так, «юс большой» и «юс малый» были созданы для обозначения носовых гласных, а такие гласные в древнерусском языке были утрачены до IX века. Поэтому «юс малый» стали заменять буквой я, а «юс большой» - буквой у. Две буквы – «онъ» и «омега» - обозначали один и тот же звук [о]. Двумя буквами – «зело» и «земля» - обозначался звук [з]. Для звука   [и] тоже было две буквы – i и и. Со временем утратились гласные звуки [ь] и [ъ], однако на письме буквы, обозначавшие эти звуки, сохранялись очень долго. Были в кириллице буквы, созданные для слов, заимствованных из другого языка. Так «фита» и «ферт» предназначались для звука [ф], который в исконных словах в древнерусском отсутствовал, но встречался в именах, пришедших из греческого: Филипп, Феофан, Фёдор.

          В древней Руси буквами кириллической азбуки обозначались также и цифры. Чтобы не спутать число со словом, по обе стороны от числа ставились точки, а над числом надписывали знак, который назывался «титло».

    Выбегает Почемучка – маленький мальчик. Он обращается к ребятам:

      - Я заблудился. Помогите мне найти дорогу домой. Если правильно ответите на мои вопросы, значит, я доберусь домой вовремя.

    1. Я – мальчик, а зовут меня Почемучка. Но ведь и девочку так можно назвать. Почему? А ещё несколько таких же слов назовёте?

            (Плакса, неряха, недотёпа, невежа, соня, разиня)

    1. Почему в слове космонавт вторая часть – навт, ведь по-гречески это означает «мореплаватель», «плаватель»?
    2. Что мешает образовать существительные женского рода при помощи суффикса - к- от слов кочегар, штукатур, матрос, солдат, водовоз, пилот?
    3. Мы образуем слова с уменьшительными суффиксами: винтик, башмачок, а с «увеличительными» - башмачище, ручища.

         Что мешает образовать слова с суффиксами -ик, -ок от слов гигант, великан, монумент, а с суффиксом -ищ – от слов карлик, гном, лилипут?

    1. Кто вспомнит больше слов, начинающихся сразу с четырёх согласных?

         (Всплеск, взгляд, встреча…)

    1. Догадайтесь, какое слово я задумала: в нём такая же приставка, как в слове подмосковный, корень тот же, что в слове березонька, а суффиксы такие же, как в слове грузовик. (Подберёзовик)
    2. Родственны ли такие слова: переносица и непереносимый, пот и потолок, гора и загородка, приложение и предложение?

    Почемучка: Вот спасибо, ребята! На все вопросы ответили, теперь я знаю, куда мне бежать, где искать свой дом

    Вторник. День второй

    Библиотекарь: Второй день мы начнём со сценки (разыгрывается сценка по тексту):      

    Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подаёт только языки. Мудрый философ ответил:

         - Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете самое лучшее, кроме языка! При помощи языка развивается культура, строятся города; при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, выполнять просьбы, приветствовать,  мириться, вдохновлять на подвиги, выражать ласку, любовь. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.

         Такое рассуждение пришлось по вкусу Ксанфу и его гостям.

         В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее.

         Эзоп опять купил языки. Все удивились этому.

         Тогда мудрец начал объяснять:

         -  Ты велел отыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга; посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать целые государства; он может вносить в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?

         Предание говорит, что не всем гостям понравился такой совет.

    Библиотекарь: Представим, что мы тоже присутствуем на обеде у философа и ведём неспешную беседу.

    - Как вы понимаете выражение «эзопов язык»?

    - Какими свойствами языка вы больше пользуетесь: хорошими или плохими?

    Библиотекарь: Сейчас я вам раздам листочки с текстом, и мы с вами окажемся на Востоке. И здесь нужно проявить смекалку, чтобы не попасть впросак (Текст даётся без «смысловых» знаков препинания):

                                                  Совет муллы

    Сын хана учился у муллы. Однажды мальчик не выучил урока. Мулла, упрекая ученика, сказал:

         - Не будь глупым как отец будь умным.

    В этот момент заходит хан. Мулла тут же изменил интонацию:

         - Не будь глупым как отец будь умным.

    Библиотекарь: Давайте разыграем небольшую сценку на предложенную тему с правильной интонацией (ребята разыгрывают сценку):

    Купец, плавая по морям с богатым товаром, попал однажды в страшную бурю. Он стал молиться Посейдону, покровителю морей: «О, Посейдон, если ты спасёшь мои корабли, то я принесу тебе в жертву статую золотую чашу держащую».

          Благополучно завершив путешествие, купец принёс обещанный Посейдону дар, но обошёлся он ему недорого. Как купец перехитрил бога морей?

    (ребята отвечают на поставленный вопрос)

    Библиотекарь: Даже маленькая запятая может иметь огромное значение.

    Сейчас я вам прочитаю высказывания А. Н. Толстого о русском языке: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песни над колыбелью».                                                                                                 Давайте подтвердим высказывание Алексея Николаевича: вспомним и прочитаем стихотворения наших замечательных поэтов, споём несколько русских народных песен, которые вы сегодня подготовили.

    (проводится небольшой конкурс на лучшего чтеца, лучшего исполнителя народных песен)

    Среда. День третий

    Библиотекарь: Сегодняшний день я начну со стихотворения А. Яшина.

                                          Русский язык.

    Я люблю свой родной язык!

    Он понятен для всех,

    Он певуч,

    Он, как русский народ, многолик,

    Как держава наша, могуч.

    Он – язык луны и планет,

    Наших спутников и ракет,

    На совете

    За круглым столом

    Разговаривайте на нём:

    Недвусмысленный и прямой,

    Он подобен правде самой.

    А. И. Куприн нашёл такие слова для описания человеческого языка:

    Вот скрипнула калитка… Вот прозвучали шаги под окнами… Я слышу, как он открывает дверь. Сейчас он войдёт, и между нами произойдёт самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнём разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха.… И его мысли станут моими…        

    Библиотекарь: А сейчас будем отгадывать загадки, шарады, анаграммы, метаграммы, решать задачи – шутки, отвечать на вопросы.

          Чтобы правильно произнести эти стихи, надо договорить слово.

    На бахче у нас растёт.                        Я антоним к слову зной,

    Как разрежешь – сок  течёт,              Я в реке, в тени густой,

    Свеж и сладок он на вкус,                 И в бутылке лимонада

    Называется… (арбуз)                         А зовут меня… (прохлада)

    Чтоб скорей в библиотеке                 Не бываю без начала,

    Отыскать ты книгу смог,                   Близкий родственник причала,

    В ней бывает картотека,                    Делу всякому венец,

    Специальный…  (каталог)                Называюсь я… (конец)

    Он на вокзале есть всегда,                Я антоним шума, стука,

    К нему приходят поезда,                  Без меня вам ночью мука,

    Двойное р содержит он,                   Я для отдыха, для сна,  

    А называется… (перрон)                 Да и в школе я нужна.

                                                                Называюсь… (тишина)

    Загадка эта нелегка:

    Пишусь всегда через два к

    И мяч, и шайбу клюшкой бей,

    А называюсь я… (хоккей)

    На большие расстояния

    Мчится он без опоздания,

    Пишется в конце два с

    Называется… (экспресс)

    Библиотекарь: Сейчас отгадаем метаграммы, анаграммы, шарады.

    Забирается на печь

    И ворчит, шумит, плюётся,

    Уж от ссор не уберечь.

    Корень слева дан Китаем,

    Ну а суффикс русский, знаем. (Чай-ник)

    Меня вы в сказке отыщите,

    Я в сказке Пушкина герой.

    Но л на н лишь замените-

    Сибирской стану я рекой.  (Елисей –Енисей)

    Когда я с т, на мне плывут.

    Когда я с д, меня сорвут.  (Плот – плод)

    Задачу ты решишь свободно:

    Я – небольшая часть лица.

    Но прочитай меня с конца-

    Во сне увидишь что угодно.  (нос -  сон)

    Воздух в шины я вдуваю,

    Жизнь несу я колесу.

    Если слоги мы смешаем,

    Буду деревом в лесу.  (насос – сосна)

    Первое – нота,                             Начало – нота,

    Второе – то же.                            Потом  - оленя украшенье.

    А в целом –                                  А вместе - место

    На горох похоже.  (Фасоль)       Оживлённого движенья.  (дорога)

    Чем кончается день и ночь?  (ь)

    Что стоит посередине земли?  (м)

    Чем кончается лето и начинается осень?  (о)

    В каком слове сорок гласных?  (Сорок-а)

    Какие три местоимения самые чистые?  (Вы-мы-ты)

    В каком слове буква я встречается семь раз?  (Семь-я)

    Заменить одним словом с шипящей на конце:

    Суп со свеклой и другими овощами  (борщ)

    Дикие птицы и животные как предмет охоты  (дичь)

    Женское украшение, прикалываемое на грудь, на воротник  (брошь)

    Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи  (печь)

    Заменить одним словом с удвоенными согласными:

    Большое желание есть  (аппетит)

    Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями  (аллея)

    Острое вирусное заболевание  (грипп)

    Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани  (аппликация)

    Четверг. День четвёртый

    Библиотекарь: Сегодня мы с вами сходим в гости к словарям.

    Словарь - это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе слова – дело плоти, крови и души родины и человечества.

    Библиотекарь: Сейчас, ребята, мы должны отправить  на съезд Слов от русского языка делегата – самое достойное слово, на котором «мир стоит», которое «сверкает ярче солнца», «в огне не горит», «в воде не тонет», «суда не боится», « с ложью не дружит», «всегда живёт с хорошими людьми». Что это за слово?

    - Да, это слово ПРАВДА.

    (библиотекарь обращается к учащимся – «словарям»)

    - Уважаемые «Словари», сейчас каждый из вас должен рассказать всё, что он знает о слове ПРАВДА.

    Толковый словарь: ПРАВДА – слово многозначное. Каковы же его основные значения?

    1. То, что соответствует действительности, истина (ПРАВДУ говорит).
    2. То, что исполнено истины; правдивость (Люблю тебя за правду).
    3. Справедливость, порядок, основанный на справедливости (Нам правду не найти).
    4. В составе средневековых названий, сводов, законов («Русская правда»)
    5. В значении наречия: «верно, справедливо, в самом деле».
    6. В значении вводного слова: «действительно, в самом деле».

    Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля, кроме толкования значения слов, включает в себя тридцать тысяч пословиц со словом ПРАВДА. Вот некоторые из них.

         Без правды жить легче, да помирать тяжело.

         Правда сама себя очистит.

         Дело знай, а правду помни.

    Библиотекарь: Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты». О друзьях слова ПРАВДА нам может поведать «Словарь синонимов».

    Словарь синонимов: Синонимом слова ПРАВДА является слово истина. Об этом пишет М.Пришвин: «Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться, истину надо искать».

    Библиотекарь: Случается, что и враг даст полезный совет. С врагами, противниками слова ПРАВДА познакомит нас «Словарь Антонимов»

    Словарь антонимов: Антонимы – это слова с противоположным значением. ПРАВДА – ЛОЖЬ, ПРАВДА -  ВРАНЬЁ, (разговорное).

    Библиотекарь: Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают её нагляднее, выразительнее. К ним часто прибегают мастера художественного слова.

            У кривды тысяча дорог,

            У правды лишь одна.

            Она порой полна тревог

            И горечи полна.              (А. Кешоков)

    Библиотекарь: Чтобы о слове подлинную правду узнать, надо его по косточкам разобрать. Сделать это нам поможет «Словообразовательный словарь».

    Словообразовательный словарь: Слова ПРАВДА непроизводное, оно состоит из корня ПРАВД и окончания А. Его словообразовательное гнездо включает около сорока слов: взаправду, правдолюбец, неправда, правдоподобность и др.

    Библиотекарь: Ну, уж если вы хотите узнать всю подноготную правду о слове, то нельзя обойти вопрос о происхождении его. Ответить на этот вопрос мы попросим «Этимологический словарь».

    Этимологический словарь: Этимология – это наука о происхождении слова, его первоначальном значении (этимос – «истина»). Первичное значение этого слова было «такой, какой должен быть».

    Библиотекарь: Кто ещё хочет выступить? Какие вы помните фразеологические обороты со словом ПРАВДА?                                            

    Дети: Верой и правдой служить.                                                                      

     По правде говоря.                                                                                                  

      В ногах правды нет.

    Библиотекарь: А почему молчит «Орфографический словарь»?

    Орфографический словарь: Слово ПРАВДА не требует справки в орфографическом словаре, оно пишется так, как слышится.

    Библиотекарь: Поступила записка. Слова просят «Афоризмы».

    Афоризмы: Энциклопедия определяет афоризм как мысль, выраженную в лаконичной, яркой форме и получившую характер самостоятельно существующего изречения. Авторы афоризмов – писатели, философы, политики, просветители. Вот несколько примеров.

    1. Когда сомневаетесь, говорите правду (М. Твен).
    2. Степень правдивости человека есть указатель степени его нравственного совершенства (Л. Толстой).

    Библиотекарь: А сейчас  мы разделимся на две команды, поиграем -поработаем со словарями.

    1. Игра «Справочное бюро»:

    -Выбери слово, соответствующее лексическому значению. Колорит, компонент, комфорт, компромисс, (составная часть чего-либо)

          Коалиция, коллегия, коллектив, коллекция (объединение, соглашение, союз).

    2.Игра «Следствие ведут знатоки»:

    -Определи, в каких значениях употребляется в тексте слово УГОЛ.

    «Хочется перечислить несколько наиболее острых углов, куда меня загоняли. Мать говорила: «Марш в угол!». Я шёл, становился и думал. После войны я снимал углы, в самые худшие годы. Угол зрения. В этот угол меня загоняли неоднократно. Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения, не совпадающий с прямым и верным» (К.Слуцкий)

    3.Игра «Эрудит»:

       -Раскрой значение выделенных слов.

       Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть.   

    4. Игра «Эстафета»:

    - Напишите правильно. Инте..егенция, га..ерея, а..ликация.

    5.Игра «Диктор»:

    - Расставь ударение, произнеси правильно. Агент, баловать, щавель, тефтели, хаос.

    6. Игра «Кто больше»:

    - Подбери синонимы к словам грустить, известить, пугаться.

    Пятница. День пятый

    Библиотекарь: Проводим КВН. Отвечаем на вопросы в соответствии со «станциями».

                               Теоретическая станция

    1. Что такое основа слова?
    2. Дать определение причастию.
    3. Что такое предложение?
    4. Что изучает синтаксис?
    5. Что такое причастный оборот?
    6. Какую роль в предложении играют союзы?
    7. Назовите части речи.

                              Практическая станция

    1. Разберите по составу слово благодарный.
    2. Назовите однокоренные слова к слову вода.
    3. Какого рода слова рояль, пианино, кофе, вермишель.
    4. Назовите слова с корнем -раст-  -рос.
    5. Определите способ образования слов привокзальный, розоватый, путешествие.
    6. Придумайте предложение с причастным оборотом.
    7. Объясните правописание слов загоревший, загар.

                               Сообразительная станция

    1. Задача – шутка.

    Шёл по дороге старик, а на встречу ему боец. «Здравствуй, отец», - говорит боец. А старик ему отвечает: «Здорово служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – всё значение одинаковое. И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством».  Задумался боец. Помогите отгадать ему эти слова.  (Дед, шалаш, Анна)

    1. Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова:

         Деревенский старожил

         Сад колхозный сторожил.

    1. Как большой дом превратить в маленький? (Прибавьте к слову дом уменьшительно – ласкательный суффикс -ик: домик)
    2. Какое слово задумано?

    В нём приставка такая же, как в слове подруга. Корень – как в слове игрушка. Суффиксы такие же, как в слове читал. (Поиграл)

    5.  В каком глаголе нет корня? (Вынуть)

                                  Станция «Зритель»

    1. Угадайте слово.

    Из писка птиц мой первый слог возьмёте,

    Второй – с бараньей головы.

    Откройте печь и там найдёте

    То, что не раз едали вы. (Пирог)

    1. Назовите пословицы, связанные с трудом или работой.
    2. Игорь написал на доске прописью: «Сто сорок и сто сорок будет двести». Допустил ли он ошибку в вычислении?  (Нет, если он правильно расставил ударение)
    3. Прочитайте скороговорку. Определите, у кого лучше получилось (Осип охрип, Архип осип).
    4. Что было написано на плакате до того, как ветер унёс согласные буквы?   (Д) О (БР)О (П)О(Ж)А(Л)О(В)А(ТЬ)!

    Понедельник. Закрытие недели русского языка.

    Подведение итогов. Награждение.

                             

          Литература:

    Начальная школа. – 2005. – № 7.

    Начальная школа. – 2007. – № 2.

    Начальная школа. – 2008. – № 3.

    Начальная школа. – 2008. – № 8.

    Русский язык в школе. – 1996. – № 1.

    Русский язык в школе. – 1998. – № 3.

    Учитель. – 2001. – № 3.



    Предварительный просмотр:

    Брейн-ринг "Выучи русский язык!"


    Оформление: стены украшены плакатами с цитатами великих людей:

    • «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (К. Паустовский)
    • «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом  нет никакого сомнения» (В.Белинский)
    • «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (А.И. Куприн)
    • «Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный как песня над колыбелью…» (А.Н. Толстой)

    Описание игры: нужно разделиться на две команды, первая команда будет называться «Суффиксы», а вторая «Корни». Задания будут одинаковые, а варианты заданий разные.

    ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

    Организационный момент

    Учитель:  Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка! Сегодняшний урок пройдёт в игровой форме. Девиз нашей игры: «Выучи русский язык!». Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки, в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте! Желаю всем удачи!

    СУФФИКСЫ

    КОРНИ

    Задание  1. О каких знаках препинания идет речь?

    Когда слова гремели и блистали,
    Я в моде был, я был на пьедестале!
    Однако время новое настало –
    Оно меня и свергло с пьедестала. 
    (Восклицательный знак)

    Известно миру с давних пор,
    Что знак и я немаловажный
    И не окончен разговор…
    И начинает думать каждый.
    Он очень вежлив…
    Не любит споров он и драк.
    (Многоточие)

    Что о себе сказать могу?
    Согнула жизнь меня в дугу.
    За свой характер я плачу-
    За то, что много знать хочу.
    (Вопросительный знак)

    Он всем старается помочь,
    Он в слове «мать» и в слове «дочь»
    И в тихом лунном слове «ночь».
    Чтоб никого не огорчить
    Он все старается смягчить…
    (Мягкий знак)

    Задание 2. Найдите общее окончание для данных буквосочетаний

    Фла
    Бал                                          (КОН)
    Дра
    За

    Пла
    Ис                                   (ТОК)
    Ка
    Напи

    Задание 3. Переставив по горизонтали буквы каждого ряда, составьте слова

    ОБЛУЬГ
    НИЦИАС
    ГАУПЙОП
    РОАКСО

    КОТУСОН
    НЕРЬСИГ
    БЕЙВОРО
    ВИГННИП

    Задание 4. Попробуйте придумать новые слова из слова АКТИВНОСТЬ

    Задание 5. Вопросы:

    Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (Многоточие, тире, кавычки)

    Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Ё)

    Учитель: А вы знаете, как во времена М.В. Ломоносова называли восклицательный знак, чёрточку и скобку? (Восклицательный – удивительным; черточку – единительным; скобки – вместительным.)

    Задание 6. Составьте предложение, каждого слово которого должно начинаться на букву К (или П, О, Н). (например, буква К. Катя купила книги Катаева, Каверина, Куприна, Прасковья Петровна пригласила Петра Петровича поужинать пирогами.)

    Задание 7.

    Перечислите по порядку 5 дней недели, не называя ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)


    Превратите слово мел в мелкое место, угол в топливо, шест в число? (МелЬ, уголЬ, шестЬ)

    Задание 8.

    Укажите существительное ж.р.

    Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе.


    Укажите существительное м.р.

    Радио, кофе, поле, помощь.

    Задание 9.  Назовите сложное слово

    А) Специалист по разведению садов. (Садовод) 
    Б) Канал для выхода дыма из трубы. 
    (Дымоход)
    В) Русская народная игра-пляска. 
    (Хоровод)

    А) Лес, поваленный бурей. (Бурелом) 
    Б) Аппарат для помола кофе. 
    (Кофемолка) 
    В) Дом, где живут студенты. 
    (Общежитие)

    Задание 10. Что обозначают эти выражения? (Попробуйте привести свои примеры)

    Шиворот-навыворот
    Спустя рукава
    Точить лясы

    При царе Горохе
    Медведь на ухо наступил
    Семь раз отмерь, один раз отрежь

    Задание 11. Для обеих команд (кто быстрее)

    Здесь вы сможете найти девять «выпускников» «Фабрики звезд». Конечно, все они вам знакомы! Вот только их фамилии (или псевдонимы) раскололись на части. Попробуйте их собрать.

    ДУБ

    СА

    СВЕ

    МА

    ША

    СОГ

    ВА

    ПО

    ЛЯ

    НЕ

    ЛИ

    ПИН

    ДИ

    КОЛ

    ВИ

    ДОЛЬ

    ВА

    КО

    КО

    ДАЙ

    СКАЯ

    НИН

    ТИ

    ЦО

    АНА

    ВА

    ДУН

    ЧЕ

    (Дубцова, Согдиана, Шаляпин, Подольская, Колдун, Светикова, Дайнеко, Малинин, Савичева)

    Учитель: А теперь последнее задание. Попробуйте все дружно отгадать сканворд.

    Задание  12. Головоломка в картинках (Приложение 1)

    • Рисунок 1: «Суффиксы»,
    • рисунок 2: «Корни».

    Подведение итогов

    После окончания игры учитель подводит итог. Объявляются результаты и победитель игры. В журнал проставляются оценки, которые получили ребята.

    Рис. 1

    Рис. 2

    Брейн-ринг "Сказки"
    Конспект игрового занятия

    Цель: • Активизировать имеющиеся у детей знания о сказках.

    Задачи:
    Образовательные:
    • Закрепить понятия: народная и литературная сказка.
    • Познакомить детей с разными видами сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных и др.
    • Учить детей определять виды сказок.
    • Привлечь внимание детей к авторам прочитанных книг.
    Развивающие:
    • Продолжить обогащение словаря детей новыми словами.
    Воспитательные:
    • Воспитывать у детей любовь к народным и литературным сказкам.

    Оборудование:
    • Книжная выставка «Сказки».
    • Красивая надпись на доске: «Брейн-ринг «Сказки».
    • Бубен вместо гонга.
    • Магнитофон с записями для музыкальных пауз.
    • «Волшебный сундук», из которого извлекается «Черный ящик» и т.п.
    • Предметы для «Черного ящика»: швейная игла, мочалка, муляжи или картинки (луковица, помидор, апельсин, лимон), игрушка Чебурашка, иллюстрации к «Сказке о царе Салтане».
    • Конверты с вопросами игры.
    • Призовые фишки за правильные ответы.

    Ход занятия:

    1. Орг.начало
    2. Вступительная беседа
    Сейчас на уроках литературы вы читаете народные сказки. И сегодня наша игротека посвящается разным сказкам. Со сказками вы знакомы с раннего детства.
    Какие самые первые сказки узнают все дети в нашей стране? (Репка, Колобок, Курочка Ряба).
    Ребята! А кто автор этих сказок? (Это русские народные сказки)
    Есть сказки, которые сочиняет народ, а есть сказки литературные. Авторами этих сказок являются писатели. Каких писателей-сказочников вы знаете? (Отечественные: А.С.Пушкин, К.Ушинский, К.Чуковский, Е.Шварц и др. Зарубежные: Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм и др.)
    Знаете ли вы, что сказки бывают разные: есть сказки, в которых действуют необычные герои: предметы, вещи, которые совершают разные чудеса. Как называются такие сказки? (Волшебные). Приведите примеры волшебных сказок («Золушка», «Летучий корабль», «Карлик-Нос»).
    Есть сказки, в которых описываются отношения людей. Такие сказки называются бытовыми. Какие из прочитанных на уроках литературы сказок можно отнести к бытовым сказкам? («Айога», «Заработанный рубль», «Три сестры»).
    Очень много сказок, в которых действующими лицами являются животные. Назовите такие сказки («Белый медведь и Бурый медведь», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»).
    В сказках собрана народная мудрость. Казалось бы такая простая и всем знакомая сказка «Волк и семеро козлят» чему она нас учит? (ОБЖ). Каждая сказка обогащает нас жизненным опытом, учит добру и справедливости.

    3. Правила игры
    Сегодня мы с вами сыграем в замечательную игру «Брейн-ринг» и выясним, хорошо ли вы знаете сказки.
    Класс делится на несколько команд по 4-6 человек в каждой. Капитаны команд по жребию вытаскивают игровой номер своей команды. После удара в бубен я задаю вопрос команде. Кто знает ответ, поднимает руку. Капитан команды решает, кто будет отвечать. Если ответ неполный, то команда может дополнить ответ своего участника. За правильный и полный ответ команда получает две призовые фишки. Если ответ неверный, то право ответа переходит к другой команде. Неполный ответ может дополнить другая команда, и тогда призовые фишки делятся между этими командами. Выкрики с места не засчитываются.

    4. Вопросы игры

    • Героиня, какой сказки, так говорит о себе: «Мое имя означает меру длины, равную всего 2,5см. Как меня зовут?»
    (Дюймовочка) Кто автор этой сказки? (Г.Х.Андерсен)

    • Внимание - «Волшебный сундучок»!
    С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок.
    (Игла)

    • Внимание - Объявление!
    Под праздник новогодний
    Издали мы приказ:
    Пускай цветут сегодня
    Подснежники у нас.
    Нарвите до рассвета
    Подснежников простых
    И вам дадут за это
    Корзину золотых!
    В какой сказке девочка идет зимой в лес за цветами? Кто автор этой сказки?
    (Сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»)

    • Внимание – «Волшебная папка»!
    Узнайте сказку по иллюстрациям. Назовите ее полное название и автора.
    К иллюстрациям можно дать подсказки в стихах:

    Ветер по морю гуляет
    И кораблик подгоняет;
    Он бежит себе в волнах
    На раздутых парусах.

    Князь у синя моря ходит
    С синя моря глаз не сводит;
    Глядь – поверх текучих вод
    Лебедь белая плывет.

    (А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)

    • Назвать автора и сказку, отрывок из которой вы услышите:
    «Появился на птичьем дворе маленький птенец, и до того он был безобразный: с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою семью»
    (Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»)

    • Из какой сказки эти слова:
    Ночь настала,
    Месяц всходит,
    Поле все Иван обходит,
    Озираючись кругом,
    И садится под кустом.
    Звезды на небе считает
    И краюшку уплетает.
    Кто ее автор?
    (П.Ершов. «Конек-горбунок»)

    • Внимание – реклама!
    Вот вам дети по стреле:
    И стреляйте на заре.
    Где стрела-то упадет
    Там и счастье ваше ждет.
    По какой сказке сделана эта реклама?
    (В сказке «Царевна-лягушка» братья пускали стрелы, чтобы найти себе жен. Стрела младшего - Ивана попала в болото, где ее подобрала заколдованная царевна-лягушка.)

    • Каким очень необычным видом транспорта воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть к царю во дворец? Как звали этого героя и что это за сказка?
    (Емеля поехал по печке в сказке «По щучьему велению»)

    • Внимание – «Волшебная шкатулка»!
    Здесь находится вещь, которую съел крокодил из сказки. Что это за вещь? Из какой сказки? Кто ее автор?
    (Крокодил проглотил мочалку в сказке К.Чуковского «Мойдодыр»)

    • Кто так говорил о себе:
    «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала, и я все стал видеть злым и безобразным».
    (Кай, герой сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева»)

    • Внимание – «Черный ящик»!
    Здесь находится игрушка – это главный герой книги, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола?
    (Игрушка Чебурашка. Сказка Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья»)

    • О ком идет речь в этих стихах?
    Работать умела красиво и ловко,
    В деле любом проявляя сноровку,
    Хлебы пекла и скатерти ткала,
    Шила рубашки, узор вышивала,
    Лебедью белой в танце плыла.
    Кто мастерица эта была?
    (Василиса Премудрая - героиня одноименной сказки)

    • Внимание – «Волшебная корзинка»!
    В какой сказке эти овощи и фрукты (луковица, помидор, лимон, апельсин) действуют как живые существа? Кто написал эту сказку?
    (Д.Родари «Приключения Чипполино»)

    • Какие слова надо было сказать, чтобы цветик-семицветик исполнил все желания?
    (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли быть по-моему… вели.)
    Кто автор сказки «Цветик-семицветик»?
    (В.Катаев)

    5. Завершение игры
    Подведение итогов игры. Награждение победителей и участников игры. Общий танец под музыку песни из кинофильма «Приключения Буратино»

                               



    Предварительный просмотр:

    1. Нестандартный урок по русскому языку в 6-м классе по теме "Употребление местоимений в речи". Ток-шоу "Слова-загадки"


    Цели урока:

    1. Научить правильно употреблять местоимения, чтобы речь была ярче, красивее и выразительнее.
    2. Развивать внимание, память, творческие способности.
    3. Воспитывать в учениках любовь к языку, слову.

    Тип урока: нестандартный урок.

    Методы: слово учителя, беседа, игра.

    Оборудование: таблица, тексты с заданиями, стихи, вопросы.

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    1. Cообщение темы.

    В русском языке существует специальная часть речи - это местоимение. Каждое местоимение – загадка. За ним может скрываться множество слов. Он – это и папа и брат. Сегодня мы попробуем прикоснуться к тайне этих слов. А урок мы проведём в форме очень популярного телевизионного жанра – ток-шоу.

    2. Лексическая работа.

    - Каково, по-вашему происхождение этого слова “ток-шоу”?

    - Из какого языка оно к нам пришло?

    - Постараемся, чтобы наш урок получился не столько показным, сколько полезным. Итак…

    Ток-шоу открывается!
    К началу все готовы!
    Билеты предлагаются
    За вежливое слово.

    3. Коммуникативная ситуация.

    - Любое представление начинается с приобретения билета. Не будем отступать от правила!

    - Послушайте диалог.

    У кассы

    Ты послушай, дай билет!
    Ваше вежливое слово!
    У меня такого нет.
    Ах, у Вас такого нет?
    Не получите билет!

    - Что было не соблюдено в диалоге?

    - Что такое “этикет”?

    - Не случайно на нашем ток-шоу встретились местоимения и этикет. Посмотрите, какие правила этикета нарушил покупатель?

    - Когда уместно употребление местоимения “ты”?

    Обратимся за помощью к таблице.

    Употребление местоимений

    Уместно

    Ты, твой

    - По отношению к хорошо знакомому человеку.

    - В неофициальной обстановке, при дружеских отношениях.

    - По отношению к равному или младшему.

    Вы, ваш

    - По отношению к незнакомому человеку.

    - В официальной обстановке.

    - При подчёркнуто вежливом, сдержанном отношении к человеку.

    Вывод

    - Как связаны между собой этикет и употребление местоимений?

    - Умение правильно употреблять местоимения – очень важно.

    - Сейчас вы в этом ещё раз убедитесь.

    - Приглашаю наших первых гостей. Послушаем их рассказы, в чём их трудности?

    Ученица. Мы с Артуром ходим на дополнительные занятия по русскому языку. Но вчера Артур пропустил занятие, сказал, что ходил с мальчиками в кино. А дальше – как в известном стихотворении.

    Ученик.

    Они ползут, а он им – раз!
    А тут как раз она ползла,
    А он как даст ему со зла!
    А он им – раз ! Они ей – раз!
    Но тут как раз её он спас,
    Ведь он был с нею заодно…

    - В чём причина непонимания между одноклассниками?

    4. “Местоимения-заместители”.

    - Какие части речи могут заменить местоимения?

    5. Комплексный анализ текста.

    - Послушайте стихотворения Агнии Барто, о чём говорится в нём?

    Я люблю ходить вдвоём
    В поле, в лес, на водоём.
    Я люблю пускаться в путь
    Не один, а с кем нибудь…
    Белка в зелени густой
    Скачет в перелеске.
    Крикнуть некому: “Постой!”
    Я один: мне красотой
    Поделиться не с кем.

    - Какие местоимения преобладают в стихотворении? Какую тональность они придают ему?

    6. “Шутке – минутка”.

    - Прежде чем пригласить нашу следующую гостью, сделаем рекламную паузу: отвечаем на вопросы-шутки.

    1) Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?

    2) Какое местоимение, если его прочитать наоборот, станет союзом?

    3) Из какого указательного местоимения можно испечь пирог, если прибавить 100?

    4) Cын моего отца, но не мой брат. Кто это?

    5) Какие два личных местоимения портят дороги?

    6) Какой газ отрицает личное местоимение?

    7) Какому личному местоимению надо добавить не один год, а года, чтобы получился синоним слова “польза”?

    7. Игра “Аукцион”.

    - В русском языке есть немного примеров, когда речь можно сделать яркой с помощью фразеологизмов. Приведите примеры.

    - А теперь устроим аукцион. Вот этот лот (подарок) получит тот, кто последним назовёт фразеологизм, состоящий только из местоимений (и служебных слов).

    8. Редактирование предложений.

    - Редакторы нашего ток-шоу приготовили предложения, в которых неверно употреблены местоимения. Нужно устранить ошибки и пояснить причины таких ошибок.

    Предложения

    1. “Слышу, сзади меня кто-то танцует. Вижу, они танцуют на большой фанере”.
    2. “Дубровский застрелил медведя.Троекуров велел снять с него шкуру”.
    3. “Лицо у ней круглое”.
    4. “Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии”.
    5. “Мурзик, когда видел незнакомые лица, он лаял”.
    6. “Повесть “Выстрел” - интересна. В нём много захватывающих событий”.

    9. Обобщение, подведение итогов.

    - Что нового узнали?

    - Какие задания были наиболее интересными?

    10. Домашнее задание.

    - Составить рассказ по теме урока, используя выводы и самостоятельно подобранные примеры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку "Славлю тебя, русский язык!"

    Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку "Славлю тебя, русский язык!"...

    Тезисы к методической разработке раздела образовательной программы по русскому языку

    Тезисы к методической разработке раздела образовательной программы по русскому языку 8 класс...

    Методическая разработка к внеклассному мероприятию по английскому языку 5-6 классы по мотивам эпизода мультсериала «Фиксики» «The Team»

    Методическая разработка к внеклассному мероприятию по английскому языку5-6 классы по мотивам эпизода мультсериала «Фиксики» «The Team»Автор: Свительская Т.П., учитель английского языка Цели и задачи: ...

    Неформальный подход к внеклассной работе по русскому языку

    Рассказ о том, как в небольшой сельской школе учителям русского языка удалось провести веселый  и интересный праздник "День грамотности"....

    Методический семинар "Формы внеклассной работы по русскому языку и литературе как средство развития творческой личности учащихся"

    Влияние форм и видов внеклассной работы по русскому языку и литературе на развитие творческой активности учащихся в учебном процессе....