Внеурочная деятельность. "Дружба начинается с улыбки" ФГОС. 5 класс.
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Монгуш Екатерина Михайловна

Раскрытие понятия «дружба»; создание моно-проекта «Законы дружбы». Формирование личностной и коммуникативной рефлексии, осознание подростками своих качеств и мотивов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhba_nachinaetsya_s_ulybki.docx26.29 КБ
Файл proekt.docx262.65 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1. Занятие №17.

Актуализация знаний.

  • Слушаем детскую песню «От улыбки …».
  • О чём эта песенка? Определите тему занятия?
  • Тема: Дружба начинается с улыбки.

Слайд 2. Цель: раскрытие понятия «дружба»; создание моно-проекта «Законы дружбы».

Слайд 3.

Слайд 3. Как  вы понимаете, что такое дружба? Работа в группах. (Метапредметные связи.)

  • Имя существительное. Неодушевлённое. Нарицательное. 1 склонение. Женский род. Именительный падеж. Единственное число.

В предложении может быть подлежащим.

  • Дружба. Морфемный разбор.
  • Дружба. Фонетический разбор.
  • Дружный, дружелюбный. Словообразование.
  • Дружба. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

(Толковый словарь С.И. Ожегова).

Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.

  • Пословицы.  Если ребята не вспомнят, можно предложить игру: «Собери пословицу».
  • Друзья познаются в несчастье.
  •  Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Добрая шутка дружбы не рушит.

Приложение №1. Работа в группе.

Слайд 4.

Друзья познаются…… а имей сто друзей.

Крепкую дружбу…… в несчастье

Не имей сто рублей….. и топором не разрубишь

Старый друг…… дружбы не рушит

Добрая шутка…… лучше новых двух

Слайд 5. Стадия осмысления.  Мудрые.

  • «Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа, - это дружба». Ларошфуко Франсуа де

Как вы понимаете это высказывание? Фронтальная работа.

Выслушаем ребят.

Слово учителя.

  • Дружба является одной из важнейших жизненных ценностей в судьбе каждого человека. Во все времена  и у всех народов высоко ценилась дружба, верность, преданность. «Кто не ищет дружбы с близким, то себе заклятый враг» Шота Руставели. 12 век. По своему происхождению слова «дружба» тесно связано с такими понятиями, родственная близость. Выражение «друзья и братья» некогда звучало буквально. Генеральная Ассамблея ООН объявила 30 июля Международным днём дружбы.

Слайд  6.Игровое задание «Чемодан».

Цель:  формирование личностной и коммуникативной рефлексии, осознание подростками своих качеств и мотивов.

В игре проявляется внимание, наблюдательность, такт по отношению к своим одноклассникам.

Ребята учатся анализировать ситуацию, сравнивать, доказывать, убеждать, быть терпимее друг к другу.

Возраст: 10-11 лет

Форма занятия: групповая.

Материал:  картинки, открытые два чемодана.

Описание задания: группы собирают «чемоданы», называя те качества, которые помогают настоящей дружбе, и те, которые мешают строить дружеские отношения, над которыми им  надо работать, чтобы от них избавиться.

Оценивание: в конце игры тот, кто узнал в себе отрицательные качества, отвечает на вопрос: Каким образом он хотел бы изменить себя?

Что нового ребята узнали о себе?

Приблизительные ответы учащихся.

 Настоящая дружба.

  • Доверие
  • Общие интересы
  • Привязанность
  • Стремление понять друг друга. Взаимопонимание
  • Общие переживания
  • Источник радости
  • Понимает меня
  • Верный
  • Умение отдавать, быть щедрым
  • Забота
  • Внимательность
  • Неповторимый
  • Интересный

Мнимая дружба. Что мешает дружбе?

  • Человек думает только о себе.
  • Грубый
  • Злой
  • Не умеет хранить тайну
  • Обманывает
  • Нетактичный
  • Ищет выгоду

Слайд  7. Словарь.

  • Дружба — …это бескорыстная приязнь.
  •  Бескорыстие — …нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград и возмездий…Толковый словарь В.Даля.

Слайд 8. Показываю иллюстрации. (Весы, книга-закон, молоток, Конституция) Зачем? С чем это связано? Атрибуты чего? Знакомимся со словом ЗАКОН.

  • Закон - это общеобязательное правило, регламентирующее поведение и деятельность членов общества и(или) их отношения с государством.
  • Закон — это официальное правило, установленное государством и регулирующее какую-либо сферу общественной жизни, которое все должны соблюдать. …(Толковый словарь Ожегова)

Слайд 9.

Физминутка: «Мы – друзья»

Встаньте, дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Пусть будет шире Дружбы круг.

В кругу стоят друзья твои,

Ты им улыбку подари.              (Дети улыбаются друг другу)

Слева друг и справа друг,

А вместе это Дружбы круг,

Другу справа руку пожми,

Передай ему тепло твоей руки.        (Дети пожимают руку тому, кто справа)

Слайд 10. Чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать определённые правила, законы. Попробуем их составить. Групповая работа.

Если появились затруднения, можно предложить закончить предложения.

Помогай…

Умей…

Не смейся…

Останови…

Не обманывай…

Умей быть…

Слайд 11. Законы дружбы.

  1. Умей с другом разделить печаль и  радость.
  2. Всегда быть откровенным с другом.
  3. Не смейся над недостатками друга.
  4. Останови друга, если он делает что-то плохое.
  5. Умей принять помощь, совет.
  6. Предложи  свою помощь, а не жди  просьбы о помощи.
  7. Не обманывай друга.
  8. Не предавай друга.
  9. Относись к другу как к себе.
  10. Умей признавать свои ошибки.
  11. Не бойся попросить прощения.
  12. Не груби.
  13. Не выдавай  чужие секреты.
  14. Будь постоянным в дружбе.
  15. Старайся, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавай неловких ситуаций.

Слайд 10. Рефлексия. В.П. Катаев "Цветик-семицветик"

  • Вспомните, как девочка Женя использовала свои 6 желаний.
  • Какое было её последнее желание?  Для себя? НЕТ ДЛЯ ДРУГА!
  • У вас только один лепесток и вы можете загадать только одно желание, запишите его на лепесточке.

Литература.

Шемшурина А И Этические диалоги.

Маленкова ЛИ Классный руководитель.  Практические материалы.

Асмолов АГ Формирование УУД в основной школе.



Предварительный просмотр:

  1. Умей с другом разделить печаль и  радость.
  2. Всегда быть откровенным с другом.
  3. Не смейся над недостатками друга.
  4. Останови друга, если он делает что-то плохое.
  5. Умей принять помощь, совет.
  6. Предложи  свою помощь, а не жди  просьбы о помощи.
  7. Не обманывай друга.
  8. Не предавай друга.
  9. Относись к другу как к себе.
  10. Умей признавать свои ошибки.
  11. Не бойся попросить прощения.
  12. Не груби.
  13. Не выдавай  чужие секреты.
  14. Будь постоянным в дружбе.
  15. Старайся, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавай неловких ситуаций.

Тема проекта:  «Законы дружбы».

Цель:

  • формирование представления о нравственных нормах дружбы, товарищества; стремление следовать им в коллективе.
  • формирование личностной и коммуникативной рефлексии, осознание подростками своих качеств и мотивов.

Задачи:

  • создание  условия для воспитания нравственных качеств личности воспитанников;
  • развитие умения видеть проявление этичных норм дружбы, товарищества в повседневном поведении;
  • формирование нравственной оценки и самооценки в связи с этическими нормами дружбы, товарищества;
  • Включение  учащихся в различные задания, деятельность, позволяющие проявить и закрепить навыки этичного поведения.

Гипотеза исследования:

  • подростку легче сравнивать себя со сверстниками, чем со взрослыми, и видеть собственные недостатки и успехи. Постоянное сравнение себя со сверстниками может стать действенным средством воспитания в формировании нравственных ориентиров.

Участники проекта: учащиеся 5-х классов.

Продолжительность проекта: занятие №17.

Практические задания:

  • группы собирают «чемоданы», называя те качества, которые помогают настоящей дружбе, и те, которые мешают строить дружеские отношения;
  • обработка и анализ собранного материала.

Подведение итогов: памятка «Законы дружбы».

Оценка проекта: оформление классного уголка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования .Мы начинаем путешествие. 6 класс.

Программа для дополнительного образования учащихся 6 класса . (Материал из цикла : занимательная география.)...

Образовательная программа внеурочной деятельности "Все начинается с семьи2

Новизна программы состоит в подходе к феномену гражданственности как целостному сложному личностному  образованию...

Презентация "Солдат войну не начинает" (10-11 классы)

Презентация "Солдат войну не начинает" (10-11 классы)...

Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс

Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии  с  требованиями  Федерального  государственного  образовательног...

Программа по внеурочной деятельности "Все начинается с детства"

Программа по внеурочной деятельности " Все начинается с детства"...

Внеурочное занятие для обучающихся 5–7 классов в форме викторины «С чего начинается Родина?», посвященной 100-летию Республики Бурятия.

Цель: формирование у обучающихся представлений о понятии «истинный патриотизм»; понимание истоков любви к родному краю, углубление знаний об истории, традициях, культуре Республики Бурятия...