Как сформировать редакцию школьного издания?
занимательные факты на тему

Петракевич Екатерина Александровна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_sformirovat_redaktsiyu_shkolnogo_izdaniya.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как сформировать редакцию школьного издания?

На одном из совещаний директоров объявляется конкурс школьных средств массовой информации или смотр школьных пресс-центров. Любой директор мечтает, чтобы его школа была первой. Уже у себя в кабинете директор говорит: “Надо бы нам свой пресс-центр организовать, газету сделать, на конкурс выставить… Действуйте, Марья Ивановна!”. И озадаченная Марья Ивановна собирает классных руководителей: “Срочно делегируйте в школьный пресс-центр одного ребенка!”. Классный руководитель приходит в класс и тычет пальцем в самого активного ученика, у которого и без того забот хватает. Представляете, как он отнесется к этой 335-й заботе!? Между тем, в классе наверняка нашелся бы не один заинтересованный ученик.

Лично я, организуя редакцию или пресс-центр, скажем в муниципально-подростковом клубе или школе, брала всех, кто приходил с горящими глазами. Ведь в нашем деле главное — желание! И не важно, что школьник не умеет рисовать, фотографировать или правильно писать сочинения. Первое: в газету пишут не сочинения, а материалы, в основе которых лежат факты, происходящие здесь и сейчас, в которых участвуют сами дети, их учителя и родители. Второе: в редакции нужны разные люди. Должны быть и такие, которые вовремя чайник поставят, пирожков напекут и всех репортеров накормят. Возможно потом, напитавшись атмосферой редакции, эти ребята активизируются, и в каждом из них проснется талант журналиста, фотокорреспондента, художника или дизайнера.

Кадры решают все! 
В нашем случае это верно на 100%. Потому что кадры решают, какие рубрики вести в газете, какие темы поднимать в своих материалах, в каком виде выпускать свое средство массовой информации.
 

В пресс-центре должны быть следующие специалисты:

Редактор — очень ответственная должность. Он, в конечном итоге, несет ответственность за все, что написано в газете. Видимо поэтому многие руководители школьных пресс-центров берут на себя эту ответственность, и подписываются главными редакторами.

Обозреватель — тот журналист, который хорошо умеет анализировать происходящие в школе события, связать их с событиями районного, областного и даже государственного, вселенского масштаба.

Корреспонденты — трудяги, которые пишут, пишут и пишут утром, днем и ночью. Их в пресс-центре ровно столько, сколько тем вы поднимаете в своей газете. Спортивный комментатор, ответственный за культурный отдел, учебный сектор, специалист по кулинарным рецептам, литературный редактор и т.д. Их главный принцип — ничего не принимать на веру! Все проверять, уточнять, допытываться, отыскивать подробности.

Фотокорреспондент — человек, владеющий техникой съемки, умеющий сделать фоторепортаж, т.е. показать событие в картинках и написать  сопроводительный текст к нему: что за событие, где произошло, кто участвовал, какова кульминация и чем всё в конечном итоге закончилось.

Художник — от этого человека может зависеть общий стиль издания. К материалам, которые не сопровождаются фотографиями, нужны рисунки. Настоящему художнику не нужно объяснять, что нужно изобразить, он сам читает материал, и сам же иллюстрирует его.

Дизайнер, или оператор компьютерной верстки, или верстальщик, а если у вас стенная газета, то этот человек зовется художником-оформителем, т.к. именно он располагает материалы и иллюстрации на полосах или листе ватмана, он составляет шапку издания, разрабатывает макеты полос.

 Как только она становится обузой или обязанностью, в редакции становится тихо. Поэтому необходимо создать благоприятную атмосферу для развития творческих личностей. Ребята должны стремиться стать членами редакции. Входить в пресс-центр должно быть престижно. Именно поэтому в детских СМИ взрослые находятся на позиции школьников, они считаются с мнением авторов и читателей. А когда ребята видят, что их материалы влияют на жизнь, улучшают ее, когда они чувствуют ответственность за происходящее в коллективе, тогда газета становится настоящим помощником в организации работы школы.

Работа в редакции должна приносить радость!

В пресс-центре, кроме процесса создания газеты, сбора и обработки информации, должны быть какие-то традиции (посвящения в юнкоры, совместные праздники, акции), атрибутика и символика (галстуки, визитки, ручки, блокноты). 

Мы всегда в редакции “РОСТа” придумывали что-то: карнавал 31 августа с лозунгами “Даешь 32 августа!”, “Круглый год — каникулы!”; "День лампочки"; "День именинника". В музее есть копилка игр и сценариев праздников, которыми можно сопровождать жизнь пресс-центра, привлекать внимание к газете и вовлекать новые силы в процесс ее создания.

У вас есть свой взгляд на то, как можно сформировать редакцию или пресс-центр? Поделитесь им.

Учебный минимум

Стартовый ликбез по журналистике можно найти на электронной странице газеты “РОСТ”. Кроме того, существует масса книг, в которых можно найти полезные советы, чужой опыт с ошибками и удачами, в конце концов, просто теорию и моменты из чужой практики. О литературе, которую можно использовать в своей деятельности, читайте ниже.

Источники информации и методы её сбора

"Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы" Редактор-составитель М.Ф. Мэллет
Репортеры добывают информацию из следующих трех источников:  

  • документы  и  записи; 
  • интервью; 
  • личные  наблюдения. 

Каждая категория достаточно обширна и заслуживает отдельного рассмотрения.

Упоминание о документах и записях, вероятно, сразу наводит на мысль о брачных лицензиях, завещаниях, актах передачи недвижимости, свидетельствах о смерти, результатах вскрытия, дипломах, повестках в суд, ордерах на арест, полицейских отчетах об арестах и происшествиях, патентах, свидетельствах о разводе, стенограммах судебных заседаний, правительственных бюджетах и тому подобных вещах. Но под документами и записями подразумевается нечто гораздо большее.

Вырезка из газеты — это тоже документ, как и информационное сообщение или пресс-релиз. Добавьте сюда справочники, любую публикацию по интересующему вас вопросу — и начало работы над материалом можно считать успешным.

Большинство репортеров быстро осваивают эти известные источники. Кроме всего прочего, репортер не должен забывать о том, что мы живем в мире записанных слов. Любое мало-мальски значительное событие имеет целый “шлейф” документов: заявка, монография, научное изыскание, доклад, изобретение, справка, банковский отчет, акт о ревизии. Иногда можно отыскать документы, проливающие свет на самые запутанные истории. Они могут скрываться под самыми непредсказуемыми названиями, но они имеются.

Итак, обязательный принцип: всегда предполагайте, что документ существует.

Вы скоро узнаете, где искать стандартные правительственные документы, вы будете их отличать  по типичным названиям. Но поиск не будет легким в отношении разовых документов — например, докладной записки для внутреннего пользования. Поэтому, когда вы будете объяснять возможному владельцу документа, что именно вам нужно, вам придется опираться не на название документа, а на его описание. Очень часто бывает так: пока вы пребываете в замешательстве по поводу поисков “трудного” документа, тот, кого вы просите о нем, вдруг говорит: “Не имеете ли вы в виду такой-то материал о том-то? Он как раз находится у меня в подшивке”. И, разумеется, нужные документы часто можно найти в банке данных компьютера.

Никогда не забывайте о существовании документа. Он представляет ценность сам по себе, подтверждая или подвергая сомнению ту информацию, которую вы набрали с помощью интервью или наблюдений. Далее, документ является необходимой поддержкой, если кто-то пытается опровергнуть ваш материал.

Второй источник информации — интервью — может быть любого размера и годится при любых обстоятельствах. Фраза вспотевшего после матча спортсмена в раздевалке — это интервью. Так же, как и звонок служащему правительственного учреждения с просьбой проинформировать вас о повестке дня. Но, как правило, интервью означает некую последовательность вопросов-ответов, создающую цельный материал на заданную тему. Советам по проведению удачного интервью будет посвящена отдельная глава.

Во время любого интервью репортер должен быть уверен, что интервьюируемый знает, с кем говорит. С обычными информаторами проблем, как правило не возникает. Они могут возникнуть при интервьюировании людей, которые редко (если вообще когда-либо) общаются с прессой. Им следует сообщить, что вы ищете информацию, которая будет опубликована.

И репортер, и информатор обязаны знать, на каких условиях предоставляется информация. Официальные лица часто дают сведения, предполагая, что в качестве источника будет приведено не конкретное имя, а, например, ссылка на некое “высокопоставленное официальное лицо”. Они могут давать информацию и таким образом, что опознать их в опубликованном материале будет невозможно, а это означает, что вы вообще не сможете сослаться на источник.

Очень часто информатор дает вам сведения “не для печати”, имея в виду, что вы не вправе ими воспользоваться.    В этих случаях нужно быть очень осмотрительным. Как правило, такую информацию не стоит принимать, поскольку она свяжет вам руки. И если вам удастся в дальнейшем получить те же сведения от другого человека, первый решит, что его предали, либо он запретит вам использовать ее.

Тем не менее, бывают ситуации, когда информация “не для печати” может помочь вам настроить материал. Тут необходим здравый смысл. Если вы сомневаетесь, посоветуйтесь с редактором. Иногда информатор слишком пуглив, но после соответствующего разъяснения может всё же согласиться на опубликование предоставленных им сведений. Бывают случаи, когда репортеру нужно сразу предупредить информатора: “Если это не для печати, я не хочу этого слышать”.

Отношения с информатором могут быть сложными из-за того, что в прошлом у него был негативный опыт работы с журналистами, и теперь он не верит ни одному из них. Это препятствие можно преодолеть только завоеванием вашей собственной доброй репутации, т. е. честностью и профессионализмом.

Третий важный источник информации — ваши личные наблюдения. Число примеров бесконечно: военный корреспондент на поле боя, репортер на пожаре, на спортивном состязании, или репортер, берущий интервью у важного лица. В каждом из случаев необходимо уметь подмечать такие детали, которые помогут перенести воображение читателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В редакции школьной газеты

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Первое знакомство учащихся с дизайном текста....

ПРОГРАММА дополнительного образования «Редакция школьной газеты» (3 года)

Разработанная нами программа «Редакция школьной газеты» посвящена организации школьного периодического издания посредством взаимодействия учащихся, учителей и родителей и построена на взаимосвяз...

МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ВЫПУСКА ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ НА ПРИМЕРЕ РЕДАКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ГАЗКТЫ «ЗВОНОК»

Создание школьной газеты сложное и кропотливое дело, требующее больших усилий. Тем не менее, с каждым годом в школах Санкт-Петербурга все чаще и чаще появляются органы печати. Школьная журналистика вы...

РЕДАКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И ОРГАН САМОУПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ

РЕДАКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И ОРГАН САМОУПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕАлексей Геннадьевич Пшеничный, руководитель проекта «Школьная газета «Страница 372», педагог дополни...

РЕДАКЦИЯ ШКОЛЬНОГО РАДИО «TEEN`S NEWS FM»   в аспекте интеграции основного и дополнительного образования

РАБОТЫ  РАДИОЦЕНТРА  И  РЕДАКЦИИ  ШКОЛЬНОГО  РАДИО  •Общее повышение качества радиотрансляции и       озвучивания школьных меропри...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «РЕДАКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ»

Данная программа способствует анализу и пониманию устного и печатного слова у учащихся, а также  содействует тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём соц...